Основные причины возникновения пожаров в вагонах пассажирских поездов
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Открытое акционерное общество «российские железные дороги» ОАО «РЖД» Департамент пассажирских сообщений ОАО «РЖД»
Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» ОАО «ВНИИЖТ»
УТВЕРЖДАЮ Вице-президент ОАО «РЖД» - генеральный директор Федеральной пассажирской дирекции – филиала ОАО «РЖД» _____________М.П. Акулов «____»___________2009 г.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВАГОНАХ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ
СОГЛАСОВАНО Заместитель генерального директора ФГП ВО ЖДТ РФ - Главный инспектор по пожарному надзору на железнодорожном транспорте _______________В.П. Аксютин «____»_______________2009 г.
2009 г. СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящая инструкция разработана в соответствии с «Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов» утверждённой МПС России от 04.04.1997 г. № ЦЛ-ЦУО/448 и другими нормативно-правовыми актами в области пожарной безопасности и распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги, предназначена для обеспечения пожарной безопасности в вагонах пассажирских, вагонах-ресторанах, багажных, вагонах-электростанциях, вагонах-клубах, служебно-технических и других вагонов эксплуатируемых ОАО «РЖД».
1.2 Пожарная безопасность пассажирских вагонов обеспечивается системами предотвращения пожара, противопожарной защиты и готовностью к действию средств пожаротушения. Система пожарной безопасности должна: - исключать возникновение пожара; - обеспечивать безопасность пассажиров, обслуживающего персонала и материальных ценностей в случае пожара. 1.3 Инструкция обязательна для всех работников ОАО «РЖД» связанных c ремонтом, модернизацией, техническим обслуживанием и эксплуатацией вагонов на вагоноремонтных предприятиях, технических станциях, в пунктах формирования и оборота, на станциях по пути следования пассажирского поезда, при обслуживании вагонов, находящихся в отстое, а также для бригад пассажирских поездов, обслуживающих оборудование вагонов в пути следования. 1.4 Вновь разрабатываемые документы по ремонту и эксплуатации пассажирских вагонов, перечисленных в п. 1.1, в части обеспечения пожарной безопасности, должны соответствовать требованиям настоящей Инструкции и согласовываться с ФГП ВО ЖДТ России (Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» далее по тексту – ведомственная пожарная охрана). 1.5 Ответственность за выполнение требований настоящей Инструкции по обеспечению пожарной безопасности, а также за наличие и готовность к действию средств пожаротушения возлагается на руководителей ремонтных и эксплуатационных предприятий, предприятий-арендаторов и лиц, выполняющих ремонт и техническое обслуживание вагонов. 1.6 Ответственность за обеспечение пожарной безопасности, а также за организацию тушения пожаров и эвакуацию пассажиров в пути следования пассажирских поездов возлагается на: 1) начальников пассажирских поездов; 2) поездных электромехаников; 3) проводников пассажирских вагонов; 4) приёмосдатчиков груза и багажа багажных вагонов; 5) директоров вагонов-ресторанов и вагонов-буфетов;
6) старших механиков-дизелистов вагонов-электростанций, а также лиц, допущенных к обслуживанию вагонов-клубов и служебно-технических вагонов. 1.7 Работники, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и их последствий несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.8 Каждый работник при проведении технического обслуживания и эксплуатации пассажирских вагонов обязан: 1) знать и выполнять правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару; 2) выполнять требования технологических процессов и инструкций по обеспечению пожарной безопасности при подготовке вагонов в рейс; 3) знать место расположения средств пожаротушения и правила пользования ими. 1.9 Правом проверки противопожарного состояния поездов и вагонов в пунктах формирования, оборота и в пути следования обладают представители: 1) Ведомственной пожарной охраны на железнодорожном транспорте; 2) Департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД»; 3) Федеральной пассажирской дирекции ОАО «РЖД»; 4) Региональных дирекций по обслуживанию пассажиров железных дорог. Проверки пассажирских поездов в пути следования осуществляются по согласованным графикам, утверждённым в установленном порядке. Результаты проверки записываются в рейсовый журнал (рейсовый лист). 1.10 Руководители вагонных депо (участков), дирекций по обслуживанию пассажиров разрабатывают и согласовывают с ведомственной пожарной охраной на железнодорожном транспорте программу обучения и организации проведения занятий по мерам пожарной безопасности с работниками, связанными с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом пассажирских вагонов согласно требованиям НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», Приказ МЧС России от 12.12.2007 г. № 645. Программы должны предусматривать изучение: 1) требований пожарной безопасности в вагонах, находящихся в пунктах формирования, оборота и в пути следования поездов; 2) мер пожарной безопасности в вагонах при техническом обслуживании и ремонте; 3) возможных причин возникновения пожара в вагонах и меры их предупреждения; 4) устройство средств пожаротушения, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, находящихся в вагонах, принципа их действия и мер безопасности при их применении;
5) эвакуации пассажиров при возникновении пожара и в аварийных ситуациях; 6) порядка вызова подразделений противопожарной службы;
7) обязанностей начальника поезда, поездного электромеханика, проводников и других работников, перечисленных в п. 1.6, при возникновении пожара. 1.11 Программы обучения разрабатываются на основе конкретных материалов, относящихся к эксплуатируемым или ремонтируемым вагонам в данном депо (на заводе) или на участке. При обучении необходимо использовать технические средства обучения (компьютеры, телевидение и др.), натурные образцы, вагоны-тренажеры. 1.12 Работники, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом вагонов, а также поездные бригады и работники вагонов-ресторанов должны проходить пожарно-техническую подготовку по программам, разрабатываемым начальниками соответствующих депо (участков), ремонтирующих и эксплуатирующих вагоны. Программы пожарно-технической подготовки должны соответствовать «Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте» № ЦУО-112 с изменениями и дополнениями, утверждёнными указанием МПС России от 26.05.1998 г. № 616у. Лица, не прошедшие подготовку или не сдавшие зачеты по программам обучения, к работе не допускаются до устранения обстоятельств, являющихся основанием для недопущения к работе. Тематический план типовой учебной программы для руководителей, лиц ответственных за пожарную безопасность при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте пассажирских вагонов представлен в таблице 1. Таблица 1
Начальники депо (участков), Дирекций по обслуживанию пассажиров своими приказами устанавливают: 1) порядок и сроки проведения занятий по разработанной программе пожарно-технического минимума; 2) место проведения; 3) список должностных лиц, на которых возлагается проведение занятий; 4) перечень работников, работников принятых временно, в том числе аутсорсинговых компаний, учащихся, студентов, прибывших на практику, а также прикомандированных лиц, связанных с техническим обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом вагонов, которые должны проходить обучение;
5) порядок направления вновь принимаемых на работу для прохождения первичного противопожарного инструктажа. 1.13 Лица, назначаемые на должности начальников поездов, поездных электромехаников, проводников, директоров и работников вагонов-ресторанов, директоров вагонов-буфетов, старших механиков-дизелистов вагонов-электростанций, сдают экзамены в объеме настоящей Инструкции. Экзамены принимает комиссия, созданная при начальнике вагонного депо (участка) или начальнике резерва проводников с участием представителей ведомственной пожарной охраны. Экзамены сдают также лица, обслуживающие служебно-технические вагоны и вагоны-клубы. Результаты экзаменов отражают в акте формы ТНУ-16. Лица, не сдавшие экзамены, к работе не допускаются до устранения обстоятельств, являющихся основанием для недопущения к работе. 1.14 Контроль за своевременностью и качеством проведения занятий по пожарной безопасности возлагается на лиц обладающих правом проверки противопожарного состояния пассажирских поездов и вагонов указанных в п. 1.9, а учет обучаемых – на лиц, назначаемых начальником вагонного депо (участка), резерва проводников, дирекций по обслуживанию пассажиров. 1.15 Периодичность проведения занятий с последующим принятием зачетов от работников, связанных с ремонтом, эксплуатацией вагонов по вопросам противопожарной защиты и действиям при возникновении пожара – не реже двух раз в год. 1.16 Вагоны, поступившие с вагоностроительных и вагоноремонтных заводов и предназначенные для обращения в поездах, должны быть укомплектованы средствами пожаротушения в соответствии с настоящей Инструкцией.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРОВ В ВАГОНАХ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ 2.1 Нарушение правил монтажа и неисправности электрооборудования: – нарушения правил прокладки проводов, особенно при выходе их из труб или металлорукавов, а также соединение проводов пайкой или скруткой в непредусмотренных местах; – установки аппаратов токовой защиты без проверки на соответствие номинальным данным плавких вставок предохранителей и без испытания автоматических выключателей и магнитных пускателей;
– отказов в электрической цепи или потребителе электроэнергии с перегрузкой проводов при завышенных номиналах или при нетиповых плавких вставках предохранителей, а также неисправном состоянии автоматических выключателей или магнитных пускателей; – наличия в защищаемой цепи предохранителей с прогоревшими фибровыми корпусами или без наполнителя; – неисправности дугогасящих устройств коммутационных аппаратов, приводящих к выбросу пламени; – нарушения и пониженного сопротивления изоляции электрических цепей потребителей и систем электроснабжения, в том числе и источников питания; – перенапряжения, возникающего при отказах регуляторов напряжения и неисправной защите; – подключения к системе электроснабжения бытовых электроприборов, мощность которых выше установленной электросхемой вагона; – слабой затяжки контактных соединений, приводящей к чрезмерному их нагреву. К возникновению пожаров могут привести также и неисправности в подвагонном электрооборудовании: – короткозамкнутые аккумуляторы в аккумуляторной батарее; – пониженный уровень электролита в аккумуляторах; – пониженная емкость аккумуляторной батареи; – пониженное сопротивление изоляции аккумуляторной батареи; – повышенный зарядный ток аккумуляторной батареи по причине неисправности блока управления зарядом или ограничителя тока батареи или генератора; – неудовлетворительное состояние контактных соединений, выводов батареи; – неисправная работа генератора (короткозамкнутые витки обмоток, износ электрических щёток и коллектора); – прослабление контакта в пинцетах ножевых предохранителей аккумуляторной батареи и несоответствие номинала их плавких вставок; – несоответствие плавких вставок и предохранителей, установленных в подвагонном высоковольтном ящике; – плохое состояние высоковольтных и низковольтных проводов и их изоляции; – плохое (неплотное) соединение проводов с аппаратами, приборами; – плохое состояние контакторов, реле и других контактных аппаратов; – отсутствие дугогасительных камер или неправильная их установка. 2.2 Неисправность печной разделки: – отступления от требований норм на пожарную разделку вытяжных труб котлов отопления, печей и кипятильников. 2.3 Недосмотр за приборами отопления и электрооборудованием, неосторожное обращение с огнем проводников и пассажиров:
– нарушения правил пользования отопительными установками – растопки котлов, кипятильников без воды или с водой ниже допустимого уровня, с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; – хранения около котла, кипятильника, кухонной плиты, печи, на электропечах и под ними обтирочных и других горючих материалов; – оставления без присмотра действующих кухонных плит вагонов-ресторанов, печей для приготовления пищи и котлов отопления; – применения открытого огня для разморозки труб; – удаления шлака и золы при движении поезда, в том числе и с межвагонных переходных площадок; – использования для приготовления пищи приборов, не предусмотренных конструкцией вагона; – курения в неустановленных местах; – провоза легковоспламеняющихся жидкостей. 2.4 Причиной возникновения пожаров также является выпуск из ремонта вагонов без испытания на правильность функционирования электрических аппаратов, определения выходных параметров систем электроснабжения (первичных и вторичных) и устройств защиты от перенапряжения непосредственно на вагоне.
Читайте также: A) Основные микроэкономические показатели. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|