Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Территориальная организация сферы обслуживания




 

Прежде чем говорить о территориальной организации сферы обслуживания и о ее влиянии на организацию населения, необходимо остановиться на некоторых общих понятиях в данной области. Сначала определим состав сферы обслуживания и ее отличия от сферы услуг и непроизводственной сферы, так как в литературе часто можно встретить употребление терминов "непроизводственная сфера", "сфера услуг" и "сфера обслуживания" в качестве синонимов.

В современном обществе человек потребляет не только разнообразные товары, предоставляемые ему материальным производством, но и услуги. Услуга в данном случае - это труд, направленный на удовлетворение потребностей определенной личности (индивидуального заказчика, клиента, потребителя). Этим услуги отличаются от производства, которое выпускает массовые товары, потребляемые обезличенными группами людей.

В советской науке услуги подразделялись на производственные и непроизводственные. Первые имели дело с материальными объектами: изготовление и ремонт по индивидуальным заказам одежды и других предметов потребления, торговля и общественное питание, транспорт. Поэтому они считались частью материального производства. Непроизводственные услуги не имеют прямого материального выражения (консультации врача, образование, культурное обслуживание и т. п.). Поэтому они считались частью непроизводственной сферы.

В настоящее время большинство ученых и практиков склонно объединять и производственные, и непроизводственные услуги в единую сферу услуг. Основными отраслями сферы услуг являются следующие.

1. Жилищно-коммунальное хозяйство — обслуживание жилья с его благоустройством (электроснабжение, отопление, водопровод, канализация и др.). Состоит из многочисленных организаций, занимающихся как комплексным обслуживанием конкретных жилых зданий (ремонтно-эксплуатационные управления, жилищно-коммунальные отделы и др.), так и обеспечением отдельных видов благоустройства (участки электросети, котельные, водозаборы и т. п.).

2, Торговля — продажа населению различных потребительских товаров. Состоит из магазинов, рынков, киосков, передвижных торговых точек и др. торговых организаций. Фактически с этой розничной торговлей тесно связана и оптовая — торговые базы, склады, закупочные организации.

3, Общественное питание — доведение до потребителей готовых блюд питания и их полуфабрикатов. Состоит из столовых, кафе, ресторанов, буфетов и т. п. организаций питания.

4, Бытовое обслуживание — целая группа отраслей, включающая прежде всего 1) изготовление по индивидуальным заказам или ремонт различных потребительских товаров (одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей и др.) — состоит из ателье, мастерских, станций техобслуживания и т. п.; 2) услуги личной гигиены — бани, прачечные, химчистки, парикмахерские; 3) услуги по уходу за домом — уборка, мытье окон и т. п.; 4) ритуальные услуги — кладбища, крематории; а также пункты проката, фотографии, гостиницы и некоторые другие учреждения.

5, Общее образование и воспитание детей — детские ясли, сады, общеобразовательные школы (но не учреждения профессионального образования, образующие отдельную отрасль).

6, Медицинское обслуживание — обеспечение охраны здоровья населения, включающее больницы, поликлиники, медпункты, диспансеры различной специализации, станции "скорой помощи", родильные дома, санатории и профилактории, санэпидемстанции, аптечные учреждения.

7, Социальное обеспечение — обслуживание нетрудоспособных членов общества: пенсионеров, инвалидов, детей без родителей. К этой отрасли относятся детские дома и интернаты, дома для престарелых и инвалидов, органы пенсионного обеспечения.

8 Рекреационное обслуживание — обеспечение отдыха и восстановления физических сил населения. Состоит из туристических и экскурсионных организаций, домов отдыха, туристических гостиниц, детских летних баз отдыха, пляжей, парков, организаций физкультуры и спорта и других учреждений.

9. Культурное обслуживание — обеспечение духовных потребностей людей. Состоит из театров и кинотеатров, концертных и выставочных залов, музеев, цирков, библиотек, клубов и домов культуры, книжных издательств.

