Территориальное развитие и основные ансамбли древнего Владимира.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Основные этапы развития древнего Киева. В середине I тысячелетия н.э. на высоких холмах правого днепровского берега, где стоит Киев, существовало несколько славянских поселении, которые вели международную торговлю, что было связано с их выгодным географическим положением на пересечении северо-южных и западно-восточных путей. Судя по летописям в этой обжитой местности над Днепром возникло 3городка, один из которых Киев. Это произошло в конце V в. н. э.
Киев возник в земле полян, но уже к IXв. он превратился в центр целого союза больших племен «княжений», в число которых помимо полян вошли северяне, древляне и др. «Русская земля» во главе с Киевом при князе Олеге (882-911гг) была объединена с северными славянскими землями, подвластными Новгороду, и таким образом возникло единое древнерусское государство – Киевская Русь, в состав которой на протяжении X в. были включены практически все восточно-славянские и некоторые неславянские земли. Древнее городище Киева располагалось на самом краю Старокиевской горы, на 113м возвышающейся над Днепром и занимало площадь 0,7 га. В этот период основное население Киева сосредотачивалось в нагорной части, а территория низменного Подола только начала осваиваться.
Дальнейшее градостроительное развитие Киева было связано с именем знаменитого князя конца X-начала XIвв. Владимира Святославича. Заняв киевский престол в 980г, Владимир в первую очередь обновил старое языческое капище города. В центре он воздвиг «княжеского» бога Перуна. Вокруг него разместился целый пантеон идолов. Однако уже через 8 лет Владимир отказался от языческого культа и принял христианство в качестве общегосударственной религии. Возведенная в связи с этим первая крупная каменная церковь Борогодицы разместилась за пределами старых укреплений и стала служить центральной доминантой нового более обширного города, который в то же время был построен Владимиром – «город Владимира». Территория нового города составляла 10 га.
Новый крупный этап в развитии Киева пришелся на время княжения Ярослава Мудрого (княжил в Киеве в 1017, 1019-1054гг). к 1037г было закончено строительство нового главного собора города – Киевской Софии. Храм был расположен на месте бывшего «поля вне града», в самом центре новой городской черты, возникшей в то же время и получившей название «города Ярослава». Новый и старый «города» Киева соединялись проездными воротами и мостами. Киев Ярослава Мудрого создавался с ориентацией на на Константинополь как на образец, что подчеркивало его исключительное положение среди других русских городов. С конца XI в., в Киеве широко развернулось строительство монастырей.
Древний Киев нельзя рассматривать без предместий – его неотъемлемых частей. Крупными торговыми предместьями, располагающимися к северу от центра города, были еврейское и «Копырев конец». Рядом находились ремесленные поселения Кожемяки и Гончары. В размещении основных предместий Киева заметно тяготение их к берегу Днепра. План нагорной части (X-XIвв). Город Владимира: 1-3 – дворцовые корпуса, 4- Десятинная церковь, 5- церковь Василия, 6- церковь Федоровского монастыря, 7- церковь Андреевского монастыря, 8- цекровь Крестовоздвиженского монастыря, 9- Батыевы ворота, 10- Подольские ворота, 11- ворота к Боричеву взвозу. Город Ярослава: 12- Софийский собор, 13- церковь Ирины, 14- церковь Георгия, 15- безымянная церковь, 16- дворец, 17- Золотые ворота, 18- Львовские ворота, 19- Лядские ворота, 20- собор Михайловского Златоверного монастыря, 21- церковь Дмитриевского монастыря.
