Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эксперимент в социальной психологии

Сущность и определение эксперимента

Эксперимент - это активный метод изучения реальности. Исследователь не только задает вопросы реальности, но и вынуждает ее на них отвечать. С помощью наблюдения мы можем ответить на вопросы: «Как? Когда? Каким образом?» эксперимент отвечает на вопрос «Почему»?

Эксперимент – это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает:

1. опытное моделирование явления и условий при их качественно-количественной определенности;

2. активное воздействие исследователя на явление;

3. измерение отклика (реакции) на воздействие;

4. неоднократную воспроизводимость результатов.

Три отличительных признака экспериментальной парадигмы:

Аналитический подход заключается в использовании понятия переменной. Основные из которых: независимая переменная (НП) - фактор, изменяемый экспериментатором, зависимая переменная (ЗП) - фактор, изменение которого вызывает независимая переменная.

Сравнительный подход предлагает рассмотрение экспериментальных эффектов как следствие психологических причинно-действующих факторов.

Логика контроля за выводом как наиболее строгий путь возможности отвергнуть или принять гипотезу на основании полученных эмпирических данных.

Преимущества экспериментального метода:

1. В наибольшей степени позволяет реализовать принцип объективности

2. Активная позиция исследователя

3. Возможность констатации не только связи, но и установление причинно-следственных зависимостей

4. Многократность проведения

5. Возможность алгоритмизации процесса обработки

Недостатки экспериментального метода:

1. Искусственность

2. Абстрактность

3. Аналитичность

4. Искажающее влияние экспериментатора и испытуемого

Любая наука делает выводы на основе фактов, полученных в исследовании.

В психологии этот факт - поведение человека.

В основе современной экспериментальной психологии лежит формула Курта Левина:

В= f (S; P)

Поведение есть функция личности и ситуации. Поведение зависит от личности и ситуации.

 

Идеальный эксперимент, эксперимент полного соответствия и реальный эксперимент

Идеальный эксперимент (понятие ввел Д. Кэмпбелл) – это эксперимент, наиболее приближенный к теории (гипотезе). Осуществить идеальный эксперимент практически невозможно.

Идеальный эксперимент предполагает:манипулирование независимой переменной (НП) при полном контроле зависимой переменной (ЗП); постояноство условий, эквивалентность выборок; неизменность характеристик испытуемых; «отсутствие» временных характеристик; возможность бесконечного повторения эксперимента в различных ситуациях и на любых выборках; возможность одновременного проведения всех экспериментальных воздействий.

Эксперимент полного соответствия (понятие ввел Р. Готтсданкер)– эксперимент, который полностью копирует внешнюю реальность.

Реальный эксперимент осуществляется в реальных условиях, при которых интересующие исследователя переменные контролируются не полностью. Внешние переменные (ВП) являются причиной артефактов (смещений экспериментального эффекта) и нарушают внутреннюю валидность эксперимента.

Безупречный эксперимент включает в себя признаки идеального эксперимента, эксперимента полного соответствия и эксперимента, в котором бесконечное число проб применяется к бесконечному числу испытуемых и позволяет учесть бесконечное число побочных переменных.

 

Виды валидности при оценке психологического эксперимента

Валидность эксперимента (от латинского validas – крепкий) – это базовая характеристика эксперимента как его соответствие нормам и стандартам, принятым в экспериментальной психологии. Валидность эксперимента касается адекватности его построения и собственно организации, соответствия теоретической модели, правильности выводов и возможностей обобщения результатов.

Типология валидности психологического эксперимента (схема В.Н. Дружинина)

 

         
   
 
   
 

 

 


Внутренняя валидность (приближение эксперимента к идеальному). Характеристика эксперимента с точки зрения правильности выводов: возможность утверждения о том, что изменения в ЗП вызваны именно НП, а не посторонними факторами.

Внешняя валидность (приближение эксперимента к реальности). Характеристика эксперимента с позиций возможности обобщения выводов: возможность перенесения причинно-следственной связи на других людей, ситуации и временные промежутки.

Конструктная валидность (соответствие интерпретации теоретическим положениям). Характеристика эксперимента с позиций адекватности интерпретации экспериментальных данных теории: соответствие методов и процедур интерпретации теоретическим положениям.

Операциональная валидность (соответствие теоретического и практического содержания понятий в эксперименте). Характеристика эксперимента с точки зрения адекватности операционализации переменных и методических процедур: соответствие операционных дескрипторов теории и практики эксперимента.

