Функционирование имен прилагательных врассказе А.П.Чехова «Человек в футляре»
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Разряды имен прилагательных, встретившихся в рассказе А.П. Чехова. Всего в рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре» встретилось 126 прилагательных. Данные по разрядам прилагательных сведены в таблицу.
Прилагательные бывают полными и краткими. Краткая форма качественных прилагательных, встретившихся в рассказе А.П. Чехова: Кротка, печальна, прекрасна, скучен, бледен. Образование кратких форм прилагательного В современном русском языке краткие прилагательные образуются от полных. В единственном числе родовыми окончаниями являются: для мужского рода - нулевое окончание (крепкий - крепок, новый - нов, тощий - тощ и т.д.); для женского рода окончание -а (крепка, нова, тоща); для среднего рода - окончание -о, -е (крепко, ново, тоще). Во множественном числе родовые различия отсутствуют: все краткие прилагательные оканчиваются на -ы, -и (крепки, новы, тощи). Если основа полного прилагательного имеет на конце два согласных звука, то при образовании кратких прилагательных мужского рода между ними иногда появляется беглый гласный звук о или е (резкий - резок, вечный - вечен и т.п.). Так же образуются краткие формы от полных прилагательных на -ный и -нный (-енный, -анный). В мужском роде они оканчиваются на -ен или -нен (красный - красен, честный - честен, мутный - мутен, голодный - голоден и современный - современен, благоуханный - благоуханен). Если краткая форма прилагательных образована от страдательных причастий нанный, то она оканчивается на -ен (-ан, -ян) (уверенный - уверен, подержанный - подержан).
Степени сравнения качественных прилагательных, встретившихся в рассказе А.П. Чехова. В рассказе А.П. Чехова встретились превосходная и сравнительная степени прилага-тельных. Пр.: очень хорошая погода, очень поучительная история Маленькое лицо как у хорька; всеми уважаемый человек как Беликов; он зеленый, мрачнее тучи. Способы образования имен прилагательных Имена прилагательные в современном русском языке образуются лексико-синтакси-ческим способом (заблаговременный, сногсшибательный и др.) и при помощи морфолого-синтаксического способа (изысканные блюда, известный певец, образованный человек и т.д.). Но наиболее употребительным является морфологический способ образования при-лагательных. Из разновидностей морфологического способа словообразования продуктив-ными в кругу прилагательных являются аффиксация (с тремя ее видами: суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный) и сложение основ. Безаффиксный способ оказывается самым непродуктивным. Суффиксальный способ образования прилагательных Суффиксальный способ образования имен прилагательных является наиболее продуктивным в современном русском языке. Словообразовательными суффиксами качественных и относительных имен прилага-тельных в современном русском языке являются следующие: 1) -ив- и производные от него -чив-, -лив-: красивый, спесивый, прожорливый, устойчивый и т.п.; суффикс -ив- непродуктивен в современном языке, а производ-ные от него -чив-, -лив- являются весьма продуктивными; 2) -ост-, -ист-: глазастый, губастый (с оттенком разговорно-стилистическим), голосистый, глинистый, тенистый, бугристый и т.д.; суффиксы продуктивные, образуют много слов в научном и производственно-техническом стилях речи; 3) -н-: понятный, водородный, железный, лесной и др.; суффикс продуктивный; суффикс -н- активно используется в настоящее время при образовании прилагате-льных от существительных на -ота (частотный, высотный) и на -ость (жидкос - тный, вязкостный, мощностный, вероятностный); такие прилагательные имеют специализированное, терминологическое значение;