Планировка и застройка древнего Новгорода. Новгород возник как центр обширной разноэтнической федерации русского северо-запада. Сам город не имел компактной структуры - он представлял собой группу из трех расположенных невдалеке друг от друга общинных поселений первоначально деревенского типа. На левом берегу Волхова помещались родовые общины кривичей и мери, а на противоположном берегу - словен. Эти первоначальные селища и послужили основой трех древнейших новгородских «концов»: Словенского, Людина и Неревского. Помимо этого здесь жили небольшие общины ряда других народов, о чем говорят названия некоторых новгородских улиц: Чудинцевой, Прусской, Варяжской. На том месте, где впоследствии вырос новгородский детинец, в его северной части, находился общинный центр федерации этих «концов». На правом берегу Волхова, напротив общинного центра-детинца, там где впоследствии разместилось Ярославово дворище, находился дохристианский могильник X в. В отличие от Киева, Новгород расположился по обе стороны реки на равнинной, местами низменной местности, хотя первоначально отдельные холмы, на которых возникали поселения, были выражены более рельефно. На первом этапе своего градостроительного развития в XI-XII вв, Новгород еще имел весьма дробную планировочную структуру, которая была характерна для всех русских городов того времени. Новгород, Ситуационный план ХП в, 1-Софийский собор в Детинце; 2-собор Бориса и Глеба; 3 - Николо-Дворищенский собор; 4-духов монастырь; 5-Зверин монастырь, Штрихом обозначены территории первоначального заселения Новгорода с наиболее глубоким культурным слоем
В начале XII в, ансамбль Новгорода обогатился целой серией крупномасштабных каменных храмов. Первой была сооружена церковь Благовещения в загородной княжеской резиденции на Городище (1103 г.), вслед за ней приступили к возведению идентичного по плану городского княжеского храма Николы на Ярославовом дворище, расположившегося напротив Софии (1113 г.). Вскоре появились соборы Антоньева (1117 г.) и Юрьева.(1119 г.) монастырей, которые архитектурно оформили северный и южный въезды в Новгород. Главенство в этой цепи храмов, безусловно, принадлежало шестиглавому Софийскому собору. Николо-Дворищенский собор был пятиглавым и значительно меньшим по величине, соборы Антоньева и Юрьева монастырей увенчивались тремя главами, что композиционно подчеркивало их тяготение к ансамблю города. Городской центр в это же время был значительно выделен за счет перестройки и укрупнения детинца (1116 г.).
Река Волхов не только разделяла Новгород на две крупные части - Софийскую и Торговую стороны, но и служила могучим объединяющим началом в его градостроительной структуре. Она являлась главной композиционной осью всего городского ансамбля. Течение Волхова определяло и общую направленность новгородских улиц, среди которых выделялись некоторые, шедшие параллельно реке, но большинство было ориентировано перпендикулярно к ней и выходило на берег. Как и в других древнерусских городах, река служила главной магистралью Новгорода. Несмотря на то, что идейно-политическим центром Новгорода был Детинец, тем не менее в планировке городских улиц радиальная направленность к Детинцу почти не проявилась. Город обладал скорее полицентричностью, так как каждая его часть, конец, церковный приход, улица и даже отдельный двор представляли собой относительно завершенное и самостоятельное целое, что было характерной особенностью средневековой городской структуры. Кроме того, для Торговой стороны главным центром служил не Детинец, а торговая площадь, с которой была связана и пристань. На Торг был ориентирован и единственный городской мост через Волхов, соединявший две «стороны» Новгорода. Торг имел большое значение в жизни города, Здесь находились богатые купеческие дворы, в том числе дворы «заморских» гостей: Немецкий и Готский. Располагавшаяся невдалеке от Торга церковь Иоанна на Опоках служила центром крупного новгородского объединения купцов - вощников, получившего название «Иванское сто». Торговая площадь примыкала к княжескому Ярославову дворищу. На Торговой стороне высилось немало церквей, однако все они уступали по величине и масштабу архитектурному комплексу Софийской стороны. Для древнерусских ансамблей не было свойственно равновесие архитектурных объемов в пространстве, более характерен для них был принцип последовательной соподчиненности объемов при их относительной пространственной самостоятельности.
