Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие творческого воображения на уроках предметно-практического обучения




воображение психический творческий школьник

Уроки предметно-практического обучения имеют большие возможности для формирования у глухих школьников творческого воображения. Успешность реализации этих возможностей, прежде всего, зависит от характера организации учебного процесса. Об эффективном развитии творческого воображения глухих учащихся можно говорить только в том случае, если на уроках предусматривается одновременное формирование структурных и операциональных компонентов данного психического процесса.

Формирование структурных компонентов - это создание материальной базы для деятельности воображения посредством обогащения чувственно-эмоционального опыта детей, расширение запаса их представлений об объектах и явлениях окружающей действительности. Выдающиеся педагоги прошлого (И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.) считали, что получение ребенком впечатлений от окружающего мира есть начальный этап в процессе обучения, основа любой формы умственной деятельности. [20]

Эту основу обучения для ребенка, прежде всего, может создать приближение его к окружающему пространству, а именно непосредственное знакомство с природой, природным материалом. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко, указывая, что в таком, по сути реалистическом, материале заложен простор для деятельности детского воображения. Знакомясь с природными материалами, дети запоминают формы, краски, свойства, каждого вида материала, усваивают способы их обработки, получают представление об их функциональном назначении, сфере и условиях их применения, внешнем и внутреннем строении, их связи и отношениях с другими предметами и явлениями. Все это значительно расширяет чувственный опыт детей, столь необходимый для полноценного развития их воображения. [16]

Среди разнообразных природных материалов можно назвать плоды различных деревьев и кустарников. Это могут быть шишки, желуди, ветки и кора деревьев, орехи, плоды каштана, шиповника, рябины, семена различных растений, фасоль, рис, а так же различные по форме и окрасе - ракушки, камни, янтарная крошка и т.д.

Вторую группу материалов, которую целесообразно использовать на уроках, можно отнести к разряду так называемых синтетических материалов, они созданы деятельностью человека. Это: фольга, пенопласт, проволока, вата, куочки ткани, кожи, стекла, железо. Данные материалы, являясь продуктами производства, в свою очередь могут выступать в качестве исходного материала для детской деятельности. Кроме того, всевозможные коробки, флаконы, крышки так же могут быть использованы на уроках ППО в процессе детской конструктивной деятельностью.

Ознакомление учащихся с разнообразными материалами позволяет, тем самым, расширить материальную базу, необходимую для деятельности воображения. В то же всремя нельзя ограничиваться расширением запаса представлений об окужающем мире, основной акцент следует делать на развития навыка свободного трансформирования представлений. [17]

Направленность обучения на формирование операционного компонента воображения требует внесения в программу предметно-практического обучения некоторые изменения, касающихся главным образом распределения количества часов по видам деятельности.

Программа третьего класса предусматривает использование таких видов деятельности, как аппликационные работы, моделирование из бумаги и металлического «Конструктора», работа с тканью и работа с разными материалами. На каждый вид деятельности отводится определенное количество часов по четвертям. В сравнении с программой второго класса в третьем классе сокращается количество часов, отводимых на выполнение пяти вышеперечисленных видов деятельности. В третьем классе навыки работы с этими материалами закрепляются и развиваются, повышается уровень сложности изготавливаемых на уроке изделий. Например, во втором классе в разделе «Аппликационные работы» предусматривается выполнение отдельных аппликаций на тему «Летом в лесу», «Поздняя осень», аппликации по прочитанному рассказу. В то время как в третьем классе учащиеся выполняют по теме не одну, а несколько аппликаций, например, серия аппликаций на тему «Зима», по прочитанному рассказу (сказке) и т.д.

Программой третьего класса увеличивается количества часов, отводимых на раздел «работа с разными материалами». В соответствии с содержанием этого раздела, учащиеся изготавливают на уроках сложные макеты, например «Город» и т.д.; панорамы, подарки к празднику. Увеличение количества часов на этот раздел так же планомерно, поскольку в работе с разными материалами проявляются и совершенствуются все навыки, сформированные в других видах деятельности, таких, как лепка, аппликация, моделирование и т.д. Работа для развития творческого воображения школьников, так как предлагаемы учащимися ассортимент материалов обеспечивает возможность неоднозначного решения поставленной задачи, вариативного изготовления любого объекта, любого изделия.

