Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативное регулирование банковского аудита

Введение

Роль банковской системы в экономике трудно переоценить. Развиваясь параллельно с товарным производством и тесно переплетаясь с ним, банковская система практически обеспечивает его функционирование через выполнение денежных платежей и расчетов, кредитование, посредничество и перераспределение капитала.

Можно сказать, что процесс первичного становления рынка банковских услуг уже закончился, данная область экономики насыщена и представляет собой двухуровневую систему, состоящую из банков и небанковских кредитных организаций (НКО). С момента начала развития банков в постсоветской России до настоящего момента банковская система проделала огромный путь. И вполне обоснованно встает вопрос не о наличии банков как таковых, а о качестве услуг, ими предоставляемых, о наличии гарантий, что банк стабилен и работает успешно. В этом контексте важной частью деятельности ЦБ являются контрольные функции.

Ведь если раньше составлялся единый баланс для всех 4000 отделений Госбанка СССР и, соответственно, не было необходимости пересылать платежи, т.к. достаточно было сделать проводки на месте, то создание широкой системы кредитных организаций обусловило разделение всех их балансов. И хотя по закону ЦБ России не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность банков, он может следить за их деятельностью путем установления нормативов, разработки нормативных актов, проведения проверок, анализа отчетности и применения штрафных санкций, причем отслеживание деятельности банков осуществляется все более системно и детально. В то же время главным ограничением здесь является тот факт, что всю отчетность представляет сам банк и как следствие возникают проблемы с достоверностью информации. Для выхода из такой ситуации ЦБ проводит проверки на местах или поручает это аудиторским фирмам, которые лицензируются ЦБ в соответствии со ст.4, п.6 Федерального закона "О Центральном банке".

К сожалению, имеют место случаи, когда аудиторское заключение играет роль "проездного билета", дающего право на еще один год работы, или же проводится "черный" аудит, т.е. подтверждение отчетности без углубленной проверки. Что же касается акционеров, прочих собственников банка, его клиентов, контрагентов и инвесторов, то с их стороны заключения аудиторов пока не востребуются в полном объеме. Однако вместе с аудиторами развиваются и потенциальные потребители аудиторских услуг. Сложившиеся на рынке тенденции говорят о том, что к аудиторам стали прислушиваться, в них начали видеть не аналог налоговой инспекции или ревизии, а реального партнера.

И здесь особенно остро встает вопрос о достижении максимального качества услуг. В условиях рынка ориентироваться на итог работы в форме вывода "подтверждаем - не подтверждаем" уже нельзя, т.к. банки интересует реальное состояние дел, которое, как это ни парадоксально, часто нельзя объективно оценить изнутри. Кроме того, клиенты аудиторов все больше интересуются тем, как выявить ошибки, исправить их и не допустить сбоев в последующей работе.

Пытаясь отвечать всем требованиям рынка и запросам клиентов, на практике аудиторы постоянно сталкиваются со многими проблемами, начиная от таких глобальных, как неразработанность стандартов аудита, недостаточная проработанность принципов материальной ответственности, до таких, как отсутствие учебной литературы, низкий уровень материального обеспечения учебных центров и т.д., что затрудняет подготовку квалифицированных специалистов в области аудита.

Данная курсовая работа выполнена на условном примере. При написании курсовой работы были использованы по данной теме:

· учебная литература;

· нормативные документы;

· периодические издания;

· научные труды.

Цель курсовой работы – систематизация теоретических аспектов по теме банковского аудита и изучение примеров банковского аудита.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

· рассмотрение основных понятий и особенностей банковского аудита;

· описание основных блоков аудиторской проверки;

· внесение предложений по комплексному совершенствованию организации проведения аудита в кредитных организациях.

 


Нормативное регулирование банковского аудита

 

Нормативное регулирование аудита в банковской системе прежде осуществлялось Банком России. При этом был издан ряд документов, которые в совокупности регламентировали деятельность банковских аудиторов достаточно детально и подробно. В связи с принятием Федерального закона от 7.08.01 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", а также во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6.02.02 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время осуществляет Минфин России. Таким образом, регулирование аудиторской деятельности по всем направлениям, в том числе и аудит кредитных организаций, теперь находится в компетенции Минфина России.

