Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие налогообложения в России




Финансовое устройство Древней Руси складывается во время объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в. Существующие в этот период податные отношения имели еще достаточно примитивную форму, однако со временем под воздействием внешних и внутренних политических и экономи­ческих факторов происходит их постепенная трансформация.

В развитии податных отношений Древней Руси выделяют не­сколько этапов. К первому этапу относится формирование инсти­тута податей славянских племен. Податные отношения этого пе­риода были случайными, несистемными, поэтому не носили в полном смысле этого слова финансового характера. Второй этап связан с формированием простейших податных форм, где склады­ваются важнейшие черты налогов — определенная, стабильная форма платежа и его закрепления, обязательность и систематич­ность, определенные гарантии. Третий этап охватывает удельный период, характеризующийся разделением податей на ордынские и местные (внутренние). Четвертый этап — с момента падения мон­голо-татарского ига до утверждения централизованного самодер­жавного государства — является периодом существования транс­формирующихся податных форм, по окончании которого в Рос­сии уже существуют государственные подати1.

1 См.: Кучерявенко Н. П. Курс налогового права: В 6 т. Т. 1: Генезис налогового регулирования. Харьков, 2002. С. 358—359.

• 2 Раздел I. Теоретические основы налогового права

Первым и основным источником доходов княжеской казны была дань, которая изначально выступала своеобразной кон­трибуцией, налагаемой князем на подвластные племена для по­крытия единственного государственного расхода — удовлетво­рения потребностей князя и дружины. Развитие государствен­ного аппарата впоследствии привело к формированию новых потребностей, что предопределяло установление новых повин­ностей или податей. Дань уплачивалась с плуга («рала») и со двора («дыма»). Существовало два способа ее взимания: 1) «по­возом» (когда дань привозилась князю в Киев) и 2) «полюдьем» (когда сбор дани осуществлял сам князь или княжеские дружи­ны). С течением времени дань утратила значение контрибуции и приобрела форму платы с имущества и доходов. В период Зо­лотой Орды (XIII в.) дань взималась в пользу монголо-та­тарских ханов («выход»). В XIV—XV вв. свободное население платило не только ордынскую дань, но и дань (как государст­венная подать), которая направлялась в княжескую казну. Дань как государственная подать приобрела самостоятельное значе­ние, когда была прекращена уплата «ордынского выхода» (1480г.).

Помимо дани население Древней Руси платило оброк, кото­рый на начальных этапах формирования древнерусской финан­совой системы означал доход с государственных имуществ и регалий, а впоследствии трансформировался в податный пла­теж.

Важным источником доходов княжеской казны являлись торговые и судебные пошлины, а также различные сборы: «тор­говый» (за право торговли); «корчмиты» (сборы с корчмы и по­стоялого двора); «гостиная дань» (за провоз товаров); «перевоз» (за перевоз товаров и людей через водную преграду). Население Древней Руси выполняло также различные виды работ, среди которых — строительство мостов и городских укреплений, по­ставка лошадей и др.

После монголо-татарского нашествия основной податью стал выход ордынский, который контролировался баскаками (специально назначенными чиновниками) и бесерменами (от­купившими это право богатыми восточными купцами), а затем самими русскими князьями. Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.

Глава 1. История развития налогообложения 3

В 1480 г. при Иване III фактически заново начала создавать­ся древнерусская система налогообложения. В период царство­вания Ивана III вводятся новые прямые и косвенные налоги и сборы, происходит упорядочение налоговых платежей в госу­дарстве. Основными государственными налогами в конце XV — начале XVI в. были: прямые налоги — деньги с чегшрсошных крестьян и посадских людей; ямские деньги; пищальные день­ги; сборы на городовое и засечное дело; стрелецкая подать и др. Определению размера прямых налогов служило сошное письмо, являющееся, по сути, прообразом налоговой деклара­ции. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы — сохи. Размер сохи не был унифицирован и зависел от социального статуса землевладельца и от возмож­ности крестьян платить налоги государству. В городском обло­жении она представляла собой финансовую единицу, выражав­шую величину капитала, с которого уплачивались проценты в виде подати. Однако посошное обложение обладало определен­ными недостатками, которые проявлялись в отсутствии объек­тивного критерия для определения доходности земель, а также в невозможности учета текущих изменений количества пла­тельщиков податей и объектов обложения. Происходящее в этот период развитие местных органов управления приводит к возникновению дополнительной системы платежей, уплачивае­мых местным населением.