В рамках этого вида деятельности обучение направлено на решение двух задач:

·   Формирование у учащихся умения изготавливать на основе одних и тех же исходных материалов (элементов реальности) самые различные изделия (объекты). Так, скорлупа грецкого ореха используется при изготовлении отдельных поделок в качестве основы: корпус лодки, горб верблюда и т.д. Та же скорлупа может выступать в качестве второстепенного элемента при создании более сложных объектов. Например: при изготовлении макета «Весна» из скорлупы можно сделать гнездо птицы на дереве, кочки под елками, проталины, зимнюю норку ежа; выполняя макет «Аэропорт», использовать эту же скорлупу для создания корпуса вертолета, самолета; в сложноразвернутый контекст макета «Река и сооружения на ней» включите уже готовые лодки из скорлупы; при помощи той же скорлупы можно выполнить декоративную отделку вазы, карандашницы.

·   Необходимо показать учащимся, что любой объект действительности, над которым они работают в рамках данного вида деятельности, может быть создан из самых разнообразных материалов и иметь несколько вариантов исполнения. Например, снег на макете может быть сделан из ваты, пенопласта, гофрированной бумаги, мелко нарезанной салфетки, в небольших количествах из сахара и соли и т.д. лед может быть изготовлен из фольги, прозрачного или матового стекла, пластика, целлулоида и пр. таким образом, важно ознакомить учащихся с различными способами решения поставленной задачи, сформировать у них навык вариативного выполнения любого задания, а это развивает их творческую активность. «У детей узнавание нового, - считает Н.С. Лейтес, - вызывает встречную активность, их умственный тонус побуждает к неиспробованным ходам мысли, к напряженности поиска, именно к творческим усилиям». В такой деятельности у учащихся формируются сложные механизмы по переконструированию опята, лежащие в основе функционирования процесса воображения и позволяющие интегрировать разнообразные элементы реальности (подчас совершенно различные по своему функциональному назначению) в единое целое в соответствии с определенным замыслом. По сути дела, речь идет о формировании направленности процессов воображения, развития у школьников способности не просто реконструировать имеющиеся представления, а создавать на их основе абсолютно новые образы.

Некоторые виды работ из разных материалов, доступные для выполнения детьми

.   Мозаика из зерен кукурузы, яичной скорлупы, янтарной крошки. Выполнение мозаичных работ предусматривается программой по конструированию в начальных классах. Поэтому дети уже имеют навыки работы с мозикой. Вместе с тем, необычность и новизна предлагаемых материалов для мозаики активизируют воображение учащихся, направляя их на поиски способов решения замысла. Задача заключается в том, чтобы ознакомить учащихся с различными приемами использования этих материалов.

.   Работа с жестью. Изготовление чеканок на заданную тему с предварительным выполнением индивидуальных эскизов.

.   Работа с ракушками. Выполнение аппликаций и объемных подделок из ракушек различной формы и величины.

.   Работа над созданием картины с двигающимися фигурками. Это задание может заменить выполнение серии аппликаций по прочитанному рассказу(сказке), предусмотренное программой в разделе «Аппликационные работы». Картина изготавливается таким образом, чтобы фигурки действующих лиц, управляемые самими учащимися, двигались в специальной прорези в различных направлениях. Фон, на котором разворачивается сюжет, - статичный (аппликация, рисунок), а фигурки перемещаются в соответствии с развитием сюжетной линии. Такой вариант выполнения работы в наибольшей степени отвечает теме, поскольку помогает лучше воссоздать последовательность событий и наиболее адекватно отразить содержание произведения.

Предложенные виды работ сами по себе не обеспечивают развития творческого воображения. Важно в рамках этих видов деятельности проводить целенаправленную работу по формированию операционного компонента воображения.

Содержание уроков предметно-практического обучения:

Планируя работу по развитию творческого воображения учащихся на уроках предметно-практического обучения (ППО), целесообразно внести некоторые изменения в содержание работы.

