Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Министерства внутренних дел РФ




Федеральная служба по экономическим и налоговым преступле­ниям (ФСЭНП) является самостоятельным структурным подраз­делением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ и составляет единую систему специализированных правоох­ранительных органов исполнительной ветви власти федерального уровня, предназначенных для защиты фискальной компетенции и обеспечения экономической безопасности государства.

Федеральная служба по экономическим и налоговым пре­ступлениям преобразована из существовавшей ранее (до 1 июля 2003 г.) Федеральной службы налоговой полиции и осуществ­ляет все функции упраздненной полиции по выявлению, пре­дупреждению и пресечению налоговых преступлений и право­нарушений1.

В Российской Федерации налоговая полиция первоначально (с 18 марта 1992 г.) функционировала в качестве Главного управления налоговых расследований при Государственной на­логовой службе РФ2. Почти одновременно управление налого­вых расследований было отнесено к числу субъектов оператив­но-розыскной деятельности3. Самостоятельным государствен-

1 См.: Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. «Вопросы совершен­ствования государственного управления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 25 марта.

2 См.: Указ Президента РФ от 18 марта 1992 г. «О создании Главно­го управления налоговых расследований при Государственной налого­вой службе Российской Федерации».

3 См.: Закон РФ от 2 июля 1992 г. «О внесении дополнений и изме­нений в Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», Закон РСФСР «О государст­венной налоговой службе РСФСР», Уголовный кодекс РСФСР и Уго­ловно-процессуальный кодекс РСФСР» // Российская газета. 1992. 14 авг.

Глава' 11. Правовой статус органов налогового контроля

ным органом налоговая полиция стала после принятия 24 июня. 1993 г. Верховным Советом РФ Закона РФ «О федеральных ор­ганах налоговой полиции». В соответствии с названным Зако­ном Главное управление налоговых расследований при Госна­логслужбе было преобразовано в правоохранительный орган го­сударства на правах комитета Российской Федерации — Департамент налоговой полиции РФ. 27 декабря 1995 г. Депар­тамент налоговой полиции РФ переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ', которая в дополнение к имею­щимся полномочиям приобрела право осуществлять предвари­тельное следствие и проводить судебно-экономические и свя­занные с исследованием документов криминалистические экс­пертизы.

Согласно Указу Президента РФ от 17 мая 2000 г. «О структу­ре федеральных органов исполнительной власти»2 руководство деятельностью Федеральной службы налоговой полиции осу­ществлял Президент РФ. В настоящее время Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям воз­главляет заместитель Министра внутренних дел РФ.

Включение Федеральной службы по экономическим и нало­говым преступлениям в структуру исполнительной ветви власти федерального уровня означает централизацию, иерархию, един­ство системы организации ее территориальных органов, а также определенную независимость от органов исполнительной вла­сти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Организация самостоятельной правоохранительной структу­ры, специализирующейся на деятельности в налоговой сфере, явилась ответом российского государства на скачок в начале 90-х гг. умышленных нарушений налогового законодательства. Многие нарушения налогового законодательства стали приоб­ретать большую общественную опасность, что объективно обу­словило появление уголовной ответственности за подобные преступления. В большинстве стран мира налоговые преступле-

1 См.: Федеральный закон от 15 ноября 1995 г. «О внесении изме­нений и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // СЗ РФ. 1995. №51. Ст. 4973.

2 Российская газета. 2000. 17 мая.

Раздел II. Механизм правового регулирования

ния относятся к категории тяжких и сурово караются. Одновре­менно следует учитывать, что развитие фискальной деятельно­сти государства способствует и возникновению коррупции в налоговых органах.