4) -онн-, -енн-: традиционный, искусственный, чувственный и др.; суффиксы достаточно продуктивные, образуют прилагательные от основ существительных; 5) -тельн- и -льн-: питательный, плавательный, строительный, сушильный, доильный, дождевальный и др.; суффиксы очень продуктивные, особенно при образовании (от глаголов) профессионально-технических терминов; 6) -л-, при помощи которого образуются главным образом отглагольные прилагательные: возмужалый, беглый, прелый, спелый и др.; суффикс продуктивный; 7) -к-, -ск-, -инск-, -енск; -еск-, -овск; -ическ-, -ческ-: верткий, шаткий, меткий, робкий, январский, институтский, мытищинский, пензенский, студенческий, пере - водческий, педагогический и др.; суффиксы достаточно продуктивные; 8) -ов-, -ев-: классовый, камышовый, подростковый, ольховый, биржевой, ситце - вый; суффиксы продуктивные. Суффикс -ов- часто используется при создании терминологических и профессиональных слов (коготковый, языковый, колпачко - вый, мальчиковый). 9) -озн-: нервозный, венозный, гриппозный и др.; суффикс достаточно продуктив-ный, особенно при создании профессионально-технических терминов; 10) -уч- (-юч-): кипучий, могучий, шипучий, везучий, колючий и др.; суффикс продуктивный, используется главным образом при образовании отглагольных прилагательных. К суффиксам малопродуктивным и непродуктивным относятся, например: -ав-, -яв-, -ляв- (величавый, дырявый, вертлявый): -aт-, -чат- (рогатый, бугорчатый); -ит; -овит- (-евит-) (именитый, домовитый, деловитый); -ин- (утиный, голубиный). Особо следует рассмотреть прилагательные, образованные при помощи суффиксов субъективной оценки, т.е. таких суффиксов, при помощи которых словам придается определенная эмоционально-экспрессивная окраска. Здесь могут быть выделены следующие продуктивные суффиксы: 1) -еньк-, -оньк-: синенький, маленький, мягонький (и реже: мягенький), с ухонький (и реже: сухенький) и др.; слова с этими суффиксами приобретают уменьшительно-ласкательный оттенок и употребляются преимущественно в разговорной речи;
2) -оватеньк-ий, -еватеньк-ий: беловатенький, красноватенький, синеватенький; слова с этими суффиксами имеют оттенок ласкательности; 3) -ёхоньк-ий, -охоньк-ий, -ёшеньк-ий, -ошеньк-ий: скорехонький, легохонький, светлешенький, легошенький; подобные слова характерны для былинно-песенного употребления; оттенок усилительно-ласкательный в них особенно ярко выражен; 4) -оват-, -еват-: грубоватый, рыжеватый; слова с этими суффиксами выражают неполноту качества и др. Префиксальный способ образования прилагательных Префиксальный способ образования менее продуктивен. Употребляются следующие продуктивные приставки: 1) не-, небез-: неспортивный, негромкий, необычный, небезызвестный, небезуспешный и др.; 2) пре-: предолгий, прегрубый, предобрый; слова с этой приставкой характерны в основном для речи разговорной; 3) без- (бес-): безголосый, безусый, бесхвостый; прилагательные с этой приставкой имеют значение ''не- имеющий чего-либо, лишенный чего-либо'' и др. (на базе предложно-именного сочетания); 4) сверх-: сверхпрограммный, сверхзвуковой, сверхскоростной, сверхприбыльный, сверхъестественный и др.; приставка продуктивная; прилагательные, образованные при помощи этой приставки, употребляются и в книжной и в разговорной речи. При образовании прилагательных иногда используются и приставки иноязычного происхождения, например: анти- (антигуманный, антикоррозионный), архи- (архиактуа - льный, архиопасный), пан- (панамериканский, панъевропейский), транс- (трансатланти - ческий, трансъевропейский, трансконтинентальный), ультра- (ультрамодный, ультра - фиолетовый), экстра- (экстраординарный, экстракардинальный). Слова с этими приста-вками употребляются преимущественно в специальной профессиональной речи. К непродуктивным относятся приставки раз- (развеселый, разудалый), со- (соавторский, соименный) и др. Слова с приставкой раз- употребляются чаще всего в разговорной речи, с приставкой со- – в книжной.