До XVII в. в России сбором налогов занимались русские князья, баскаки (во времена Золотой Орды), откупщики (в ос­новном хорезмские и хивинские купцы), «осьменики» (Киев­ская Русь), «таможники» и их помощники «мытники». В XVII в. с образованием централизованного Русского государ­ства формируется система приказов, выполняющих функции налоговых органов: Приказ большого прихода, занимающийся сбором прямых налогов; Приказ большого дворца, ведающий сбором налогов с царских земель; Приказ большой казны, со­бирающий налоги с городских промыслов; Печатный приказ, занимающийся сбором пошлины за скрепление актов государ­ственной печатью; Казенный патриарший приказ, собирающий налоги с церковных и монастырских земель. Кроме того, от­дельные функции в области налогообложения выполняли Стре­лецкий, Посольский, Ямской приказы.

4 Раздел I. Теоретические основы налогового права

Таким образом, в Российском государстве фактически от­сутствовала стройная система управления финансами, а суще­ствующая была сложна и запутанна. В целях упрощения этой системы в 1655 г. был создан Счетный приказ, в компетенцию которого входил контроль за финансовой деятельностью других приказов, анализ приходных и расходных книг, что позволило определить структуру государственного бюджета того периода.

В 1678—1680 гг. с целью упрощения сложной системы нало­гообложения проводится налоговая реформа, в результате осу­ществления которой отменяются многочисленные налоги и сборы, а поземельное обложение заменяется подворным. Заме­на посошного обложения подворным позволила расширить ко­личество плательщиков податей за счет включения слоев насе­ления, ранее не плативших налоги: наравне с крестьянскими и посадскими в тягло включались бобыльские, холопьи и прочие дворы. Единицей обложения стал служить двор, а количество дворов определялось количеством ворот. Подворное обложе­ние, как и посошное, осуществлялось раскладочным способом, т. е. общая сумма налоговых поступлений от каждой террито­рии в доход казны определялась централизованно, а крестьян­ская община и посад раскладывали подати между дворами.

В XVII в. происходит ликвидация остатков прежней фео­дальной раздробленности и укрепление централизованного го­сударства. Соответственно осуществляются преобразования и в финансовой сфере, в том числе в процессе упорядочения сис­темы налогообложения. Нормативное регулирование налогов появляется в специальных актах органов центральной государ­ственной власти, посвященных регулированию исключительно налоговых отношений и устанавливающих новые правила на­логообложения, не применявшиеся ранее. Так, 7 февраля 1646 г. был издан царский указ, предусматривающий замену множества прямых налогов одним косвенным — налогом на соль; царский указ от 5 сентября 1679 г. устанавливал подвор­ную подать вместо стрелецких, полоняничных, ямских, пи­щальных денег и некоторых других.

Период правления Петра I (1672—1725) сыграл особую роль в становлении и развитии налоговых отношений Российского государства. Коренное реформирование финансовой системы России Петром I заключалось в изменении самого принципа

Глава 1. История развития налогообложения 5

формирования доходов государственного бюджета. Как отмеча­ет Д. Г. Черник, ранее существующая финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникнове­ния и возрастания потребностей казны без учета реального экономического положения государства. Петр I предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необ­ходимые условия укрепления финансового положен™'. Основ­ная черта налоговой системы XVIII в. — преобладание косвен­ных налогов (их доля составляла 42% от доходов казны) над на­логами прямыми.

