Поддержка производства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Из 16 млн сельских домохозяйств около 14 млн (86,6%) ведут подсобное хозяйство и производят около 92% картофеля, более 80% овощей, около 52% мяса и молока, около 57% шерсти. Крестьянские (фермерские) хозяйства – 261 тыс. единиц – производят более 18% зерна, 26% семян подсолнечника и 10% сахарной свеклы. Они существенно заполняют нишу, образовавшуюся с началом реформ из-за сокращения объемов производства сельскохозяйственной продукции в крупных и средних сельскохозяйственных организациях. В последние годы крестьянские (фермерские) хозяйства устойчиво наращивают объемы производства сельскохозяйственной продукции – с 23,6 млрд рублей в фактически действовавших ценах в 2000 году до 90 млрд рублей в 2005 году. В 2004 году в личных подсобных хозяйствах населения товарность скота и птицы в живом весе составила 32,9%, молока – 20,1%, картофеля – 10,3%, овощей – 9,7%. Из 16,0 млн личных подсобных хозяйств только 3,4 млн хозяйств производят продукцию на продажу. Поэтому для модернизации и дальнейшего роста мелкотоварного производства, равно как и создания устойчивой и конкурентоспособной среды на селе, требуется поддержка со стороны государства. Предполагается реализовать основные меры в рамках приоритета по развитию малых форм хозяйствования в АПК: ¾ субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлекаемым крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (заготовительными, снабженческо-сбытовыми, перерабатывающими) на развитие производства; ¾ поддержка развития сельскохозяйственной потребительской кооперации путем льготного кредитования, оказания организационной и консультативной помощи;
¾ предоставление долгосрочных кредитов под залог земель сельхозназначения; ¾ модернизация и развитие предприятий по первичной переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Для получения субсидии по кредиту на развитие производства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах нужно обращаться в органы управления АПК субъектов Российской Федерации. ОАО «Россельхозбанк» разработаны программы предоставления кредитов крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам. Информацию по данному вопросу можно получить непосредственно в Россельхозбанке и его региональных филиалах. В постановлениях Правительства Российской Федерации, определяющих правила предоставления субсидий, предусмотрено, что субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, будет осуществляться в размере 95% ставки рефинансирования Центрального Банка России, но не выше 95% фактических затрат на уплату процентов. Причем с условием софинансирования из бюджета субъекта на уровне 5% ставки рефинансирования Центрального Банка России. Необходимо также, чтобы цели кредитов соответствовали целям, указанным в постановлениях Правительства РФ. Кроме того, в постановлениях Правительства Российской Федерации, регламентирующих предоставление субсидий малым формам хозяйствования в АПК, предусмотрена возможность привлечения банков к формированию пакета документов, необходимых для получения субсидий. Личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства испытывают острую нужду в денежных средствах. Однако действующие банковские организации не имеют в сельской местности достаточно развитой сети филиалов. Кроме того, процедура оформления банковских кредитов весьма громоздка, сложна, длительна и требует наличия залогового имущества, которого сельские заемщики чаще всего не имеют.
Указанные недостатки способна устранить сельскохозяйственная кредитная кооперация. Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации будет происходить в соответствии с разработанной Минсельхозом России концепцией развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации и разработанными региональными программами при участии соответствующих министерств и ведомств, региональных органов власти, региональных представительств Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР), Союза сельских кредитных кооперативов и Фонда развития сельской кредитной кооперации, а также при участии ОАО «Россельхозбанк». ОАО «Россельхозбанк» в конце прошлого года разработало технологии своего участия в формировании и функционировании сельскохозяйственных кредитных кооперативов. В соответствии с ними предполагается: – создание до 1 декабря 2006 года в 66 региональных филиалах и 320 дополнительных офисах сети консультационных пунктов для подробного информирования потенциальных участников кредитных кооперативов и оказания им помощи при создании, регистрации и начале функционирования; – вхождение банка в сельскохозяйственные кредитные кооперативы в качестве ассоциированного члена для увеличения капитальной базы кооперативов; – оказание помощи в организации деятельности и создании механизма кредитования, учитывающего специфику статуса и потребности участников сельскохозяйственных кредитных кооперативов; – выдача долгосрочных кредитов для создания материально-технической базы сельскохозяйственных кредитных кооперативов; – выдача краткосрочных кредитов для последующего кредитования членов сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства испытывают острую нужду в денежных средствах. Однако действующие банковские организации не имеют в сельской местности достаточно развитой сети филиалов. Кроме того, процедура оформления банковских кредитов весьма громоздка, сложна, длительна и требует наличия залогового имущества, которого сельские заемщики чаще всего не имеют.
