Анализ коммуникативных связей
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Исследование рынка водогрейных котлов
Определение проблемы
Маркетинг – это процесс планирования и реализации мероприятий, связанных с созданием товара, ценообразованием, продвижением на рынок и распространением товаров, услуг и идей посредством обмена потребителей и организации с целью удовлетворения потребностей. Концепция маркетинга подразумевает, что основной целью организации должно быть удовлетворение потребителей, а не максимизация прибыли. Другими словами, организация должна быть ориентирована на потребителя, стремиться к пониманию его потребностей и удовлетворять их быстро и эффективно таким образом, чтобы это было выгодно как потребителю, так и самой организации. Это означает, что любая организация должна стремиться получить как информацию о нуждах потребителей, так и сведения, которые помогут определить, каким образом эти потребности можно удовлетворить наиболее эффективно. Маркетинговые исследования являются критически важной частью системы, обеспечивающей получение таких данных. Исследования позволяют повысить качество принимаемых управленческих решений, предоставляя релевантную, точную и своевременную информацию. Каждое конкретное решение предполагает предъявление уникальной потребности в информации. Информация, которая может быть получена в результате проведения маркетингового исследования, способствует разработке адекватных стратегий. Д. Аакер полагает, что маркетинговые исследования – это процесс, обеспечивающий связь организации с потребителями и общественностью через информацию, которая используется для выявления маркетинговых возможностей и проблем; генерирования, корректировки и оценки маркетинговых мероприятий; мониторинга маркетинговой деятельности; улучшения понимания маркетинга как процесса. В ходе маркетингового исследования получают информацию, необходимую для решения имеющихся проблем, разрабатывают методы сбора информации, проводят ее анализ и формулируют рекомендации, которые доводят до заинтересованных лиц.
Проведение любого маркетингового исследования рынка условно можно разбить на 4 этапа: этап целеполагания, отбор источников информации, анализ полученной информации и этап выработки рекомендаций. Данная работа посвящена исследованию российского рынка водогрейных котлов малой мощности. Предметом проводимого маркетингового исследования является рынок котлов малой мощности, то есть совокупность потребителей, отечественных и зарубежных конкурентов, посредников и иных участников рынка. Объектом маркетингового исследования является ОАО «Борисоглебский котельно-механический завод». Основной проблемой ОАО «БКМЗ» является возрастающее давление конкурентов, что приводит к сокращению объема продаж. Также руководство предприятия интересует, насколько перспективен сегмент рынка котлов малой мощности и какими способами можно повысить привлекательность продукции ОАО «БКМЗ» на данном сегменте. Основные цели исследования: - анализ текущего состояния отечественного рынка водогрейных котлов малой мощности и перспектив его развития; - изучение основных конкурентов; - изучение структуры спроса; - определение сильных и слабых сторон предприятия с учетом требований рынка; - выработка рекомендаций по совершенствованию производственной и маркетинговой деятельности предприятия. Для анализа рынка используются различные подходы к проведению исследований. Возможно, наиболее простым путем является использование информации, которая уже была ранее кем-то собрана, ее можно найти в опубликованных статьях или зафиксированных комментариях, которые потребители сделали в адрес торгового персонала компании. Еще один подход – работа с небольшими группами потребителей, называемых фокус-группами, с которыми обсуждается предлагаемый продукт. Подобного рода групповые дискуссии могут стать источниками новых идей маркетинговых программ. Когда проблема или возможность идентифицированы и возникает необходимость более глубокого их изучения, часто прибегают к помощи опроса. В сложившихся условиях минимального финансирования для проведения данного маркетингового исследования наиболее приемлемым метод являются «кабинетные исследования», то есть анализ ранее собранной информации по интересующей проблеме, ее обобщение на основе логических умозаключений.
Отбор источников информации Источниками информации для целей проводимого маркетингового исследования являются материалы, опубликованные в специализированных изданиях, в сети Интернет, а также материалы, предоставленные рекламно-аналитическим отделом ОАО «БКМЗ».
