Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Паспорт программы учебной дисциплины «КРИМИНОЛОГИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Криминология и предупреждение преступлений» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 40.02.02 Правоохранительная деятельность, входящей в состав укрупненной группы специальностей 40.00.00 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Криминология и предупреждение преступлений» входит в профессиональный цикл (общепрофессиональные дисциплины).
Дисциплина «Криминология и предупреждение преступлений» тесно связана с общими юридическими дисциплинами, прежде всего с уголовным правом, уголовно-процессуальным правом, криминалистикой, конституционным правом. Освоение студентами этих дисциплин позволяет оперировать необходимым понятийным аппаратом, позволяет осмыслить материал и содержание дисциплины, а также правильно применять меры по предупреждению преступлений.
Успешность освоения данной дисциплины определяется умением правильно использовать нормы уголовного законодательства, предупреждать преступления, проводить профилактические превентивные мероприятия Дисциплина «Криминология и предупреждение преступлений» является основой для успешной профессиональной деятельности.
Дисциплина «Криминология и предупреждение преступлений» является предшествующей дисциплиной для изучения таких дисциплин, как «Криминалистика», «Уголовный процесс».
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен освоить знания и умения, необходимые для формирования общих и профессиональных компетенций:
ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ПК 1.1. Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3. Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4. Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
ПК 1.11. Обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн.
ПК 1.12. Осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования знаний о закономерностях преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- выявлять обстоятельства, способствующие преступности, в том числе коррупции;
- осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений, в том числе коррупционных;
знать:
- социальную природу преступности и ее основные характеристики и формы проявления;
- особенности лиц, совершивших преступления;
- особенности криминальной среды;
- механизм индивидуального преступного поведения;
- криминологическую характеристику отдельных видов и групп преступлений;
- основные цели и задачи государственной политики в сфере противодействия коррупции;
- детерминанты коррупции, особенности их проявления в механизме преступного поведения;
- организационно-правовые средства предупреждения и профилактики правонарушений, в том числе организационные, правовые и тактические основы противодействия коррупции в правоохранительных органах, основные направления профилактики коррупционного поведения сотрудников и служащих правоохранительных органов.
2.1.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 82 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;
самостоятельной работы обучающегося 27 часов.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
|
в том числе:
|
|
практические занятия
|
|
контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
|
в том числе:
|
|
Работа с учебником по составлению конспекта лекций по теме;
Систематическая проработка учебной и специальной литературы;
Подготовка рефератов, докладов
|
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Криминология и предупреждение преступлений»
Наименование
разделов и тем
| Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы, самостоятельные работы студентов
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
Тема 1. Предмет, методы и функции криминоло-гии
| Содержание учебного материала
Понятие криминологии. Криминология как наука, учебная дисциплина, отрасль предупреждения преступлений. Предмет криминологии. Общая характеристика четырех компонентов предмета криминологии: преступности, личности преступника, детерминант преступности, предупреждения преступности. Понятие и система методов криминологии. Применение методов при изучении основных вопросов криминологии. Задачи криминологии. Аналитическая, прогностическая, правоприменительная, воспитательная и иные функции криминологии. Система курса криминологии. Краткая характеристика вопросов, включенных в Общей части криминологии. Классификация Особенной части курса – криминологическая характеристика видов преступных посягательств. Место криминологии в системе юридических наук. Криминология и уголовное право. Взаимодействие криминологии с другими науками уголовного цикла (уголовный процесс, криминалистика, уголовно-исполнительное право). Использование в криминологии данных уголовной статистики. (административное право, семейное право и др.). Соотношение криминологии с науками не криминально-правового цикла.
|
|
|
Практическое занятие
Цель: закрепить общие сведения о предмете, методах и функциях криминологии
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником по дисциплине «Криминология»;
Подготовка рефератов, докладов по теме «История развития криминологии в Европе и России».
|
|
|
Тема 2. История криминологии
| Содержание учебного материала
Возникновение и развитие криминологии. Учения о преступлениях в теориях древности. Криминологические идеи 18 века (Ч. Беккария, Ш. Монтескье). Марксистская теория преступности. Становление криминологии как науки в конце 19 века. Краткая характеристика основных криминологических школ. Сущность антропологического направления. Теория врожденного преступника Ч. Ломброзо. Достоинства и недостатки теорий антропологического направления. Социологическое направление в криминологии. Теория социальной дезорганизации. Теория дифференциальной связи. Теория стигматизации. История отечественной криминологии (возникновение, этапы развития, современные исследования).
|
|
|
Практическое занятие
Цель: закрепить общие сведения об истории криминологии
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником по дисциплине «Криминология»;
Подготовка рефератов, докладов по теме «История развития криминологии в Европе и России».
|
|
|
Тема 3. Учение о механизме преступного поведения.
