Обычная система налогообложения
Общая система налогообложения состоит из федеральных, региональных и местных налогов. Федеральные налоги действуют на территории всех регионов РФ, а региональные - только в тех, где законодательный орган субъекта принял специальный закон об их введении. В этом законе устанавливаются ставка, формы отчетности, сроки уплаты. Местные налоги вводятся в действие актами местных органов власти. Налоги, действующие в Российской Федерации
Естественное желание каждого предприятия - платить меньше налогов. Этой цели можно достичь с помощью грамотного налогового планирования. Его принципы просты: - использовать все возможные законные способы снижения налогов; - платить в бюджет только минимальную сумму налогов в последний день установленного для этого срока. Порядок исчисления и уплаты налогов и сборов регулируется законодательными и другими нормативными актами. Начисление налогов и сборов, причитающихся в соответствии с налоговыми декларациями (расчетами) организации к уплате в бюджет, отражается по кредиту соответствующих субсчетов (аналитических позиций) счета 68 и может производиться за счет:
- затрат на производство (расходов на продажу) - например, земельный налог. В этом случае налоги и сборы учитываются на счетах учета производственных затрат (расходов на продажу) в корреспонденции с соответствующими субсчетами учета налогов и сборов; - финансовых результатов деятельности предприятия - например, налог на имущество предприятий, на рекламу, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, сбор за право использования местной символики. В этом случае налоги и сборы учитываются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с соответствующими субсчетами учета налогов и сборов. Налог на прибыль организаций, причитающийся к уплате в бюджет, отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». На финансовые результаты деятельности организации (в дебет или кредит счета 99) относятся также дополнительные платежи в бюджет (возврат из бюджета), исчисленные исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального банка РФ за пользование банковским кредитом; - доходов, выплачиваемых физическим и юридическим лицам, например, налог на доходы физических лиц с физических лиц, НДС и налог на доходы, уплачиваемые за счет средств, перечисляемых иностранным юридическим лицам. Такие налоги отражаются по дебету счетов учета расчетов в корреспонденции с соответствующими субсчетами учета налогов и сборов. По кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» или счетом 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов. В корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» отражаются суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над суммой налогов и сборов.
Фактическое перечисление в бюджет налогов и сборов отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и может производиться с расчетного счета, со специальных счетов в кредитных организациях, за счет кредитов или из кассы организации. При продаже на территории российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту уплата налога в бюджет осуществляется в рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка РФ, действующему на день уплаты налога. Задолженность организации перед бюджетом по уплате налога отражается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» в рублях в сумме, исчисленной исходя из стоимости проданных товаров (работ, услуг) в иностранной валюте, пересчитанной по курсу рубля, действующему на дату возникновения объекта налогообложения. Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за весь период работы должны быть отражены в налоговых регистрах, сформированных в соответствии с принципами налогового учета. Налог на прибыль Малые предприятия, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчётный период. Статья 246 ч. II НК РФ признает налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций: § российские организации; § иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации; § коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации, Банк внешней торговли Российской Федерации, кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций, а также филиалы иностранных банков – нерезидентов, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение в России банковских операций. Не являются плательщикаминалога на прибыль плательщики, переведенные на специальные режимы налогообложения (плательщики единого налога на вмененный доход, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщики единого сельскохозяйственного налога), а также организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящейся к игорному бизнесу.
Объектом обложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 247 ч. II НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. К доходам, учитываемым для целей налогообложения прибыли, относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, прочие доходы. НК определяет перечень доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли. Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета. Расходами признаютсяобоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и прочие расходы. Налоговой базойдля целей налогообложения прибыли признается денежное выражение прибыли. Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном отчетном (налогом) периоде налоговая база признается равной нулю. Убыток, полученный в отчетном (налоговом) периоде, может быть перенесен на будущее через уменьшение налоговой базы по налогу на 30% в течение последующих 10 лет. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные: период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом); сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде; сумму расходов, произведенных в отчетном (налогом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации; прибыль (убыток) от реализации; сумму внереализационных доходов; сумму внереализационных расходов; прибыль (убыток) от внереализационных операций; итого налоговая база за отчетный (налоговый) период; сумма убытка, переносимого с прошлых налоговых периодов и уменьшающего налоговую базу; итого налоговая база за отчетный (налоговый) период за вычетом соответствующей суммы убытка. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного налогового периода на основе данных налогового учета.
Ставки налога на прибыль дифференцированы в зависимости от вида дохода хозяйствующего субъекта. Действующие ставки по налогу на прибыль регламентируются ст. 284 гл. 25 ч. II НК РФ. На сегодняшний день основная налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 24%. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в Федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев или года. Ежемесячные авансовые платежи, уплачиваемые исходя из прибыли прошлого квартала, вносятся в бюджет не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного года. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате квартальных авансовых платежей. Квартальные платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Введение в действие гл. 25 «Налог на прибыль организаций серьезно поставило вопрос о необходимости ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства. В связи с тем, что у многих из них бухгалтерский учет не находит своих пользователей (не используется в управленческих целях, отчетность предоставляется собственникам и т. д.), организации стремятся заменить требования нормативных актов по бухгалтерскому учету положениями гл. 25 НК РФ. При таком подходе к учету заработную плату бухгалтера, оплату консультаций и иные расходы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета ради налогообложения, следует расценивать руководством не иначе как дополнительные налоговые платежи.
Развитие рыночных отношений и повышение конкуренции требует от руководства любых организаций (как малых, так и больших) более точных и полных сведений о доходах, расходах и финансовом положении. Такую информацию налоговый учет предоставить не может. В этом признаются и сотрудники Министерства по налогам и сборам РФ. Совершенствование налоговой системы РФ, ужесточение налогового контроля, накапливание опыта налоговыми инспекторами делает задачу уклонения от налогов с каждым годом все более сложной и рискованной. Поэтому все больше ценится опыт работы по грамотной уплате налогов. Эффективное построение системы налогового учета может осуществляться по двум направлениям: 1) параллельная организация налогового и бухгалтерского учета; 2) максимальное сближение бухгалтерского и налогового учета. Параллельная организация налогового и бухгалтерского учета Зачастую указанный вариант провозглашается в специальной литературе, посвященной вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, чуть ли не как единственно возможное решение. Об этом же говорят и должностные лица Министерства по налогам и сборам РФ, предлагая налогоплательщикам воспользоваться изданными ими рекомендациями. Однако разработанные Министерством по налогам и сборам РФ формы налоговых регистров уже не раз подвергались жесткой и вполне обоснованной критике специалистами. Основные недостатки параллельной организации налогового учета в соответствии с рекомендациями, разработанными Министерством по налогам и сборам РФ, выражаются в следующем: • существенное возрастание объемов учетных работ, и в связи с тем, что основную часть хозяйственных операции необходимо отражать не в одном, а сразу в двух видах учета. При этом большинство указанных операций имеет идентичное толкование как в рамках бухгалтерского, так и в рамках налогового учета; • отсутствие в налоговом учете механизмов контроля за полнотой отражения хозяйственных операций, что не дает возможности быть уверенным в правильности исчисления налоговой базы; • отсутствие взаимосвязи между бухгалтерским и налоговым учетом, что не даст возможности выделить операции, приводящие к возникновению различий между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью. Следовательно, предложенные Министерством по налогам и сборам РФ формы налоговых регистров не позволяют достоверно исчислить облагаемую базу по налогу на прибыль и крайне неэффективны в условиях ручной обработки информации. Разумеется, организация может разработать собственную форму налоговых регистров, которая позволит устранить два последних недостатка. Однако от дублирования операций это все равно не спасет. Поэтому такая организация бухгалтерского и налогового учета приводит к значительному увеличению объема учетных работ. При этом наличие соответствующего дорогого программного обеспечения является практически обязательным условием реализации данного подхода. Очевидно, что совместить эти условия можно только в крупных организациях. Что же касается небольших хозяйствующих субъектов с ограниченными финансовыми возможностями, то у них не остается иного выбора, как постараться максимально сблизить бухгалтерские и налоговые способы ведения учета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|