Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Происхождение философии и ее место в системе духовной культуры




ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Происхождение философии и ее место в системе духовной культуры. — Социокультурные предпосылки философии. — Религия как форма отражения действительности. — Предмет философии. — Исторические типы философии. — Основные философские концепции современности

Происхождение философии и ее место в системе духовной культуры

Философия как древнейшая область человеческих знаний, духовной культуры общества зародилась в VII—VI вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции.

Философия всегда представляла собой особый вид духовной деятельности или духовно-практического отражения действительности.

Разработанной и хорошо сохранившейся является индийская философия.

Первыми источниками философской мысли в Индии, как и в большинстве других стран, явились священные тексты — веды. Они представляют собой сборники религиозных и ритуальных текстов.

Веды — означает знание, ведение и имеет общий корень с древнерусским глаголом «ведать». В Индии сложился сословно-кастовый строй, что нашло отражение в древнеиндийской философии (брахманы — священнослужители; кшатрии — правители, воины; вайшии — земледельцы, торговцы; шудры — слуги). Религиозно-философская система, воплощенная в ведах и более поздних священных книгах, получила название брахманизма по имени верховного бога Брахмы.

Из источников философской мысли наибольший интерес представляют «Ригведа» (собрание гимнов) — дошедший до нас памятник древнеиндийской культуры, и «Атхарваведа» — сборник заговоров и заклинаний. Выделяют также религиозно-философские трактаты — упанишады.

В «Ригведе» закладывается основа концепции всемогущего космического или божественного закона — риты. Рита — порядок, установленный высшей силой на земле и на небесах, требу-


ющий от человека определенного поведения. За его нарушение человека ждет наказание от бога Варуны.

В ведах употребляется понятие «дхарма», которое обобщает сумму нравственных и интеллектуальных ценностей, сложив- -шихся в древнеиндийской философии. Дхарма рассматривает личность как частичку единого целого, которая пользуется благами исключительно как наградой за нравственное поведение, за соблюдение этических норм, предписанных дхармой. Эта мысль выражена в «законе кармы». Он заключается в том, что жизнь человека, его сегодняшнее состояние, его будущее определяются не случайностью, а его собственным поведением. Закон кармы основывается на вере в переселение душ, повторные рождения (аватары): душа человека, не освобожденная за высшую праведность от бренной оболочки и не слившаяся с богом, обречена на бесконечный цикл рождений в новых обличиях и смертей. Награда праведнику дается не обязательно в этой жизни, она может ждать его в будущих рождениях. Люди страдают не потому, что сами безнравственны, а потому что грешили в прежних рождениях физические носители их души.

Ведийская эпоха с религиозно-философскими канонами брахманизма заканчивается в середине первого тысячелетия до новой эры.

В VI в. до н. э. в Северной Индии выделяются 16 «великих стран» (махад-жанапад). В результате соперничества возвышается государство Махадхи. Происходила ассимиляция арийских племен, взаимопроникновение культур. В противовес брахманизму возникает новое религиозно-философское направление — буддизм. Возникновение буддизма связано с деятельностью Сид-дхартхи Гаутамы (563—483 г. до н. э,). Его прозвали Буддой, что означает познавший истину, достигший просветления. Оставив богатую жизнь, Гаутама отправился странствовать по свету в поисках смысла жизни. Через много лет на него снизошло просветление и он начал проповедовать свое учение. Если брахманизм, сосредоточиваясь на проблемах космологии, сравнивал человека с клеточкой мироздания, то учение Будды сконцентрировано на личности и охватывает всю жизнь. Будда предлагает путь, открытый для каждого человека, — освобождение от желаний и страстей, спокойное, философски-созерцательное отношение к бренному миру, самоуглубление, позволяющее сделать внутреннюю духовную жизнь неподвластной воздействию среды. И благодаря этому возможно познать подлинные связи


человека со Вселенной. Буддизм проповедовал духовное равенство между людьми, отрешение от земных интересов.