Изменение содержания некоторых программных тем за счет объединения нескольких тем в одну (с учетом существующих между ними логических связей). Например, можно существенно расширить тему «Город», включив в нее не только изготовление макета (как того требует программа), но и создание плана улицы, площади (что в программе относится к разделу «Моделирование из бумаги»), изготовление светофора, включенное в раздел «Конструирование из металлического «Конструктора», а также транспортных средств, что выделено в программе в отдельную тему в разделе «Работа с разными материалами». [17]

Все перечисленные темы представлены в программе по ППО, как самостоятельные, не связанные друг с другом, изолированные. Более логичным будет их объединение в одну тему и создание единого макета, воссоздающего структуру города. Каждый из изготовленных объектов можно поместить в характерную для него среду. Например, светофор - на перекресток магистралей, различные транспортные средства - на дороги построенного школьниками «города». Более того, выполненные на предыдущих занятиях объекты так же можно включить в макет, что поможет учащимся получить целостную картину города, а не отдельные разрозненные представления. [17]

В предыдущих разделах отмечалось, что глухие дети испытывают значительные трудности в овладении обобщениями, имеют склонность к использованию слов в узком, конкретном значении. Изготавливая на уроках ППО единичные объекты и не включая их в смысловой контекст, мы отнюдь не способствуем формированию у учащихся целостного восприятия мира и представлений о взаимосвязи всех его явлений. Изучение уровня развития воображения неслышащих детей также продемонстрировало, что учащиеся в процессе творческой деятельности редко создают развернутые изображения и, как правило, не включают объекты в какую-либо приметную среду или сюжет. Они склонны к изображению единичных, изолированных объектов, не связанных друг с другом логическими связями. Поэтому, если мы хотим развить у детей пластичность и гибкость воображения, сформировать у них целостное видение мира, то нужно целенаправленно работать вы этом направлении. А поэтому желательно изменить порядок следования тем, предписанный программой, для того чтобы обеспечить постепенное логическое подключение одной темы к другой и сформировать в итоге единое комплексное представление об окружающей действительности. Это относится, например, к указанной теме «Город», которая включена в программу 2-й четверти третьего класса, т.е. предшествует заданию по изготовления светофора, макетов «Железная дорога и сооружения на ней», «Река и сооружения на ней», транспортных средств. Можно включить в программу предварительное изготовление некоторых из этих объектов, а потом (в 3-й четверти) создавать макет «Город», объединяющий все указанные объекты. [17]

В некоторых случаях можно не объединять темы, а лишь расширять одну из основных, добавляя разнообразные детали с целью формирования у глухих учащихся более полных и развернутых представлений о мире. Например, в программный раздел «Конструирование из металлического «Конструктора» (1 четверть) включена тема «Подъемный кран». Лучше предложить тему «Строительство», благодаря чему учащиеся получают обющее представление о том, что такое стройка, какие машины используются при строительстве новых домов, как работают люди на стройке, что они делают и т.д.

Такого же рода изменения можно осуществить, расширив тему «На горе» (2-я четверть), и заменить на тему «Зимние забавы детей» (3-я четверть), включив в контекст макета не только изображение снежной горки и катающихся на ней детей, но и лыжников, ребят строящих снежную крепость (снеговика), играющих в снежки, катающихся на катке. [17]

Так, изменения в тематике уроков ППО состоят в том, что объединяются несколько программных тем в одну на основе единого смыслового содержания; изменяется порядок следования тем; расширяется содержание некоторых тем с целью формирования у учащихся более глубоких, системных представлений об окружающей их действительности.

Таким образом, развитию творческого воображения на уроках предметно-практической деятельности способствуют следующие условия:

·   Использование на начальном этапе обучения специальных заданий на конструирование, которые выполняются учащимися на предметно-действенном уровне. Эти задания способствуют формированию у детей конструктивных навыков, способности к многократному переконструированию заданных элементов с целью нахождения возможных вариантов решения поставленной цели.

·   Использование заданий, моделирующих деятельность воображения на наглядно-образном уровне. Они формируют у учащихся способность осуществлять все операции по переконструированию элементов во внутреннем плане, а не на уровне предметных действий.