При Петре I в сфере налогообложения произошли радикаль­ные преобразования. Для пополнения казны увеличивались ставки уже существующих налогов, а также вводились различные новые сборы, численность которых достигла трех-четырех десят­ков. Были введены военные налоги: «драгунские деньги» (взима­лось по 25 копеек с крестьянского двора на жалованье ратным людям), налог «на наем подвод под артиллерийские припасы» (его размер колебался от 6 до 13 копеек) и другие налоги.

Новые виды налогообложения создавали и разрабатывали специальные государственные люди — прибыльщики. По их инициативе были введены гербовый сбор, хомутейный (налог на клеймение хомутов), с печей (трубный), пчельный (с вла­дельцев пасек), мельничный и другие налоги и сборы, введено удвоенное обложение податями староверов.

Осуществляется переход от подворного налогообложения к подушной подати, что было вызвано возникновением способа уклонения от налогов (дворы стали объединяться). Единицей обложения стала ревизская (мужская) душа. Налогообязанные лица (ревизские души) регистрировались в специальных книгах (ревизских сказках). Величина душевого оклада новой подати была установлена в 74 копейки. При числе наличных душ в 5,6 млн это должно было обеспечить казне 4,1 млн руб.2

Однако подушное обложение имело недостатки: во-первых, при разной платежеспособности населения в различающихся

1 См.: Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. М., 1997. С. 21-22.

2 См.: Коломиец А. Г. Финансовые реформы русских царей: От Ива­на Грозного до Александра Освободителя. М., 2001. С. 135.

по своим географическим и хозяйственным условиям районах единый размер податного оклада плательщика означал наруше­ние принципа равенства уплаты, провозглашенного самим же Петром I; во-вторых, ревизская душа не всегда отражала реаль­ную платежеспособную единицу, поскольку включала умерших между ревизиями, увечных, стариков, младенцев, беглых.

При Петре I существенные изменения претерпела вся систе­ма финансового управления. Большое значение имело создание Правительствующего сената, учрежденного 22 февраля 1711 г., поскольку никакие налоги и сборы не вводились без его согла­сия. В течение всего XVIII в. Сенат являлся высшей наблюда­тельной инстанцией за финансовыми учреждениями. Учрежда­ются финансовые коллегии: Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия. Они представляли собой государ­ственные органы отраслевого управления, за которыми закреп­лялись определенные полномочия. Главным органом финансо­вого управления была Камер-коллегия. В ее ведении находилась доходная часть бюджета. Основным видом деятельности явля­лось пополнение государственного бюджета и, следовательно, налогообложение. Камер-коллегия получала сведения о сборах налогов, разрабатывала проекты по налогообложению, могла самостоятельно вводить новые городские и земские пошлины. Вопросами расходных статей бюджета ведала Штатс-контор-коллегия. На Ревизион-коллегию возлагались функции финан­сового контроля,. Следует отметить, что другие, неспециализи­рованные, коллегии также выполняли функции по финансово­му управлению. Например, Берг-коллегия занималась сбором доходов от монетной и горной регалий; Юстиц-коллегия при­нимала судебные пошлины; Коммерц-коллегия ведала тамо­женными сборами и таможенными тарифами.

После смерти Петра I (1725 г.) финансы в России постепен­но начали приходить в упадок. Лишь во времена правления Екатерины II (1762—1796 гг.) создаются важные предпосылки последующего перехода к более рациональным методам веде­ния финансового хозяйства и построения финансовой админи­страции, т. е. закладываются основы административных и фи­нансовых реформ первой половины XIX столетия. При Екате­рине II совершенствуется управление государственными финансами, проводится реорганизация государственного аппа-

Глава 1. История развития налогообложения 7

рата. Деятельность коллегий, особенно финансовых, оказыва­ется неэффективной, что обусловливает необходимость исполь­зования принципа централизованного управления. В результате в 1780—1781 гг. учреждаются Экспедиция доходов, Экспедиция расходов, Экспедиция ревизии счетов, Экспедиция взыскания недоимок, недоборов и начетов. В губерниях создающгказна-чейские палаты, которые сохраняются в России до XX в.

