Общие закономерности развития психологической мысли на Востоке и Западе
Тема: Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока За несколько тысячелетий до н. э. на востоке складывались великие цивилизации: египетская, индийская и китайская. В рабовладельческих государствах господствовала религиозная идеология, в рамках которой существовал миф о бессмертии души. В рамках теолого-мифического способа объяснения вещей происходил процесс рационализации мифов. В египетском «Памятнике мемфисской теологии» (конец 4-го тысячелетия до н. э.) устроителем всего существующего являлся бог Птах, который ведал языком и сердцем всех людей. Уже в древнем папирусе делается вывод о том, что «условием всякого сознания» является деятельность центрального телесного органа: «Сердце же всякому сознанию дает восходить». Слово трактовалось древними как двойник вещи, владение им приравнивалось к овладению предметом. Слово считали средством магического воздействия. Взгляды и идеи, которые рождались в переделах теологического мировоззрения, вели к причинному пониманию отдельных явлений, опиравшихся на достижения древневосточной медицины. Но религиозные предрассудки запрещали анатомировать тело и препятствовали развитию медицины. Во всех странах Востока, а затем и в древней Греции решающее значение отводилось кровообращению. А основой жизненности считались два начала: жидкость крови и ее воздух. В китайском медицинском источнике «Книга о внутреннем» «князем тела» считалось сердце, оно сообщает человеку дар речи и движет мыслями. От медиков идет и учение о темпераменте Появление философских школ было связано с развитием религии, проблема души в этих школах обсуждалась как этическая, с т. з. правильного поведения, усовершенствования личности. Древние верили в переселение души.
Философские школы Индии Эта идея нашла свое отражение в возникших в Индии в У1 веке до н.э. религиозных учениях: джайнизма и буддизма, которые выражали определенные взгляды на отношение душевных явлений к телесным. Джайнизм считал тело источником несвободы души. Буддизм отрицал душу как особую сущность: психическое – поток неповторимых мгновений, сменяющих друг друга состояний.. Возникшие позже философские школы также подчиняли изучение души метафизико-этическим задачам. Школа Веданта развивала субъективно-идеалистические тенденции. Я – это не бранное тело, не субъект как носитель впечатлений, а особое интуитивное сознание. В нем субъект и объект внешне и внутренне не различаются. Школа-Йога учила, что для достижения истинного познания необходимо подавит все виды затемняющей его психической деятельности. Йога выработала систему приемов, включающих сперва регуляцию телесных функций, а затем и внутренних психических актов – внимания и мышления. В основе ряда индийских теорий умственной деятельности лежит идея неразрывной связи органа познания с объектом познания. В индийской литературе различались 2 формы восприятия: неопределенное и определенное. Первое – сенсорное, дающее непосредственное впечатление о предмете при его контакте с органом, второе – расчлененное, воплощенное в речевых структурах. Представители школы Веданта понимали под неопределенным восприятием хаотическую массу чувственных впечатлений, в которой не содержится ни индивидуального, ни общего. Восприятие становится определенным благодаря понятию. Понятие – это архетипы, по образцу которых копируется чувственный мир. Буддисты утверждали, что определенное восприятие – это уже не восприятие, так как оно испорчено влиянием интеллекта, подводящего его в практических целях под категорию субстанции, рода и т. д. Слово, как производный знак множества объектов, препятствует созерцанию вещи в ее неповторимости.
В психологических учениях индусов большое место занимал вопрос об иллюзиях восприятия, галлюцинациях, сновидениях, возможностях сверхчувственного восприятия, изучаемого йогой. Вопрос, о переходных моментах в динамике психической жизни, представлял для индийских философов наибольший интерес, чем для западноевропейских. Понятие «Я» является предметом пристального изучения для индусов. Это было связано с их религиозно-метафизическими исканиями. Их интересовали вопросы: как возможно познание субъектом деятельности собственного ума, тождественно ли сознание самосознанию, постигается ли я непосредственно или через его проявления в мышлении, чувствах и т.д. Течение чарваков в Индии утверждали, что органы чувств нам ничего не говорят о «Я», а косвенное значение, полученное путем вывода, не может быть достоверным. Сознание - побочный продукт 4 элементов природы. Учение чарваков разрабатывалось 4-мя школами. Одни отождествляли сознание с организмом в целом; вторые - с жизненной силой; третьи - с деятельностью органов чувств; четвертые – с манасом, т.е. с психическим, в широком смысле слова. Чарваки были одними из первых борцами с принципом субстанциональности сознания. Философские школы Китая Школы Китая также характеризовались этнической направленностью (1 в до н. э.) Главами этих школ были: Лао-Цзы, Конфуций, Мо-Цзы. Лао-Цзы приписывается создание книги «Дао дэ цзин» - выдающийся памятник мировой философии. Даосизм требовал постичь путь мирового процесса, с целью следовать ему. Конфуциансто интересовала проблема соотношения врожденного и приобретенного в человеческой психики. Конфуций утверждал, что человек по природе добр, его портят внешние обстоятельства. Этико-религиозный идеал школы Мо-Цзы отличался от мистических тенденций даосизма и конфуцианского самонаблюдения, которому противопоставлялось активное воздействие на жизнь. В Китае Ван-Чун - автор труда «Критические рассуждения», религиозно-теологическим идеям противопоставил учение, которое было связано с достижениями естествознания и медицины и отражало материалистические взгляды.
Фань-Чжэне (450-515) в своем трактате о уничтожение духа защищает идею о том, что психика будучи функцией материального тела неотделима от него. При этом он указывал, что дух присущ не всякой, а только определенным образом устроенной материи.
Общие закономерности развития психологической мысли на Востоке и Западе 1. Между различными культурами издавна происходил обмен материальными и духовными ценностями, но в настоящее время выяснить, кому принадлежит приоритет очень сложно. 2. Общие закономерности развития психологических идей на Западе и Востоке одни и те же. Зарождение научных представлений находилось в зависимости от опытного изучения организма как части природы. Повсюду эти учения пробивались сквозь мистико-религиозную догматику. 3. Вместе с тем из-за слабого развития производительных сил и естествознания на Востоке не сложилась механико-математическая модель мира как основа и прообраз модели живого организма и его различных функций, в том числе и психических. 4. Первоначальная форма причинного объяснения природы в целом зародилась и на Востоке и на Западе, но на Востоке она проявилась ранее. Общим и однотипным было направление поисков у индийских, китайских и греческих мыслителей. Однако первоначальная элементаристская форма причинного объяснения была подготовительным этапом к более совершенной детерминистской схеме, согласно которой организм представляет машину, приводимую в движение внешними силами и вместе с тем не распадающуюся под их действием. Эта схема утверждается с развитием капиталистических отношений. 5. Страны древнего Востока остались застывшими на стадии феодализма, а развитие психологической мысли в Новое время распространилось на Запад.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|