10. Информационное обслуживание — доведение до населения разнообразной информации. Осуществляется средствами массовой информации — телевидением, радио, издательствами газет и журналов, информационными агентствами.

11. Кредитно-финансовое и страховое обслуживание — организации, обеспечивающие движение потоков денежных и других аналогичных средств. Это банки, страховые организации, финансовые компании, инвестиционные фонды и т. п.

12. Охрана имущества и прав граждан — деятельность правоохранительных органов (милиции, прокуратуры, судов, охранных агентств и др.) по обеспечению безопасности и прав конкретных людей.

13. Юридическое и нотариальное обслуживание — консультации населения, удостоверение подлинности документов и другие услуги, оказываемые юридическими и нотариальными конторами.

14. Связь (услуги связи) — обеспечение информационных потоков между людьми посредством почты, телеграфа, телефона, Интернета.

15. Транспорт (услуги транспорта) — перевозка пассажиров с различными целями. Осуществляется как организациями разных видов транспорта (автобусными парками, аэропортами, авиакомпаниями, железными дорогами, пароходствами и др.), так и личным транспортом (в основном автомобильным).

Отдельные организации могут одновременно выполнять услуги, относящиеся к разным отраслям. Например, крупные магазины часто имеют подразделения общественного питания, парк культуры и отдыха одновременно обеспечивает и рекреационное, и культурное обслуживание и т. д. В том числе возможно совмещение в рамках одной организации производственных услуг (общественное питание) и непроизводственных (культурное и рекреационное обслуживание). Поэтому во многих случаях смыл имеет не отраслевой, а только комплексный анализ сферы услуг.

При этом совокупность всех учреждений (оказывающих непроизводственные услуги) и предприятий (оказывающих производственные услуги) сферы услуг называют социальной инфраструктурой общества. Ее задача - комплексное обеспечение жизнедеятельности людей (в отличие от производственной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование предприятий). В современном обществе большинство товаров доходит до населения через сферу услуг. Поэтому с ее развитием тесно связаны бюджет времени, а через него -условия жизни, уровень жизни и образ жизни населения.

Кроме этого, существуют отрасли, относящиеся к непроизводственной сфере, которые обслуживают не конкретных потребителей, а общество в целом или его большие группы. Отнесение этих отраслей к сфере услуг было бы неправильным. Основными из них являются:

1. Государственное управление — координация работы различных отраслей по обеспечению жизнедеятельности и развития общества. Осуществляется на разных уровнях и, соответственно, обслуживает:

— все общество (в границах государства) — Президент России и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ;

— большие группы общества (в границах административных единиц) — органы государственной власти в регионах.

2. Профессиональное образование, обеспечивающее подготовку специалистов для всех отраслей экономики. Состоит из организаций высшего (университеты, институты, академии и др.), среднего (техникумы, колледжи и др.) и начального (профессионально-технические училища и др.) образования.

3. Наука — выявление и внедрение новых знаний. Состоит из организаций научно-исследовательских (институты, лаборатории и т. п.) и опытно-конструкторских (конструкторские бюро, опытные производства, испытательные полигоны и др.).

4. Охрана государственной безопасности - вооруженные силы, органы государственной безопасности, таможенные органы, пограничная служба и др.

5. Общественные организации, выражающие интересы больших групп населения и обеспечивающие обслуживание соответствующих потребностей, — профессиональные союзы, религиозные организации, культурные и научные непрофессиональные общества, клубы любителей различных видов деятельности и т. п.

Таким образом, сфера услуг состоит в основном из отраслей непроизводственной сферы, но также частично — из производственных отраслей. В свою очередь, непроизводственная сфера включает в себя не только отрасли сферы услуг, обеспечивающие потребности конкретных людей, но и некоторые другие, обслуживающие общество в целом. В итоге можно ввести более широкое понятие — сфера обслуживания, которое будет включать в себя и всю непроизводственную сферу, и всю сферу услуг. Именно в таком понимании сфера обслуживания будет рассматриваться дальше — это все отрасли непроизводственной сферы вместе с производственными отраслями сферы услуг.

