Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рельеф на спинке парадного кресла Тутанхамона




XIV в. до н.э
Дерево, золото, серебро, фаянс, стекло.
Египетский музей, Каир

 

Гробница фараона Тутанхамона, расположенная в Долине царей, была открыта в 1922 г. В четырех залах гробницы содержались бесчисленные богатства: сундуки с разноцветными инкрустациями, богато украшенные ложа и складные кровати, стулья, кресла, табуретки, игральные столики, позолоченные инкрустированные колесницы, модели судов, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы, большие и маленькие статуи, изображения животных и т. п. Один из шедевров парадной мебели — изготовленный из дерева трон Тутанхамона. Спинку трона украшают гибкие фигуры царственной четы, выгравированные на золотом листе, со вставками из самоцветов, серебра, фаянса и цветного стекла.

Царский трон фараона Тутанхамона изготовлен из резного дерева. Сверху покрыт листовым золотом, полудрагоценными камнями и разноцветным стеклом. На задней стенке можно видеть рисунок, изображающий фараона и его жену Анхесенамон.

Они поражают совершенством передачи натуры. Подлокотники имеют форму крылатых змей, увенчанных коронами. Шесть кобр из позолоченного дерева извиваются между поддерживающими cпинку брусьями. Но основное, что поражает, это изображенная на спинке трона сцена.

В одном из залов дворца (возможно, еще Ахетатона), колонны которого обвиты гирляндами цветов и украшены фризом из изображений священных кобр — уреев, в кресле в непринужденной, даже несколько небрежной позе сидит Тутанхамон. Падающие сверху лучи солнца озаряют его и Анхесенпаамон. Она, видимо, умащает супруга благовониями из сосуда, который держит в руке. Подобные интимные сюжеты, передающие сцены повседневного быта, чрезвычайно характерны для искусства того времени, так же как и утонченность, плавность, мягкость линий. Цветовая гамма, несмотря на первоначальную — сейчас она несколько потускнела — яркость и обилие тонов, также говорит о тонком вкусе и чувстве гармонии. Обнаженные части тела и лица фараона и его жены выполнены красной стеклянной пастой, головные уборы — бирюзовым фаянсом, а одежда—серебром. Все это, так же как и инкрустированные украшения и орнамент, наложено на золотой фон.

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА;ИСКУССТВО ЕГИПТА; ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ период,

Плита фараона Нармера. Черты египетского канона

Материал-известняк

Высота-64 см

Сооружена в память победы Южного Египта над Северным и объединения долины Нила в единое государство. Рельефы на обеих сторонах плиты

 

представляют пять сцен, из которых четыре рассказывают о победе царя Юга над северянами

Слева-царь в короне Южного Египта, убивающего северянина, а внизу - убегающих северян. На другой стороне плиты наверху изображено торжество по случаю победы: царь в короне побежденного Севера идет с приближенными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу - царь в образе быка, разрушающий вражескую крепость и топчущий врага; на средней части этой стороны - символическая сцена культового, но неясного содержания.

 

Канон:1.каждая сцена-законченное целое и в то же время часть общего замысла памятника. 2.Сцены расположены поясами,одна над другой.

С одной стороны, здесь отлились новые черты, показывающие овладение художником более высоким мастерством в передаче действительности: пропорции фигур почти правильны, отмечены мускулы, положение каждого человека четко охарактеризовано различием одежд, головных уборов, атрибутов. И наряду с этим закреплены приемы, идущие из далекого прошлого, - показ социального различия действующих лиц разницей в масштабах их фигур, изображение различных частей тела человека, животного и птицы с разных точек зрения. Плита Нармера показывает сложившийся классовый характер египетского искусства, явно выраженный в ней стремлением возвеличивать образ царя всеми доступными средствами - непомерным усилением масштабов его фигуры, сохранением пережитков древних тотемистических представлений в изображении царя в виде мощного быка, подчеркиванием тесной связи царя с божеством. Так, в главной сцене над головой убиваемого царем пленного дано символическое изображение победы Нармера: бог Гор в виде сокола протягивает царю веревку, привязанную к голове северянина, выступающей из проросшей болотистыми растениями земли - дельты Нила. Таким образом, плита Нармера является памятником, который показывает завершение развития искусства доклассового периода египетского общества и в то же время начало искусства рабовладельческого Египта.

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА;ИСКУССТВО ЕГИПТА; Амарнское искусство(правление Аменхотепа IV-Эхнатона и Тутанхамона - первая половина XIV) Раскрашенный рельеф на фрагменте домашнего алтаря Эхнатона и Нефертити

1-я четверть 14 в. до н.э.

Египетский музей. Каир.

Штукатурка на камне, долото, темпера

Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт царя и его семьи — супруги, знаменитой Нефертити (Нефернефруатон), и многочисленных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона, протягивающего им символы жизни и властвования

Фараон XVIII династии Аменхотеп IV (Эхнатон) провел религиозную реформу, оказавшую значительное влияние на искусство Нового царства. Он запретил все старые культы, единственным истинным богом провозгласив Атона — бога солнца. Эхнатон основал новую столицу — Ахетатон (современная Эль-Амарна). Яркий, но недолгий период царствования Эхнатона принято называть амарнским периодом. Рельеф изображает семью Эхнатона: его самого, его супругу царицу Нефертити и их дочерей — на фоне божественного солнечного диска.

Рельеф изображает семью Эхнатона: его самого, его супругу царицу Нефертити и их дочерей — на фоне божественного солнечного диска.

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА;ИСКУССТВО ЕГИПТА; Амарнское искусство(правление Аменхотепа IV-Эхнатона и Тутанхамона - первая половина XIV) «Плакальщицы»-рельеф из Мемфиса

Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Изображение живых человеческих чувств стало одним из первых признаков наступавшего яркого расцвета искусства Ахетатона. До сих изображение чувств встречалось только в сценах оплакивания умерших. Теперь интерес к ним заметно усиливается.
Этот рельеф страшно далек от прежнего параллелизма древнего египетского искусства и строгой равномерности его интервалов. Теперь это уже не чинная процессия, а толпа. Фигуры теснятся, смешиваются, их ритм усложняется – одни согнулись, другие падают наземь, третьи запрокинулись назад. Что может быть драматичнее этих простертых, заломленных, поднятых к небу гибких рук? Экспрессия чувствуется даже в самих движениях резца художника, нервных и порывистых. Одни линии очень сильно углублены, подчеркнуты, другие проведены легко – так достигается беспокойная игра теней и усиливается впечатление пространственной сложности композиции.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...