Система государственных внебюджетных фондов в РФ
Часть денежных средств, необходимых государству для выполнения своих функции в Российской Федерации, сконцентрирована внебюджетных средств государства в виде самостоятельных денежных фондов. Такие фонды носят статус внебюджетных и имеют ярко выраженный социальный характер. В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят: [7, с. 33] § Пенсионный фонд Российской Федерации; § Фонд социального страхования Российской Федерации; § Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации Основными задачами Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного государственного финансово-кредитного учреждения являются аккумулирование и целевое использование денежных средств в соответствии с законодательством. Средства Фонда направляются на: [2, с. 104] · выплату государственных пенсий по возрасту, за. выслугу лет, при потере кормильца, пенсий по инвалидности, военнослужащим; · выплату компенсаций пенсионерам, материальной помощи престарелым и инвалидам; · выплату пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей, инфицированным вирусом иммунодефицита, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС; · финансирование государственных программ по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; · осуществление единовременных денежных выплат; · капитальные вложения и проектные работы, создание информационных автоматизированных систем; · содержание органов управления Фондом, подготовку и переподготовку кадров; · возврат кредитов и ссуд коммерческих банков;
· создание инфраструктуры персонифицированного учета и организацию защиты пенсионных прав работающих граждан и пенсионеров; · и другие. Деятельность Фонда осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства и макроэкономическими прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации. Основные суммы Фонда формируются на основе отчислений от обязательных платежей по единому социальному налогу работодателей и индивидуальных предпринимателей. Максимальные ставки отчислений единого социального налога в Пенсионный фонд Российской Федерации (при сумме выплат до 100 тыс. рублей за календарный год) установлены в размере: [12, с. 65] - для организаций-работодателей - 28% от налогооблагаемой базы; - для индивидуальных предпринимателей - 19,2%. Минимальные ставки отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (при величине выплат более 600 тыс. руб. за календарный год) установлены в размере: - для организаций-работодателей - 83 300 руб. + 2% с суммы свыше 600000 руб. - для индивидуальных предпринимателей - 573 000 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб. Кроме обязательных взносов в Фонд поступают: § средства федерального бюджета на целевое финансирование выплат государственных пенсий и пособий; § средства Фонда социального страхования Российской Федерации; § доходы от капитализации части временно свободных средств Фонда и от обслуживания счетов Фонда коммерческими банками; § пени и финансовые санкции; § добровольные взносы организаций и граждан, свободные денежные средства некоторых внебюджетных и бюджетных фондов, кредиты, ссуды и т. п. Контроль за полнотой и своевременностью формирования средств Фонда возложен на Министерство по налогам и сборам Российской Федерации, а его отчет утверждает Правительство Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации
Средства фонда социального страхования Российской Федерации являются средствами государства, находящимися в управлении государственного финансово-кредитного учреждения. Бюджет фонда и его исполнение утверждаются Правительством Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации создан и осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими задачами: [7, с. 36] § способствовать материальному обеспечению граждан, не участвующих в общественном воспроизводственном процессе; § обеспечивать гарантированные государством выплаты: - пособий по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; на погребение; - денежных средств на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; - другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством; § участвовать в разработке и осуществлять реализацию государственных программно охране здоровья работников, улучшению социального страхования; § обеспечивать стабильность функционирования пенсионного страхования на перспективу; § разрабатывать совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации предложения о размерах тарифов страховых взносов для достаточного обеспечения социального страхования граждан; § организовывать работу по подготовке и переподготовке кадров специалистов для системы социального страхования; § вести учет страховых взносов, платежей и др. Формирование денежных ресурсов Фонда осуществляется за счет следующих источников: [2, с. 172] • Отчисления от обязательных платежей по единому социальному налогу работодателей и индивидуальных предпринимателей. Максимальные ставки отчислений от сумм единого социального налога в Фонд социального страхования Российской Федерации с сумм выплат до 100 тыс. руб. за календарный год составляют для организаций-работодателей 4% от налогооблагаемой базы. Минимальные ставки отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации от сумм единого социального налога с сумм выплат свыше 600 тыс. руб. за календарный год установлены для организаций-работодателей в размере 11 700 руб.
