В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Какие требования предъявляются к современному уроку
· хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
· учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
· урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
· учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
· вывод делают сами учащиеся;
· минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
· времясбережение и здоровьесбережение;
· в центре внимания урока — дети;
· учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
· умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
· урок должен быть добрым. Необходимо обратить внимание и на принципы педагогической техники
· свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
· открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса).
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
1.Определение темы учебного материала.
2.Определение дидактической цели темы.
3.Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
4.Продумывание структуры урока.
5.Обеспеченность урока.
6.Отбор содержания учебного материала.
7.Выбор методов обучения.
8.Выбор форм организации педагогической деятельности
9.Оценка знаний, умений и навыков.
10.Рефлексия урока.
В отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.
Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту.
Технологическая карта урока — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
•название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
•цель освоения учебного содержания;
•планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
•метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
•основные понятия темы;
•технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
•контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволит учителю:
•реализовать планируемые результаты ФГОС;
•определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
•системно формировать у учащихся УУД;
•осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
•определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
•проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
•освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам
освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
•определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
•на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
•выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
•решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
•соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
•обеспечить повышение качества образования.
Таким образом, современный урок направлен на
· формирование и развитие УУД,
•на достижение личностных результатов;
•Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;
•Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
•Проектировать пути их реализации;
•Контролировать и оценивать свои достижения.
|