Важное понятие, определяющие многие особенности организации сферы обслуживания, — понятие потребности. Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для подержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы или общества в целом. Соответственно, можно выделить несколько уровней потребностей:

1) биологические — потребности в пище, воде, тепле и т. п.;

2) личностные — биологические потребности, опосредованные обществом: определенное качество пищи, одежды и т. п.;

3) социальные — потребности в безопасности, общении, справедливости;

4) интеллектуальные пассивные потребности — в знаниях, информации и др.

5) интеллектуальные активные потребности — в самовыражении, творческом труде.

Наличие потребностей — обязательное и необходимое условие существования человека, внутренний стимул к какой-либо деятельности. При этом проявляется закон возвышения потребностей — удовлетворенная потребность замещается новой, более сложной или более высокого уровня.

Для территориальной организации сферы обслуживания большое значение имеет наличие географических различий в потребностях. Главные факторы таких различий следующие.

1. Природные — в частности, требования к жилищу зависят от климата территории, сейсмичности, характера грунтов, количества осадков и других природных особенностей территории. Климатические условия во многом определяют также различия потребности в питании и одежде — в условиях холодного климата калорийность пищи должна быть выше, а изоляционные свойства одежды — больше. Различия потребностей в жилище, питании и одежде ведут к более высокой стоимости жизни в районах с более суровыми природными условиями.

2. Состав населения влияет прежде всего на различии потребностей в учреждениях, предназначенных для определенных возрастных групп населения - детских садах и яслях, школах, домах престарелых. Кроме возрастного существенны также семейный, социальный, этнический и другие виды состава населения.

3. Движение населения может быть естественным (рождаемость, смертность и естественный прирост) и механическим (миграционным). Уровни рождаемости и смертности определяют потребности в соответствующих учреждениях здравоохранения. Высокая миграционная подвижность имеет влияние и прямое — появляется повышенная потребность в транспорте, и косвенное - повышается общий уровень потребностей, так как население имеет возможность сравнивать состояние сферы обслуживания в разных местах.

4. Доходы населения определяют соотношение самообслуживания и общественного обслуживания. Чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля самообслуживания, так как исчезает необходимость экономить средства на услуги, предоставляемые специализированными организациями сферы обслуживания. С ростом доходов растут также потребности в количестве и качестве предоставляемых услуг.

5. Характер расселения влияет на возможности удовлетворения потребностей в своем населенном пункте или его ближайшем окружении. Чем дальше друг от друга расположены населенные пункты, и чем хуже транспортные связи между ними, тем более развитой должна быть сфера обслуживания в каждом населенном пункте. Так, город с населением около 200 тыс. чел. в северо-восточных районах России (Якутск, Петропавловск-Камчатский, Норильск и т. п.) должен иметь более развитую сферу обслуживания, чем аналогичный по размерам город около Москвы (Подольск, Зеленоград и др.). Для удовлетворения потребностей жителей подмосковного города будут работать организации сферы обслуживания в Москве и других соседних городах, тогда как на северо-востоке страны использование организаций соседних городов (удаленных на сотни и тысячи километров) оказывается невозможным.

6. Достигнутый уровень обслуживания населения влияет на развитие потребностей в услугах высоких уровней. Так, потребность в регулярном посещении театров вырабатывается лишь тогда, когда у человека есть такая возможность, т. е. он живет в театральном центре или его ближайших окрестностях. Но после формирования достаточно большой группы людей, нуждающихся в регулярном посещении театров, начинают появляться новые театры, и развитие идет по новой. Основными методами определения потребностей являются нормативный и поведенческий. Нормативным методом хорошо определяются биологические потребности исходя из объективных потребностей организма в пище, жилье и т. д. Соответствующие исследования ведутся такими науками, как физиология, гигиена, психология, архитектура. По результатам этих исследований созданы системы нормативов (гигиенических, строительных и других), которые учитываются в планах развития городов и административных районов как ориентиры, которые обязательно должны быть достигнуты в относительно недалекой перспективе (10—30 лет). Так, минимальная норма площади жилищ в настоящее время — 18 м2 общей площади на человека. В идеале никто в нашей стране не должен жить в более тесных помещениях, хотя временные рамки выполнения этого норматива неопределенны.