Указанные недостатки способна устранить сельскохозяйственная кредитная кооперация. Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации будет происходить в соответствии с разработанной Минсельхозом России концепцией развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации и разработанными региональными программами при участии соответствующих министерств и ведомств, региональных органов власти, региональных представительств Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР), Союза сельских кредитных кооперативов и Фонда развития сельской кредитной кооперации, а также при участии ОАО «Россельхозбанк». 4.5 ИПОТЕКА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ.
Ипотека земельных участков – разновидность имущественного залога, который служит обеспечением исполнения обязательства по кредиту, полученному владельцем участка. На развитие земельной ипотеки в 2006 – 2007 годах планируется выделить 1,3 млрд рублей, которые будут направлены из федерального бюджета на увеличение уставного капитала Россельхозбанка. В свою очередь, банком подготовлена концепция развития земельно-ипотечного кредитования, на основе которой разрабатывается целевая программа. В соответствии с ней предусматриваются: ¾ создание технологии долгосрочного кредитования сельских товаропроизводителей под залог земельных участков, оформленных в собственность в соответствии с действующим законодательством, а также находящихся в долговременной аренде; ¾ выдача долгосрочных кредитов сроком до 15 лет, обеспеченных залогом земельных участков, на создание, реконструкцию и модернизацию материально-технической базы сельских хозяйств; ¾ привлечение коммерческих банков к участию в проекте на основе предлагаемой банком технологии рефинансирования их земельно-ипотечных активов;
¾ меры по формированию рынка ценных ипотечных бумаг, обеспеченных земельными активами, что позволит привлекать на финансовом рынке денежные средства, необходимые для дальнейшего наращивания объемов кредитования на основе земельной ипотеки. Региональные органы власти и органы местного самоуправления с участием Россельхозбанка проведут широкомасштабную просветительскую и ознакомительную кампанию, чтобы довести до собственников земли возможности привлечения ими заемных средств на основе земельно-ипотечных кредитов.Они будут содействовать созданию условий для оформления, ускоренной и упрощенной регистрации прав собственности сельских товаропроизводителей на их земельные участки, совместно с коммерческими банками обеспечат функционирование нормального процесса оборота прав собственности на землю. В конце 2005 года Минсельхоз России и ОАО «Россельхозбанк» направили в регионы совместное письмо, в котором указаны основные направления совместных действий региональных органов власти и подразделений банка, связанных с формированием их заинтересованности в реализации программы. Россельхозбанк на основе разработанной им программы в 2006 году реализует ряд пилотных проектов земельно-ипотечного кредитования в нескольких регионах Российской Федерации и в дальнейшем планирует наращивать объемы такого кредитования по мере появления конкретных заемщиков. Предусматривается создание при банке земельно-ипотечного агентства, которое возьмет на себя основную задачу по созданию инфраструктуры подобного кредитования, в частности развитие рынка земельно-ипотечных ценных бумаг. Банк планирует включить в эту систему и другие коммерческие банки, которые могут рефинансироваться у него под залог своих земельно-ипотечных активов. В соответствии с действующим законодательством в залог могут быть переданы: – земельные участки, принадлежащие физическому или юридическому лицу на праве собственности; – земельные участки, выделенные в натуре в счет доли в праве общей долевой собственности на земельные участки. Не могут быть предметом ипотеки: ¾ земельные участки, изъятые из гражданского оборота, в том числе земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности; ¾ земельные участки или части земельных участков, площадь которых меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования;
¾ земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которые по закону не может быть обращено взыскание. Предметом ипотеки может быть как сам земельный участок, так и арендные права на него. Закон устанавливает для этого вида залога особый режим, согласно которому ипотека этого права может осуществляться только с согласия собственника земельного участка (арендодателя) на срок, не превышающий срок аренды. На развитие сельскохозяйственного производства, улучшение земель, приобретение земельного участка и т.д. Подробную информацию и необходимые консультации о порядке оформления ипотечного кредита и необходимых для этого документов можно получить в региональных филиалах Россельхозбанка. Реализация проекта в качестве обязательной предпосылки должна исходить из необходимости разработки региональных программ, каждая из которых рассматривает проблему как комплексную, т.е. решаемую только синхронно с другими. Наряду с организационными и методическими позициями в программах должны четко прослеживаться региональные и отраслевые приоритеты, требования к организационно-правовым и корпоративным стандартам функционирования их участников, критерии отбора или допуска к ним, гарантированные по объемам и срокам направления источники финансирования, прогнозируемые параметры деятельности и социально-экономический эффект, а также инструменты предварительного, текущего и последующего контроля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|