В XIX в. происходит нормативно-правовое оформление сис­темы земских сборов и повинностей. Появившееся в 1805 г. «Предварительное положение о земских повинностях» устанав­ливало, что денежные сборы взимаются только на основании высочайших указов и узаконений. Сметы повинностей состав­ляются специальным губернским присутствием в составе губер­натора, вице-губернатора, губернского предводителя дворянст­ва и депутатов от городского общества и утверждаются дворян­ским собранием совместно с депутатами от купечества. Сборы вносятся в казначейства, но не смешиваются с другими госу­дарственными доходами. «Положение», однако, не касалось на­туральных повинностей (дорожной, подводной, этапной, квар­тирной и прочих воинских и гражданских), а также не опреде­ляло предметы денежных земских повинностей, что обусловило разработку дополнительных нормативно-правовых актов. Но­вые правила о земских повинностях были введены Уставом о земских повинностях, изданным 13 июня 1851 г. Наиболее су­щественное их отличие от предыдущих заключалось в том, что земскими повинностями были признаны только те предметы, которые «означены» в Уставе.

Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основной была подушная подать (которая от­меняется сначала для мещан, а затем и для всего населения), замененная в 1863 г. налогом с недвижимого имущества. Объ­ектом налогообложения являлись дома и все другие виды не­движимого имущества, приносящего доход. Обложению нало­гом подлежало имущество, находящееся в черте города и за его чертой, но принадлежащее городу. Оно включало в себя жилые дома, фабрики, заводы, складские помещения, бани, лавки, ма­газины, огороды.

При этом сохраняется важная роль в системе государствен­ных доходов питейного и таможенного сборов, соляного налога

Раздел I. Теоретические основы налогового права

(в 1862 г. вводится акциз на соль), акциза на дрожжи (1866 г.), акциза на керосин (1872 г.), акциза на табак. В 1875 г. в рос­сийском бюджете появляется государственный поземельный налог наравне с другими налогами реального характера (подо-мовым, промысловым, налогом на строения). Ставки обложе­ния дифференцировались от 0,25 (Астраханская) до 17 (По­дольская) копеек с десятины удобной земли и леса. Сумма по­земельного налога устанавливалась централизованно для губерний, а затем распределялась между уездами и плательщи­ками.

В 1882 г. возникает обложение наследств и дарений; с 1885 г. взимается налог на доходы с денежных капиталов, уплачивае­мый в размере 5% от полученных доходов; в 1893 г. появился квартирный налог в качестве весьма неудачного суррогата подо­ходного налога. Законом от 8 июня 1898 г. реформируется про­мысловое обложение. Дореволюционный промысловый налог состоял из двух частей: основного промыслового налога или па­тентного сбора и дополнительного налога или дополнительных сборов. Патентная система была введена в 1863 г. Положением о пошлинах за право торговли и других промыслов. Она заклю­чалась в установлении права правительства взимать налог путем продажи разрешений на занятие торгово-промышленной дея­тельностью. Претерпев неоднократные изменения и найдя отра­жение в промысловом налоге, эта система сохранилась вплоть до революции и затем вновь возродилась в период нэпа. Допол­нительный промысловый налог стал взиматься с предприятий, обязанных публичной отчетностью (т. е. публиковавших свой финансовый отчет в печати), в виде налога с капитала и про­центного сбора с прибыли, а с предприятий, не обязанных пуб­личной отчетностью, — в виде раскладочного сбора и процент­ного сбора с прибыли.

В 1802 г. согласно Манифесту «Об учреждении мини­стерств» было создано Министерство финансов, занявшее веду­щее место в системе центральных органов финансового управ­ления в XIX в. Оно представляло собой государственное учреж­дение, в компетенцию которого входили исключительно вопросы финансов, т. е. являлось органом специальной финан­совой компетенции. В его компетенцию входило ведение всех государственных доходов, в том числе и система налогообложе-