И те и другие задания направленны на формирование у учащихся комбинаторных механизмов воображения и, в первую очередь, операции «включения», позволяющей создавать на основе одного и того же элемента самые различные образы.

·   Использование на уроках предметно-практического обучения (ручного труда) широкого ассортимента природных и синтетических материалов для обогащения чувственного опыта учащихся, расширения у них объема представлений об окружающей действительности, т.е. с целью формирования структурных компонентов творческого воображения.

·   Направленность обучения на развитие у учащихся способности к сюжетному конструированию, включению заданных элементов в просто, а затем и в развернутый контекст; формирование у детей целостного видения мира, представления о взаимосвязи объектов окружающей действительности.

·   Акцентирование внимания на изображении создаваемых объектов в динамике, в характерных для них движениях, позах, способствует более глубокому пониманию учащимися природы вещей, формированию у них развернутых представлений об окружающих объектах.

·   Выделение в качестве структурного этапа урока деятельности работы с формой, предполагающей сознание на основе форм исходных материалов (природных или синтетических) образов различных объектов. Такая работа способствует формированию операционных компонентов творческого воображения за счет развития комбинаторных навыков, способностей к переконструрованию, комбинированию заданных элементов. В этих условиях продолжается целенаправленное формирование у учащихся операции «включения».

·   Предоставление учащимся свободы в выборе объектов деятельности, материалов для их изготовления, способов их обработки; разъяснение возможности вариативного выполнения одних и тех же объектов за счет использования различных материалов.

·   Создание в процессе занятий проблемных ситуаций, постановка задач логического типа, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность творческого воображения и способствует формированию механизмов комбинаторики данного психического процесса. [7]

 


Заключение

Изучив литературу, посвященную проблеме развития творческого воображения у младшего школьника, можно сказать, что данная проблема все чаще рассматривается в психологической и педагогической литературе.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

Воображение, по результатам исследований Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени.

Воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания. Специфика отражательной деятельности воображения заключается в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность, путем переконструирования имеющегося опыта, т.е. обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде. Воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику. Деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельностью человека; прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью. Деятельность воображения значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации; процесс воображения, его богатство, сила, содержательность, обусловлены прошлым опытом личности, опираются на него. Воображение находится в отношениях тесной связи и взаимосвязи со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью.

Воображение находится в отношениях тесной связи и взаимосвязи со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью.

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей и общества в целом и которые воплощаются в реальные, конкретные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видом творческой деятельности человека.

Следующие выводы можно сделать по изучению литературы по проблеме развития воображения ребенка-школьника с сохранным слухом и нарушениями слуха: одновременное формирование в процессе обучения структурных и операционных компонентов творческого воображения обеспечит эффективное развитие воображения детей как в норме, так и в условиях нарушенного хода развития.

Так же можно отметить, что если у детей в норме воображение выполняет отражательную функцию, то у детей с нарушениями слуха воображение помимо отражательной выполняет и компенсаторную функцию: обогащает опыт, способствует расширению кругозора, активизирует речевую и познавательную деятельность.

Уроки предметно-практического обучения имеют большие возможности для формирования у глухих школьников творческого воображения. Успешность реализации этих возможностей, прежде всего, зависит от характера организации учебного процесса. Об эффективном развитии творческого воображения глухих учащихся можно говорить только в том случае, если на уроках предусматривается одновременное формирование структурных и операциональных компонентов данного психического процесса чему способствуют следующие условия:

·   Использование на начальном этапе обучения специальных заданий на конструирование, которые выполняются учащимися на предметно-действенном уровне. Эти задания способствуют формированию у детей конструктивных навыков, способности к многократному переконструированию заданных элементов с целью нахождения возможных вариантов решения поставленной цели.

·   Использование заданий, моделирующих деятельность воображения на наглядно-образном уровне. Они формируют у учащихся способность осуществлять все операции по переконструированию элементов во внутреннем плане, а не на уровне предметных действий.

И те и другие задания направленны на формирование у учащихся комбинаторных механизмов воображения и, в первую очередь, операции «включения», позволяющей создавать на основе одного и того же элемента самые различные образы.

