Понятие науки. Этапы развития научного знания. Понятие научной революции. Функции науки в современном мире.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Наука — специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях. Наука как соц. институт: -система учреждений и научных сообществ -организация научных исследований -моральные нормы, кодекс(этос науки) В развитии науки как соци-ального института можно выделить несколько этапов. Начало процессов ее ин-ституализации — XVII в., когда появляются первые сообщества ученых и оформляется статус науки. Второй этап институализации науки — XIX – начало XX в., когда происходит соединение науки и образования, обществом осознается экономическая эффективность науки, а прогресс общества связывается с внедре-нием научных знаний в производство. Начало третьего этапа в функционирова-нии науки относится к середине ХХ в.: в связи с развитием высоких технологий изменяются формы трансляции знания, а предвидение последствий внедрения научных результатов становится социально необходимым. Социо-культурными особенностями научной деятельности являются: универсальность (общезначимость и «общекультурность»); уникальность (инновационные структуры, создаваемые научной деятель- ностью, неповторимы, исключительны, невоспроизводимы); нестоимостная производительность (творческим действиям научного со- общества невозможно приписать стоимостных эквивалентов); персонифицированность (как и всякое свободное духовное производство, научная деятельность всегда личностна, а приемы ее индивидуальны); дисциплинированность (научная деятельность регулируется и дисципли- нируется как научное исследование); демократизм (научная деятельность немыслима вне критики и свободо- мыслия); коммунальность (научное творчество есть сотворчество, научное знание кристаллизуется в разнообразных контекстах общения — партнерстве, диалоге, дискуссии и т. д.). Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем наука разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые разли-чаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают.В зависимо-сти от специфики изучаемого объекта принято подразделять науки на естествен-ные, социально-гуманитарные и технические. В исторической динамике науки, начиная с XVII в., последовательно складываются 3 типа научной рациональности, и, соответственно, можно выде- лить 3 этапа эволюции науки, характеризующих ее преемственное развитие: Классическая наука (в двух ее состояниях — додисциплинарная и дис- циплинарно организованная наука) охватывает период, ограниченный двумя на-учными революциями — с начала XVII и до середины XIX в. Классический тип рациональности центрирует внимание только на объекте исследования и «выно-сит за скобки» все, что относится к субъекту и средствам познания. Характери-зует этот этап механистическая картина мира и преимущественное рассмотрение изучаемых объектов как малых систем (механических устройств), где свойства целого полностью определяются состоянием и свойствами его частей. Неклассическая наука развивается с конца XIX в. (ее становление свя- зано с третьей глобальной научной революцией конца XIX в.) вплоть до середи- ны XX в. Для этого этапа характерна «цепная реакция» революционных перемен в различных областях знания (в физике — открытие делимости атома, становле-ние релятивистской и квантовой теории, в космологии — концепция нестацио-нарной Вселенной, в химии — квантовая химия, в биологии — становление ге-нетики и т. д.). Создаются кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира. Неклассической рацио-нальности свойственна идея взаимосвязи (относительности) объекта исследова-ния и средств и операций исследования. Постнеклассическая наука начала формироваться уже в середине XX в., развитие этого этапа продолжается и сегодня. В современную эпоху (по- следнюю треть XX в.) происходят новые глобальные изменения в основаниях научного знания, которые можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию. Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социаль-ной жизни, революция в средствах хранения и получения знаний. Специфику постнеклассической науки определяют комплексные ис-следовательские программы, в которых принимают участие специалисты раз-личных областей знаний. По мнению Т. Куна, научная революция представляет собой период распада господствующей парадигмы, конкуренцию между альтернативными па-радигмами и, наконец, победу одной из них, т. е. переход к новому периоду «нор-мальной науки» (период спокойного, остенсивного развития научного знания, ко-гда безраздельно господствует установившаяся научная парадигма).
Структура научного познания. Формы эмпирического и теоретического исследования Основные уровни научного познания: эмпирический (представляет собой фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; а также результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях); теоретический уровень (его составляют основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы), основанные на них законы, принципы и теории); метатеоретический (представлен философскими установками, социокуль- турными основаниями научного исследования, а также методами, идеалами, нормами, эталонами, регулятивами, императивами научного познания, стилем мышления исследователя и т. д.). Формы научного знания (на эмпирическом уровне) — научный факт, эм-пирический закон. Как категория науки факт может рассматриваться как достоверное знание о единичном. На теоретическом уровне научное познание выступает в фор-ме проблемы, гипотезы, теории. Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Гипотеза — это предполагаемое решение проблемы. Как правило, гипо- теза является предварительным, условным знанием о закономерности в иссле- дуемой предметной области или о существовании некоторого объекта. Теория — высшая, самая развитая форма организации научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоей сферы действи- тельности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эмпирическая закономерность—систематизированное знание, основывающеес только на экспериментальных данных Феноменология—взаимосвязь между различными наблюдениями явлений в соответствии с фундаментальной теорией, но непосредственно из этой теории не следующих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|