ТЕМА 2. Виды анализа: их классификация и характеристика
ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Кафедра финансов и кредита
“ Утверждаю ”
Декан факультета
д.э.н., профессор В.И. Бувальцева
--------------------------
“----- “----------- 2007г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Экономический анализ»
Для специальности 080105 «Финансы и кредит» и
Бакалавриата экономики направление Финансы и кредит
(дисциплина блока ОПД ГОС ВПО)
факультет Экономический
Специалисты:
курс 3,4 экзамен 7 семестр
семестр 6,7 зачет 6 семестр
лекции 68 час.
практические занятия 34 час.
самостоятельные занятия 116 час.
КСР 2 часа
Всего часов 220 час.
Бакалавры:
курс 3,4 экзамен 7 семестр
семестр 6, 7 зачет 6 семестр
лекции 68 часов
практические занятия 34 часа
самостоятельные занятия 112 час.
КСР 2 часа
Всего часов 216 часов
СОСТАВИТЕЛЬ: д.э.н., профессор Бувальцева В.И.,
Кемерово 2007
Рабочая программа дисциплины «Экономический анализ» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения специальности 080105 «Финансы и кредит» и бакалавриата экономики.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
Протокол № __ от «___» __________200_ г.
Зав. кафедрой д.э.н., профессор ___________В.И. Бувальцева
Одобрено методической комиссией
Протокол № __ от «___» __________200_ г.
Председатель к.э.н., доцент______________О.Н. Козлова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины «Экономический анализ» рассчитана для студентов 4 курса специальности «Финансы и кредит».
Основной целью изучения дисциплины «Экономический анализ» является освоение базисного материала по темам, включенным в образовательный стандарт.
Предметом курса является изучение многообразия экономических явлений и процессов, которые являются следствием финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при этом используется два основных способа познания – анализ и синтез, а также применяются различные экономико-аналитические методики исследования.
Поскольку данные, полученные в ходе анализа, служат основой для принятия управленческих решений и разработки маркетинговой стратегии предприятия, то от того, как точно и качественно проведен анализ, зависит правильность разработанных стратегий и выдвинутых решений, а, следовательно, последующий рост эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Основными задачами при изучении данной дисциплины являются:
Студенты, изучающие дисциплину: «Экономический анализ» должны знать:
- сущность и задачи анализа и деятельности предприятия;
- методику и приемы проведения анализа деятельности предприятия;
- источники необходимой информации для анализа деятельности предприятия;
- этапы и план аналитической работы;
- виды документального оформления результатов анализа и пользователей аналитической информации.
В результате изучения дисциплины: «Экономический анализ» студент должен уметь:
1. Проводить анализ по следующим блокам:
· Анализ финансового состояния
· Анализ финансово-экономических результатов
· Анализ производственных результатов
· Анализ результатов технического и социального развития предприятия
· Анализ использования материальных, трудовых ресурсов и основных средств
· Анализ затрат на производство и реализацию.
2. Провести комплексный сравнительный анализ, используя метод сумм, суммы мест и рейтинговой оценки эффективности деятельности.
3. Провести диагностику потенциала предприятия: кадрового, технического, производственного и финансового.
4. Иметь навыки работы с прикладными компьютерными программами по анализу деятельности предприятия.
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами ранее в области бухгалтерского учета, статистики, аналитической математики.
Учебный процесс организован в форме лекций и практических занятий. В процессе обучения студенты выполняют курсовую работу.
Текущий контроль за полученными знаниями осуществляется в виде контрольных срезов знаний студентов по теме и по окончании изучения дисциплины в виде экзамена. Итоговым контролем является экзамен.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
| Название и содержание разделов, тем, модулей
| Объем часов
| Самостоятельная работа
студентов
| Форма контроля
|
Объем часов,
всего
| Лекций
| Практич.
(семин.)
| Лаборат.