·   Использование на уроках предметно-практического обучения (ручного труда) широкого ассортимента природных и синтетических материалов для обогащения чувственного опыта учащихся, расширения у них объема представлений об окружающей действительности, т.е. с целью формирования структурных компонентов творческого воображения.

·   Направленность обучения на развитие у учащихся способности к сюжетному конструированию, включению заданных элементов в просто, а затем и в развернутый контекст; формирование у детей целостного видения мира, представления о взаимосвязи объектов окружающей действительности.

·   Акцентирование внимания на изображении создаваемых объектов в динамике, в характерных для них движениях, позах, способствует более глубокому пониманию учащимися природы вещей, формированию у них развернутых представлений об окружающих объектах.

·   Выделение в качестве структурного этапа урока деятельности работы с формой, предполагающей сознание на основе форм исходных материалов (природных или синтетических) образов различных объектов. Такая работа способствует формированию операционных компонентов творческого воображения за счет развития комбинаторных навыков, способностей к переконструрованию, комбинированию заданных элементов. В этих условиях продолжается целенаправленное формирование у учащихся операции «включения».

·   Предоставление учащимся свободы в выборе объектов деятельности, материалов для их изготовления, способов их обработки; разъяснение возможности вариативного выполнения одних и тех же объектов за счет использования различных материалов.

·   Создание в процессе занятий проблемных ситуаций, постановка задач логического типа, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность творческого воображения и способствует формированию механизмов комбинаторики данного психического процесса.

В заключение замечу, что в условиях личностно-ориентированной модели обучения, каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего «я».

 


Литература

1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963. - 335 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967. - 93 с.

.   Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1972. - №2. - С. 114 - 123.

.   Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982-1983. - Т. 2. - 502 с.; т. 4. - 432 с.

.   Гозова А.П. Овладение глухими учащимися младших классов относительными понятиями // Специальная школа. - 1968. - №2. - С. 95-101.

.   Зикеев А.Г. К вопросу об интенсификации процесса обучения в школе глухих // Повышение эффективности обучения глухих школьников. - М. 1986. - С. 7 - 20.

.   Зыков С.А. Предметно-практическая деятельностб как дидактическая проблема школы для глухих детей // Использование предметно - практической деятельности в обучении глухих школьников. - М., 1976. - С. 6 - 7.

.   Зыкова Т.С. активизация речевой коммуникации на уроках предметно-практического обучения // Повышение эффективности обучения глухих школьников. - М., 1976, - С. 37 - 69.

.   Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991. - 151 с.

.   Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. - 1988. - №4. - С. 98 - 108.

.   Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981. - 584 с.

.   Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. - М. 1986. - 143 с.

.   Нудельман М.М. Об элементарных формах творческого воображения глухих школьников // Психология глухих детей. - М., 1971. - С. 136 - 142.

.   Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Возможност развития творческого воображения младших глухих школьников. - В кн.: Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. - М., 1977. - С. 238 - 243.

.   Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения глухих школьников. - В сб.: Коррекционная педагогика - вчера, сегодня, завтра. - М., 1977. - С. 197 - 198.

.   Речицкая Е.Г. Сошина Е.А. Некоторые возможности развития творческого воображения младших глухих школьников на уроках предметно - практического обучения. В сб.: Активизация учебно - воспитательного процесса глухих и слабслышащих учащихся. // Отв. Ред. Е.Г. Речицкая - М., 1997. - С. 83 - 88.

.   Речицкая Е.Г. Повышение эффективности учебного процесса на уроках предметно - практического обучения в школе для глухих детей // Дефектология. - 1978. - №2. - С. 31-37.

.   Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учебное - метод. пособие. - М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 128 с.: ил.

.   Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. - М., - 1961. - 198 с.

.   Ушинский К.Д. История воображения. Собр. соч.: М.-Л., 1950. - Т.8. - С. 429 - 441.

.   Формирование учебной деятельности школьников // Под ред. В.В. Давыдова, И.М. Ломпшера, А.К. Марковой. - М., 1982. - 216 с.

.   Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974. - 64 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...