Происхождение философии и ее место в системе духовной культуры
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Происхождение философии и ее место в системе духовной культуры. — Социокультурные предпосылки философии. — Религия как форма отражения действительности. — Предмет философии. — Исторические типы философии. — Основные философские концепции современности Происхождение философии и ее место в системе духовной культуры Философия как древнейшая область человеческих знаний, духовной культуры общества зародилась в VII—VI вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции. Философия всегда представляла собой особый вид духовной деятельности или духовно-практического отражения действительности. Разработанной и хорошо сохранившейся является индийская философия. Первыми источниками философской мысли в Индии, как и в большинстве других стран, явились священные тексты — веды. Они представляют собой сборники религиозных и ритуальных текстов. Веды — означает знание, ведение и имеет общий корень с древнерусским глаголом «ведать». В Индии сложился сословно-кастовый строй, что нашло отражение в древнеиндийской философии (брахманы — священнослужители; кшатрии — правители, воины; вайшии — земледельцы, торговцы; шудры — слуги). Религиозно-философская система, воплощенная в ведах и более поздних священных книгах, получила название брахманизма по имени верховного бога Брахмы. Из источников философской мысли наибольший интерес представляют «Ригведа» (собрание гимнов) — дошедший до нас памятник древнеиндийской культуры, и «Атхарваведа» — сборник заговоров и заклинаний. Выделяют также религиозно-философские трактаты — упанишады. В «Ригведе» закладывается основа концепции всемогущего космического или божественного закона — риты. Рита — порядок, установленный высшей силой на земле и на небесах, требу-
ющий от человека определенного поведения. За его нарушение человека ждет наказание от бога Варуны. В ведах употребляется понятие «дхарма», которое обобщает сумму нравственных и интеллектуальных ценностей, сложив- -шихся в древнеиндийской философии. Дхарма рассматривает личность как частичку единого целого, которая пользуется благами исключительно как наградой за нравственное поведение, за соблюдение этических норм, предписанных дхармой. Эта мысль выражена в «законе кармы». Он заключается в том, что жизнь человека, его сегодняшнее состояние, его будущее определяются не случайностью, а его собственным поведением. Закон кармы основывается на вере в переселение душ, повторные рождения (аватары): душа человека, не освобожденная за высшую праведность от бренной оболочки и не слившаяся с богом, обречена на бесконечный цикл рождений в новых обличиях и смертей. Награда праведнику дается не обязательно в этой жизни, она может ждать его в будущих рождениях. Люди страдают не потому, что сами безнравственны, а потому что грешили в прежних рождениях физические носители их души. Ведийская эпоха с религиозно-философскими канонами брахманизма заканчивается в середине первого тысячелетия до новой эры. В VI в. до н. э. в Северной Индии выделяются 16 «великих стран» (махад-жанапад). В результате соперничества возвышается государство Махадхи. Происходила ассимиляция арийских племен, взаимопроникновение культур. В противовес брахманизму возникает новое религиозно-философское направление — буддизм. Возникновение буддизма связано с деятельностью Сид-дхартхи Гаутамы (563—483 г. до н. э,). Его прозвали Буддой, что означает познавший истину, достигший просветления. Оставив богатую жизнь, Гаутама отправился странствовать по свету в поисках смысла жизни. Через много лет на него снизошло просветление и он начал проповедовать свое учение. Если брахманизм, сосредоточиваясь на проблемах космологии, сравнивал человека с клеточкой мироздания, то учение Будды сконцентрировано на личности и охватывает всю жизнь. Будда предлагает путь, открытый для каждого человека, — освобождение от желаний и страстей, спокойное, философски-созерцательное отношение к бренному миру, самоуглубление, позволяющее сделать внутреннюю духовную жизнь неподвластной воздействию среды. И благодаря этому возможно познать подлинные связи