Но большинство потребностей, формируемых обществом, определяется только поведенческим методом. Он исходит из реального поведения населения и фактических требований, предъявляемым человеком к сфере обслуживания. При этом направления развития потребностей можно определить, изучая так называемые опережающие группы населения - с более высокими уровнями доходов и образования. Предполагается, что современное потребление услуг в таких группах соответствует тому, которое в перспективе будет характерно для большинства населения.

В общем случае можно построить разные типологии потребителей услуг. Так, по фактическому потреблению и нуждаемости можно выделить четыре группы потребителей:

1) неразвитый потребитель — не потребляет и не нуждается;

2) потенциальный потребитель — не потребляет, но нуждается;

3) неудовлетворенный потребитель — потребляет, но нуждается дополнительно;

4) удовлетворенный потребитель — потребляет и больше не нуждается.

По наличию услуги по месту жительства и фактическому потреблению можно выделить также четыре группы потребителей:

1) обделенные — не имеют на месте и не потребляют;

2) отчужденные — имеют на месте, но не потребляют;

3) мобильные — не имеют на месте, но потребляют в другом пункте;

4) локальные — имеют на месте и потребляют.

Схема комплексной типологии потребителей представлена на рисунке. Выделенные типы потребителей отражают разные этапы их развития. Первый тип — несформировавшийся потребитель в неразвитой среде: население не имеет услуги по месту жительства, не потребляет ее и не нуждается в ней. Затем возможны три варианта развития:

1) появляются мобильные потребители (получающие услугу в других местах) в неразвитой среде, сначала удовлетворенные состоянием сферы обслуживания по месту жительства (второй тип), а затем неудовлетворенные (третий тип);

2) у "немобильных" жителей появляется потребность, но услуги еще нет — потенциальные потребители в неразвитой среде (четвертый тип);

3) появляется услуга, но потребности в ней еще появилось — несформировавшийся потребитель в развитой среде (пятый тип).

Затем или появляется потребность в услуге или она появляется по месту жительства. В итоге формируется шестой тип — удовлетворенный потребитель в развитой среде, и сферу обслуживания на данном этапе можно считать сформировавшейся. Но затем с ростом потребностей может появиться неудовлетворенность существующим уровнем обслуживания, и тогда появится седьмой тип — неудовлетворенный потребитель в развитой среде.

В итоге можно выделить главные особенности сферы обслуживания.

1. Место и время производства и потребления услуги для большинства видов услуг совпадают. Поэтому при размещении


большинства организаций сферы обслуживания наиболее важной оказывается ориентация на потребителя - или на его место жительства, или на его место работы, или на транспортные потоки между местами жительства и работы. 2. Услуги могут быть нужными всем и всегда (например, услуги жилищно-коммунального хозяйства), многим и всегда (транспорт — для поездок с самыми разнообразными целями), немногим и всегда (школы — для тех семей, где есть дети школьного возраста), немногим и иногда (больницы — людям с плохими состоянием здоровья).

3. Услуги, как правило, можно подразделить на повседневные (необходимые постоянно), периодические (необходимые от одного до нескольких раз в месяц) и эпизодические (необходимые несколько раз в год или реже). Для первой группы особенно важна близость к потребителям — их жилью или работе. Организации, оказывающие услуги, как правило, самые маленькие, а их сеть самая густая. Для эпизодических услуг более важным оказывается качество, разнообразие, обеспеченность специалистами. Организации наиболее крупные, и находятся они обычно в местах, одинаково хорошо доступных для большого количества потребителей (в центре города). Организации, оказывающие периодические услуги, по характеристикам занимают промежуточное положение между двумя крайними группами, а их размещение наиболее тесно связано с транспортными потоками.