|
Дневная форма обучения (специалисты)
|
| Содержание экономического анализа
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы – 8 часов
| Опрос, тестирова-ние
|
| Виды анализа: их классификация и характеристика
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы – 6 часов
| Опрос, тестирова-ние
|
| Методика проведения анализа основные принципы анализа, приемы анализа
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы – 8 часов
| Опрос, задача
|
| Информационная база анализа
|
|
|
| -
| Подготовка рефератов, углубленное изучение темы – 14 часов
| Опрос
|
| Организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы – 4 часа
| Опрос
|
| Анализ финансового состояния
|
|
|
|
| Самостоятельная работа по расчету показателей для анализа финансового состояния, подготовка рефератов, углубленное изучение темы –12 часов
| Опрос, задача
|
| Анализ финансовых
результатов
|
|
|
| -
| -
| Опрос, задача
|
| Анализ производственных результатов
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы –8 часа
| Опрос, задачи
|
| Анализ результатов технического развития
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы – 7 часов
| Опрос, задачи
|
| Анализ результатов социального развития
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы –7 часов
| Опрос, задачи
|
| Анализ использования материальных ресурсов и состояния их запасов
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы – 6 часов
| Опрос, задачи
|
| Анализ состояния и использования основных средств
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы – 6 часов
| Опрос, задачи
|
| Анализ использования трудовых ресурсов
|
|
|
| -
| Подготовка рефератов, углубленное изучение темы – 14 часов
| Опрос, задачи
|
| Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы – 7 часов
| Опрос, задача
|
| Оценка комплексной эффективности деятельности предприятия
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы – 7 часов
| Опрос, задача
|
| Диагностика потенциала предприятия: кадрового, технического, производственного, финансового
|
|
|
| -
| 2 часа
| Опрос
|
| КСР
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
Дневная форма обучения (бакалавры)
|
| Содержание экономического анализа
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы – 6 часов
| Опрос, тестирова-ние
|
| Виды анализа: их классификация и характеристика
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы – 6 часов
| Опрос, тестирова-ние
|
| Методика проведения анализа основные принципы анализа, приемы анализа
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы – 6 часов
| Опрос, задача
|
| Информационная база анализа
|
|
|
| -
| Подготовка рефератов, углубленное изучение темы – 14 часов
| Опрос
|
| Организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы – 4 часа
| Опрос
|
| Анализ финансового состояния
|
|
|
|
| Самостоятельная работа по расчету показателей для анализа финансового состояния, подготовка рефератов, углубленное изучение темы –12 часов
| Опрос, задача
|
| Анализ финансовых
результатов
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы –4 часа
| Опрос, задача
|
| Анализ производственных результатов
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы –8 часа
| Опрос, задачи
|
| Анализ результатов технического развития
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы – 8 часов
| Опрос, задачи
|
| Анализ результатов социального развития
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы –8 часов
| Опрос, задачи
|
| Анализ использования материальных ресурсов и состояния их запасов
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы – 6 часов
| Опрос, задачи
|
| Анализ состояния и использования основных средств
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы – 6 часов
| Опрос, задачи
|
| Анализ использования трудовых ресурсов
|
|
|
| -
| Подготовка рефератов, углубленное изучение темы – 12 часов
| Опрос, задачи
|
| Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы – 6 часов
| Опрос, задача
|
| Оценка комплексной эффективности деятельности предприятия
|
|
|
| -
| Подготовка реферата, углубленное изучение темы – 4 часов
| Опрос, задача
|
| Диагностика потенциала предприятия: кадрового, технического, производственного, финансового
|
|
|
| -
| 2 часа
| Опрос
|
| КСР
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
Заочная форма обучения (4 года)
|
| Содержание экономического анализа
|
| -
|
| -
| 10 часов
| тесты
|
| Виды анализа: их классификация и характеристика
|
| -
|
| -
| 10 часов
| тесты
|
| Методика проведения анализа, основные принципы анализа, приемы анализа
|
|
|
| -
| 12 часов
| тесты
|
| Информационная база анализа
|
| -
|
| -
| 20 часов
| тесты
|
| Организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия
|
| -
|
| -
| 10 часов
| тесты
|
| Анализ финансового состояния
|
|
|
|
| 32 часа
| тесты
|
| Анализ финансовых результатов
|
|
|
| -
| 9 часов
| тесты
|
| Анализ производственных результатов
|
| -
|
| -
| 14 часов
| тесты
|
| Анализ результатов технического развития
|
| -
|
| -
| 10 часов
| тесты
|
| Анализ результатов социального развития
|
| -
|
| -
| 10 часов
| тесты
|
| Анализ использования материальных ресурсов и состояния их запасов