человека со Вселенной. Буддизм проповедовал духовное равенство между людьми, отрешение от земных интересов. Брахманизм клонился к упадку, и чтобы продлить свое существование, он пытался как-то приспособиться, обновить свои нравственно-философские основы. Это привело к формированию религии индуизма, в основе которой остались философско-этические принципы брахманизма. Буддизм тоже не удержался на высоте своих философско-этических рациональных принципов и был поглощен индуизмом. В XIII в. буддийские общины перестали существовать па территории Индии, но задолго до этого они распространились в странах Южной и Восточной Азии. Буддизм стал первой по времени возникновения мировой религией. Первые исторические сведения о Китае относятся ко II тысячелетию до н. э. В бассейне реки Хуанхе, объединив племена, к власти пришла династия Инь. Правителей иньцев окружали религиозными почитаниями, их называли ванами. Ваны осуществляли связь с небесными силами, это, считалось, помогает смертным. В конце XII в до н. э. к власти приходит племя Чжоу, которое правит до середины III в. до н. э. Чжон-гун — предводитель племени Чжоу — разрабатывает философско-этическую концепцию, по которой всеми земными делами управляет небо, в том числе и наделяет властью. Причем вечной власти нет, она расходует свои силы, вырождается и гибнет. В отличие от Индии, в Китае философская мысль не сливается с религиозными выводами, в центре внимания китайских мыслителей не Вселенная, не начало мира и его суть, а человек и общественные принципы. Причем трактуются они рационалистично и в значительной мере освобождены от мифологии и религиозности.
Известным китайским философом был Конфуций. Интересна судьба его философских рассуждений: им было суждено только через семь веков стать официальной религиозной идеологией Китая. Конфуций, точнее Кун-цю (или Кун-фуцзы), что означает мудрец (учитель), родился в 551 г. до н. э. В детстве он был не по годам серьезным, прилежным и почтительным ребенком. Окончив учение, получил должность министра в княжестве Лу. Он славился умом и безупречной честностью. Оставив высокий пост, после долгих скитаний он вернулся на родину, основал там свою школу и разработал этико-философскую концепцию. Его мысли изложены в сборнике «Луньюй» («Беседы и выска-^ зывания»), составленном учениками философа. Конфуция меньше занимают проблемы происхождения и сущности мира, небо, загробная жизнь. Он разрабатывает систему морально-этических принципов для лучшего устройства жизни на земле. В основе его философского учения лежит принцип добродетели — дэ. Человек должен стремиться к благородству — цзюнъ-цзы. Для этого нужно подчинять свою жизнь строгим нормам (ли), отлично их знать и неукоснительно выполнять. Основными принципами этики Конфуция являются гуманность, справедливость, стремление к знаниям, верность, мягкость, уважение к старшим, чувство долга. Справедливость (дао) — основной нравственный принцип поведения людей в поднебесном мире. Конфуций признает деление людей на бедных и богатых, но относительное, крайности здесь не допустимы. Благородным человек является не по происхождению, а по своим нравственным свойствам (цзюнь-цзы). Человек должен с большим чувством ответственности относиться к порученным обязанностям. Для поддержания этических норм Конфуций считал необходимым соблюдать обычаи и ритуалы в жизни людей. Он призывал к соблюдению старых обычаев, традиционно сложившихся в жизни китайского народа, что должно помочь восстановить нравственные принципы. Конфуцианство как древняя философская система послужило основой для создания религиозного мировоззрения.
