Юридические свойства Конституции. Действие Конституции, порядок её изменения и дополнения.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В статье 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дано определение Основного закона. Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Исходя из данного определения, можно выделить характерные черты Конституции Республики Беларусь. Главной, как видится, является её высшая юридическая сила. Конституция – это нормативный правовой акт, которому должны соответствовать все остальные акты законодательства. Наличие данного признака неоднократно прослеживается в различных статьях самого текста Конституции. ! Примеры из Конституции, указывающие на ее высшую юридическую силу. Важно учитывать то обстоятельство, что законодательное закрепление такого признака не является достаточным для реального действия и обеспечения высшей юридической силы Конституции. Поэтому предусмотрен ряд иных гарантий обеспечения высшей юридической силы: судебный конституционный контроль, конституционный надзор, осуществляемый уполномоченными органами, закрепление прямого действия конституции, конституционно-правовая и иные виды ответственности и пр. Помимо этого важным фактором является правовая культура людей, осознание огромной роли конституции в правовой системе государства. - Основополагающий, учредительный характер – заключается в том, что Конституция учреждает основы развития общества и государства, регулирует наиболее важные общественные отношения. - Предмет конституционного регулирования – еще одна отличительная черта Конституции, которая выводит ее на первый план в системе права (см. вопрос 2).
- Реальность, которая обозначает, что Конституция соответствуют фактически существующим общественным отношениям. - Прямое действие. Важным свойством любой конституции является её непосредственное действие (либо большей части её норм). Данное свойство основного закона не позволяет превратить его в декларативный, недействующий документ. Оно обеспечивает действие конституции как нормативного правового акта, статьями которого следует руководствоваться всем органам власти, должностным лицам, гражданам и их объединениям, в том числе при рассмотрении конкретных дел в судах и органах исполнительной власти. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно утверждать, что закрепление такой важной характеристики как прямое действие основных законов, не является чем-то новым. Конституции многих государств содержат в своём тексте данный принцип, который является дополнительным гарантом соблюдения основного закона. Например, в Конституции Российской Федерации сказано, что её нормы имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 15). Часть 2 статьи 4 Конституции Казахстана устанавливает, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. В Конституции Португалии (часть 1 статьи 18) сказано, что конституционные положения о правах и свободах и их гарантиях являются нормами прямого действия и обязательны для государственных и частных учреждений. Статья 6 Конституции Литвы говорит о том, что она является целостным и непосредственно применяемым актом. Каждый может защищать свои права, основываясь на Конституции. В польской Конституции (пункт 2 статьи 8) также указано на то, что предписания Конституции применяются непосредственно, поскольку она не постановляет иначе. О непосредственном действии основного закона говорится и в пункте 2 статьи 5 Конституции Болгарии.
Следует отметить, что хотя в Конституции Республики Беларусь данный признак прямо не оговаривается, косвенно это подтверждается в статье 112, которая устанавливает, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Если при рассмотрении конкретного дела суд придёт к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Однако нельзя забывать о том, что прямое применение норм Конституции не является исключительной прерогативой суда, данная возможность должна быть предоставлена всем субъектам права без исключения. Кроме того, статья 137 Основного Закона также свидетельствует о прямом действии его норм: «Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция». Принцип прямого действия не избавляет субъектов правотворчества в целом ряде случаев от необходимости конкретизировать положения Конституции в законодательстве, принимая нормы как материального, так и процессуального права. Таким образом, исключения из данного правила могут быть предусмотрены в самом тексте Основного Закона, когда для регулирования какого-либо вопроса устанавливается необходимость принятия специального нормативного правового акта, к которому и отсылает Конституция. Таким образом, в конституции можно различить нормы непосредственного действия и нормы отсылочного характера. ! Найти примеры в Конституции Республики Беларусь. - Стабильность – это длительность действия конституции без внесения существенных изменений. Стабильность конституции основывается на незыблемости самого социального строя, в условиях которого она принимается и который оформляет. Стабильности конституции способствует усложненный порядок ее принятия, а также ее реальность, т.е. соответствие фактической ситуации в государстве.
- Особый порядок принятия и изменения – это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений, дополнений в Конституцию. До внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года вопрос о её пересмотре мог решаться двумя способами: путём рассмотрения Верховным Советом инициативы 150 тысяч граждан или не менее 40 депутатов Верховного Совета, Президента, Конституционного Суда и через референдум (статьи 147, 149). Согласно действующей редакции Конституции вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (статья 138). Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены и через референдум (статья 140). А в соответствии с частью третьей статьи 140 Конституции разделы I, II, IV и VIII могут быть изменены только путём референдума. Таким образом, согласно действующей редакции Конституции Республики Беларусь правом на предложение о внесении изменений и дополнений в Основной Закон обладают две группы субъектов: 1) Президент, Национальное собрание и избирательный корпус в количестве не менее 450 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (при изменении путем референдума); 2) Президент и не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (при внесении законопроекта в Парламент). Данный вариант пересмотра Конституции, предусматривающий усложнённую процедуру принятия закона, является более сложным. Во-первых, определены периоды, в течение которых названный закон приниматься не может: в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей. Во-вторых, установлена необходимость двух его обсуждений с промежутком в три месяца и принятие его квалифицированным большинством в 2/3 голосов от полного состава каждой из палат Парламента. В-третьих, разделы I, II, IV, VIII могут быть изменены только путём референдума.
Несложно заметить, что депутаты Палаты представителей и Совет Республики лишены права инициативы для решения вопроса об изменении и дополнении Конституции. Даже если говорить об изменении Основного Закона путём проведения референдума, то для Национального собрания закреплена особая процедура принятия предложения о назначении референдума (предложение палат Парламента должно приниматься на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат), в то время как Президент назначает референдум по собственной инициативе без каких-либо дополнительных требований. В связи с этим представляется неоправданным ограничение полномочий Парламента при решении вопроса об изменении и дополнении Конституции, поскольку именно Национальное собрание является представительным и законодательным органом Республики Беларусь, члены которого отражают интересы различных групп населения. Следует упомянуть и тот факт, что в мировой практике полное лишение парламентского корпуса права на данную инициативу встречается крайне редко. Наоборот, если круг субъектов, уполномоченных инициировать пересмотр конституции, сужается, то это происходит в отношении других государственных органов, но никак не парламента (например, такого права лишается Совет министров в Польше и Франции, правительство и граждане в Португалии, президент и правительство в Литве). Конституция считается принятой, если за неё проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат. Какие-либо иные особенности процедуры принятия Парламентом новой Конституции на сегодняшний день не установлены. Можно предположить, что в отношении принятия новой Конституции должны выполняться требования статей 138 и 139 действующего Основного Закона, регулирующие порядок внесения в Конституцию изменений и дополнений. Таким образом, Конституция Республики Беларусь относится к категории жёстких конституций, изменение которых связано с прохождением более сложной процедуры, чем требуется для принятия обычных законов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|