Основные требования организации профессиональной деятельности педагога- психолога в условиях реализации ФГОС.
Нормативно-правовые основания деятельности педагога-психолога закреплены в следующих документах:· Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(ст. 42);· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 №373 (п.28); · Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 №1897 (п.25); · Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17.05.2012 № 413 (п.25) Принципиальным отличием образовательного стандарта стала ориентация на новый результат. Стандарт направлен на обеспечение, в числе прочего: - духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; - преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования; - условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения; - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Но именно ФГОС впервые устанавливает требования к результатам обучения, одним из которых является, в том числе, личностное развитие учащихся. Достижение этого результата становится обязательным для учителя. Все это предполагает значительное увеличение объема работы психолога в образовательном учреждении, и об этом говорит один из разработчиков федерального государственного образовательного стандарта О.А. Карабанова: «Действительно его психологическая составляющая несоизмерима с той, что была в предшествующем варианте. И это очень серьезно, потому что перед образовательными учреждениями поставлена задача обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса». В условиях внедрения ФГОС на них возложена миссия - психологическое сопровождение развития младших школьников. В связи с этим, основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе; - профилактика возникновения социальной дезадаптация; - оказание психологической, коррекционной помощи обучающимся и другим участникам образовательного процесса; Рассмотрев основные направления деятельности педагога-психолога ОУ и сопоставив их с ключевыми положениями Стандарта, можно выделить следующие важные задачи психологического сопровождения младших школьников: - обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования универсальных учебных действий (УУД) у детей дошкольного и младшего школьного возраста; - осуществление комплексного мониторинга развития индивидуально-личностных характеристик, в том числе духовно-нравственного развития и воспитания, детей дошкольного возраста и учащихся начальной ступени образования; - организация психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся; - выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям. Задачи психологического сопровождения младших школьников, продиктованные ФГОС, позволили выявить некоторые проблемы, с которыми могут столкнуться психологи образования: - недостаточная просвещенность психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с новыми требованиями;
- отсутствие системы в отслеживании динамики психического и личностного развития обучающихся начальной школы; - отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированных универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также результатов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. следует выделить важные профессиональные качества, которыми должен обладать психолог образования: - знание основных закономерностей психического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека; - использование методов диагностики развития, общения, деятельности учащихся; - использование возрастных и индивидуальных особенностей, способностей и интересов детей в психолого-педагогической деятельности; - использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской области; - соблюдать принципы профессиональной этики в своей профессиональной деятельности; - применять математические методы для анализа и обработки информации; - принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач; - использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности. - способен организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития; - применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи; - осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики; - эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности. Взаимная позиций специалистов администрации и педагогов, их тесное сотрудничество на всех стадиях, необходимое условие плодотворной работы по введению ФГОС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|