Однако наличие в правоохранительной системе государства органов налоговой полиции свидетельствует не только об акти­визации правонарушений, посягающих на публичные фискаль­ные интересы. Налоговая полиция является неотъемлемым ат­рибутом демократических государств с рыночной экономикой, поскольку развитие экономических отношений влечет увеличе­ние налоговых отношений, их субъектов и объектов, разветв-ленность форм и методов государственного регулирования на­логообложения, усложнение законодательства о налогах и сбо­рах и т. д. При либеральной (или относительно свободной) форме экономических отношений также имеются характерные особенности способов защиты прав субъектов налоговых пра­воотношений. В складывающихся условиях правоохранитель­ные органы «общей юрисдикции» не всегда могут учесть специ­фику налоговых отношений, осуществить производство и рас­смотрение дел о налоговых правонарушениях в соответствии не только с уголовными, но и гражданскими, а также администра­тивными правовыми нормами.

Наделение ФСЭНП статусом правоохранительного органа означает наличие в ее компетенции характерных признаков, присущих всей правоохранительной системе, но в то же время ФСЭНП существенно отличается от иных правоохранительных органов. Полномочиям Федеральной службы свойственна узкая специализация в сфере налоговых правоотношений. ФСЭНП реализует контрольно-надзорную функцию государственного управления. В деятельности налоговых органов отсутствует по­стоянное или систематическое воздействие на иных участников налоговых отношений — юридическим фактом, на основании которого налоговая полиция вступает в налоговые правоотно­шения, как правило, является нарушение законодательства о налогах и сборах или угроза его нарушения. В отдельных случа­ях органы ФСЭНП наделяются или фактически реализуют пра­ва налоговых агентов.

ФСЭНП отличается и от налоговых органов. Налоговые ор­ганы контролируют соблюдение законодательства о налогах и

Глава 11. Правовой статус органов налогового контроля 271

сборах, а Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям осуществляет проверочные мероприятия, опе­ративно-розыскную деятельность, расследует и предупреждает налоговые правонарушения и преступления.

Правовые основы деятельности Федеральной службы по эко­номическим и налоговым преступлениям установлены Консти­туцией РФ, НК РФ, положением «О Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел», утвержденным приказом МВД от 1 июля № 536, иными законодательными и подзаконными норматив­ными актами. Также в своей деятельности ФСЭНП руковод­ствуется общепризнанными принципами и нормами междуна­родного права, международными договорами РФ. До внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее за­конодательство регулирование отдельных элементов компетен­ции налоговых органов осуществляется и в соответствии с по­становлениями и определениями Конституционного Суда РФ.

Наделение Федеральной службы по экономическим и нало­говым преступлениям статусом правоохранительного органа обусловило распространение на ее деятельность Уголовного ко­декса РФ (далее — УК РФ), Уголовно-процессуального кодек­са РФ (далее — УПК РФ), КоАП РФ, Федерального закона от 12 августа 1995 г. (в ред. от 20 марта 2001 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности»1, Закона РФ от 5 марта 1992 г. (в ред. от 24 декабря 1993 г.) «О безопасности»2.

ФСЭНП обеспечивает полномочия Министерства внутрен­них дел по борьбе с преступлениями в налоговой сфере непо­средственно, а также через главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов РФ.

Деятельность ФСЭНП строится в соответствии с принципа­ми законности, уважения прав и свобод человека и граждани­на, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств оперативно-розыскной деятельности на основе исполь­зования научных рекомендаций и передового опыта, принци­пов планирования, сочетания единоначалия при принятии ре-

1 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349; 2001. № 13. Ст. 1140.

2 Российская газета. 1992. 6 мая; 1994. 19 янв.

Раздел П. Механизм правового регулирования

Глава 11. Правовой статус органов налогового контроля

шений по вопросам оперативно-служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответствен­ности каждого сотрудника и работника за выполнение своих обязанностей и отдельных поручений.

В пределах своей компетенции ФСЭНП обеспечивает взаи­модействие Министерства внутренних дел с федеральными орга­нами государственной власти, полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, органами государствен­ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой инфор­мации, международными организациями, правоохранительными органами иностранных государств.

