Разработка информационных массивов
Информационный массив представляет собой совокупность однородных, объединенных единым смысловым содержанием данных. Здесь данные (процесс, явления, факты и др.) представлены в формализованном виде, пригодном для передачи по каналам связи и для обработки на ЭВМ. Основными элементами массивов являются записи. Записи - это элементы массива, которыми оперируют пользователи при обработке информации. Отдельные записи объединяют в более крупные блоки. Наименьший элемент записи, имеющий единое смысловое значение называется информационным полем. Данные, принадлежащие к одному массиву, записываются по общим правилам (программ). Тип массива определяется его содержанием (например, массив трудовых нормативов, массив материальных нормативов); носителем данных - перфокарты, магнитные ленты, диски барабаны. Информационный массив, снабженный определенным символическим именем, называют файлом. От организации и структуры информационных массивов во многом зависит оперативность и достоверность вырабатываемых управляющих воздействий или выходных документов. Необходимость хранения информации в массивах обусловлена: различеем временных характеристик элементов входных, промежуточных и выходных массивов; потребностью в неоднократном обращении к элементам входных и выходных массивов при решении различных задач АСУ; необходимостью дополнительного получения "программным путем" некоторых элементов выходных информационных массивов. При проетировании информационных массивов следует обеспечить: долговременное хранение и многократное обращение к записям без разрушения и искажения информации, экономичность функционирования, большую скорость поиска и обновления информации массивов, высокую плотность записи.
Перечисленным требованиям наиболее полно удовлетворяют магнитные носители (магнитные ленты, диски), лучшими характеристиками обладают магнитные диски, т.к. помимо относительно большой емкости и малом времени поиска информации они допускают практически неограниченное число обращений. Все информационные массивы делят на входные, выходные и внутренние. Входные и выходные массивы АСУ определяются внешними связями системы. Входные массивы содержат исходные текущие данные, а также запросы на решение задач. Выходные массивы содержат информацию, выводимую из ЭВМ и предназначенную для дальнейшего использования. Внутренние информационные массивы подразделяют на постоянные, вспомогательные, промежуточные, текущие и служебные. Постоянные массивы формируют до начала функционирования системы. Они содержат директивные, нормативные, справочные и другие редко меняющиеся сведения. К постоянным массивам относятся такие, которые меняются за один цикл не больше, чем на 2% от полного объема. Информация, хранящаяся в постоянных массивах, составляет информационный базис системы. Массивы постоянных и текущих данных называют главными массивами. Текущие массивы содержат переменную рабочую информацию, о состоянии управляемого объекта или процесса во времени, а также о самом процессе управления. Вспомогательные массивы являются производными от постоянных. Их получают не расчетами, а логическими преобразованиями (сортировкой, объединением, выделением и др.). В этих массивах нет другой информации, кроме той, которая содержится в постоянных массивах, но в преобразованном виде. Вспомогательные массивы необходимы, так как для решения задач требуются сочитания показателей. Промежуточные массивы содержат информацию, которая возникает на стыке различных задач или этапов решения одной задачи, как результат предыдущего расчета и исходный материал для последующего.
Промежуточные массивы необходимы и в тех случаях, когда следует ускорить процесс разработки программ больших задач путем их разложения на ряд последовательных частей. Необходимость хранения таких массивов может быть вызвана разрывом во времени между моментом их получения и использования. Служебные массивы - они содержат информацию, необходимую для переработки всех известных массивов (информационных массивов и стандартных программ, трансляторов, всевозможных машинных справочников и др.). Большинство задач, реализуемых в АСУП, характеризуется большими объемами обрабатываемой информации. Большой удельный вес в этом проессе занимают операции ввода и вывода данных. Информационное обеспечение АСУ (другой вариант лекции)
Задачи ИО АСУ
Под информационным обеспечением понимают совокупность средств (систем документации и массивов информации) и методов подготовки информации для реализации функции управления в АСУ. Основное назначение ИО состоит в создании и ведении динамической информационной модели объекта, содержащей в каждый момент времени данные, соответствующие фактическим значениям параметров. ИМ характеризует информационные связи в СУ, мощность информационных потоков, точки съема информации. Совокупность сведений, содержащихся в документации и массивах информации, составляет информационную базу (ИБ) системы управления. К ИО АСУ предъявляются следующие требования: полнота отображения состояния объекта; однократный ввод информации и многократное её использование; высокая эффективность методов и средств сбора, хранения, обновления, поиска и выдачи данных; простота и удобство доступа к данным ИБ, минимум дублирования данных в ИБ; организация эффективной системы документооборота; возможность наращивать данные и совершенствовать методы и способы обработки информации; регламентация доступа к данным с различным уровнем доступа. Структура ИО АСУ. (См. Схему)
ИО АСУ включает в себя внемашинную ИБ, методы подготовки информации и внутримашинную ИБ. Внемашинная ИБ охватывает сведения, содержащиеся во всевозможных документах, справочных, видеограммах, используемые человеком в процессе реализации функций управления. Нормативные документы и справочники содержат НСИ - это постоянные или условно -постоянные данные, не изменяющиеся поменьшей мере стечение 3-4-х циклов работы. Унифицированные документы - это набор форм установленной отчетности, направляемой в вышестоящие организации. Для использования сведений, содержащихся в ИБ, она должна быть упорядочена по определенным правилам. Для этих целей предназначена совокупность методов, включающая описание, классификацию, кодирование, моделирование, контроль достоверности информации и т.д. Методы классификации и кодирования используют для однозначного описания данных и обеспечения эффективного поиска и идентификации данных в памяти компьютера. Классификация информации - это разделение заданного множества на подмножества в соответствии с принятыми методами. Методы: иерархический,фасетный, комбинированный. Кодирование информации - это образование и присвоение обозначения(идентификатора) объекту классификации, признаку классификации и(или) классификационной группировке. Цель кодирования - представить идентификатор объекта в более компактной и удобной форме, чем его полное наименование. Пример классификации и кодирования: 43-класс - “Приборы и средства автоматизации специального назначения” 43 2 - подкласс - “Приборы, аппараты, оборудование и посуда из стекла, кварца и фарфора”. 43 21 - группа - “Приборы и аппараты из стекла, кварца и фарфора”. 43 212 - подгруппа - “Приборы для измерения влажности и температуры”.