Утрата Банком России функции органа, регулирующего осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, не приводит автоматически к недействительности ранее изданных им нормативных документов. Поэтому при проведении аудиторских проверок кредитных организаций также применяются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.02 г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности", а также стандарты, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, если последние не имеют аналогов указанных федеральных правил (стандартов). Нормативные документы Банка России применяются в части, не противоречащей Закону N 119-ФЗ и иным нормативным актам, регулирующим аудиторскую деятельность.

Аналогом правила (стандарта) N 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита "Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год", одобренное экспертным комитетом при Банке России по банковскому аудиту 8 сентября 1998 г., является вновь утвержденное федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности". Поэтому при составлении аудиторского заключения вполне логично применение именно федерального правила (стандарта). Положение о порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год от 23.12.97 г. N 10-П содержит разделы 3 "Виды аудиторских заключений" и 4 "Состав и содержание аудиторского заключения. Представление аудиторского заключения в Банк России". В этой части положение N 10-П также является аналогом вновь утвержденного федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 6.

Особое внимание необходимо уделить п.4.12 положения N 10-П, в соответствии с которым кредитной организацией Банку России по его требованию представляется детализированный отчет о результатах аудиторской проверки. Раздел 4 в целом и п.4.12, в частности, ставит Банк России в привилегированное положение по сравнению с другими пользователями финансовой (бухгалтерской) отчетности банков и кредитных организаций, поскольку предусматривает представление Банку России не только итоговой части аудиторского заключения, предназначаемой для самого широкого круга заинтересованных пользователей, но и более подробной и конфиденциальной информации, содержащейся в аналитической части аудиторского заключения и в детализированном отчете.

Сейчас у банков и кредитных организаций обязанность представлять Банку России аналитическую часть аудиторского заключения и детализированный отчет отсутствует, поскольку федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 6 прямо не предусматривает наличия в аудиторском заключении аналитической части, а также составления каких-либо дополнительных документов вроде детализированного отчета. По результатам аудиторской проверки коммерческого банка в обязательном порядке составляется аудитором и представляется банком в Банк России только аудиторское заключение, составленное в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 6, без каких-либо дополнений. Представление какой-либо дополнительной информации может быть осуществлено исключительно в добровольном порядке.

Ст.8 Закона N 119-ФЗ обязывает аудиторские организации и индивидуальных аудиторов хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, представляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности. Кроме того, п.14 федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 2 "Документирование аудита" предусмотрено, что рабочие документы являются собственностью аудитора.

В связи с этим представление третьим лицам, в том числе и Банку России, дополнительной информации по результатам аудиторской проверки может производиться исключительно с согласия клиента и аудитора.

 

Аудит кредитных операций коммерческого банка: стадия планирования

 

Планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:

· предварительное планирование;

· изучение систем бухгалтерского учета кредитных операций;

· оценка системы внутреннего контроля;

· установление уровня существенности;

· построение аудиторской выборки;

· подготовка общего плана и программы аудита.

В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования с учетом специфики аудита кредитных операций, обращая особое внимание на методы получения аудиторских доказательств и ведение рабочей документации аудитора.

Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства банка, сотрудниками кредитного подразделения, председателем кредитного комитета, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля. Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским стандартом "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта", аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация о существующей организации кредитного процесса, распределении функций между соответствующими структурами и общих объемах кредитных операций. Принимая во внимание пожелания руководства банка и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

На этапе предварительного планирования необходимо ознакомиться с экономическими условиями функционирования банка, регионом его деятельности, общим рейтингом банка по данным информационных агентств и других источников. Изучение этих базовых вопросов позволяет аудитору получить общее представление о деятельности банка и его роли в банковской системе. Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная кредитная политика банка, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание кредитной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов управления кредитными рисками. Наиболее значимые положения кредитной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах проверки анализ структуры кредитных вложений и оценка практики совершения кредитных операций будут проводиться с позиций адекватности принятой кредитной политике.

