Иерархия законодательства Российской Федерации
Электроэнергетика, как и любая другая отрасль экономики государства, должна иметь правовые основы, которые устанавливают экономические отношения в сфере электроэнергетики, определяют полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов правоотношений при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии. Под конституционными основами регулирования электроэнергетики понимаются основополагающие конституционные нормы, которые предопределяют содержание, условия и порядок функционирования электроэнергетики в Российской Федерации. К ним относятся: · конституционные принципы, регулирующие электроэнергетику как отрасль экономики Российской Федерации; · предмет ведения Российской Федерации в сфере электроэнергетики. Рис.4. Иерархическая система нормативно-правовых актов в зависимости от их юридической силы
Конституция Российской Федерации в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики как отрасли экономики в статьях 8 и 34 закрепляет основы экономического устройства государства, важнейшие атрибуты рыночной экономики, пронизывающие все её институты.
Рис.5. Структура федеральных органов власти Российской Федерации, определяющих государственную энергетическую политику
На данный момент Правительство РФ и Минэнерго РФ совместно с крупными электросетевыми компаниями РФ активно ведет работу по созданию проекта федерального закона «Об основах функционирования электросетевого комплекса» (Сетевого кодекса). Главная цель документа – выработка единого свода правил поведения и принципов взаимодействия компаний, формирующих сетевую инфраструктуру электроэнергетики, для обеспечения ее взаимоувязанной, надежной и экономически эффективной работы.
Сетевой кодекс призван урегулировать отношения сетевых организаций как субъектов электроэнергетики, в части развития и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, в том числе, при осуществлении строительства (реконструкции) и технического перевооружения, а также установить порядок их взаимодействия между собой, с иными субъектами электроэнергетики и органами государственной власти. Основным предназначением Сетевого кодекса станет создание централизованной системы планирования развития электросетевого комплекса, отвечающей перспективным потребностям растущей экономики и населения России, в том числе за счет синхронизации формирования и выполнения инвестиционных программ внутри электроэнергетической отрасли. Кроме того, документ обеспечит регулирование правовых основ единства технической политики при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Федеральные законы Российской Федерации — федеральные законодательные акты Российской Федерации, принимаемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. К основным федеральным законам, регулирующим электроэнергетику, относятся: Ø Федеральный закон от 01.01.2001 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 01.01.2000). Ø Федеральный закон от 27 июля 2010 г. "О теплоснабжении"; (в ред. ФЗ от 01.01.2001).
Ø Федеральный закон от 01.01.2001 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 01.01.2001). Ø Федеральный закон от 01.01.2001 "Об электроэнергетике" (в ред. ФЗ от 01.01.2001). Ø Федеральный закон от 01.01.2001 "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в ред. ФЗ от 01.01.2001). В соответствии с пунктом "и" статьи 71 Конституции РФ федеральные энергетические системы, ядерная энергетика и расщепляющиеся материалы являются предмет ведения Российской Федерации в сфере электроэнергетики, но это не весь энергетический комплекс страны, а лишь большая его часть (примерно 70%). Существуют региональные и локальные (местные) энергосистемы, обеспечивающие энергоснабжение соответствующих территорий Российской Федерации. В целях осуществления контроля за устойчивой работой электроэнергетики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях власти формируются штабы по обеспечению безопасности электроснабжения.
Рис.6. Разграничение полномочий между публично-правовыми образованиями в сфере электроэнергетики России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|