Анализ информации Анализ товара Ассортимент завода, в общем и целом, можно разделить на такие группы как: - котельные транспортабельные (блочные котельные, транспортабельные автоматизированные «Хопер», отопление до 50 тыс. кв. м); - котлы промышленные (паровые котлы, котлы отопительные, водогрейные); - горелки блочные (горелки жидкотопливные, горелки газовые, горелки для промышленных и водогрейных котлов); - котлы бытовые; - котлы чугунные; - общекотельная автоматика; - изделия из чугуна (чугунные люки, люки легкие, средние, тяжелые, люки; - ГТС, панели, колонки, чугунное литье). Сегодня руководство завода основную ставку делает на занятие лидирующего положения в сегменте рынка отопительных котлов. Основными товарными позициями ОАО «БКМЗ», на исследование сегмента рынка которых направлено данное маркетинговое исследование, являются котлы серии «Хопер». Данные котлы позиционируются как наиболее приемлемый по сочетанию «цена-качество» вариант обеспечения жилища теплом, характеризующийся высокой степенью надежности и безопасности, простотой в использовании и привлекательным внешним видом. К тому же, своим потребителям предприятие предлагает весь спектр услуг по пуско-наладке и последующему гарантийному и послегарантийному обслуживанию.
Котел отопительный водогрейный стальной модели «Хопер‑100» с автоматикой безопасности предназначен для водяного отопления жилых и служебных помещений с принудительной циркуляцией воды в автоматическом режиме по контролю тяги, температуры котловой воды, отсутствию пламени на запальной горелке. Электроуправляемая автоматика позволяет использовать котлы в составе автоматизированных котельных. Новый блок электроуправляемой автоматики БУ‑22 имеет расширенные функциональные возможности, позволяющие управлять теплопроизводительностью котла в зависимости от температуры наружного воздуха, либо поддерживать в помещении строго определённую температуру. А также управлять по заданной программе 8‑ю исполнительными механизмами, получать и обрабатывать информацию от датчиков, управлять двигателями с частотным регулированием. В «Хопре» используется атмосферная газовая горелка из нержавеющей стали, рассчитанная на использование газа низкого давления и при падении давления газа исключается прогорание горелки. В котле марки «Хопёр» стальной теплообменник изготовлен из высококачественной стали толщиной 3 мм. Конструктивно, теплообменник котла построен по прямоточно-вертикальному принципу и состоит из конвективно-радиационных поверхностей нагрева, развитая поверхность теплообмена которого выполнена в виде моноблока, что обеспечивает высокую ремонтопригодность. Внешний вид котла «Хопер‑100» представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Внешний вид котла «Хопер‑100»
Котел предназначен для работы на природном газе по ГОСТ 5542–78. В качестве теплоносителя используется вода, соответствующая требованиям СНиП II‑35–76 п. 10. Технические характеристики котла приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Технические характеристики котла Хопер‑100
В рамках анализа соответствия технических характеристик котла «Хопер‑100» требованиям потребителей был проведен опрос мнения последних. Фокус-группу попросили проранжировать представленные характеристики с точки зрения их важности и проставить численное значение каждой характеристики, по их мнению, достаточное для удовлетворения потребности. Результаты опроса представлены в таблице 2. Технические характеристики, в которой расположены в порядке убывания значимости, с точки зрения потребителя.
Таблица 2 – Соответствие технических характеристик котла «Хопер‑100» требованиям потребителя к котлам подобного класса
Таким образом, видно, что в целом по основным техническим параметрам котел «Хопер‑100» соответствует требованиям, предъявляемым потребителями к котлам аналогичного класса, что свидетельствует о высоком уровне конкурентоспособности рассматриваемого товара. Не соответствия выявлены по расходу при номинальной производительности, времени установленной безотказной работы и ресурсу, а также по габаритным размерам и массе, которые превышают заданный потребителем максимум. Оценка конкурентоспособности исследуемого товара может быть осуществлена на основе сравнения его технических характеристик с техническими характеристиками конкурирующей продукции. В качестве образца для сравнения был выбран аппарат комбинированный газовый АКГВ – 73, 2–1 производства ОАО «Жуковского машиностроительного завода». Данное изделие предназначено для водяного отопления жилых и служебных помещений и горячего водоснабжения. Показатель конкурентоспособности по каждому техническому параметру определяется путем деления численного значения параметра исследуемого продукта на численное значение параметра товара-конкурента. Интегральный показатель конкурентоспособности определяется путем сложения частных относительных показателей, скорректированных на удельный вес фактора. Сравнительная характеристика и расчет относительных коэффициентов конкурентоспособности приведен в таблице 3.