4. Для большинства услуг характерны резкие временные колебания потребности в них. Эти колебания могут быть суточными (утренний и вечерний часы пик на транспорте), недельными (нагрузка на зрелищные учреждения в основном в выходные дни), сезонными (курортный сезон для учреждений рекреации и лечения, а также для „всех других организаций сферы обслуживания в курортных районах). Общая мощность организаций должна быть такой, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей в период максимальной нагрузки. Но значительную часть времени "пиковые" мощности простаивают, что снижает экономическую эффективность сферы обслуживания.

5. Для каждого вида услуг можно выделить минимальные и оптимальные размеры предприятий с точки зрения качества и себестоимости услуг. При этом обычно резко преобладают организации минимального размера. Укрупнение размеров ведет к повышению качества и снижению себестоимости, но при этом происходит удаление организаций обслуживания от потребителей. Таким образом, социальная эффективность (удобство для потребителей) вступает в противоречие с экономической (оптимальные размеры предприятий).

6. Выделяются услуги платные и бесплатные. Последние также являются платными, но их предоставление финансирует все общество в целом через соответствующие бюджетные и внебюджетные фонды. Поэтому для конкретных потребителей они получаются бесплатными. Платные услуги предоставляются всем желающим их получить и способным оплатить. Поэтому связь между конкретными потребителями и организациями оказывается вероятностной. Вероятность использования определенного предприятия тем больше, чем более оно доступно для потребителя. Для бесплатных услуг, как правило, существует четкая привязка (территориальная) потребителей к организациям. Обычно потребители привязаны к ближайшим (территориально) организациям, но особенности административного устройства могут вносить нарушения в эту зависимость.

7. Одним из главных критериев уровня развития сферы обслуживания и оптимальности ее территориальной организации является доступность услуг. Она может быть территориальной (временной) и финансовой (доходной). Территориальная система обслуживания — учреждения обслуживания вместе со своей зоной влияния. Соответственно, можно выделить центры обслуживания — пункты, которые обслуживают не только собственное население, но и из других мест. Доступность в таком случае можно выразить как долю людей, пользующихся услугой, от всего количества населения в зоне влияния, которое нуждается в данной услуге.

8. Территориальные системы обслуживания различаются в городах и в сельской местности. В городах система состоит из трех уровней: 1) город; 2) жилой район; 3) микрорайон. Для каждого уровня формируется свой набор учреждений сферы обслуживания. В больших городах численность населения микрорайонов достигает 20 тыс. чел., районов - до 100—150 тыс. чел. В малых городах выделяются только микрорайоны с населением 4—6 тыс. чел. В пределах микрорайона, как правило, предоставляются все повседневные услуги. Главное — близость к потребителю (в пределах пешеходной доступности 5—10 мин) при минимальном уровне качества. В пределах района предоставляется большинство периодических услуг. Организации наиболее часто концентрируются в транспортных узлах (пересечение магистралей, станции метро и т. п.). Территориальная доступность — 5—10 мин на общественном транспорте. На уровне города предоставляются практически все услуги, в том числе эпизодические. Для них главное — это качество при доступности для максимального количества потребителей. Поэтому соответствующие организации концентрируются обычно в центре города.

9. На селе относительный полный набор учреждений повседневного обслуживания можно создать только в населенных пунктах с более чем 1 тыс. жителей. Это будет соответствовать микрорайону в городе, но некоторые организации придется дотировать, так число клиентов будет слишком мало для безубыточной работы. В более мелких поселениях будут только отдельные учреждения (магазины, школы, больницы и др.), а в большинстве сельских населенных пунктов вообще нет никаких учреждений обслуживания. Эпизодические и большинство периодических услуг сельским жителям предоставляются в городах, что является одним из проявлений центральных функций городов.