Префиксальный способ используется при образовании прилагательных от прилага-тельных же. При образовании прилагательных от существительных и глаголов чаще всего употребляются суффиксы или приставки и суффиксы. Префиксально-суффиксальный способ образования прилагательных Префиксально-суффиксальный способ образования прилагательных в современном русском языке приобретает все более широкое распространение. Выделяются следующие группы продуктивных приставок и суффиксов, при помощи которых образуются прилагательные: 1) приставка без- (бес-) и суффикс -н-: безразмерный, бесплатный, безрезульта-тный и т.п.; 2) приставка вне- и суффиксы -н; -ов-, -ск-: внештатный, внеплановый, внеевропей-ский и т.п.; 3) приставки до-, за- и суффиксы -н-, -ск-, -ов- и др.: добольничный, доистори-ческий, заоблачный, заполтсный, заоконный, заокский и т.п.; 4) приставка меж- и суффиксы -н-, -альн; -ическ-: межрегиональный, межконти-нентальный, межгалактический и т.п.; 5) приставки на-, над- и суффикс -н-: нареберный, подарочный, надсводный и т.п.; 6) приставка по- и суффиксы -н-, -онн-, -енн-: послойный, пореформенный, пожизненный и т.п.; 7) приставка при- и суффиксы -н-, -ск-: пришкольный, приусадебный, приинсти-тутский, приволжский, приобский и т.п.; 8) приставка пред- и суффиксы -ов-, -н-, -ск- и др.: предпусковой, предынфарктный, предвечерний, предмайский и т.п.; 9) приставка после- и суффиксы -н-, -онн-: послеуборочный, послебольничный, послеоперационный и т.п. К малопродуктивным относится, например, способ образования прилагательных при помощи приставки от- и суффикса -н-: отглагольный, отыменный. Образование прилагательных путем сложения основ Словосложение как способ образования имен прилагательных употребляется в современном русском языке все чаще и чаще. Это весьма продуктивный способ образования слов. Больше всего слов создано путем сложения двух и более основ прилагательных, например: светло-серый, чугунно-бетонный, поперечно-шлифовальный и т.д. Значительную группу составляют прилагательные, образованные путем сложения основ существительного и прилагательного, например: сельскохозяйственный, железно-дорожный. Широко распространены сложные прилагательные, образованные или из основ двух существительных, например, вагоноремонтный, машинопрокатный и др., или из сущест-вительного и причастия: жаропонижающий, металлообрабатывающий и др. Иногда без соединительной гласной, например: азотсодержащий, впередсмотрящий и др. Продуктивным способом образования являются и формы, полученные путем сложе-ния основы наречия и прилагательного или причастия, например: труднодоступный, сильнодействующий, здравомыслящий и др.
Большое распространение получили образования типа существительные + элементы –видный, -образный, -подобный. Например: змеевидный, стекловидный, зигзагообразный, человекоподобный и др. Слова, созданные этим способом, употребляются преимущественно в книжной речи (например, в научной или производственно-технической). По своим синтаксическим связям словосочетания, образующие сложные прилагательные, неоднородны. В одних словосочетаниях связь осуществляется по способу сочинения, в этом случае между ними можно поставить союз и, например: концертно-театральный (концертный и театральный), русско-немецкий (русский и немецкий), Волго-Донской (Волжский и Донской) и т.д.; в других - по способу подчинения: дальневосточный (Дальний Восток), вагоноремонтный (ремонт вагонов) и т.д.; в третьих - по способу примыкания: малоупотребительный, крупномолотый и др. Прилагательное, как база для образования других частей речи Прилагательные могут переходить в другие части речи, как и слова из других частей речи могут переходить в прилагательные. Употребление разных частей речи в роли прилагательных называется адъективацией (лат. adjectivum - прилагательное). В разряд имен прилагательных переходит значительное количество причастий, особенно страдательных с суффиксами -нн; -енн- и -т-: поношенное платье, сдавленный голос, приподнятое настроение и др. При переходе в прилагательные причастия утрачивают свои основные глагольные признаки: время, вид и