Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система государственных внебюджетных фондов в РФ

 

Часть денежных средств, необходимых государству для выполне­ния своих функции в Российской Федерации, сконцентрирована внебюджетных средств государства в виде самостоятельных денежных фон­дов. Такие фонды носят статус внебюджетных и имеют ярко выражен­ный социальный характер.

В состав государственных социальных внебюджетных фондов Рос­сийской Федерации в настоящее время входят: [7, с. 33]

§ Пенсионный фонд Российской Федерации;

§ Фонд социального страхования Российской Федерации;

§ Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинско­го страхования Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Основными задачами Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного государственного финансово-кредитного учреж­дения являются аккумулирование и целевое использование денежных средств в соответствии с законодательством. Средства Фонда направля­ются на: [2, с. 104]

· выплату государственных пенсий по возрасту, за. выслугу лет, при потере кормильца, пенсий по инвалидности, военнослужащим;

· выплату компенсаций пенсионерам, материальной помощи преста­релым и инвалидам;

· выплату пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким мате­рям, на детей, инфицированным вирусом иммунодефицита, постра­давшим от аварии на Чернобыльской АЭС;

· финансирование государственных программ по социальной поддер­жке инвалидов, пенсионеров, детей;

· осуществление единовременных денежных выплат;

· капитальные вложения и проектные работы, создание информацион­ных автоматизированных систем;

· содержание органов управления Фондом, подготовку и переподготовку кадров;

· возврат кредитов и ссуд коммерческих банков;

· создание инфраструктуры персонифицированного учета и организа­цию защиты пенсионных прав работающих граждан и пенсионеров;

· и другие.  

Деятельность Фонда осуществляется в соответствии с постановле­ниями Правительства и макроэкономическими прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации.

Основные суммы Фонда формируются на основе отчислений от обя­зательных платежей по единому социальному налогу работодателей и индивидуальных предпринимателей.

Максимальные ставки отчислений единого социального налога в Пенсионный фонд Российской Федерации (при сумме выплат до 100 тыс. рублей за календарный год) установлены в размере: [12, с. 65]

- для организаций-работодателей - 28% от налогооблагаемой базы;

- для индивидуальных предпринимателей - 19,2%.

Минимальные ставки отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (при величине выплат более 600 тыс. руб. за календарный год) установлены в размере:

- для организаций-работодателей - 83 300 руб. + 2% с суммы свыше 600000 руб.

- для индивидуальных предпринимателей - 573 000 руб. + 2% с сум­мы, превышающей 600 000 руб. Кроме обязательных взносов в Фонд поступают:

§ средства федерального бюджета на целевое финансирование выплат государственных пенсий и пособий;

§ средства Фонда социального страхования Российской Федерации;

§ доходы от капитализации части временно свободных средств Фонда и от обслуживания счетов Фонда коммерческими банками;

§ пени и финансовые санкции;

§ добровольные взносы организаций и граждан, свободные денежные средства некоторых внебюджетных и бюджетных фондов, кредиты, ссуды и т. п.

Контроль за полнотой и своевременностью формирования средств Фонда возложен на Министерство по налогам и сборам Российской Федерации, а его отчет утверждает Правительство Российской Федера­ции.

Фонд социального страхования Российской Федерации

Средства фонда социального страхования Российской Федерации являются средствами государства, находящимися в управлении государ­ственного финансово-кредитного учреждения. Бюджет фонда и его ис­полнение утверждаются Правительством Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации создан и осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими за­дачами: [7, с. 36]

§ способствовать материальному обеспечению граждан, не участвующих в общественном воспроизводственном процессе;

§ обеспечивать гарантированные государством выплаты:

- пособий по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; на погребение;

- денежных средств на санаторно-курортное лечение и оздоровле­ние работников и членов их семей;

- другие цели государственного социального страхования, предус­мотренные законодательством;

§ участвовать в разработке и осуществлять реализацию государствен­ных программно охране здоровья работников, улучшению социаль­ного страхования;

§ обеспечивать стабильность функционирования пенсионного страхо­вания на перспективу;

§ разрабатывать совместно с Министерством труда и социальной за­щиты Российской Федерации предложения о размерах тарифов стра­ховых взносов для достаточного обеспечения социального страхова­ния граждан;

§ организовывать работу по подготовке и переподготовке кадров спе­циалистов для системы социального страхования;

§ вести учет страховых взносов, платежей и др.

Формирование денежных ресурсов Фонда осуществляется за счет следующих источников: [2, с. 172]

• Отчисления от обязательных платежей по единому социальному на­логу работодателей и индивидуальных предпринимателей.  

Максимальные ставки отчислений от сумм единого социального налога в Фонд социального страхования Российской Федерации с сумм выплат до 100 тыс. руб. за календарный год составляют для организа­ций-работодателей 4% от налогооблагаемой базы.

Минимальные став­ки отчислений в Фонд социального страхования Российской Федера­ции от сумм единого социального налога с сумм выплат свыше 600 тыс. руб. за календарный год установлены для организаций-работодателей в размере 11 700 руб.