Глава 1. История развития налогообложения 9

ния. В связи с выполнением этой функции Министерство фи­нансов устанавливало суммы поступлений для различных нало­гов. На него возлагалась также обязанность разрешать все спорные вопросы по налогообложению. При этом споры могли возникнуть в форме претензий как со стороны налогоплатель­щика к государственным органам, так и между различиями го­сударственными учреждениями, подведомственными Мини­стерству финансов. Министерство должно было оказывать по­мощь нижестоящим финансовым органам. Первоначально оно состояло из четырех департаментов: государственных иму-ществ, горных и соляных дел, внешней торговли, разных пода­тей и сборов. В 1817 г. было учреждено отделение для питейно­го сбора — акциза на право торговли спиртными напитками; в 1819 г. образовался департамент мануфактур и внутренней тор­говли; в 1821 г. — департамент государственного казначейства.

Несмотря на образование министерств продолжали функ­ционировать и коллегии. Юридически они вошли в состав ми­нистерств в качестве подразделений (та же Берг-коллегия), но фактически четкий порядок взаимоотношений между колле­гиями и министерствами отсутствовал.

В начале XX в. структуру основных налоговых доходов бюд­жетов составляли: прямые налоги — поземельный налог, подо-мовой, или квартирный, налог, промысловый налог, подоход­ный налог, пошлины, гербовые сборы и патенты; косвенные налоги — различные виды акцизов (табачный, сахарный, соля­ной, нефтяной, спичечный налоги и др.). Существующая в этот период налоговая система отличалась многочисленностью на­логов и сборов и не имела определенного принципа формиро­вания. Это во многом было связано с тем, что в России того времени наряду с развитием капиталистических отношений су­ществовали и феодальные отношения с присущими им форма­ми обложения (оброк, подымный налог), а также несовершен­ная система взимания налогов и сборов.

Налогообложение советского периода имело ярко выражен­ный классовый характер. Так, система прямого обложения (по­доходный налог и налог на прирост прибылей), наряду с фис­кальной, решала задачу подрыва экономического благосостоя­ния имущих классов, а по сути подрыва экономики всей

страны, так как государственного сектора как такового еще не

было.

После революции 1917 г. до перехода к нэпу налоговая по­литика реализуется по двум основным направлениям: отмена всех потерявших значение видов налогов и создание новых форм обложения, выполняющих чисто революционные задачи. Так, отмена частной собственности на землю привела к ликви­дации поземельного налога (30 октября 1918 г.) и всех бывших земских и городских поземельных сборов (3 декабря 1918 г.); национализация промышленности — к отмене промыслового налога (28 декабря 1918 г.); были упразднены налоги с город­ских недвижимых имуществ (19 февраля 1919 г.) и налог с де­нежных капиталов (13 сентября 1918 г.).

В условиях натурализации хозяйственных отношений при одновременном резком сокращении товарооборота и огромном обесценении денег произошло значительное снижение финан­совой эффективности налогов, взимаемых в денежной форме1. Характерной чертой этого периода стала трудовая повинность, которую можно рассматривать как своеобразный трудовой на­лог2.

В начале 20-х гг. создана новая налоговая система государ­ства, что было связано с переходом к нэпу. В 1921 г. был введен промысловый налог, являющийся денежным налогом, что сви­детельствовало о возрождении опыта дореволюционного нало­гообложения. Промысловым налогом облагались частные тор­говые и промышленные предприятия, а также граад^ле, имев­шие доходы от занятий промыслами. Он представлял собой сложную конструкцию (аналог дореволюционной), состоящую из двух частей: патентного и уравнительного сборов. При взи­мании патентного сбора осуществлялась регистрация предпри­ятий в финансовых органах, что способствовало государствен­ному финансовому контролю, а равно поступлению в бюджет стабильных денежных сумм. Цена патента определялась разря­дом и местонахождением предприятия. Ставки были диффе­ренцированными: для промышленных предприятий — по

1 См.: Толкушкин А. В. История налогов в России. М., 2001. С. 200.

2 См.: Кучеров И. И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001. С. 17.