Таблица 3 – Расчет конкурентоспособности котла «Хопер‑100»
Интегральный показатель конкурентоспособности котла марки «Хопер‑100» по сравнению с котлом АКГВ‑73 оказался равным 1,068, что свидетельствует о незначительном преимуществе рассматриваемого продукта на рынке. Необходимо отметить, что в результате сравнительного анализа было выяснено, что «Хопер‑100» имеет высокий расход газа при номинальной производительности, большие габаритные размеры и несколько меньший срок службы. Это проблемные области, устранение которых позволит повысить общую конкурентоспособность товара. Рассмотрим возможные товары-заменители. В последнее время растет объем продаж настенных газовых котлов в связи с активным внедрением поквартирного отопления, которые можно с определенными оговорками рассматривать как товары-заменители для напольных котлов с атмосферной горелкой. Такие котлы можно устанавливать в маленьких коттеджных домах. Как правило, сейчас устанавливают квартирные газовые котлы мощностью 6–8 кВт. Настенные котлы по своей модификации бывают с естественной тягой, то есть с открытой камерой сгорания, и с принудительным отводом продуктов сгорания (с закрытой камерой). Поскольку дымоудаление в котлах с открытой камерой сгорания осуществляется через дымоход за счет естественной тяги, а воздух, необходимый для горения газа, потребляется непосредственно из помещения, данное помещение должно обеспечиваться постоянным и достаточным притоком свежего воздуха. В котлах с закрытой камерой продукты сгорания удаляются с помощью вентилятора, а воздух для горения поступает прямо с улицы. Эти котлы не требуют подключения к индивидуальному дымоотводу, они могут отводить продукты сгорания и в коллективные дымоходы или через наружную стену здания. Именно они наиболее приемлемы при поквартирном отоплении многоэтажных домов, поскольку подключение нескольких таких котлов к одному коллективному дымоходу не порождает проблем «перевертывания» тяги и отрыва пламени. «Настенник» с принудительным отводом продуктов сгорания благодаря своим размерам, лишь слегка превышающим размеры газовой колонки, достаточно легко устанавливается практически в любом помещении. Совсем не обязательно, чтобы это была отдельная комната, такие котлы могут располагаться на кухне, в коридоре, в прихожей, в мансарде и т. п. Практически все модели современных настенных котлов оборудованы модулируемыми горелками, что обеспечивает наибольшую экономичность и комфорт. В режиме отопления мощность котла может автоматически регулироваться в зависимости от потребности в теплоте, а в режиме ГВС – температура горячей воды может поддерживаться на постоянном заданном уровне. При использовании горелок без модуляции в случае колебаний расхода воды могут возникать также сильные колебания ее температуры, аналогичные контрастному душу. Как правило, на решение потребителем о приобретении либо не приобретении той или иной модели котла влияет не только цена, но и качество. Вопрос соотношения цены и качества состоит в необходимом и достаточном оснащении котлов электроникой и автоматикой. Сложное оборудование значительно удорожает котлы. Для нашего потребителя не столь важны климат-контроль, дистанционное управление, автоматическое изменение температуры в квартире от перемены погоды. Главное в управлении котлом – регулировка расхода топлива в зависимости от t° теплоносителя. А ее определяет температура в помещении, а не на улице. К тому же чуткие системы настройки капризны, реагируют на подачу газа и напряжение в электросети. На каждый сбой автоматика реагирует отключением. Чтобы этого не происходило, требуется дополнительное стабилизирующее оборудование, повышающее стоимость котла. Однако напольные чугунные котлы, которые и составляют основу ассортимента анализируемого предприятия, по-прежнему имеют высокий спрос. При этом он не уменьшается как на котлы малой мощности, так и промышленного значения для детских садов, школ, микрорайонов, не имеющих центрального отопления. Но больше всего востребованы универсальные котлы, которые можно перевести на любое топливо, включая сжиженный газ. Чугун доказал свою необходимость долговечностью, износостойкостью, большой тепловой инерцией, взаимозаменяемостью всех элементов. К тому же чугунное литье