| Содержание учебного материала
Свойства и виды поведения. Мотивация в механизме индивидуального преступного поведения. Планирование совершения конкретного преступления.
|
|
|
Практическое занятие
Цель: закрепить общие сведения об учении о механизме преступного поведения и основах криминальной виктимологии.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
работа с учебником по дисциплине «Криминология», информационно-справочными системами «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» по составлению конспекта лекций по теме; систематическая проработка учебной и специальной литературы.
|
|
|
Тема 4. Основы криминальной виктимологии
| Содержание учебного материала
Виды ситуаций совершения преступлений. Виктимологические аспекты совершения преступления.
|
|
|
Практическое занятие
Цель: закрепить общие сведения об основах криминальной виктимологии.
|
Самостоятельная работа обучающихся
работа с учебником по дисциплине «Криминология», информационно-справочными системами «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» по составлению конспекта лекций по теме; систематическая проработка учебной и специальной литературы.
|
|
|
Тема 5. Учение о личности преступника
| Содержание учебного материала
Понятие личности преступника. Значение и задачи изучения личности преступника. Пределы понятия личности преступника в криминологии. Соотношение понятия личности преступника со смежными понятиями (субъект преступления, осужденный, подсудимый, заключенный). Структура личностных свойств преступника. Биологическое и социальное в личности преступника. Роль психофизиологических и генетических свойств преступников в этиологии преступного поведения. Социально-демографические признаки. Биологические признаки. Социально-психологические признаки. Сферы формирования личности преступника. Особенности криминальной субкультуры.
|
|
|
Практическое занятие
Цель: закрепить общие сведения об учении о личности преступника.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
работа с учебником по дисциплине «Криминология», информационно-справочными системами «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» по составлению конспекта лекций по теме; систематическая проработка учебной и специальной литературы.
|
|
|
Тема 6. Учение о преступности. Состояние преступности
| Содержание учебного материала
Понятие преступности и ее признаки: историческая изменчивость, социальная и правовая природа,
общественная опасность, массовость, системность и др. Основные количественные и качественные показатели преступности. Уровень преступности. Структура преступности. Динамика преступности. Виды преступности. Социальные последствия преступности. Понятие и причины латентной преступности. Виды латентности. Методы оценки латентности.
|
|
|
Практическое занятие
Цель: закрепить общие сведения об учении о преступности и ее показателях.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
работа с учебником по дисциплине «Криминология», информационно-справочными системами «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» по составлению конспекта лекций по теме; систематическая проработка учебной и специальной литературы.
|
|
|
Тема 7. Учение о детерминантах преступности
| Содержание учебного материала
Методологические основы изучение детерминант преступности. Понятие причин и условий преступности. Классификация причин и условий преступности. «Фоновые» явления и глобальные факторы преступности.
|
|
|
Практическое занятие
Цель: закрепить общие сведения об учении о преступности и ее показателях.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
работа с учебником по дисциплине «Криминология», информационно-справочными системами «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» по составлению конспекта лекций по теме; систематическая проработка учебной и специальной литературы.
|
|
|
Тема 8. Анализ криминологической обстановки. Криминологическое прогнозирование
| Содержание учебного материала
Понятие и структура криминологической обстановки. Показатели, характеризующие криминологическую обстановку. Понятие и основные этапы криминологического прогнозирования. Методы прогнозирования преступности. Виды криминологического прогнозирования.
|
|
|
Практическое занятие
Цель: закрепить общие сведения о криминологической обстановке и криминологическом прогнозировании.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
работа с учебником по дисциплине «Криминология», информационно-справочными системами «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» по составлению конспекта лекций по теме; систематическая проработка учебной и специальной литературы.
|
|
|
Тема 9. Учение о предупреждении преступности
| Содержание учебного материала
Понятие предупреждения преступности. Стратегии и основные направления предупреждения преступности. Классификация мер предупреждения преступности. Виктимологическая профилактика.
|
|
|
Практическое занятие
Цель: закрепить общие сведения об учении о предупреждении преступности.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
работа с учебником по дисциплине «Криминология», информационно-справочными системами «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» по составлению конспекта лекций по теме; систематическая проработка учебной и специальной литературы.
|
|
|
Тема 10. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых отдельными категориями граждан
| Содержание учебного материала
Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых иностранными гражданами. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. Характеристика и предупреждение профессиональной преступности.
|
|
|
Практическое занятие
Цель: закрепить общие сведения о криминологической характеристике и предупреждении преступлений, совершаемых отдельными категориями граждан.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
работа с учебником по дисциплине «Криминология», информационно-справочными системами «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» по составлению конспекта лекций по теме; систематическая проработка учебной и специальной литературы.
|
|
|
Итоговое занятие
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
|
|
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Воспользуйтесь поиском по сайту: