На тему: «Разработка стратегии развития производства продукции на примере ЗАО “Подгорное” Калачеевского района Воронежской области»
Курсовой проект По дисциплине: «Стратегический менеджмент» На тему: «Разработка стратегии развития производства продукции на примере ЗАО “Подгорное” Калачеевского района Воронежской области»
Выполнила: студентка ЭМ-3-2 Шишкина Анна Александровна Проверила: ассистент Федулова Ирина Юрьевна
Воронеж - 2013 г. Содержание
ВВЕДЕНИЕ . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА Содержание стратегии развития производства 1.2 Элементы и этапы разработки и реализации стратегии 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЗАО «ПОДГОРОНОЕ» КАЛАЧЕЕВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Природно-климатическая характеристика ЗАО «Подгорное» 2.2 Анализ размеров и эффективности продукции ЗАО «Подгорное» 3. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ЗАО «ПОДГОРОНОЕ» КАЛАЧЕЕВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Новым явлением в управлении отечественных предприятий при переходе к рыночной экономике становится необходимость самостоятельной разработки долгосрочной стратегии развития на уровне предприятия. Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль.
Стратегический менеджмент предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий. Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель - выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Приверженность конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента. Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: "снизу вверх", "сверху вниз", во взаимодействии двух вышеназванных направлений (стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями). Данная тема курсового проекта актуальна, так как для каждого предприятия играет важную роль выбор правильной стратегии. Развитие производства какой-либо продукции необходимо для эффективности производства, улучшения финансового положения и улучшения конкурентоспособности предприятия. При выборе неправильной стратегии предприятия возможны такие последствия, как спад, или отсутствие спроса на предлагаемые товары, услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства, или ее отсутствие, и т.д.
Целью работы является разработка стратегии развития производства. Задачами данного курсового проекта являются: рассмотреть теоретические основы разработки стратегии развития производства; провести анализ стратегии развития производства на предприятии; изучить направления совершенствования стратегии производства. Объектом исследования является предприятие ЗАО «Подгорное» Калачеевского района Воронежской области. Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников: авторские издания по исследуемой проблематике, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству) и научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. В данной курсовой работе использовались диалектический, экономико-математический, экономико-статистический и другие методы исследования. .
1.1 Содержание стратегии развития производства. стратегия производство продукция Стратегический менеджмент - это процесс принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует, и позволяющий достигнуть намеченных целей. Стратегия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F> - образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. Стратегия организации - это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. В рыночной экономике предприятие постоянно вынуждено приспосабливаться к усиливающейся нестабильности внешней среды и в первую очередь бороться с конкурентами, выпускающими аналогичную продукцию. Это объективно требует, чтобы каждое предприятие вырабатывало и искало свой путь развития в соответствии с требованиями рынка, т. е. чтобы быть финансово устойчивым, нужно расти, изыскивать новые формы применения капитала, новые экономически эффективные технологии производства, новые формы доведения продукции до рынка. Стратегия представляет собой совокупность перспективных планов и задач, которые необходимо выполнить, чтобы достичь поставленных целей.
Цели - это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Стратегия призвана обеспечивать адаптацию предприятия к быстро меняющейся окружающей среде, поэтому она должна отвечать на следующие вопросы: · что, в каком количестве и какого качества производить; · как и на какие рынки работать; · какие действия, как и зачем необходимо осуществлять в первую очередь. Таким образом, реализация стратегии может обеспечить постоянное усиление экономической мощи предприятия, повышение конкурентоспособности произведенных им товаров и оказываемых услуг. В общем виде все подходы к разработке стратегии развития исходят из необходимости нахождения оптимального состояния между имеющимися на предприятии ресурсами и возможностями по их использованию, с одной стороны, и удовлетворением запросов и требованиями рынка - с другой. Это предполагает хорошее знание возможностей предприятия в техническом, производственном, организационном и экономическом отношениях. К ресурсам и возможностям предприятия обычно относят людские, материальные, технологические, организационные, информационные и финансовые. Совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, называется его потенциалом. Производственные факторы не только дефицитны, но и довольно дороги, поэтому с позиции эффективности имеет решающее значение то, как они будут использованы. Многое зависит от масштабов производства, а также от соответствия оборудования, технологии, уровня квалификации работников предприятия возможностям производить те товары, которые необходимы покупателю.
Последовательность процесса выработки стратегии можно отобразить в виде цепочки: анализ внешней и внутренней среды - разработка миссии и целей предприятия - выбор конкретной стратегии развития - реализация стратегии. Сначала анализируется внутреннее состояние и внешняя среда предприятия, его позиция на рынке, динамика развития, потенциала, поведение конкурентов, характеристики выпускаемой продукции, состояние экономики, культурной среды и т. д. Анализ ключевых факторов осуществляется по методу SWOT(Strengths, Weakness, Opportunities, Threats - сильные и слабые стороны, возможности и опасности). SWOT делится на анализ внутренних факторов деятельности предприятия (сильные и слабые стороны) и внешних факторов (возможности и опасности). Итоги оценки внешних возможностей и опасностей можно выразить через силу воздействия групп факторов: экономических, политических, рыночных, конкурентных, международных, социальных и производственно-технологических. Среди факторов последней группы здесь следует выделить состояние производства на внешних для предприятия участках технологических цепей, уровень технологии конкурентов, возможности новых технологических разработок. Далее определяют, в какой мере предприятие обладает внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявляют внутренние слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Здесь рассматриваются структура и организационный потенциал предприятия, использование имеющегося производственного потенциала, состояние каналов сбыта и сети послепродажных услуг. В результате анализа стратегия разрабатывается на основе сильных сторон (с одновременным добавлением недостатков), при этом учитываются внешние источники возможностей и опасностей. После анализа внешней и внутренней среды разрабатываются миссия и цели предприятия. Миссия - это концепция бизнеса, где кратко изложено главное предназначение предприятия на достаточно длительную перспективу его существования. Она должна быть просто и четко сформулирована, чтобы быть понятной и своим сотрудникам, и потребителям. Миссия может изменяться в соответствии с требованиями рынка, так как она в первую очередь предусматривает удовлетворение запросов потребителей. После формулировки миссии определяются долгосрочные и краткосрочные цели предприятия. Процесс выбора стратегии включает разработку нескольких вариантов стратегий, направленных на выполнение поставленных целей. При выборе стратегии решающим фактором является ее эффективность. В качестве результата от реализации стратегии может выступать показатель:
· экономического эффекта (рост массы и нормы прибыли, чистой прибыли, срок окупаемости инвестиций, объем продаж); · социального эффекта (улучшение условий труда, его привлекательности, развитие культуры и образования); · технического эффекта (повышение качества и конкурентоспособности продукции); · экологического эффекта (снижение степени загрязнения окружающей среды, комплексность использования природных ресурсов). Решение о выборе наиболее целесообразной стратегии принимается после проведенного анализа и оценки. Затем выбранная стратегия предприятия реализуется с учетом требований рынка. Главной целью стратегического управления является развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. Совокупность рассмотренных функций и цели определяет сущность стратегического управления. Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. Особенности стратегических решений. Реализация функций стратегического управления осуществляется посредством разработки и принятия стратегических решений. К числу стратегических решений следует отнести все решения, затрагивающие основные стороны деятельности предприятия, ориентированные на перспективу и принимаемые в условиях неопределенности. Стратегические решения имеют ряд отличительных особенностей. Главными из них являются следующие: · инновационный характер; · направленность на перспективные цели и возможности; · сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно; · субъективность оценки; · необратимость и высокая степень риска. К числу стратегических решений можно отнести решения о реконструкции предприятия, внедрении новой продукции и технологии, выходе на новые рынки сбыта, приобретении и слиянии предприятий, а также проведении организационных изменений (переход к новым формам взаимодействия с поставщиками и потребителями, преобразование организационной структуры и т.д.).
1.2 Элементы и этапы разработки и реализации стратеги
Выделяют три группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уровням предприятия: . Предприятие в целом (группа предприятий, концерн, самостоятельный завод или фабрика). . Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики. Стратегическое поле бизнеса крупных много продуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса. Стратегическая единица бизнеса - это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому рассматривается как важный элемент стратегического менеджмента. В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка. Сегмент - это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими признаками. Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора. Можно предложить следующие критерии выделения бизнес-единиц: · стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков; · бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение; · деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков. Основной задачей стратегической единицы бизнеса является достижение поставленных перед ней стратегических целей (внедрение на новый рынок, снижение затрат, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции и др.). . Функциональная сфера деятельности, или подразделение, - структурные подразделения предприятия, ориентированные на выполнение определенных функций и обеспечение успешной деятельности стратегических единиц бизнеса и предприятия в целом (НИОКР, производство, маркетинг, финансы и др.). Процесс стратегического планирования включает четыре этапа: · структуризация целей и определение расхождения между намеченными целями и реальными возможностями (анализ пробелов); · определение необходимых ресурсов и разработка вариантов действий по преодолению выявленных разрывов; · распределение ресурсов (составление планов и бюджетов); · наблюдение и контроль за ходом выполнения намеченных планов и программ. Основными этапами стратегического управления являются: · анализ среды; · определение миссии и целей организации; · формирование и выбор стратегии; · реализация стратегии; · оценка и контроль выполнения стратегии. Анализ среды является исходным процессом в стратегическом управлении, так как он создает базу для определения миссии и целей организации, выработки стратегии ее развития. Внутренняя среда организации анализируется по следующим направлениям: маркетинг, финансы и учет, производство, персонал, организация управления. При анализе внешнего окружения исследуются экономические, политические, социальные, международные факторы, а также факторы конкуренции. При этом внешнее окружение делят на две компоненты: непосредственное окружение (среда прямого воздействия) и макроокружение (среда косвенного воздействия). Целью стратегического анализа является выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации (это так называемый SWOT-анализ). Процесс определения миссии и целей состоит из трех подпроцессов: · формулирование миссии организации, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования; · определение долгосрочных целей; · определение среднесрочных целей. Формулирование и выбор стратегии предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ. Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии: · цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии. · руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок; · в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов. . АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЗАО «ПОДГОРНОЕ» КАЛАЧЕЕВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Природно-климатическая характеристика ЗАО «Подгорное»
ЗАО «Подгорное» расположено в юго-западном подрайоне южного агроклиматического района. Климат зоны, в которой расположено хозяйство умеренно-континентальный, минимальная температура зимой достигает -32 и максимальная температура летом +42. Продолжительность безморозного периода 150 дней. Общий вегетационный период составляет 185 дней. Исходя из природно-климатических данных, хозяйство находится в зоне рискованного земледелия. Урожайность сельскохозяйственных культур зависит от влажности и обеспеченности растений теплом. Относительным показателем снижения или повышения урожайности является дефицит влаги. Комплексным показателем влияния тепла и влаги на урожайность сельскохозяйственных культур является биоклиматический потенциал (БКП). В условиях данного хозяйства БКП составляет 111 баллов. Потенциальная урожайность, рассчитанная на основе БКП, для зерновых находится на уровне 33,3 ц/га, подсолнечника - 17 ц/га, кукурузы на силос - 212 ц/га. Административный и хозяйственный центр находится в селе Подгорное и удален от областного центра г. Воронеж на 295 км, от районного центра г. Калача - на 25 км. Связь с г. Воронеж и райцентром осуществляется по автодорогам, имеющим асфальтобетонное покрытие. В данный момент ЗАО «Подгорное» работает и развивается как сельскохозяйственное предприятие в двух направлениях: выращивание подсолнечника, а так же производство молока и мяса. Общая земельная площадь хозяйства составляет 9489 га, в том числе из них пашни 6877 га, сенокосы 676 га, пастбища 1936 га. . Анализ размеров и эффективности продукции ЗАО «Подгорное» Для проведения анализа стратегии развития производства на предприятии необходимы следующие данные о предприятии: показатели размера предприятия, размер и структура земельных угодий, состав трудовых ресурсов, состав и структура основных средств, оснащенность основными средствами и эффективность их использования, динамика валовых сборов, динамика урожайности основных сельскохозяйственных культур, динамика численности поголовья животных, структура товарной продукции, динамика себестоимости 1 ц основных видов продукции, динамика цен на 1 ц продукции, рентабельность производства основных видов продукции. Рассмотрим таб. 2.1., в которой отображены показатели размера предприятия.
Таблица 2.1. Показатели размера хозяйства
Данные таблицы свидетельствуют, что в ЗАО «Подгорное» значительно увеличилась выручка- на 18%. По среднегодовой численности работников данное хозяйство можно отнести к крупному - 321 человека, хотя в 2011 году их численность сократилось на 25 человек. Численность поголовья в 2010 г. по сравнению с 2009 сократилось на 92 гол. Таблица 2.1 свидетельствует о том, что в целом предприятие крупное. Важнейшим ресурсом любого сельскохозяйственного предприятия является земля и одновременно функционирует в качестве предмета и средства труда. Состав и структуру землепользования рассмотрим в таблице2.2.
Таблица 2.2. Размер и структура земельных угодий
Состав и структура земельных угодий в ЗАО «Подгорное» в период с 2010 по 2012 гг. практически не изменилась. Незначительно в 2012 году увеличилась площадь прочих земель- на 10 га. Оценка трудовых ресурсов предприятия занимает важное место в экономической оценке хозяйства. Рассмотрим ее в таблице 2.3. Таблица 2.3. Состав трудовых ресурсов
В отчетном году происходит уменьшение количества работников по сравнению с 2010 г. на 25 человек, что составляет 89,1 %. Работники, занятые в сельскохозяйственном производстве сократилось на 5 человек. Служащих уменьшилось на 4 человека. Полностью были сокращены работники торговли общественного питания и работники, занятые прочими видами деятельности. Структуру основных производственных фондов в ЗАО «Подгорное» покажем в таблице 2.4.
Таблица 2.4. Состав и структура основных средств
Анализ данных таблицы 2.4, показывает, что за данный период стоимость основных производственных фондов увеличилась на 13893 тыс. руб. В основном увеличение стоимости основных фондов произошло за счет приобретения машин и оборудования, т.е. активной части фондов и продуктивного скота. Рассмотрим таблицу 2.5., в которой показана оснащённость основными средствами и эффективность их использования.
Таблица 2.5 Оснащённость основными средствами и эффективность их использования
Среднегодовая стоимость основных фондов в 2012 году к 2010 в процентах составила 127, 59%. Прибыль на 100 руб. основных средств увеличилась на 17,58 рублей. Рассмотрим в таблице 2.6 динамику валовых сборов.
Таблица 2.6 Динамика валовых сборов, ц
В 2012 г. по сравнению с 2010 г. показатели продукции растениеводства увеличились: озимые зерновые на 1084,7 %., яровые зерновые на 277,8 %, подсолнечник на 286,5%. Уменьшился только валовой сбор многолетних трав на сено. В 2010 году он составил 69906 ц., а в 2012 году - 49702 ц. Это произошло за счет более благоприятных климатических условий в 2012 году, так как в 2010 году была засуха, что и привело к таким низким показателям.
Таблица 2.7 динамика урожайности основных сельскохозяйственных культур, ц/га
Из таблицы 2.7 следует, что показатели урожайности в период с 2010 по 2012 года не увеличились. Урожайность зерновых и зернобобовых в процентах за данный период составила 228,89%. Значительно увеличилась урожайность многолетних трав на сено и кукурузы на зелёный корм и составили 5,8 ц/га и 65,4 ц/га. Рассмотрим динамику численности поголовья животных на ЗАО «Подгорное».
Таблица 2.8 динамика численности поголовья животных
В 2012 году по сравнению с 2010 годом происходит снижение поголовья КРС на на 336 голов. Также происходит незначительное снижение свиней, в 2010 году оно составило 415 голов, а в 2012 составило 406 голов. Необходимые данные для определения специализации ЗАО «Подгорное» представлены в таблице 2.9.
Таблица 2.9 структура товарной продукции
На основе данных таблицы можно сделать вывод что предприятие специализируется на отрасли растениеводства а в частности на выращивании зерновых и подсолнечника, удельный вес которых в 2012 г. 11,2% и 30,4% соответственно. В животноводстве так же наблюдается уменьшение КРС на 6,45%. Рассмотрим в таблице 2.10. динамику себестоимости 1 ц основных видов продукции.
Таблица 2.10 динамика себестоимости 1 ц основных видов продукции, руб.
|