• Доходы от инвестирования временно свободных средств и их капита­лизации.

• Добровольные взносы организаций и граждан.

• Ассигнования из федерального бюджета.

• Специальные займы и др.

Контроль за формированием средств Фонда возложен на Министер­ство по налогам и сборам Российской Федерации.

Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации

Обязательное медицинское страхование является обязательной со­ставной частью государственного страхования граждан Российской Федерации и призвано обеспечивать выполнение потребностей в полу­чении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объе­мах и в соответствии с целевыми программами в рамках государствен­ной политики.

Структура Фонда включает в себя Федеральный фонд и территори­альные фонды обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального фонда являются: [6, с. 36]

ü обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О медицин­ском страховании граждан в Российской Федерации»;

ü обеспечение финансовой стабильности системы страхования на пер­спективу;

ü участие в разработке, финансировании и осуществлении финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;

ü разработка и реализация мероприятий по выравниванию условий ра­боты территориальных фондов в части объема и качества предостав­ляемых услуг;   

ü финансирование целевых медицинских программ, медицинской на­уки, подготовки и переподготовки кадров;

ü финансирование материально-технической базы здравоохранения.

В задачи территориальных фондов входят конкретные мероприятия по предоставлению медицинских страховых услуг, в частности: [7, с. 69]

- обеспечение предусмотренных законодательством прав граждан по обязательному медицинскому страхованию через систему функцио­нирования страховых компаний;

- дотирование филиалов с недостаточным объемом финансовых средств до достижения установленного среднедушевого норматива;

- финансирование обязательного медицинского страхования;

- формирование нормированного страхового запаса;

- финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным нормативам или по финансовым нормативам на договорной основе;

- финансирование мероприятий совместно с органами управления здра­воохранения;

- содержание исполнительной дирекции, учет страховых взносов и платежей и др.

Средства Фонда обязательного медицинского страхования в целом формируются за счет: [2, с. 298]

• отчислений от обязательных платежей по единому социальному на-, логу работодателей и индивидуальных предпринимателей.

Максимальные ставки отчислений в Фонд обязательного медицинс­кого страхования установлены отдельно для федерального фонда и тер­риториальных фондов с сумм выплат до 100 тыс. руб. в размере соот­ветственно:

- для организаций-работодателей - 0,2% и 3,4% от налогооблагаемой базы,

- для индивидуальных предпринимателей - 0,2% и 3,4%.

Минимальные ставки отчислений от единого социального налога в федеральный и, соответственно, в территориальные фонды обязатель­ного медицинского страхования Российской Федерации установлены при сумме выплат свыше 600 000 руб. за календарный год в следующих раз­мерах:

- для организаций - работодателей-700руб.,

- для индивидуальных предпринимателей - 400 руб.;

- ассигнований из федерального бюджета на выполнение региональ­ных программ обязательного медицинского страхования;

- добровольных взносов организаций и граждан;

- доходов от использования и капитализации временно свободных де­нежных средств;

- нормированного страхового запаса финансовых средств Фонда;

- прочих поступлений.

Контроль за формированием средств Фонда возложен на Министер­ство по налогам и сборам Российской Федерации.

Единый социальный налог (взнос)

Налоговый кодекс Российской Федерации в качестве основного ис­точника государственных социальных внебюджетных фондов закрепил суммы обязательных поступлений единого социального налога (взно­са) с целью мобилизации средств для реализации прав граждан на госу­дарственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую по­мощь.

Налогоплательщиками налога признаются: [6, с. 41]

· работодатели, производящие выплаты наемным работникам (органи­зации, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общи­ны, крестьянские и фермерские хозяйства, физические лица);

· индивидуальные предприниматели, главы родовых, семейных общин, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты.

Не являются налогоплательщиками налога организации и индиви­дуальные предприниматели, ведущие деятельность на основе свидетель­ства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.         

Объектам обложения признаются: [2, с. 104]

§ выплаты и иные вознаграждения, начисленные работодателями в пользу работников по всем основаниям;

§ вознаграждения по договорам, гражданско-правового характера, ав­торским, лицензионным договорам;

§ выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные вып­латы;

§ доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, - для индивидуальных предпринима­телей.

Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграж­дений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу ра­ботников в денежной или натуральной форме, в виде материальной по­мощи или безвозмездных выплат, в виде материальной выгоды. Не подлежат налогообложению: [2, с. 106]

Ø государственные пособия;

Ø государством закрепленные компенсационные выплаты в пределах норм;

Ø суммы единовременной материальной помощи в особых случаях;

Ø суммы страховых взносов по обязательному страхованию работни­ков в соответствии с законодательством;

Ø доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств, получаемые от реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет с момента регистрации;

Ø и другие.

От уплаты налога освобождаются:

- организации с сумм выплат категориям работников-инвалидов (об­щественные организации инвалидов с уставным фондом, созданным для достижения определенных социальных целей, и некоторые дру­гие);

- иностранные граждане - индивидуальные предприниматели;

-  налогоплательщики-инвалиды;

- и другие.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным пе­риодом - календарный месяц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...