Представители философской школы даосизма тоже призывали учиться у прошлого. Основателем этой школы был Лаоцзы, который считал дао первопричиной управляемой Вселенной. Дао творит все, ему подвластны небо, земля, природа. Человек — часть природы. Подчинение закону Вселенной обеспечивает человеку счастье в единстве с природой. Все, что придумывали сами люди, отделяет их от дао и ведет к несчастьям. Лао-цзы одним из первых высказал мысль, что цивилизация, усложнение и усовершенствование жизни, изобретение орудий труда ведут человека к утрате первозданного совершенства, спокойствия и самоуверенности, поэтому неизбежны конфликты и гибель. Идеал даосизма — уход от людей и общества, уединение, только опо обеспечивает нравственную жизнь. Даосизм пропо ведует сокращение запросов и потребностей, призывает вести естественную жизнь в общении с природой, полностью доверившись космическому закону — дао. Цель даосизма — личная праведность, духовное совершенствование, обращение к закону Вселенной. Конфуцианство оказало влияние на школу легизма, основатель которой Шан Ян. Это направление китайской философской мысли отдает приоритет земной добродетели, земным духовным ценностям, фа — порядку и требовательности земной жизни. Сюнь-цзы — последователь конфуцианства — приходит к выводу, что между легизмом и конфуцианством нет серьезных противоречий, что они прекрасно дополняют друг друга. Сюн-цзы считал, что для воспитания человека нужны методы наград и наказаний, характерные для этики легистов, и система воспитания в стиле этики Конфуция. «Если не воспитывать людей, а наказывать, то наказаний будет много, а порок не будет искоренен, если только воспитывать, но не наказывать, порочные останутся безнаказанными». Итак, конфуцианство сложилось как философская мысль Китая до нашей эры и существовало до 220 г. н. э. Но только в 1949 г. ему суждено стать официальной идеологией Китая. Когда философия только возникла, а это произошло около трех тысяч лет назад, она включила в себя все знания, которыми располагали тогда люди. Не случайно древние философы считались всезнающими мудрецами, а греческое слово «философия» в переводе означает любовь к мудрости. Философию можно было сравнить со стволом дерева, на котором, как отдельные ветки, развивалить конкретные науки: математика, физика, химия, биология и т. д., но с развитием общества и накоплением опыта появляется все больше наук, постепенно они стали отделяться от философии. Это началось в конце IV—I вв. до н. э. Конкретные науки изучают специфические законы, свойственные той или иной области действительности, философия же изучает мир в целом, изучает всеобщие закономерности, действующие во всех областях объективного мира, во всех явлениях. Но всеобщие закономерности проявляются не отдельно от специфических, а через них в виде определенных сторон конкретных законов. Чтобы проследить ту или иную философскую закономерность, нужно использовать материал конкретных наук, проанализировать обнаруживаемые ими специфические законы и выделить в них то, что является всеобщим. В силу этого фило-
софия органически связана с конкретными науками, с добываемыми ими научными данными, черпает свое содержание из этих данных и может успешно развиваться только на основе их обобщения. В свою очередь, конкретные науки тоже неразрывно связаны с философией, с результатами ее исследований. Философия, изучая всеобщие закономерности действительности, разрабатывает теорию познания и логику — законы и формы мышления. Конкретные науки в своем развитии используют логические формы и законы мышления. Таким образом, философия и конкретные науки, имея свои специфические области исследования, находятся в органической взаимосвязи и взаимообусловленности. Выделение частнонаучных знаний отражалось на круге проблем, которыми занималась философия. Он постепенно уменьшался. Вместе с тем выделилась группа проблем собственно философских, которые не исследовали никакие другие науки и наличие которых явилось основой существования философии как отдельной науки. Философия играет активную роль в жизни общества и человека, способна в значительной мере воздействовать на нее. Уясняя смысл философии, надо иметь в виду, что она представляет собой особую форму общественного сознания, существующую наряду с религиозным, экономическим, нравственным и эстетическим сознанием, обладает своим собственным «набором» понятий и категорий, имеет собственный предмет и выполняет свою собственную функцию в социальной жизни. Философы всех времен и народов пытались найти ответы на вопросы: Что представляет собой окружающий мир? Каково место человека в обществе и в этом мире? В чем смысл человеческого бытия? Может ли человек познать мир? Какие цели надлежит человеку ставить в жизни? И как их достичь? Что такое Истина, Добро, Красота? Эти вопросы свидетельствуют о многогранности и сложности задач, стоящих перед философией как наукой. Постичь все истины, все тайны, Всю мира внутреннюю связь, Из уст моих чтоб Истина лилась, Не слов пустых набор случайный. Гете
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|