43 212в - вид - “Термометры специальные”. 43 212в 0.51 - типовый представитель - “Термометры для установок, определяющих качество нефтепродуктов”. Методы организации информационных баз (внемашинных и внутримашинных) определяют принципы их построения, структуру. К ним относятся, например, методы организации наборов данных: случайной организации, последовательной организации, цепной, индексно-последовательный, списковый; методы упорядочивания (сортировки) данных. Для внемашинной ИБ речь идет, например, о принципах организации и обслуживания фонда НСИ. Методы контроля информации на достоверность применяются в маршрутах обработки при создании и функционировании информационных баз. Ошибки возникают на любом этапе функционирования СУ. Их делят на ошибки персонала СУ и ошибки, вызванные неисправностью технческих средств. Методы контроля различают: системные (организационные), программные и аппаратные. Системные методы включают: оптимизацию структкры обработки; обучение и стимулиование персонала; определение оптимальной величины пакетов даннных и скорости первичной обработки. Программные методы контроля достоверности обработки инфолрмации состоят в том, что при составлении процедур обработки в них предусматривают дополнительные операции, имеющие математическую или логическую связь с алгоритмом обработки данных. Сравнение результатов этих дополнительных операций с результатами обработки данных дает возможность установить с определенной вероятностью наличие или отсутствие ошибок. К програмным методам контроля относят следующие: счетные - двойной или обратный счет, контроль по формату, балансовые методы и т.д.; математические - способ подстановки, проверки отдельных значений, статистический прогноз; использующие избыточность информации - контрольных цифр, сравнение данных из различных источников, контроль с использованием принципа обратной связи; логические - смысловые проверки, контроль по отклонениям, котроль по заданной последовательности записей и т.д. Аппаратные методы выполняют практические те же функции, что и программные методы. С их помощью обнаруживают ошибки ближе к месту их возникновения и в местах, не доступных программным методам. Набор данных (информационный массив) представляет собой совокупность однородных, объединенных единым смысловым содержанием данных. Основными элементами НД являются записи. Записи - это элементы массива, которыми оперирует пользователь при обработке информации. Стремление к избавлению от недостатков, связаных со способом организации в виде НД привело к появлению баз данных и СУБД.
База данных - это совокупность взаимосвязанных и хранящихся вместе данных. БД, при наличии минимальной избыточности позволяют обеспечить: - независимость данных от использующих их прогамм; - возможность быстрого получения и модификации необходимой информации; - наличие общего управляемого способа для добавления новых или модификации существующих данных, а также для поиска их в базе данных. Говорят, что система содержит совокупность БД, если эти БД стркутурно полностью самостоятельны. СУБД - это совокупность языковых и программных средств, предназначенных для содания, ведения и совместного использования БД многими пользователями. В основе концепции БД лежит выделение обрабатывающей программе из всех данных только необходимых и в требуемой данной программе форме.
Ф2Информационная база СУ - сложное информационное образование, состоящее из взаимосвязанных и изменяющихся по времени структурных единиц разной степени укрупнения. К элементам структуры ИБ относятся совокупности документов и массивов, документы и массивы, показатели и составляющие их реквизиты - основания и реквизиты - признаки.(см.рисунок) Ф - структурная единица 1-го уровня - совокупность документов и массивов, применямых в подсистеме управления, выделенной по функциональному признаку. З - структурная единица 2-го уровня - совокупность документов и массивов при решении конкретной задачи. Д - документы и массивы - 3-й уровень. 4-й (низший) уровень - множество показателей, реквизитов, их наименований и значений, из которых формируются документы. Документ - физический носитель упорядоченных сведений об управляемом объекте, содержащих множество показателей и реквизитов, сгруппированных по определенным правилам. Некоторые документы могут иметь юридическую силу и являться основанием для принятия управленческих решений на соответствующем уровне управления. Документ, как правило, включает три части: 1)Заголовочную - наименование документа и реквизиты, относящиеся ко всему документу (дата заполнения, N подразделения и т.д.); 2)содержательную, включающую графы, строки, их композиции; 3)Оформляющую, содержащую подписи. Документы могут быть входными,содержащими исходные данные для задачи и выходными, сформированными в результате решения задачи. Массив - упорядоченная по какому -либо признаку информационная совокупность показателей и реквизитов, описанная в проектной документации и предназначенная для записи на машинных носителях. Реквизиты - информационные совокупности, не подддающиеся дальнейшему расчленению и отображающие свойства сущности. Реквизиты - основания характеризуют количественные, а реквизиты- признаки - качественные и характеризуют обстоятельства протекания изучаемого процесса. Реквизит представляет собой совокупность двух элементов: наименования и значения. Показатель - информационная совокупность с минимальным составом, достаточным для образования документа. Он включает одно основание и относящиеся к нему реквизиты- признаки. Пример документа.
Сводка осдаче деталей по цеху N... за...месяц.
Читайте также: IV Освоение современных информационных технологий Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|