Отнесение Федеральной службы по экономическим и нало­говым преступлениям к правоохранительной системе предопре­деляет основную задачу ее деятельности — выявление, предупреж­дение и пресечение налоговых преступлений и правонаруше­ний. О выявленных иных преступлениях органы налоговой по­лиции обязаны проинформировать соответствующие правоох­ранительные органы. Кроме названной основными задачами ФСЭНП являются:

— подготовка предложений по основным направлениям го­сударственной политики по борьбе с налоговыми преступле­ниями и правонарушениями;

— организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия налоговых преступлений;

— организация и проведение профилактических и оператив­но-розыскных мероприятий по защите всех форм собственно­сти от преступных посягательств в целях обеспечения благо­приятных условий для развития предпринимательства и инве­стиционной деятельности;

— координация и организационно-методическое руковод­ство деятельностью подразделений по экономическим и нало­говым преступлениям;

— совершенствование нормативно-правовой основы дея­тельности подразделений по экономическим и налоговым пре­ступлениям и организация исполнения органами внутренних дел законодательства по вопросам борьбы с преступлениями в экономической и налоговой сферах;

— обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправ­ных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

— предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Реализация задач, поставленных перед ФСЭНП обуславли­вает наделение этого органа следующими основными функ­циями:

— разработка предложений по основным направлениям дея­тельности органов МВД по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений;

— обеспечение в пределах полномочий органов МВД полу­чения, обработки и комплексного анализа информации о со­стоянии преступности в сфере налогообложения, разработка на основе прогнозирования социально-экономической и крими­ногенной обстановки в стране предложений по предупрежде­нию и пресечению налоговых преступлений;

— разработка и осуществление мер по обеспечению защиты законных экономических интересов физических и юридиче­ских лиц, общества и государства;

— участие в разработке и реализации государственных про­грамм обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;

— организация и осуществление оперативно-розыскной дея­тельности по выявлению, предупреждению и пресечению нало­говых преступлений;

— организация и контроль за деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям по выполнению возложенных на них задач;

— координация деятельности органов внутренних дел, глав­ных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию экономических и налоговых преступ­лений;

— проведение оперативно-розыскных мероприятий по вы­явлению и перекрытию каналов финансирования и поступле­ния материально-технической помощи незаконным вооружен­ным формированиям, организациям и лицам, занимающимся террористической деятельностью;

10-10264 Крохина

Раздел II. Механизм правового регулирования

— орган** заиия и непосредственное проведение работы по выявлению?<ОЗЯЙСТВУЮЩИХ субъектов, подконтрольных органи­зованным грУппам и преступным сообществам (преступным организаций м)> осУЩествление оперативно-розыскных меро-

приятии по

пресечению их преступной деятельности во взаи-

модействии с подразделениями по борьбе с организованной преступносТ*10' правоохранительными и контролирующими

органами;

— разра&°тка и реализация во взаимодействии с другими федеральны34111 органами исполнительной власти и подразделе­ниями МВД России мер по борьбе с преступлениями и право­нарушения^ и в сФере налогообложения;

— обоби!ает и анализирует практику применения подразде­лениями За^онодательства в сФеРе защиты законных экономи­ческих интересов физических и юридических лиц, общества и

государства;

— оказавие методической помощи подразделениям Службы общественной безопасности МВД России в организации дея­тельности ^илиции общественной безопасности по выявлению, предупрежДению> пресечению и раскрытию преступлений в сфере эконс>мики' по KOTOPblM обязательно проведение предва­рительного следствия;

__В3аи1^с>действие и проведение консультаций с российски­ми и зарубежными общественными организациями, правоохра-нительнымИ органами иностранных государств по вопросам правоохраН**тельн°й деятельности в экономической и налого­вой сферах;

_ взаи;у(0действие со средствами массовой информации при

освещении проблем борьбы с налоговой преступностью;

— формирование и ведение оперативно-справочного учета, информацИ°нных систем и банков данных, необходимых для осуществле^ия правоохранительной деятельности в налоговой

сфере;

— разработка проектов законодательных и иных норматив­ных правовь1х актов Российской Федерации, а также участие в разработке проектов международных договоров Российской Федерации по вопросам борьбы с экономическими и налого­вым преступлениями.

Глава 11. Правовой статус органов налогового контроля 275

Выполнение ФСЭНП возложенных государством задач и функций обеспечивается предоставлением широкого набора прав:

— проводить в соответствии с законодательством оператив­но-розыскные мероприятия с целью выявления, предупрежде­ния и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложе-"0 ния и уклонения от уплаты налогов, дознание и предваритель­ное следствие по которым отнесены законом к ведению федеральной службы по экономическим и налоговым преступ­лениям, а также обеспечения собственной безопасности;

— пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;

— осуществлять при наличии достаточных данных проверку налогоплательщиков (в том числе контрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) в полном объе­ме с составлением актов по результатам этих проверок;

— приостанавливать операции налогоплательщиков по сче­там в банках и кредитных учреждениях на срок до одного меся­ца в случаях непредставления документов, связанных с исчис­лением и уплатой налогов. Приостановление операций по счету распространяется только на расходные операции проверяемого субъекта; приходные операции по проверяемому счету банк вправе осуществлять без ограничений. При наличии у прове­ряемого субъекта нескольких банковских счетов ФСЭНП впра­ве приостановить расходные операции по каждому из них. Ре­шение о приостановлении операций по счету обязательно для выполнения обслуживающим банком. Данное право органов ФСЭНП (в отличие от полномочий налоговых органов) рас­пространяется и на банковские счета физических лиц;

— беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налого­плательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследо­вать их.

О всех случаях проникновения в жилые помещения, исполь­зуемые для индивидуальной и предпринимательской деятель­ности, против воли проживающих в них граждан орган налого­вой полиции уведомляет прокурора в течение 24 часов с мо-

Раздел II. Механизм правового регулирования

мента проникновения. Для осуществления данного права сотрудники ФСЭНП должны располагать достаточными дан­ными об осуществлении в этом помещении индивидуальной трудовой или предпринимательской деятельности. Проникно­вение в жилое помещение без наличия достаточных объектив­ных данных об использовании данного помещения в предпри­нимательских целях или для индивидуальной трудовой деятель­ности является квалифицирующим признаком должностного правонарушения сотрудников ФСЭНП и влечет негативные последствия, предусмотренные законодательством (ст. 14 Феде­рального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государствен­ной службы Российской Федерации», ст. 285 и 286 УК РФ);

— выносить в качестве предупредительной меры письмен­ные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций неза­висимо от организационно-правовых форм и форм собственно­сти, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, пре­доставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законода­тельством, а при необходимости — восстановления бухгалтер­ского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований;

— проверять у граждан и должностных лиц документы, удо­стоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или администра­тивного правонарушения;

— вызывать с целью получения объяснений, справок, сведе­ний граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральной службы по экономическим и налоговым преступ­лениям;

— получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на ФСЭНП обязанностей, за ис­ключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации. Полученная Федераль-

Глава 11. Правовой статус органов налогового контроля 277

ной службой информация используется исключительно в слу­жебных целях и разглашению не подлежит;

— использовать в случаях, не терпящих отлагательства, сред­ства связи и транспортные средства, принадлежащие предпри­ятиям, учреждениям и организациям или общественным объе­динениям (кроме средств связи и транспортных средств дипло­матических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций), для предотвращения налоговых преступлений, преследования и за­держания лиц, совершивших налоговые преступления или по­дозреваемых в их совершении.

По требованию владельцев средств связи и транспортных средств федеральные органы налоговой полиции возмещают убытки и расходы, понесенные владельцами в этих случаях.

Реализация вышеперечисленных прав ФСЭНП обеспечива­ется мерами административной ответственности в виде штрафа. Нарушение руководителями и должностными лицами предпри­ятий, учреждений и организаций независимо от форм собст­венности, физическими лицами прав органов налоговой поли­ции влечет за собой наложение штрафа в размере до стократно­го установленного законом минимального размера месячной оплаты труда.

Законодательством установлены две группы правовых гаран­тий осуществления ФСЭНП своих полномочий. К первой группе относится императивность выполнения законных требо­ваний сотрудника Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям. Вторая группа гарантий заключает­ся в запрете вмешательства в деятельность сотрудника ФСЭНП.

Правомерные действия сотрудника ФСЭНП вытекают из за­дач, возложенных государством на Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям, и соотносятся с обязанностями фискально обязанных лиц. Таким образом, при исполнении служебных обязанностей сотрудник ФСЭНП явля­ется представителем государственной власти и находится под защитой государства.

Требования сотрудника ФСЭНП, адресованные иным участ­никам налоговых отношений, должны соответствовать закону как по форме, так и по содержанию. Законные требования со-

Раздел II. Механизм правового регулирования

трудника ФСЭНП обязательны для выполнения фискально обя­занными лицами, их представителями, иными физическими ли­цами (в том числе иностранцами и лицами без гражданства), а также должностными лицами. Требования сотрудника ФСЭНП должны быть выполнены незамедлительно, если законодатель­ством не установлен определенный срок или из смысла самого требования не вытекает наличие времени для его осуществле­ния.

Правовыми последствиями невыполнения законных требо­ваний сотрудника ФСЭНП, а также правовыми последствиями осуществления действий, препятствующих сотруднику ФСЭНП исполнять возложенные на него обязанности, являются:

— применение по отношению к правонарушителю физиче­ской силы, специальных средств или табельного огнестрельно­го оружия;

— привлечение правонарушителя к ответственности в уста­новленном законодательством порядке.

Применение сотрудниками ФСЭНП физической силы, спе­циальных средств или табельного огнестрельного оружия долж­но осуществляться на основании законодательных норм, в част­ности ст. 37—39 УК РФ и ст. 13—16 и 24 Закона о милиции. За моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением физической силы, специаль­ных средств или табельного огнестрельного оружия, сотрудники ФСЭНП ответственности не несут. При этом следует учиты­вать, что ответственность сотрудников ФСЭНП исключается только в случае соразмерности причиненного вреда и силе ока­зываемого противодействия.

Недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника ФСЭНП обеспечена со стороны государства запретом кому-ли­бо, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом, препят­ствовать исполнению сотрудниками ФСЭНП служебных обя­занностей. Воспрепятствование исполнению сотрудником ФСЭНП своих служебных обязанностей, оскорбление его чести и достоинства, угрозы, сопротивление, насилие или посяга­тельство на его жизнь, здоровье и имущество в связи с осуще­ствлением им служебной деятельности влекут за собой ответст­венность, предусмотренную действующим законодательством.

Глава 11. Правовой статус органов налогового контроля 279

Деятельность ФСЭНП подконтрольна непосредственно Ми­нистру внутренних дел РФ, а функции по координации ее дея­тельности осуществляет первый заместитель Министра внут­ренних дел — начальник Службы криминальной милиции.

Надзор за законностью деятельности ФСЭНП осуществляет прокуратура РФ. Согласно Федеральному закону от 17"я*нваря 1992 г. (в ред. от 29 декабря 2001 г.) «О прокуратуре Российской Федерации»1 предметом прокурорского надзора за деятельно­стью Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, вы­полнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых ФСЭНП.

Финансирование расходов Федеральной службы по эконо­мическим и налоговым преступлениям осуществляется из фе­дерального бюджета Российской Федерации.

СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 2001. № 53. Ст. 5018.

Раздел III

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...