По мере развития Новгорода его посад разрастался вокруг древних кончанских центров, постепенно заполняя все свободные территории между старыми дворовыми участками, и в конечном итоге в XIV-XV вв. слился в единый плотный массив. Во второй половине XII в. образовался новый новгородский конец -Плотницкий, расположившийся на Торговой стороне к северу от Словенского конца за Федоровским ручьем. В конце XIII в. появился последний конец, получивший название Загородского по своему местонахождению за детинцем, если смотреть от реки. Таким образом, в Новгороде сформировались пять концов: на Софийской стороне вокруг детинца - Людин (или Гончарский), Загородский и Неревский, а на противоположном правом берегу Волхова, на Торговой стороне - Словенский и Плотницкий. Концы в Новгороде, как и в других древнерусских городах, были самостоятельными районами, имевшими свое вечевое самоуправление и объединявшими более дробные элементы городской структуры. Каждый конец имел свою соборную церковь и свой главный монастырь, входившие в общегородскую систему церковной иерархии, во главе которой стоял собор Софии. Помимо кончанской в Новгороде так же, как и во всех древнерусских городах, существовала сотенная организация посадских жителей. «Сотни» и «концы» на городской территории размещались чересполосно, что затрудняет четкое определение их границ.
Разросшийся до значительных размеров (более 200 га) посад Новгорода в конце XIV в, был опоясан земляным валом, придавшим городу относительно правильную округлую форму, Новгород превратился не только в один из самых больших по площади, но и в необычно компактный город Древней Руси. Новгород, Генеральный план города XV в, 1-валы конца XIV-начала XV вв.; 2-остатки каменной стены 1335 г.; 3-архиепископский двор; 4-церковь Иоанна на Опоках; 5-церковь Параскевы Пятницы
Застройка Новгорода была плотной, отдельные здания на усадьбах группировались компактно и порой примыкали друг к другу. Пространство каждого двора использовалось экономно. Улицы города также имели небольшую ширину. Однако в Новгороде было сравнительно много зелени, в особенности на раннем этапе его существования, когда между отдельными «группами» усадеб оставались свободные пространства. В Новгороде уделялось большое внимание городскому благоустройству.
Границы усадеб горожан также сохранялись, несмотря на неоднократные перестройки, вызывавшиеся пожарами и другими причинами. Потребность в расширении усадьбы удовлетворялась не увеличением ее территории, а созданием новой усадьбы поблизости. Так образовывались родовые «гнезда» новгородского боярства. Живописная многообъемная застройка новгородских дворов имела своим объединяющим композиционным началом архитектурное подобие и соподчиненность разномасштабных, но сходных по цвету и фактуре бревенчатых клетей, лежавших в основе любого сооружения: от высокого боярского терема в несколько этажей до приземистой избы или мастерской простого ремесленника. Вся жилая застройка была исключительно деревянной. Только в XV в, стали появляться первые каменные палаты. Среди рядовой жилой застройки заметно выделялись многочисленные храмы. Для времени расцвета Новгородской республики было особенно характерно широкое строительство небольших приходских церквей. Церкви, а также монастыри вырастали вокруг боярских родовых усадеб, их строили не только кончанские, но и уличанские объединения, а также корпорации купцов.