• Доходы от инвестирования временно свободных средств и их капитализации. • Добровольные взносы организаций и граждан. • Ассигнования из федерального бюджета. • Специальные займы и др. Контроль за формированием средств Фонда возложен на Министерство по налогам и сборам Российской Федерации. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации Обязательное медицинское страхование является обязательной составной частью государственного страхования граждан Российской Федерации и призвано обеспечивать выполнение потребностей в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объемах и в соответствии с целевыми программами в рамках государственной политики. Структура Фонда включает в себя Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Основными задачами Федерального фонда являются: [6, с. 36] ü обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; ü обеспечение финансовой стабильности системы страхования на перспективу; ü участие в разработке, финансировании и осуществлении финансовой политики в области обязательного медицинского страхования; ü разработка и реализация мероприятий по выравниванию условий работы территориальных фондов в части объема и качества предоставляемых услуг; ü финансирование целевых медицинских программ, медицинской науки, подготовки и переподготовки кадров; ü финансирование материально-технической базы здравоохранения. В задачи территориальных фондов входят конкретные мероприятия по предоставлению медицинских страховых услуг, в частности: [7, с. 69] - обеспечение предусмотренных законодательством прав граждан по обязательному медицинскому страхованию через систему функционирования страховых компаний; - дотирование филиалов с недостаточным объемом финансовых средств до достижения установленного среднедушевого норматива;
- финансирование обязательного медицинского страхования; - формирование нормированного страхового запаса; - финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным нормативам или по финансовым нормативам на договорной основе; - финансирование мероприятий совместно с органами управления здравоохранения; - содержание исполнительной дирекции, учет страховых взносов и платежей и др. Средства Фонда обязательного медицинского страхования в целом формируются за счет: [2, с. 298] • отчислений от обязательных платежей по единому социальному на-, логу работодателей и индивидуальных предпринимателей. Максимальные ставки отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования установлены отдельно для федерального фонда и территориальных фондов с сумм выплат до 100 тыс. руб. в размере соответственно: - для организаций-работодателей - 0,2% и 3,4% от налогооблагаемой базы, - для индивидуальных предпринимателей - 0,2% и 3,4%. Минимальные ставки отчислений от единого социального налога в федеральный и, соответственно, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации установлены при сумме выплат свыше 600 000 руб. за календарный год в следующих размерах: - для организаций - работодателей-700руб., - для индивидуальных предпринимателей - 400 руб.; - ассигнований из федерального бюджета на выполнение региональных программ обязательного медицинского страхования; - добровольных взносов организаций и граждан; - доходов от использования и капитализации временно свободных денежных средств; - нормированного страхового запаса финансовых средств Фонда; - прочих поступлений. Контроль за формированием средств Фонда возложен на Министерство по налогам и сборам Российской Федерации. Единый социальный налог (взнос) Налоговый кодекс Российской Федерации в качестве основного источника государственных социальных внебюджетных фондов закрепил суммы обязательных поступлений единого социального налога (взноса) с целью мобилизации средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Налогоплательщиками налога признаются: [6, с. 41] · работодатели, производящие выплаты наемным работникам (организации, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины, крестьянские и фермерские хозяйства, физические лица); · индивидуальные предприниматели, главы родовых, семейных общин, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты. Не являются налогоплательщиками налога организации и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Объектам обложения признаются: [2, с. 104] § выплаты и иные вознаграждения, начисленные работодателями в пользу работников по всем основаниям; § вознаграждения по договорам, гражданско-правового характера, авторским, лицензионным договорам; § выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты; § доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, - для индивидуальных предпринимателей. Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников в денежной или натуральной форме, в виде материальной помощи или безвозмездных выплат, в виде материальной выгоды. Не подлежат налогообложению: [2, с. 106] Ø государственные пособия; Ø государством закрепленные компенсационные выплаты в пределах норм; Ø суммы единовременной материальной помощи в особых случаях; Ø суммы страховых взносов по обязательному страхованию работников в соответствии с законодательством; Ø доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств, получаемые от реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет с момента регистрации; Ø и другие. От уплаты налога освобождаются: - организации с сумм выплат категориям работников-инвалидов (общественные организации инвалидов с уставным фондом, созданным для достижения определенных социальных целей, и некоторые другие); - иностранные граждане - индивидуальные предприниматели; - налогоплательщики-инвалиды; - и другие. Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом - календарный месяц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|