10. Можно выделить несколько основных показателей развитости сферы обслуживания. В сельской местности особенно большое значение имеют транспорт и сеть дорог, чтобы обеспечить доставку потребителей к центрам обслуживания. Поэтому очень важный показатель — густота транспортной сети. Для каждого вида услуг можно определить удовлетворенность — по нормативам (нормативный метод) или по реальному потреблению (поведенческий метод). Существенно также потребление услуг на человека (в абсолютных или денежных показателях), но душевое потребление обязательно надо соотносить с доступностью — долей потребляющих услугу от всех нуждающихся в ней. Среднее душевое потребление может быть относительно высоким, при этом для большинства нуждающихся услуга может быть недоступной по тем или иным причинам. Важный показатель — комплексность сферы обслуживания. Предоставление многих видов услуг может быть развито очень хорошо, но при этом услуги не взаимозаменяемы. И отсутствие хотя бы одной из основных услуг делает всю сферу обслуживания неразвитой, не способной удовлетворить потребности. Наконец, о значении сферы услуг в экономике судят по ее доле в ВВП и занятости. Но при этом иногда даже 100% доля сферы обслуживания является свидетельством не ее высокого уровня развития, а показателем неразвитости всех остальных сфер экономики (например, такая ситуация может сложиться в шахтерском городе после закрытия всех шахт).

По мере роста значения сферы обслуживания в обществе увеличиваются масштабы связанных с ней миграций. Маятниковые поездки за услугами в развитых странах по масштабам уже превосходят маятниковые трудовые поездки, хотя и отличаются меньшей регулярностью. Огромные масштабы получили также нерегулярные рекреационные поездки. Только зарубежные страны с туристическими целями ежегодно посещает около 700 млн. чел., в основном из США, Японии и европейских государств.

В некоторых небольших государствах с благоприятными природными условиями (Кипр, Мальта, Багамские острова и др.) иностранный туризм уже стал основой экономики, и, таким образом, вся их жизнедеятельность связана со сферой обслуживания. Своеобразно формирующееся при атом расселение. Лучшие участки (вдоль морских и речных побережий и т. п.) предназначены не для постоянных жителей, а для туристов. Причем жилища коренных жителей отличаются, как правило, более низким уровнем благоустройства. Но в общем случае сфера обслуживания в развивающихся государствах значительно отстает по сравнению с уровнем развитых стран.

Заметно отстает от уровня развитых государств сфера обслуживания в России. В советский период многие ее отрасли развивались по "остаточному" принципу, так как приоритет отдавался другим отраслям экономики (военно-промышленному комплексу и др.). В период кризиса 1990-х гг. многие отрасли сферы обслуживания также оказались в тяжелом положении, поскольку финансировались или через дефицитный государственный бюджет, или через резко снизившийся платежеспособный спрос населения.

Поэтому значительно увеличилась доля самообслуживания по большинству видов услуг. Особенно ярко это проявилось в сельской местности, где многие предприятия сферы обслуживания закрылись, поскольку были дотационными, резко подорожал транспорт. В итоге и территориальная, и финансовая доступность многих услуг для большинства сельских жителей резко снизилась. Проявилась данная тенденция и для городских жителей. Около 1/3 всех городских семей имеют садовый участок или дом в деревне, где в летний период самостоятельно организуют свой отдых и частично обеспечивают себя продуктами питания. Еще около 20% горожан делают это у своих сельских родственников. В итоге сформировались массовые сезонные миграционные потоки между городами и сельской местностью, которые в развитых странах практически полностью связаны со сферой обслуживания, а у нас используют эту сферу лишь в малой степени.

Очень значительна в России территориальная дифференциация в уровне развития сферы обслуживания. Даже на уровне экономических районов и федеральных округов различия достигают нескольких раз. Так, объем платных услуг на человека в год (обобщенный показатель развития бытового обслуживания) в 2000 г. в Центральном районе составлял 6,1 тыс. руб., а в Центрально-Черноземном — 1,4 тыс. руб. На уровне регионов субъектов РФ различия в развитии разных отраслей достигают десятков раз.