Брахманизм клонился к упадку, и чтобы продлить свое существование, он пытался как-то приспособиться, обновить свои нравственно-философские основы. Это привело к формированию религии индуизма, в основе которой остались философско-этические принципы брахманизма. Буддизм тоже не удержался на высоте своих философско-этических рациональных принципов и был поглощен индуизмом. В XIII в. буддийские общины перестали существовать па территории Индии, но задолго до этого они распространились в странах Южной и Восточной Азии. Буддизм стал первой по времени возникновения мировой религией.

Первые исторические сведения о Китае относятся ко II тысячелетию до н. э. В бассейне реки Хуанхе, объединив племена, к власти пришла династия Инь. Правителей иньцев окружали религиозными почитаниями, их называли ванами. Ваны осуществляли связь с небесными силами, это, считалось, помогает смертным.

В конце XII в до н. э. к власти приходит племя Чжоу, которое правит до середины III в. до н. э.

Чжон-гун — предводитель племени Чжоу — разрабатывает философско-этическую концепцию, по которой всеми земными делами управляет небо, в том числе и наделяет властью. Причем вечной власти нет, она расходует свои силы, вырождается и гибнет.

В отличие от Индии, в Китае философская мысль не сливается с религиозными выводами, в центре внимания китайских мыслителей не Вселенная, не начало мира и его суть, а человек и общественные принципы. Причем трактуются они рационалистично и в значительной мере освобождены от мифологии и религиозности.

Известным китайским философом был Конфуций. Интересна судьба его философских рассуждений: им было суждено только через семь веков стать официальной религиозной идеологией Китая.

Конфуций, точнее Кун-цю (или Кун-фуцзы), что означает мудрец (учитель), родился в 551 г. до н. э. В детстве он был не по годам серьезным, прилежным и почтительным ребенком. Окончив учение, получил должность министра в княжестве Лу. Он славился умом и безупречной честностью. Оставив высокий


пост, после долгих скитаний он вернулся на родину, основал там свою школу и разработал этико-философскую концепцию.

Его мысли изложены в сборнике «Луньюй» («Беседы и выска-^ зывания»), составленном учениками философа.

Конфуция меньше занимают проблемы происхождения и сущности мира, небо, загробная жизнь. Он разрабатывает систему морально-этических принципов для лучшего устройства жизни на земле.

В основе его философского учения лежит принцип добродетели — дэ. Человек должен стремиться к благородству — цзюнъ-цзы. Для этого нужно подчинять свою жизнь строгим нормам (ли), отлично их знать и неукоснительно выполнять. Основными принципами этики Конфуция являются гуманность, справедливость, стремление к знаниям, верность, мягкость, уважение к старшим, чувство долга. Справедливость (дао) — основной нравственный принцип поведения людей в поднебесном мире. Конфуций признает деление людей на бедных и богатых, но относительное, крайности здесь не допустимы. Благородным человек является не по происхождению, а по своим нравственным свойствам (цзюнь-цзы). Человек должен с большим чувством ответственности относиться к порученным обязанностям. Для поддержания этических норм Конфуций считал необходимым соблюдать обычаи и ритуалы в жизни людей. Он призывал к соблюдению старых обычаев, традиционно сложившихся в жизни китайского народа, что должно помочь восстановить нравственные принципы. Конфуцианство как древняя философская система послужило основой для создания религиозного мировоззрения.

Представители философской школы даосизма тоже призывали учиться у прошлого. Основателем этой школы был Лаоцзы, который считал дао первопричиной управляемой Вселенной. Дао творит все, ему подвластны небо, земля, природа. Человек — часть природы. Подчинение закону Вселенной обеспечивает человеку счастье в единстве с природой. Все, что придумывали сами люди, отделяет их от дао и ведет к несчастьям. Лао-цзы одним из первых высказал мысль, что цивилизация, усложнение и усовершенствование жизни, изобретение орудий труда ведут человека к утрате первозданного совершенства, спокойствия и самоуверенности, поэтому неизбежны конфликты и гибель.

Идеал даосизма — уход от людей и общества, уединение, только опо обеспечивает нравственную жизнь. Даосизм пропо


ведует сокращение запросов и потребностей, призывает вести естественную жизнь в общении с природой, полностью доверившись космическому закону — дао.

Цель даосизма — личная праведность, духовное совершенствование, обращение к закону Вселенной. Конфуцианство оказало влияние на школу легизма, основатель которой Шан Ян. Это направление китайской философской мысли отдает приоритет земной добродетели, земным духовным ценностям, фа — порядку и требовательности земной жизни.

Сюнь-цзы — последователь конфуцианства — приходит к выводу, что между легизмом и конфуцианством нет серьезных противоречий, что они прекрасно дополняют друг друга. Сюн-цзы считал, что для воспитания человека нужны методы наград и наказаний, характерные для этики легистов, и система воспитания в стиле этики Конфуция. «Если не воспитывать людей, а наказывать, то наказаний будет много, а порок не будет искоренен, если только воспитывать, но не наказывать, порочные останутся безнаказанными». Итак, конфуцианство сложилось как философская мысль Китая до нашей эры и существовало до 220 г. н. э. Но только в 1949 г. ему суждено стать официальной идеологией Китая.

Когда философия только возникла, а это произошло около трех тысяч лет назад, она включила в себя все знания, которыми располагали тогда люди. Не случайно древние философы считались всезнающими мудрецами, а греческое слово «философия» в переводе означает любовь к мудрости. Философию можно было сравнить со стволом дерева, на котором, как отдельные ветки, развивалить конкретные науки: математика, физика, химия, биология и т. д., но с развитием общества и накоплением опыта появляется все больше наук, постепенно они стали отделяться от философии. Это началось в конце IV—I вв. до н. э.

Конкретные науки изучают специфические законы, свойственные той или иной области действительности, философия же изучает мир в целом, изучает всеобщие закономерности, действующие во всех областях объективного мира, во всех явлениях. Но всеобщие закономерности проявляются не отдельно от специфических, а через них в виде определенных сторон конкретных законов. Чтобы проследить ту или иную философскую закономерность, нужно использовать материал конкретных наук, проанализировать обнаруживаемые ими специфические законы и выделить в них то, что является всеобщим. В силу этого фило-


софия органически связана с конкретными науками, с добываемыми ими научными данными, черпает свое содержание из этих данных и может успешно развиваться только на основе их обобщения.

В свою очередь, конкретные науки тоже неразрывно связаны с философией, с результатами ее исследований. Философия, изучая всеобщие закономерности действительности, разрабатывает теорию познания и логику — законы и формы мышления. Конкретные науки в своем развитии используют логические формы и законы мышления.

Таким образом, философия и конкретные науки, имея свои специфические области исследования, находятся в органической взаимосвязи и взаимообусловленности.

Выделение частнонаучных знаний отражалось на круге проблем, которыми занималась философия. Он постепенно уменьшался. Вместе с тем выделилась группа проблем собственно философских, которые не исследовали никакие другие науки и наличие которых явилось основой существования философии как отдельной науки.

Философия играет активную роль в жизни общества и человека, способна в значительной мере воздействовать на нее. Уясняя смысл философии, надо иметь в виду, что она представляет собой особую форму общественного сознания, существующую наряду с религиозным, экономическим, нравственным и эстетическим сознанием, обладает своим собственным «набором» понятий и категорий, имеет собственный предмет и выполняет свою собственную функцию в социальной жизни.

Философы всех времен и народов пытались найти ответы на вопросы: Что представляет собой окружающий мир? Каково место человека в обществе и в этом мире? В чем смысл человеческого бытия? Может ли человек познать мир? Какие цели надлежит человеку ставить в жизни? И как их достичь? Что такое Истина, Добро, Красота?

Эти вопросы свидетельствуют о многогранности и сложности задач, стоящих перед философией как наукой.

Постичь все истины, все тайны, Всю мира внутреннюю связь, Из уст моих чтоб Истина лилась, Не слов пустых набор случайный.

Гете


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...