Валидность «здравого смысла» (соответствие интерпретации реальности). Характеристика эксперимента с позиций соответствия цели и процедуры исследования бытовым представлениям об исследуемом явлении.

 

 

Факторы, нарушающие внутреннюю валидность и причины нарушения внешней валидности

Д. Кэмпбелл выделил восемь основных ФАКТОРОВ, НАРУШАЮЩИХ ВНУТРЕННЮЮ ВАЛИДНОСТЬ эксперимента:

1 группа – ФАКТОРЫ ВЫБОРКИ

· СЕЛЕКЦИЯ – неэквивалентность групп по составу, которая вызывает систематическую ошибку в результатах

· СТАТИСТИЧЕСКАЯ РЕГРЕССИЯ – частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей

· ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ОТСЕВ – неравномерное выбывание испытуемых из сравниваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу

· ЕСТЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ – изменение испытуемых, являющееся следствием течения времени, без связи с конкретными событиями: изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойства индивида (возрастные перемены, накопление опыта и др.)

2 группа – ПОБОЧНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ, влияние которых приводит к следующим эффектам:

· ЭФФЕКТ «ИСТОРИИ» - конкретные события, происходящие в период между начальным и итоговым тестированием помимо экспериментального воздействия

· ЭФФЕКТ ТЕСТИРОВАНИЯ – влияние предварительного тестирования на результат итогового

· ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОГРЕШНОСТЬ – определяется надежностью метода фиксации поведения испытуемого, т.е. надежностью теста; именно надежность влияет на валидность, а не наоборот.

· ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ – отбора, естественного развития, истории (разные истории экспериментальных групп) и др.

Д. Кэмпбелл называет главные ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ВАЛИДНОСТИ:

· ЭФФЕКТ ТЕСТИРОВАНИЯ – уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования.

· УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ вызывают реакцию испытуемого на эксперимент. Следовательно, его данные нельзя переносить на лиц, не принимавших участие в эксперименте. Этими лицами является вся генеральная совокупность, кроме экспериментальной выборки.

· ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ ОТБОРА И СОДЕРЖАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ – их следствия артефакты (в экспериментах с добровольцами или испытуемыми, участвующими по принуждению) например, в экспериментах по научению могут согласиться участвовать только интеллектуально одаренные. Выбывание может быть вызвано экспериментальным воздействием – лица, потерпевшие неудачу при выполнении задания.

· ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ – испытуемые обладают памятью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые не проходят для испытуемых бесследно и сказываются на появлении эффектов от последующих воздействий.

 

Экспериментальная выборка

Множество людей, принимающих участие в исследовании, называют ВЫБОРКОЙ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ВЫБОРКА представляет собой объект исследования. В качестве выборки может выступать ОДИН испытуемый или ГРУППА испытуемых. В социальной психологии это будет одна группа и множество групп – «группа групп».

Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена. Требования к формированию экспериментальной выборки:

§ Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования

§ Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена

§ Выборка должна представлять генеральную совокупность качественно и количественно.

 

Стратегии построения экспериментальных групп

В ходе формирования выборки используются следующие СТРАТЕГИИ:

1. РАНДОМИЗАЦИЯ – распределение испытуемых по группам случайным образом.

2. ПОПАРНЫЙ ОТБОР – составление эквивалентных пар и распределение их по разным группам исследователем.

3. ПОПАРНЫЙ ОТБОР С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ РАНДОМИЗАЦИЕЙ – составление эквивалентных пар и распределение их случайным образом по группам и режимам эксперимента.

4. СТРАТОМЕТРИЧЕСКИЙ ОТБОР – при помощи рандомизации из различных социальных страт формируются группы.

5. ПРИБЛИЖЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – приб­лизительная представ­лен­ность в выборке характеристик популяции.

6. РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – структура выборки соответствует структуре популяции.

7. ПРИВЛЕЧЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ ГРУПП – использование в качестве экспериментальной и контрольной групп реальных групп.

8. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДОБРОВОЛЬЦЕВ И ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ – имеет место смещение выборки.

Переменные (независимые, зависимые, внешние) в эксперименте

Определение переменных и способы их контроля

Суть эксперимента состоит в том, что экспериментатор варьирует независимой переменной (НП), регистрирует изменения зависимой переменной (ЗП) и контролирует внешние переменные (ВП).

В качестве независимой переменной (НП) могут выступать характеристики заданий, особенности ситуации, управляемые особенности испытуемого – переменные организма.

Константные характеристики испытуемого – дополнительные переменные (ДП), поскольку на них нельзя воздействовать, а можно лишь учесть при формировании экспериментальной и контрольной групп.