В качестве других значимых источников информации следует рассматривать положения об организационных подразделениях, занимающихся кредитованием, иные внутрибанковские инструкции и положения, регулирующие проведение кредитных операций. Ознакомившись с содержанием внутрибанковских принципов и правил кредитования, аудитор может приступить к оценке организационной структуры, на которую возложена кредитная функция (управления, отделы, департаменты, кредитный комитет) с позиции ее оптимальности и способности к эффективному функционированию.

На этапе предварительного планирования необходимо оценить квалификацию сотрудников кредитного подразделения с учетом уровня образования, практического опыта, периодичности повышения квалификации, стажировок. Получить необходимые сведения аудитор может путем изучения документации отдела по работе с персоналом и устного опроса сотрудников.

Этап предварительного планирования следует завершить изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок, проверок Главного территориального управления Банка России и других контролирующих структур.

Изучение системы бухгалтерского учета кредитных операций предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета кредитных операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики и в иных внутрибанковских инструкциях, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по кредитным операциями и установить фактическое наличие и правильность оформления первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

На этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, - выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.

Для целей проверки структура внутреннего контроля может быть подразделена на контрольную среду, систему бухгалтерского учета и процедуры контроля.

Контрольная среда включает философию менеджмента и стиль работы, организационную структуру организации, деятельность высшего руководства, внутренний аудит, распределение полномочий и ответственности, управленческие методы контроля исполнения операций, кадровую политику, различные факторы, влияющие извне на практическую деятельность (например, проверки внешними контролирующими структурами). Отмечено, что повышенное внимание руководства банка к организации внутреннего контроля является решающим фактором его эффективности, поскольку фактически предопределяет отношение всех сотрудников к контролю и создает благоприятные условия для работы службы внутреннего аудита.

Важнейшей характеристикой контрольной среды является такое разделение обязанностей и ответственности, при котором невозможно совмещение функций, позволяющее сотруднику скрыть ошибку или исказить информацию. Применительно к аудиту кредитных операций это означает, что должны быть четко разграничены:

· работа с заемщиком, изучение перспектив погашения кредита;

· санкционирование выдачи и реструктуризации кредита;

· отражение в учете кредитных операций;

· контроль за состоянием ссудной задолженности.

Система бухгалтерского учета включает правила и принципы ведения бухгалтерского учета и ведения учетных регистров, установленных для идентификации, сбора, анализа, классификации, отражения в учете и отчетности совершенных операций.

Процедуры контроля - это специальные проверки, проводимые персоналом банка, направленные на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений информации в системе бухгалтерского учета. Они предполагают наличие эффективных процедур санкционирования, документирование, фактический контроль за кредитами и осуществление независимых проверок.

Оценка системы внутреннего контроля на этапе планирования предусматривает два этапа:

· общее знакомство с системой внутреннего контроля;

· выполнение первичной оценки надежности системы внутреннего контроля.

На первом этапе аудитор должен получить общее представление о подходах руководства к организации внутреннего контроля за кредитными операциями, организационной структуре внутреннего контроля, наличии и характере внутренних связей и механизме выполнения решений руководства на уровне исполнителей, методах распределения функций и ответственности, процедурах внутреннего контроля, доступе к ресурсам и кредитной документации, функциях внутренних аудиторов, возможных видах ошибок. Полученную информацию о системе внутреннего контроля целесообразно документировать в виде блок-схемы, содержащей информацию о разделении обязанностей, санкционировании операций, процедурах учета и контроля. Документирование системы внутреннего контроля позволяет аудитору предварительно установить сильные и слабые стороны контроля, что является важным для дальнейшего исследования.

Уже по итогам общего знакомства с системой внутреннего контроля аудитор должен принять решение о том, может ли он в своей дальнейшей работе вообще полагаться на систему внутреннего контроля. Если аудитор считает это невозможным, то дальнейший аудит планируется таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Если аудитор принимает решение о том, что на систему внутреннего контроля положиться можно, то проводится первичная оценка ее надежности.

В задачу первичной оценки надежности системы внутреннего контроля входит выяснение того, что предпринимается в банке для предотвращения, выявления и исправления ошибок и искажений информации. Предлагаемая методика первичной оценки надежности системы внутреннего контроля основана на тестировании. Вопросы теста представлены в пяти разделах (Приложение А). Каждому положительному ответу соответствует 1 балл, отрицательному - 0 баллов.

Общий итог подводится по всем разделам. Ориентируясь на рекомендуемые параметры оценки надежности системы внутреннего контроля (табл. 1) и сумму баллов, полученную по итогам тестирования, оценка может быть определена как "низкая", "средняя" или "высокая".

 

 

Если по итогам первичной оценки надежность системы внутреннего контроля оценена как "высокая" или "средняя", то аудитор должен учитывать это при разработке программы аудита, однако не должен доверять системе абсолютно. Если надежность оценена как "низкая", то аудитор не должен в дальнейшем полагаться на систему внутреннего контроля клиента. При анализе результатов тестирования следует обратить особое внимание на вопросы теста, по которым получены отрицательные ответы.

В данном случае полученный итог по результатам тестирования (21 балл) позволяет дать высокую первичную оценку надежности системы внутреннего контроля.

Этап первичной оценки надежности системы внутреннего контроля может считаться завершенным, если аудитор выявил вероятность того, что существующие в банке политика и процедуры внутрибанковского контроля помогут или не помогут обнаружить существенные искажения информации. В связи с тем что риск неэффективности системы внутреннего контроля затруднительно выразить количественно, аудитор должен отразить в рабочих документах описание вероятности такого риска и использовать ее в дальнейшем как оценочный показатель.

На этапе знакомства и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в качестве основных методов получения аудиторских доказательств аудитор применяет опрос, проверку арифметических расчетов, соблюдения правил учета операций, прослеживание, наблюдение, проверку документов. Важным методом получения информации должно стать непосредственное наблюдение за сотрудниками, которые выполняют учетную и контрольную работу.

Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки. Таким образом, величина существенного в планировании может значительно отличаться от величины существенного при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации.

Для расчета уровня существенности выбирается базовая величина и доля ее (в %), которая соответствует величине максимально допустимой ошибке. В аудите кредитных операций коммерческого банка для установления уровня существенности целесообразно выбирать в качестве базовой величины общую стоимость активов или доход коммерческого банка. Долю для расчета уровня существенности предлагается установить в размере 0,5 - 1% стоимости активов или 0,5 - 3% величины дохода.

Однако при установлении уровня существенности аудитор должен учитывать и качественный фактор. Кредитная операция, противоречащая законодательству и внутрибанковским нормам, является существенной вследствие своей неправомерности. Выявленная ошибка может не быть существенной с позиций подтверждения годового отчета в целом, но в случае тематической проверки кредитных операций она будет рассматриваться как существенная.

Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Ниже приведена схема построения аудиторской выборки, которая может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.

Автором предлагаются следующие правила построения аудиторской выборки в аудите кредитных операций коммерческого банка [ ].

1. В качестве генеральной совокупности следует рассматривать весь объем ссудной и приравненной к ней задолженности, отраженной на балансе и за балансом на дату подтверждения достоверности бухгалтерского отчета.

2. Для проведения стратификации с целью снижения разброса данных генеральная совокупность разбивается на: межбанковские кредиты; кредиты, выданные предприятиям разных форм собственности; кредиты, выданные физическим лицам-предпринимателям; потребительские кредиты; учтенные векселя; операции лизинга, факторинга и форфейтинга; гарантийные операции с векселями.

3. Внутри каждой группы выделяются так называемые "крупные" ссуды. Критерии, в соответствии с которыми кредит может быть отнесен к "крупному", определяет Банк России. Точка отсечения устанавливается в процентах от основного капитала банка. На основании данных бухгалтерского учета следует удостовериться, не превышает ли сумма нескольких "некрупных" кредитов, выданных одному заемщику (или группе связанных заемщиков), выбранную точку отсечения. Все обязательства, превышающие эту границу, должны подвергаться тщательному изучению.

4. Путем сопоставления данных балансового и внебалансового учета выявляются кредиты, не имеющие обеспечения. Они должны быть подвергнуты сплошной проверке.

5. Подвергаются сплошной проверке кредиты:

· учтенные на счетах просроченной ссудной задолженности;

· вынесенные в отчетном периоде за баланс из-за невозможности взыскания;

· классифицированные самим банком как проблемные (по данным внутренней отчетности);

· инсайдерам, руководству банка, акционерам и персоналу.

6. Для банков, имеющих большое количество выданных ссуд незначительного объема, выборка может быть уменьшена в случае, если аудитор сочтет возможным положиться на достоверность отчетов службы внутреннего контроля (или внутреннего аудита) по проверке состояния данных кредитов.

7. Для классификации остальных заемщиков следует применять либо случайный, либо систематический отбор. При использовании случайного отбора каждый элемент генеральной совокупности обозначается номером. Дальнейший отбор производится с использованием таблицы случайных чисел. При использовании метода систематического отбора выбирается случайный исходный элемент, а затем отбирается каждый k-й элемент (k - шаг выборки).

8. Общий объем аудиторской выборки должен составлять не менее 70 - 80% общей суммы обязательств заемщиков перед банком на дату подтверждения бухгалтерской отчетности.

9. В отдельных случаях может применяться субъективный отбор должников, например если осуществлялся пересмотр процентной ставки, указанной изначально в кредитном договоре, в сторону ее уменьшения или если значительные суммы кредитов представлялись мелким компаниям.

Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.

Программа аудита кредитных операций коммерческого банка представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств. Общую программу аудита кредитных операций коммерческого банка целесообразно составить в виде четырех взаимосвязанных разделов. Цель первого раздела программы заключается в проведении всесторонней оценки системы управления кредитными рисками. Второй раздел программы предполагает анализ качества кредитного портфеля. Два последних раздела составлены в виде тестов средств контроля и программы аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой программу действий, предназначенных для подтверждения достоверности оценки системы внутреннего контроля. Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель двух последних разделов общей программы аудита кредитных операций - собрать достаточный объем аудиторских доказательств для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета кредитных операций требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней кредитных операций.

Важным шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в зависимости от целей проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при значительном объеме кредитных операций рабочую группу аудиторов предлагается разделить на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться из аудиторов, специализирующихся на проверках кредитных операций коммерческого банка. В рамках годового аудита при незначительном объеме кредитных операций в состав рабочей группы достаточно включить двух-трех аудиторов (специалистов в кредитной сфере). Аудиторы должны иметь достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических основ кредитных операций, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в банке или в сфере банковского аудита.

Обязанность подбора и распределения по участкам проверки аудиторов, ассистентов и иных специалистов, привлекаемых к проверке, должна быть возложена на руководителя аудиторской проверки. В необходимых случаях к выполнению отдельных этапов аудита кредитных операций могут быть привлечены эксперты, например для проведения оценки уровня и эффективности постановки исковой работы или для анализа кредитного портфеля. Работа эксперта и использование предоставленных им материалов регламентированы стандартом аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".

Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей группы и контроль за соблюдением графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства целесообразно возлагать на старших аудиторов.

Практика аудита российских коммерческих банков и последующий контроль за результатами их деятельности показали, что предлагаемая схема планирования аудита кредитных операций способствует подготовке аудитором качественной основы для эффективного проведения проверки. С помощью схемы возможно при значительном сокращении затрат рабочего времени собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания профессионального мнения как о достоверности отражения в бухгалтерской отчетности кредитных операций, так и о качестве кредитной работы в банке и способности руководства осуществлять управление кредитными рисками.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...