способность глагольного управления. В разряд прилагательных переходят иногда и страдательные причастия с суффиксом - м-: любимый цветок, невидимые слезы, несклоняемые существительные. Прилагательных, образованных из страдательных причастий при помощи суффикса -м- (-им-), в русском языке сравнительно немного. Уже во второй половине XVIII в. качественные прилагательные образовывались непосредственно от глагольных основ совершенного и несовершенного вида при помощи суффикса -м- (-им-), минуя стадию образования причастий. В современном русском языке они чаще всего употребляются с частицей-приставкой не-: неуловимый, неистребимый, нерастворимый и др. Причастия, перешедшие в разряд прилагательных, приобретают иногда и характерные грамматические признаки качественных прилагательных: способность иметь полные и краткие формы (настроение приподнято, результат неожиданен), а также способность образовывать формы степеней сравнения (это приглашение было неожидан-нее того) и др. Наблюдаются случаи перехода в разряд прилагательных и действительных причастий настоящего времени (потрясающие новости, знающий студент, следующий день, блестящий ответ, цветущее здоровье и др.), которые также утрачивают глагольные признаки и иногда приобретают некоторые черты, характерные для прилагательных (краткую форму, степени сравнения, форму субъективной оценки и т.п.). Например: Более блестящего ответа я еще не слышал; Самым блестящим номером программы на концерте было чтение стихов В. Маяковского; Дела его были не очень блестящи. Ср. также употребление в книжном стиле (чаще всего в авторском стиле) кратких форм причастий, перешедших в прилагательные: Взгляд... был что-то уже слишком пристален и испытующ (Дост.); Штык его остр и предостерегающ (А.Н. Т.). Значительно реже в прилагательные переходят действительные причастия прошед-шего времени с суффиксами -ш- и -вш-, например: высохшие растения. Кроме причастий, в разряд прилагательных могут переходить и другие части речи. Так, в роли качественных прилагательных могут употребляться в условиях контекста некоторые местоимения, а также порядковые числительные. Ср., например: Год проходит и другой - нету вести никакой (П.). - Оратор я никакой, между двумя словами перерыв обеденный (Гран.). Или: Три клада в сей жизни были мне отрада. И первый клад мой честь была (П.). – Вскоре мальчик стал первым учеником в классе. Заключение
В моей работе, при рассмотрении вопроса функционирования прилагательных в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре», были подробно описаны вопросы касающееся разрядов прилагательных, склонения, степеней сравнения, полных и кратких форм, а также описан морфологический разбор прилагательных. Рассмотрены прилагательные, встретившиеся в рассказе «Человек в футляре», произведен количественный и качественный анализ этих прилагательных, сделан вывод, что А.П. Чехов в своем рассказе употребил все три разряда прилагательных, а также две степени сравнения качественных прилагательных. Я бы хотел добавить, что прилагательные совместно с другими частями речи помогают автору описывать с изумительной точностью социальное положение страны, в период написания произведения, описывать красочно своих героев и показывать все великолепие, мощь и силу великого русского языка. Литература
1. Белицкая Т.Н. Переходные явления среди прилагательных – В кн.: Семантика переходности. Л., Наука, 1977. 2. Чечет Р.Г. Русский язык – Минск, «Университетское»,1999. 3. Гриншпун Б.Н. Система значений притяжательных прилагательных с суффиксами – ов, - ин в современном русском языке. – Учен. зап. МГПИ, 1965, №326 4. Валгина И.С., Фомина М.И., Розенталь Д.Э. Современный русский язык (учебник). М:. МГУ,1982. 5. Современный русский язык под редакцией профессора П.П. Шубы, 2 ч., 1981. 6. Рассказы А.П.Чехов.-М.ООО «Издательство Астрель», 2004. 7. Павлов В.М. О разрядах имен прилагательных в русском языке. – Вопросы языкознания, 1960, №2. 8. Шаталова В.М. О лексико-синтаксическом выражении степени у имен прилагательных. – Русский язык в школе, 1967, №1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|