В качестве зависимой переменной (ЗП) выбираются параметры вербального и невербального поведения.

Среди внешних переменных (ВП):

1. побочные переменные (ПП), которые порождают систематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности)

2. дополнительная переменная (ДП), которая существенна для изучаемой связи между причиной и следствием (возраст).

Эксперимент, в котором исследователь оперирует только независимой переменной (НП) называют чистым.

Центральная проблема при проведении эксперимента – выделение независимой переменной (НП) и ее изоляция от других побочных переменных (ПП).

Следует различать контроль независимых переменных (НП) и контроль внешних переменных (ВП).

Различают два способа контроля независимых переменных (НП):

1. В эксперименте с помощью активного манипулирования, варьирования НП.

2. При систематизированном наблюдении за счет отбора требуемых значений НП из числа уже существующих.

Способы контроля внешних переменных:

1. Элиминация – исключение внешней переменной (лабораторный эксперимент).

2. Создание константных условий – постоянство условий, их стандартизация.

3. Балансировка – если нет возможности исключить ВП или сделать ее влияние постоянным, то формируется контрольная выборка, которая существует в тех же условиях, что и экспериментальная.

4. Контрбалансировка – имеет место в экспериментальной ситуации возможного последовательного применения нескольких серий эксперимента, которыми варьируют.

5. Рандомизация – позволяет исключить влияние индивидуальных особенностей испытуемых на результат эксперимента, так как испытуемые имеют равную (случайную) возможность стать участником эксперимента.

6. Двойной слепой метод – применение экспериментального воздействия, о котором не знает ни испытуемый, ни экспериментатор – исключение предвзятости в эксперименте.

Планирование эксперимента

Формальное и содержательное планирование эксперимента

Факторное планирование эксперимента

Однофакторный и многофакторные эксперименты

Планирование эксперимента является центральным этапом исследования и входит составной частью в его общее планирование.

Прежде всего выделяют ВНЕШНИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ, которые могут влиять на ЗАВИСИМУЮ ПЕРЕМЕННУЮ. Это необходимо для обеспечения ВНЕШНЕЙ и ВНУТРЕННЕЙ ВАЛИДНОСТИ эксперимента. Затем осуществляется ВЫБОР ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПЛАНА (формальное планирование). Выбор экспериментального плана зависит от содержательной (экспериментальной) гипотезы, количества внешних переменных, возможности ситуации для проведения исследования, ограниченности времени и ресурсов (в т.ч. финансовых).

Планы бывают ПРОСТЫМИ и СЛОЖНЫМИ

Если ОДИН ИСПЫТУЕМЫЙ, то применяется single – subject research.

ОДИН испытуемый в качестве объекта экспериментального воздействия используется в ситуациях:

· когда индивидуальными различиями можно пренебречь или исследование велико по объему и требуется множество экспериментальных проб (типичный представитель);

· когда испытуемый является уникальным объектом (талантливый музыкант, художник, писатель, уникальный больной);

· когда от испытуемого требуется особая компетентность (специальная обученность испытуемого);

· когда повторение данного эксперимента с участием других испытуемых невозможно.

Для этих экспериментов разработаны особые экспериментальные планы.

Если ГРУППА, то выбирают ряд планов с использованием экспериментальной и контрольной групп.

Простейшими являются планы для двух групп (основной и контрольной).

При более сложном контроле применяются планы для нескольких групп.

Различают четыре основных ВИДА «дизайна» - конструирования экспериментальных групп:

· исследование проводится с двумя различными группами – экспериментальной и контрольной, которые ставятся в разные условия (это наиболее распространенный способ)

· исследование проводится с одной группой, ее поведение изучается и в экспериментальных, и в контрольных условиях

· метод «парного дизайна» - для каждого субъекта группы подбирается эквивалентный ему, и они распределяются по разным группам

· «смешанный» план – все группы ставятся в разные условия, при этом образуется несколько групп. Этот способ применяется при факторном планировании эксперимента.

ФАКТОРНЫЕ ПЛАНЫ используются, если требуется выявить влияние двух и более независимых переменных (НП) на одну зависимую. При этом НП могут иметь и несколько уровней интенсивности.

Простейшие факторные планы типа 2×2 или 2×2×2 предполагают использование двух и соответственно трех независимых переменных (НП) с двумя уровнями градации.

Процессуальная КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛАНОВ для исследования связи двух переменных создана Д. Кэмпбеллом. Их называют ПЛАНАМИ ИСТИННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.