позволяет сделать секции более сложной формы, чем сталь. В результате происходит интенсивный съем тепла и экономнее расходуется топливо. Сравнительно большие массогабаритные показатели не позволяют производить чугунные котлы большой мощности, а также затрудняют их монтаж, но сейчас все чаще применяют различные добавки в чугун, уменьшают вес, не ухудшая прочности. Для таких дорогостоящих товаров, каким является газовый отопительный котел, упаковка не несет на себе функции самопрезентации или рекламы, так как выбор товара происходит в результате тщательного обдумывания и взвешивания каждого варианта. Таким образом, упаковка котла выполняет свою основную функцию – защита товара при хранении и транспортировке. Следует отметить, что эту функцию упаковка выполняет на сто процентов, так как состоит из двухслойного картона с деревянным поддоном и ребрами жесткости, а также слоя пенопласта, слоя полиэтилена и упаковочной бумаги. В комплекте с котлом поставляется паспорт и руководство по применению, содержащий всю необходимую информацию. Руководством предприятия в ближайшее время выпуск на рынок новых товаров данного модельного ряда равно как и других не предполагается.
Анализ потребителей
Общее количество бытовых газовых котлов, находящихся в эксплуатации в стране, оценивается в 2,3 – 2,5 млн. единиц. При этом потребность рынка на 11–18 % «покрывается» за счет кустарного, морально устаревшего, технически несовершенного и недоброкачественного оборудования (подсчитано на основании сведений, собранных в регионах). Производство бытовых котлов в РФ к 2008 году составит порядка 300000 штук. Основные области применения бытовых газовых котлов – жилой сектор строительства. Применение котлов малой мощности (до 100 кВт) в промышленных и гражданских зданиях носит фрагментальный характер и практического влияния на формирование рынка этого оборудования не оказывает. Применение бытовых газовых котлов в новостройках оценивается примерно 35–40 тыс. штук в год. Основная часть продаж бытовых котлов приходится на замену физически и морально устаревшего оборудования, что составляет 160–180 тыс. штук. В то же время импорт котлов составляет также порядка 300 тыс. штук в год. На сегодняшний день основными потребителями водогрейных котлов являются жители коттеджных поселков, жители сельской местности, жители многоэтажных домов с поквартирным отоплением. Характеристики основных потребителей представлены в таблице 4
Таблица 4 – Потребители котлов
Коттеджные поселки – один из самых привлекательных рынков сбыта. Этот сегмент рынка поддается прогнозированию и планированию. Именно в этой сфере проявляется наиболее жесткая конкуренция поставщиков. Жители сельской местности составляют традиционную целевую аудиторию для водогрейных котлов малой мощности. Ориентируются преимущественно на недорогие котлы высокой производительнсоти и надежности. Поквартирное отопление обладает рядом неоспоримых преимуществ перед традиционными способами теплоснабжения: – высокая энергетическая эффективность и, как следствие, экономия газа и значительное сокращение эмиссии вредных выбросов в атмосферу; – высокая регулируемость и автоматизация в соответствии с потребностями потребителя; – низкие капитальные затраты и отнесение их на счет владельцев квартир; – удобство технического обслуживания сервисными службами (на одном объекте обслуживается 100–200 однотипных сравнительно простых агрегатов); – удобство оплаты за потребленные теплоресурсы по показаниям газового счетчика. Госстрой в 2000 г. поручил Ассоциации инженеров по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике (АВОК) разработку строительных норм и свода правил по проектированию поквартирных систем отопления в многоэтажных жилых домах. Разработку нормативов планируется завершить в 2002 г. Вместе с тем имеется серьезный недостаток в поквартирном отоплении – это повышенная пожаровзрывоопасность. Обитатели квартиры должны соблюдать правила безопасной эксплуатации котлов, включая и пенсионеров, инвалидов, детей. Современные газовые настенные котлы с герметичной топкой имеют 5–8 систем защиты и на порядок более безопасны, чем газовые плиты и традиционные газовые колонки, но, тем не менее, требуют определенной культуры эксплуатации. В отличие от