|
|
|
| -
| 11 часов
| тесты
|
| Анализ состояния и использования основных средств
|
|
|
| -
| 11 часов
| тесты
|
| Анализ использования трудовых ресурсов
|
|
|
| -
| 19 часов
| тесты
|
| Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
|
|
|
| -
| 10 часов
| тесты
|
| Оценка комплексной эффективности деятельности предприятия
|
|
|
| -
| 11 часов
| тесты
|
| Диагностика потенциала предприятия: кадрового, технического, производственного, финансового
|
|
|
| -
| 9 часов
| тесты
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
Заочная форма обучения (6 лет)
|
| Содержание экономического анализа
|
| -
| -
| -
| 10 часов
| тесты
|
| Виды анализа: их классификация и характеристика
|
|
| -
| -
| 9 часов
| тесты
|
| Методика проведения анализа,основные принципы анализа, приемы анализа
|
|
|
| -
| 11 часов
| тесты, решение задач
|
| Информационная база анализа и диагностики
|
|
| -
| -
| 19 часов
| тесты
|
| Организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия
|
|
| -
| -
| 9 часов
| тесты
|
| Анализ финансового состояния
|
|
|
|
| 24 часа
| тесты, решение задач
|
| Анализ финансовых результатов
|
|
|
| -
| 4 часа
| тесты, решение задач
|
| Анализ производственных результатов
|
| -
|
| -
| 13 часов
| решение задач
|
| Анализ результатов технического развития
|
| -
|
| -
| 10 часов
| тесты
|
| Анализ результатов социального развития
|
|
|
| -
| 8 часов
| тесты, решение задач
|
| Анализ использования материальных ресурсов и состояния их запасов
|
|
|
| -
| 11 часов
| тесты
|
| Анализ состояния и использования основных средств
|
|
|
| -
| 11 часов
| тесты
|
| Анализ использования трудовых ресурсов
|
|
|
| -
| 19 часов
| тесты
|
| Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
|
|
|
| -
| 10 часов
| тесты, решение задач
|
| Оценка комплексной эффективности деятельности предприятия
|
|
|
| -
| 11 часов
| тесты
|
| Диагностика потенциала предприятия: кадрового, технического, производственного, финансового
|
|
|
| -
| 9 часов
| тесты
|
| КСР
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
Заочная форма обучения (второе высшее)
|
| Содержание экономического анализа
|
|
|
| -
| 10 часов
| тесты
|
| Виды анализа: их классификация и характеристика
|
| -
|
| -
| 10 часов
| тесты
|
| Методика проведения анализа, основные принципы анализа, приемы анализа
|
|
|
| -
| 12 часов
| тесты
|
| Информационная база анализа
|
|
|
| -
| 19 часов
| тесты
|
| Организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия
|
| -
|
| -
| 10 часов
| тесты
|
| Анализ финансового состояния
|
|
|
|
| 32 часа
| тесты
|
| Анализ финансовых результатов
|
|
|
| -
| 9 часов
| тесты
|
| Анализ производственных результатов
|
| -
|
| -
| 14 часов
| тесты
|
| Анализ результатов технического развития
|
|
|
| -
| 9 часов
| тесты
|
| Анализ результатов социального развития
|
| -
|
| -
| 10 часов
| тесты
|
| Анализ использования материальных ресурсов и состояния их запасов
|
|
|
| -
| 11 часов
| тесты
|
| Анализ состояния и использования основных средств
|
|
|
| -
| 11 часов
| тесты
|
| Анализ использования трудовых ресурсов
|
|
|
| -
| 19 часов
| тесты
|
| Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
|
|
|
| -
| 11 часов
| тесты
|
| Оценка комплексной эффективности деятельности предприятия
|
|
|
| -
| 11 часов
| тесты
|
| Диагностика потенциала предприятия: кадрового, технического, производственного, финансового
|
| -
|
| -
| 10 часов
| тесты
|
| КСР
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
- Для студентов дневного отделения (специалистов и бакалавров) в межсессионный период предусмотрены коллоквиумы (проверка теоретических знаний), а также в аттестационные недели 2 контрольные работы (решение задач по пройденным темам)
- В межсессионный период студенты всех форм обучения выполняют курсовую работу
.
-Формой итогового контроля для всех студентов является экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. Содержание экономического анализа
Анализ и синтез как способы научного познания предметов и явлений. Определение экономического анализа. Содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности и его место в системе управления предприятием. Результаты анализа как база для научного обоснования и оптимизации управленческих решений.
Предмет анализа финансово-хозяйственной деятельности (АФХД). Основные направления АФХД. Объект АФХД. Функции анализа.
Основные задачи анализа.
ТЕМА 2. Виды анализа: их классификация и характеристика
По пользователям данных анализа: внутренний и внешний анализ. По временному признаку проведения анализа: перспективный (предварительный) и ретроспективный (последующий) анализ. Виды ретроспективного анализа: итоговой и оперативный. Перспективный анализ: краткосрочный и долгосрочный. Классификация видов анализа по: отраслевому (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь и др.), пространственному (внутрифирменный, межфирменный, региональный, межгосударственный), функциональному признаку (финансовый, управленческий, маркетинговый, инвестиционный, экономический, экологический, логистический) и по содержанию программы анализа (комплексный и тематический).
Воспользуйтесь поиском по сайту: