О методике подхода к построению конкурентной стратегии
Управление конкурентоспособностью товара со стороны производителя означает не только придание товару тех или иных потребительских свойств, не только использование той или иной ценовой стратегии, но и учет доходов того сегмента потребительского рынка, на котором предполагается реализовать принятое решение в сфере маркетинга, так как оптимальные конкурентные стратегии определяются характеристиками тех сегментов, на которых предполагается осуществить выведение товара. С учетом существующих технических и технологических тенденций в современной экономике наиболее адекватной представляется стратегия конкурентоспособности предприятия, основанная на воспроизводственно-эволюционном подходе. Он ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими (по сравнению с лучшим аналогичным товаром на данном рынке) совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Его элементами являются[8]: · выбор базы сравнения. В принципе, применение базы сравнения при планировании новшеств базируется на следующих альтернативных подходах: 1. база сравнения - показатели лучшего образца конкурентов на данном рынке в текущий момент; 2. база сравнения - показатели лучшего образца конкурентов, скорректированные к началу освоения нового образца товара предприятия; 3. опережающая база сравнения. Однако, в данных условиях наиболее адекватной по отношению к расчету конкурентоспособности продукции, по нашему мнению, является вариант «б», т.к. он точнее отражает реалии современного российского экономического механизма (показатели лучшего образца конкурентов, скорректированные к началу освоения нового образца товара предприятия) при планировании частных показателей качества и ресурсоемкости товара, базы, отвечающей достижениям научно-технического прогресса в данной области на момент приобретения товара потребителем, базы, удовлетворяющей требования потребителей не к моменту планирования или разработки товара, а к моменту приобретения товара потребителем;
· трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл товара на единицу его полезного эффекта; · рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей товара в координатах времени и программы выпуска; · обеспечение по возможности пропорционального по качеству и количеству развития элементов внешней среды (макросреды, инфраструктуры региона, микросреды предприятия). При формировании стратегии конкурентоспособности предприятия необходимо на формальном уровне описать конкурентоспособность товара. Она определяется интегральными показателями технического уровня: качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию в ходе применения, использования товара за его жизненный цикл; качеством сервиса товара. Значения показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара. Внешние факторы влияют на цену продукции, которая складывается под воздействием рыночных условий, а внутренние воздействуют на качество продукции, формируемой на основе НТП. Оценка уровня конкурентоспособности различных товаров представляет очень сложную работу, так как[9]: · в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла товаров; · в настоящее время отсутствуют международные документы по оценке конкурентоспособности различных товаров;
· техническая, экономическая, кадровая, социальная политика не ориентированы на обеспечение конкурентоспособности различных товаров. Для расчета конкурентоспособности исходные данные анализируются по следующим позициям[10]:
Таблица 1 Позиции для расчета конкурентоспособности товаров предприятия
Количественную оценку конкурентоспособности однопараметрических объектов (например, машин и оборудования) можно осуществлять по формуле:
Ka.o = (Ea.o/Eл.о)k'1 x k'2 x k'n (2),
где Ka.o - конкурентоспособность анализируемого образца товара на конкретном рынке, доли единицы; Ea.o - эффективность анализируемого образца товара на конкретном рынке, единица полезного эффекта/денежная единица; Eл.о - эффективность лучшего образца-конкурента, используемого на данном рынке; k'1xk'2xk'n - корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества. Эффективность товара рассчитывается по формуле:
Ea.o(л.о) = Пс/Зс (3),
где Пс - полезный эффект товара за нормативный срок его службы в условиях конкретного рынка, единица полезного эффекта; Зс - совокупные затраты за жизненный цикл товара в условиях конкретного рынка, денежная единица. Используя данную систему, можно рассчитать итоговые показатели конкурентоспособности товара, что поспособствует если не расстановке новых акцентов в процессе производства товара, то хотя бы акцентуации внимания руководства и среднего управляющего звена на проблемных участках жизненного цикла товара. Так как говорить о коренной перестройке производственного цикла еще рано как на отдельно взятом предприятии, так и по стране в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|