Глава 1. История развития налогообложения 11

12 разрядам и 6 поясам местностей, в торговле — по 5 разрядам и 6 поясам. Уравнительный сбор являлся основной частью про­мыслового налога и позволял усилить обложение субъектов, получающих крупные доходы. Он взимался в определенном проценте с оборота по прошествии каждого полугодия: перво­начально уравнительный сбор определялся в размере,&%, затем его ставка была снижена вдвое, а по Положению от 18 января 1923 г. она составила 1,5% с оборота.

С 1922 г. вводится подоходно-поимущественный налог, пла­тельщиками которого являлись проживающие в городе гражда­не и юридические лица. Поимущественное обложение затраги­вало как предметы обихода, роскоши, так и производственное оборудование частных и акционерных предприятий, запасы сы­рья, товаров. В 1924 г, подоходно-поимущественный налог был отменен и преобразован в подоходный, взимаемый в форме ос­новного — в твердых ставках, дифференцированных по груп­пам плательщиков, и дополнительного — по прогрессивной ставке от совокупности доходов, превышающих определенный размер.

Для налоговой системы России периода нэпа, так же как и для дореволюционной налоговой системы, было характерно разграничение налогообложения города и деревни. Так, в 1923 г. введен единый сельскохозяйственный налог, заменив­ший различного рода натуральные повинности. Первоначально объектом обложения были земля, сенокосы, крупный рогатый и рабочий скот, а впоследствии — доход, полученный от хозяй­ства, в том числе от подсобных занятий. В 1926 г. установлены налог на сверхприбыль и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Получает развитие и косвен­ное налогообложение. В 1921 — 1923 гг. были введены акцизы на спирт, табачные изделия, керосин и ряд других товаров.

К концу 1920-х гг. бессистемная экономическая и финансо­вая политика государства, а также использование прямых адми­нистративных методов управления привели к созданию гро­моздкой налоговой системы, отличающейся множественностью налогов и сборов.

В 1930—1932 гг. в СССР в результате налоговой реформы налоги стали выполнять несвойственную им роль средства по­литической борьбы. Постановлением ЦИК и СНК СССР от

12 Раздел I. Теоретические основы налогового права

2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе» были проведены преобразования налоговой системы государства. Изменение внутренней политики СССР, проводимые в стране индустриа­лизация и коллективизация привели к замене налоговой систе­мы административными методами изъятия прибыли, амортиза­ции имущества предприятий и административному перераспре­делению финансовых ресурсов по отраслям и территориям. В результате проведения налоговой реформы устанавливается система изъятия доходов государственных предприятий и орга­низаций в двух видах — в виде налога с оборота и отчислений от прибыли, которые стали основными платежами в бюджет. Налог с оборота объединил в себе 53 вида ранее действовавших налогов и платежей, существенное значение среди которых имели промысловый налог и 12 акцизов. Шесть налогов и пла­тежей, дававших бюджету 16,5% его доходов, консолидирова­лись в один — отчисления от прибыли. Не были унифицирова­ны и сохранились как самостоятельные 27 сборов и платежей, обеспечивающих поступление около 1/5 доходов бюджета.

В 1930 г. происходит учреждение налоговых инспекций, яв­ляющихся структурными подразделениями районных и город­ских финансовых отделов. В компетенцию налоговых инспек­ций входило взимание налогов с населения. Налоговую регист­рацию осуществляли налоговые органы, а также другие государственные и негосударственные органы и организации (загс, нотариат, таможенные органы и др.).

Во время Великой Отечественной войны дополнительные потребности бюджета, помимо действующей в предвоенный период системы обязательных платежей, обеспечивались рядом новых налогов и сборов с населения: военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сбор с вла­дельцев скота и др. Послевоенный период характеризовался снижением размеров обязательных платежей населения, в ре­зультате чего удельный вес налогов в доходной части государст­венного бюджета в 1946—1950-х гг. уменьшился в два раза и со­ставлял 7,7% доходов бюджета советского государства1.

1 См.: Рукавишникова И. В., Науменко А. М., Пазюкова Н. В. и др. История финансового законодательства России: Учеб. пособие. М., 2003. С. 47.

