Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся. . Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется. . Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность. . Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер. В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся. Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний. Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий. Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.
В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом. Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи. Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний. При изучении нового материала в дидактические игры в начальных классах вносятся моменты творчества. Так, С.И. Волкова рекомендует при изучении во II классе геометрических фигур стимулировать составление детьми изображений предметов из фигур, с которыми они познакомились. Использование творческой игры на уроках математики организуется с целью расширения знаний детей, а главное - развития способностей самостоятельного их приобретения и использования в новых ситуациях.
В современных условиях на уроках кроме игр-соревнований и драматизации проводят игры-имитации, моделирующие определенные отношения реального мира. Ю.З. Гильбух описывает уроки-игры, характеризуя их такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода и более высокая по сравнению с обычными уроками обучающая, развивающая и воспитательная результативность. Автор разделяет их на учебно-ролевые и соревновательные. Для первых характерно максимальное включение воображения. Они разделяются на несколько видов: 1) с принятием учащимися определенных ролевых функций - масок; 2) с использованием сказочного сюжета; 3) с фантазированием; 4) деловые игры - основаны на проигрывании не художественных, а профессиональных ролей; моделируются условия профессиональной деятельности. Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа: 1. Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил. 2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой. 3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты. 4. Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил. При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков. При изучении раздела "Нумерация чисел первого десятка”, используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе можно применить игру "Составим поезд", " В зоопарке" и другие.
На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закрепление материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков, учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звезду. В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры. В процессе работы над темой на основе, рассмотренной мною психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, я пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов. Проведя и проанализировав свои исследования, я выявила, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать креативное мышление детей. Рассматривая мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформатизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих).
Дидактическая игра помогает учителю развивать креативное мышление у младших школьников, донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке. В ходе проделанной мною работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать, как образовательные задачи урока, так и задачи развития креативного мышления, и быть одной из ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения - математике. Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная креативная деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Формирование творческого мышления на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных дидактических игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность. Результативность опыта
Все эти исследования и работа по этому вопросу помогли мне вместе с детьми добиться следующих результатов: 1. У детей повысился познавательный интерес к предмету (математики); . Учащиеся моего класса стали креативно рассуждать над той или иной поставленной задачей; . Стали помогать друг другу, развивается чувство коллективизма; . Многие стали овладевать грамотной математической речью;
. Ребятам понравилось самим предлагать ситуации для разработки разных дидактических игр. Игровая деятельность должна использоваться систематически в учебном процессе, только тогда она даёт результат. Так, качество обученности по математике за последние три года составляет: -2005 уч. год - 70,5 %; 2005-2006 уч. год - 72 %; 2006-2007 уч. год - 74%. Уровень воспитанности у младших школьников возрос: -2005 уч. год - 73,5 %; 2005-2006 уч. год - 74 %; 2006-2007 уч. год - 75,5 %. Динамику качества знаний можно увидеть на дистогрммах. (Приложение 4). Учащиеся с большим интересом и высокой активностью участвуют в школьных и городских конкурсах, учебных марафонах. С удовольствием принимают участие в различного рода конкурсах, викторинах, индивидуальных и групповых проектах, так как подобные мероприятия помогают детям проявить свои способности креативно мыслить, совершенствоваться. Диагностика уровня общительности проводилась школьным психологом. с помощью теста на общительность В.Ф. Ряховского, который характеризуется следующими параметрами: любознательностью, коммуникабельностью, умением отстаивать свое мнение.
Анализ литературы и практики преподавания подвел к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности, развития творческого мышления школьников при изучении нового материала. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Исследование показало, что дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на развитие креативного мышления младших школьников на уроках математики в системе развивающего обучения. Библиографический список
5. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. 6. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М.: Детская литература, 1986. 7. Бочек Е.А. Игра-соревнование "Если вместе, если дружно” // Начальная школа, 1999, №1. 8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика Пресс, 1999. 9. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. - М.: Педагогика, 1996. 10.Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Педагогика, 1968. 11.Индивидуальные варианты развития младших школьников // Под редакцией Л.В. Занкова и М.В. Зверевой. М.: Педагогика, 1973. 12.Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Самара: Учебная литература, 1997. 13.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М.: Педагогика, 1990. 14.Кружецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986. 15.Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах. - Минск, 1987. 16.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Педагогика, 1982. 17.Минскин В. И, От игры к знаниям. - М.: Прсвещение, 1988. 18.Н.В. Нечаева, Н.Н. Рощина. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: Учебное пособие. - Самара: Издательский дом "Фёдоров", 2006. 19.Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.: Педагогика, 1996. 20.Попова В.И. Игра помогает учиться. // Начальная школа, 1987, №2. 21.Перокова О.И., Сазанова Л.И. Раз, два, три - отвечай. - М.: Просвещение, 1993. 22.Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. // Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М.: Просвещение, 1990.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|