Территориальное развитие и основные ансамбли древнего Владимира. Город возник в обжитом районе, имевшем достаточно выгодное географическое положение благодаря тому, что Клязьма, на которой он расположился, была судоходной рекой, связывавшей западные русские земли с восточными, а также с Волжской Булгарией. Качественно новое значение Владимир приобрел со времени вокняжения сына Юрия Долгорукого - Андрея Боголюбского (1157-1174 гг.). В качестве новой столицы он избрал периферийный Владимир, где перестроил теремной двор деда-Владимира Мономаха, превратив его в свою парадную резиденцию. Два княжеских двора с церквями Спаса и Георгия, стоявшие вне городских укреплений, были включены при Андрее Боголюбском в черту новых валов города, значительно расширивших его в западном направлении. С противоположной, восточной стороны города Мономаха разросшееся предместье также было окружено стенами. Таким образом город приобрел трехчастную структуру. В целом план Владимира имел сильно вытянутую с запада на восток форму, что обусловливалось конфигурацией занятой им береговой гряды, зажатой между Клязьмой и Лыбедью. Примерно посредине этой гряды, т.е. по водоразделу, проходила центральная городская улица Владимира, которая начиналась у главных Золотых ворот с запада, пересекала всю центральную часть города, т. е. город Мономаха, который стал называться Печерним, и заканчивалась у восточных Серебряных ворот. Перпендикулярно к ней шли дороги на Суздаль, Юрьев-Польской и Муром. Помимо монументальных белокаменных Золотых ворот, увенчанных церковью Благовещения, а также Серебряных ворот город имел Медные, Иринины, Волжские, а во внутренней части-Торговые и Ивановские ворота, которые являлись его важными планировочными узлами. В центральной, наиболее высокой части города, на самой кромке крутого берега Клязьмы Андреем Боголюбским был возведен белокаменный Успенский собор (1165 г.). Внизу, у реки в это время начал формироваться торгово-ремесленный подол наподобие киевского. В 10 км от Владимира к востоку Андреем Боголюбским был выстроен небольшой город-Боголюбове. Недалеко от Боголюбовского замка была построена церковь Покрова на Нерли, которая архитектурно отмечала подъезд к Владимиру из центральных Ростово-Суздальских земель, откуда и текла Нерль, впадавшая вблизи Боголюбова в Клязьму. При Всеволоде Большое гнездо после пожара в 1185г был капитально перестроен и расширен Успенский собор (1189). Неподалеку от этого собора в 1190-х годах Всеволодом III был возведен меньший по объему придворный Дмитриевский собор. Новый княжеский «великий двор», с которым был связан переходами Дмитриевский собор, и епископский двор, примыкавший к кафедральному Успенскому собору, были тогда же выделены в городе каменной стеной с парадными воротами, над которыми была возведена церковь Иоакима и Анны. В лице Всеволода Большое Гнездо великокняжеская власть достигла наибольшего могущества. В ответ на это активизировались антифеодальные выступления простых горожан. По этой причине главный городской Торг был перенесен с беспокойного демократического Подола на княжескую «Гору», в центральный «Печерний» город, где уже после смерти Всеволода была возведена церковь Воздвижения. Как видно на плане, основные архитектурные доминанты Владимира размещались вдоль самой кромки крутого берега Клязьмы (исключение составляли лишь Княгинин монастырь и церковь Воздвижения на Торгу, которые тяготели к берегу Лыбеди). Этот типичный для древнерусского градостроительства композиционный прием во Владимире проявился с особой последовательностью, благодаря чему город приобрел как бы главный фасад, обращенный в сторону реки и ее живописной поймы, откуда со стороны Муромской дороги и открывались великолепные виды на него. Архитектурно-художественная целостность и выразительность ансамбля Владимира достигались как его органической связью с природным ландшафтом, так и точно найденной иерархией культовых и светских построек, перекликавшихся между собой и создававших мягкий, нараставший к центру масштабный ритм. В 1237 г.татаро-монгольские плчища обрушились на города Северо-Восточной Руси. Были разрушены и сожжены Рязань, Владимир, Суздаль, Ростов, а также многочисленные малые города и села. Владимир. Этапы территориального роста города Сверху вниз: план 1157 г.; план 1174 г.; план начала ХIII в. 1-двор Владимира Мономаха с церковью Спаса; 2-двор Юрия долгорукого с церковью Георгия; 3-Успенский собор; 4-Золотые ворота; 5-Иринины ворота; 6-медные ворота; 7-Торговые ворота; 8-Ивановские ворота; 9-Серебряные ворота; 10-Волжские ворота; 11-Дмитриевский собор; 12- Рождественский монастырь; 13- церковь Воздвижения на Торгу; 14-Княгинин монастырь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|