Основными являются:

- простой план для 2 групп с предварительным тестированием (ТЕСТ – ВОЗДЕЙСТВИЕ – РЕТЕСТ)

- план для двух рандомизированных групп без предварительного тестирования (РАНДОМИЗАЦИЯ – ВОЗДЕЙСТВИЕ – ТЕСТ)

- план СОЛОМОНА для 4 групп, объединяющий два предыдущих

Если реализовать невозможно или не нужно, применяется один из КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛАНОВ. «Квази», или «как бы» экспериментальными, схемы исследования становятся в том случае, когда в них предполагается снижение ФОРМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ. Это может касаться возможностей управления переменными, использования неэквивалентных контрольных групп, сочетания экспериментальных и диагностических приемов и т.д.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛАНОВ

Экспериментальные планы различаются по следующим основаниям:

- ЧИСЛО НП: одна или больше. В зависимости от их числа применяется либо простой, либо факторный план.

- ЧИСЛО УРОВНЕЙ НП: при 2 уровнях речь идет об установлении качественной связи, при 3 и более уровнях – количественной связи.

- КТО ПОЛУЧАЕТ ВОЗДЕЙСТВИЕ: если применяется схема «каждой группе – своя комбинация», то речь идет о межгрупповом плане, если применяется схема «все группы – все воздействия», то речь идет о ротационном плане.

Схема планирования эксперимента может быть ГОМОГЕННОЙ или ГЕТЕРОГЕННОЙ в зависимости от того, равно или не равно число НП числу уровней их изменения.

Формальное планирование эксперимента завершается указанием схемы (плана) управления независимой переменной (НП), которая в свою очередь будет существенно определять способы обработки данных.

Техническое обеспечение

Исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование.

Соответствующее помещение (лаборатория) обеспечивает достаточную изоляцию от окружающей среды.

Техническое оборудование (аппаратура) является показателем уровня оснащенности лаборатории и точности эксперимента.

Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента.

Методы, методики и процедуры исследования должны быть адекватными цели и задачам исследования, эффективными и научно обоснованными, валидными, надежными, заранее апробированными, безопасными для психического и физического здоровья участников, занимать минимум времени для их проведения.

Фиксация эксперимента

Создание необходимой рабочей обстановки в ходе исследования предполагает строгое единообразие условий эксперимента, строгое распределение обязанностей, учет взаимодействий между испытуемым и экспериментатором.

В инструкции экспериментатора зафиксирован порядок его действий в ходе исследования. В ходе эксперимента исследователь зачитывает инструкцию, организует процесс взаимодействия с испытуемым, проводит (если необходимо) обучающую серию.

Ассистент берет на себя вспомогательные задачи: ведет протокол, наблюдает за поведением испытуемого и его состоянием, эмоциональными реакциями, за отклонениями от стандартной процедуры, следит за работой аппаратуры.

Протокол – это исследовательский документ, в котором фиксируются результаты исследования.

Как форма записи результатов, последовательности и объема их регистрации протокол должен быть полным и целенаправленным, в нем необходимо наличие как объективных, так и субъективных показателей.

В протокол заносятся данные об испытуемом, его самоотчет, наблюдения и замечания экспериментатора.

 

Эксперимент как процесс общения и совместной деятельности

экспериментатора и испытуемого

Психологический эксперимент – это всегда совместная деятельность испытуемых и экспериментатора.

Перед началом эксперимента необходимо убедиться в дееспособности испытуемого и его желании участвовать в эксперименте.

Осведомленность участников (заключение согласия на участие в исследовании).

Важно информировать участников о цели, возможных последствиях и особенностях процедуры,

о правах и обязанностях сторон,

учесть возможность отказаться от исследования или выйти из него,

информировать о полученных результатах.

Необходимо заботиться о сохранении чувства собственного достоинства и психологического комфорта участников,

исключить факторы, угрожающие их психическому и физическому здоровью,

предупреждать и устранять возможные отрицательные последствия исследовательских влияний.

Завершающим этапом является постэкспериментальное интервью. С испытуемым проводится беседа и выражается признательность за участие в исследовании.

В процессе общения между экспериментатором и испытуемым могут возникнуть различные моменты, искажающие результаты исследования.

Виды эксперимента

Поисковый (эксплораторный) эксперимент

Подтверждающий (конфирматорный) эксперимент

Критический эксперимент

Пилотажный эксперимент

«Естественный эксперимент» (полевое исследование

Квазиэксперимент

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...