Различия в уровнях развития сферы обслуживания между разными территориями уже давно являются в России одной из главных причин постоянных переселений. Ярко проявилась эта причина в 1960—1970 гг., когда до 1 млн. чел. ежегодно переселялось из сельской местности в города, в том числе из-за неразвитости сельской сферы обслуживания. Особенно важной эта причина может быть для некоторых групп населения, связанных с необходимостью потребления определенных услуг. Так, в сельской местности семьи, имеющие детей школьного возраста, стремятся переселиться в те поселения, где есть школы.

В общем случае в России можно выделить следующую иерархию центров обслуживания:

1) столица — Москва;

2) города - главные центры экономических районов и федеральных округов (Новосибирск, Санкт-Петербург*, Ростов-на-Дону и т. д.);

3) центры регионов — субъектов Российской Федерации (Псков, Белгород, Пенза и т. д.);

4) межрайонные центры, обслуживающие население нескольких сельских районов внутри региона (Орск в Оренбургской области, Новокузнецк в Кемеровской области и др.);

5) районные центры;

6) кустовые центры, обслуживающие население нескольких сельских администраций внутри района;

7) центры сельских администраций;

8) сельские поселения, имеющие организации сферы обслуживания.

Особую специфику размещения имеют рекреационные и санаторно-курортные учреждения. При их размещении важным оказывается не только близость к потребителю услуг, но и наличие соответствующих природных и социально-экономических ресурсов. Поэтому два крупных рекреационно-курортных района сформировалось в нашей стране на Северном Кавказе - - наиболее благоприятном по природным условиям районе России, располагающем к тому же. большими запасами минеральных вод и другими лечебными факторами. Это район Кавказских Минеральных Вод в Ставропольском крае (города Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и др.) и черноморское побережье Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик).

Однако большую вместимость имеют также рекреационные и санаторно-курортные учреждения Московской области. Их развитие было обусловлено не благоприятными природными условиями, а близостью потребителя. Рассчитаны они в основном на краткосрочные отдых и лечение. Важные центры туризма расположены в Северо-Западном (Санкт-Петербрг с пригородами, Ростов Великий, Новгород, Псков) и Центральном экономических районах (города Золотого кольца России — Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Углич, Переславль-Залесский, Сергиев Посад).

В расчете на жителей России развивались в советский период курортные районы в государствах ближнего зарубежья. Самые важные из них — это Черноморское побережье Украины, Черноморское побережье Грузии, побережье Балтийского моря в Латвии, Литве и Эстонии. Но в 1990-е гг. российским гражданам по различным причинам удобнее и выгоднее стало выезжать на отдых не в эти районы, а в государства дальнего зарубежья. Ежегодно в начале XXI в. с туристическими целями выезжает из России в государства дальнего зарубежья около 3 млн. чел. Больше всего — в Турцию, Испанию, Финляндию, Египет и Кипр. Приезжает туристов в Россию из дальнего зарубежья примерно в 3 раза меньше. Одна из причин этого - уровень обслуживания туристов в России сильно отстает от современных мировых стандартов. Так, во всей стране имеется только 350 тыс. мест в гостиницах (в 3 меньше, чем в Австрии), а мест в гостиницах современного класса (от 3 до 5 звезд) всего 75 тыс. — меньше, чем во многих европейских городах.

В общем случае можно сказать, что развитие взаимосвязи территориальной организации населения и сферы обслуживания находится в противофазе с аналогичной связью для хозяйства в целом. Появляется сфера обслуживания вслед за населением, но по мере ее развития размещение населения все больше начинает ориентироваться на сферу обслуживания. В нашей стране уровень развития сферы обслуживания заметно отстает от современных стандартов. И на большей части территории России концентрация населения слишком мала, чтобы отрасли обслуживания могли интенсивно развиваться. Но в некоторых районах — наиболее освоенных и заселенных в центре и на юге Европейской части России — возможности для развития есть. Видимо, именно в этих частях страны будет концентрироваться население в перспективе.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...