Западной Европы, где опыт эксплуатации подобного оборудования насчитывает десятилетия и статистика аварий в основном связана с неадекватным поведением людей (пренебрежение элементарными нормами, случаи суицида), в России, по-видимому, потребуется более жесткий контроль за эксплуатацией этого оборудования со стороны надзорных органов, а не исключено и применение специальных систем запрета с отсечными газовыми клапанами в каждой квартире и детекторами на метан и угарный газ. Можно ожидать, что программа реализации поквартирного отопления будет поддержана региональными администрациями. Уже на сегодняшний день действующие в регионах тарифы на тепловую энергию и горячую воду при поквартирном отоплении позволяют исключить бюджетную дотационную составляющую. В дальнейшем же при реализации жилищно-коммунальной реформы и общем сокращении и ликвидации бюджетных дотаций, этот сектор теплоснабжения при разумной тарифной политике может стать и доходной составляющей регионального бюджета. Это обстоятельство обусловлено отсутствием непроизводительных потерь теплоты: – внутрикотельных расходов тепла; – потерь теплоты и теплоносителя в тепловых сетях; – потерь, связанных с несоответствием режимов теплопроизводства и теплопотребления; – потерь из-за несовершенства систем отопления и тепловых пунктов; – потерь из-за несовершенства систем управления и автоматизации. Основные факторы, оказывающие влияние на принятие решения о покупке того или иного котла, представлены на рисунке 3:
Рисунок 3 – Факторы влияния на принятие решения о покупке котла
Именно эти факторы необходимо учитывать при принятии решений о повышении конкурентоспособности товара. Основными козырями котлов марки «Хопер‑100» являются производительность, безопасность и предоставление дополнительных услуг. Анализ конкурентов
Бытовые газовые котлы выпускаются на многих машиностроительных предприятиях, расположенных в различных регионах страны. Зачастую эта продукция не является профилирующей, а интересы предприятия не выходят за границы местного рынка. Однако свыше 90 % объемов выпуска приходится на предприятия, занимающие первые десять-двенадцать мест по объемам производства. Большим разнообразием моделей котлов отечественная промышленность не отличалась. Самым массовым «народным» котлом был и продолжает оставаться АОГВ и его модификации. На рынке бытовых котлов эта модель занимает почти половину всех объемов продаж. Характерные особенности АОГВ и его модификаций: – стальной котел относительно небольшого веса; – оборудован атмосферной рамповой горелкой; – электронезависимый котел, ориентированный на системы отопления с естественной циркуляцией теплоносителя; – рабочее давление не превышает 2 атм; – коэффициент полезного действия по явному теплу в реальной эксплуатации составляет 75–85 %; – котел неприхотлив к давлению сетевого газа и может работать при давлении от 40 до 200 мм водяного столба; – котел низкой себестоимости; – прост в эксплуатации и обслуживании; – для удачных партий изготовления полный ресурс может составлять 15–20 лет; – котел не требует специальной водоподготовки; может работать с различными антифризами. Указанные характеристики в значительной степени удовлетворяют потребностям сельского населения и дачников. До настоящего времени большая часть территории России относится к зонам нестабильного электроснабжения и газоснабжения. Перерывы в подаче электроэнергии в сельской местности и поселках городского типа скорее правило, чем исключение. Давление в газопроводах с понижением наружной температуры снижается до 40–80 мм водяного столба. В этих условиях малоимущему российскому жителю котел класса АОГВ помогает перезимовать. И в данном случае речь не идет о комфортности, экологии, энергосбережении. Приспособить же котлы к закрытым насосным системам отопления до сих пор не удалось. Самое слабое звено котла – его прочность; конструктивное исполнение котла не позволяет его использовать в системах отопления с рабочим давлением более 2 атм (20 м водяного столба). Самыми крупными производителями котлов класса АОГВ являются «Ростовгазаппарат» и Подмосковный завод в г. Жуковском; с распадом СССР ряд крупных производителей подобных котлов отошел к странам СНГ. Другим классом распространенных котлов являются чугунные секционные котлы класса КЧМ. Котел массивный, может выдерживать рабочее давление в 2–3 атмосферы. В зависимости от количества секций в котле от 3 до 12 тепловая мощность может варьироваться от 16 до 80 кВт. Стандартное исполнение с атмосферной рамповой горелкой. Известны модификации на твердом и жидком топливе. Котел по существу не претерпел серьезных изменений за последние 40 лет, он отстает от лучших аналогов по металлоемкости и энергоэффективности. Наибольшее количество котлов этого класса выпускается заводом «Сибтепломаш» и Кировским чугунолитейным заводом. Третий весьма распространенный тип бытовых котлов – это стальные котлы класса КСТГ и КСТГВ. Они сравнительно просты в изготовлении, хотя несовершенны по энергоэффективности. Учитывая дешевизну этих котлов и простоту изготовления, в последние годы оказалось экономически целесообразным осваивать их производство на местах небольшими партиями по 500–3000 шт. в год для удовлетворения региональных потребностей. За эту задачу взялись местные предприятия машиностроительного профиля. Объем их производства достиг почти такого же уровня, как и АОГВ. Область применения таких котлов та же – малоимущие слои населения в сельской местности и дачники. С начала 90-х годов в стране отечественные производители проявили заинтересованность к передовым западным технологиям котлостроения. Примером может служить завод «Сибгазприбор» АО Запсибгазпрома, освоивший сборку одноконтурных и двухконтурных котлов, приближающихся по своему классу к западноевропейским. В котлах были использованы комплектующие европейских поставщиков – горелки, расширительные баки, насосы, автоматика. Однако, объемы производства (около 5000 котлов в год) и пооперационная сборка, требующая большого объема ручного труда, не позволяют добиться низкой себестоимости продукции, сопоставимой с лучшими мировыми производителями. Тем не менее, пример этого производства – большой шаг вперед в отечественном котлостроении в части интеграции в передовые западноевропейские технологии. Известен еще ряд попыток мелкосерийного производства стальных котлов типа «Жарок», «Пламя», «Уголек», но они не несут в своей конструкции принципиальных отличий от описанных выше моделей. В последнее время ряд предприятий машиностроительного профиля, приборостроения ведут переговоры с концернами Италии, Испании, Чехии, Германии о кооперации в производстве современных бытовых котлов, но до настоящего времени серьезных инвестиционных проектов еще не реализовано. Для этих предприятий, являющихся лидерами рынка, в таблице 5 представлены данные об объемах выпуска бытовых газовых котлов за последние 3 года. Как видно из таблицы, с 2004 по 2006 год поставки на рынок котлов российскими производителями увеличились более чем на 20 %. Однако увеличение пришлось на период с 2004 по 2005 год, а на протяжении 2006 года рост производства отсутствовал. В разрезе отдельных предприятий ситуация также не была однозначной. Так, на протяжении всего рассматриваемого периода Жуковский машиностроительный завод, «Завод Конорд», ОАО «Боринское» и «БМЗ-Викма» стабильно наращивали объемы выпуска, причем последнее из названных предприятий за два года увеличило выпуск более чем на 60 %. В то же время крупнейший производитель – «Ростовгазоаппарат» – за последний год снизил производство котлов почти на 11 %. Значительное сокращение выпуска отмечено на «Красном котельщике», Гороховецком заводе подъемно-транспортного оборудования, Чебоксарском ОАО «Энергозапчасть». Тем не менее, предварительный анализ развития ситуации дает основания говорить о том, что отсутствие общего роста поставок на рынок продукции отечественными производителями в период 2006–2007 годов не является проявлением каких-либо глубинных долговременных тенденций, а есть следствие локальных проблем на конкретных предприятиях (поиск своей маркетинговой стратегии, кадровые проблемы и т. д.). Вероятнее всего, в 2008–2009 годах рост поставок отечественного оборудования на рынок продолжится. Это соответствует объективным запросам рынка и достаточно благоприятному состоянию факторов, определяющих спрос на котлы.
Таблица 5 – производство бытовых котлов мощностью до 100 кВт крупнейшими российскими производителями в 2004–2005 годах
|