Глава 1. История развития налогообложения 13

/ В середине 1960-х гг. в СССР осуществляются преобразова­ния хозяйственной сферы, направленные на повышение эф­фективности и прибыльности работы предприятий. Одним из основных документов, определяющих цели и задачи реформы, • было принятое 4 сентября 1965 г. постановление ЦК КПСС и I Совета Министров СССР «О совершенствовании пладирова-I ния и усилении экономического стимулирования промышлен-' ного производства». В области налогообложения важнейшими мероприятиями являлись изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды и фиксированных (рентных) платежей, реформирование системы подоходного обложения колхозов. В результате при сохранении налога с оборота вместо платежа в форме отчисле­ний от прибыли государственных предприятий было установле­но три платежа: плата за производственные основные и норми­руемые оборотные средства (плата за фонды), целью которой было усиление эффективности использования этих фондов; фиксированные (рентные платежи), направленные на изъятие излишних накоплений предприятий по сравнению со среднеот­раслевым уровнем; взнос свободного остатка прибыли в бюд­жет.

В 1970—1980-е гг. 91% общих доходов государственного бюд­жета СССР составляли платежи от социалистического хозяйст­ва — налог с оборота, платежи из прибыли и другие отчисления государственных предприятий. Налоги с населения составляли лишь 8—9% всех доходов государственного бюджета.

Начавшаяся в 1985 г. перестройка привела к реформирова­нию системы платежей в бюджет. 30 июня 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», направленный на усиление централизованного начала развития народного хозяйства, повышение значения экономических ме­тодов управления, создание механизма реального хозяйствен­ного расчета и самофинансирования на предприятиях. Наряду с реформированием системы платежей государственных пред­приятий создавалась система налогов для индивидуальных предпринимателей, а также кооперативов и предприятий с уча­стием иностранных организаций. Принимаются соответствую­щие нормативные документы, регулирующие процесс рефор­мирования. Например, Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О коопе-

14 Раздел I. Теоретические основы налогового права

рации в СССР», Указ Президиума Верховного Совета СССР от

13 января, 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на терри­тории СССР совместных предприятий» и др. В последующие годы издается множество нормативных правовых актов по на­логообложению отдельных сфер экономической деятельности. Впоследствии они были систематизированы в Законе СССР от

14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и ор­ганизаций», установившем обязанность уплачивать налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.

В 1991 г. началось формирование самостоятельной налого­вой системы Российской Федерации. В частности, были приня­ты законы о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц. Обобщающим законодательным актом являл­ся принятый 27 декабря 1991 г. Закон РФ «Об основах налого­вой системы в Российской Федерации».

Однако созданная налоговая система обладала существен­ными недостатками, среди них: многочисленность норматив­ных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, и связанное с этим частое несоответствие законов и подзаконных актов; нестабильность налогового законодательства; многочис­ленность налогов и сборов федерального, регионального и ме­стного уровней.

В целях совершенствования налоговых отношений с середи­ны 1990-х гг. в Российской Федерации проводятся преобразо­вания системы налогообложения. Значительным шагом в со­вершенствовании налогового законодательства являлась его ко­дификация — разработка и принятие Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Современный период развития налоговых отношений в Рос­сии характеризуется совершенствованием законодательства о налогах и сборах, поиском оптимальной модели налоговой сис­темы с учетом федеративного устройства государства, реорга­низацией органов налогового управления.

Таким образом, становление и развитие системы налогооб­ложения в России проходило несколько этапов: первый этап — конец IX — первая половина XV в. (податные отноше­ния Древней Руси); второй этап — вторая половина XV — первая половина XVII в. (налоговая система периода форми-

Глава 1. История развития налогообложения

рования централизованного государства); третий этап — вто­рая половина XVII— XVIII в. (налоговая система периода абсо­лютной монархии); четвертый этап — XIX — начало XX в. (до 1917 г.) (налоговая система буржуазного строя); пятый этап — 1918—1990 гг. (налоговая система советского периода); шестой этап — начало 1990-х гг. — настоящее время (совре­менная налоговая система). "**"'

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...