Смертная казнь как вид уголовного наказания
Смертная казнь как уголовное наказание выступает в качестве правового ограничения, юридического средства, сдерживающего преступников. Это вытекает из ее природы и является объективным свойством, несмотря ни на какие субъективные оценки и общественное мнение. Смертную казнь можно расценивать как средство защиты общества от наиболее тяжких преступлений. Смертная казнь является по российскому уголовному закону исключительной мерой наказания, которая может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь (ч. 1 ст. 59 УК). По своему содержанию смертная казнь состоит в правомерном причинении смерти лицу в качестве наказания за совершение особо тяжкого преступления, посягающего на жизнь другого человека. Это самое суровое из системы наказаний носит исключительный характер, поскольку в отличие от иных видов наказаний, во-первых, не преследует цели исправления осужденного, во-вторых, реализация принципа социальной справедливости здесь существенно оттесняет на второй план принцип гуманизма. В Конституции РФ (ч. 2 ст. 20) содержится важное с политической и юридической точек зрения положение о том, что смертная казнь вплоть до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Из этого положения можно сделать четыре вывода: 1) смертная казнь рассматривается в России как временная мера, подлежащая отмене при наличии соответствующих социально-политических и социально-психологических условий; 2) смертная казнь является исключительной мерой наказания и применяется в этой связи только за узкий круг особо опасных деяний, посягающих на жизнь другого человека: 3) обвиняемому в преступлении, за совершение которого предусмотрена смертная казнь, предоставляются максимальные гарантии от возможного судебного произвола - ему дано право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей; 4) применение смертной казни ограничено по кругу лиц.
В УК РФ данная мера включена в санкции пяти преступлений: убийство (ст. 105); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317); геноцид (ст. 357). Как известно, вступив в Совет Европы, Российская Федерация подписала Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека, касающийся отмены смертной казни в мирное время. Однако этот Протокол вступает в силу после его ратификации Федеральным Собранием РФ и подписания Президентом РФ. Пока этот Протокол не ратифицирован. До недавнего времени суды назначали смертную казнь, однако в последние годы это наказание не приводится в исполнение, так как Президент РФ ввел мораторий на исполнение смертной казни в России. февраля 1999 г. вопрос о возможности применения смертной казни в России рассмотрел Конституционный Суд РФ. Он признал, что поскольку лицо, которому инкриминируется обвинение по статье, предусматривающей в санкции смертную казнь, имеет право в соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции РФ на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей, а такие суды созданы не во всех субъектах РФ, граждане, судимые в разных регионах, ставятся в неравное положение. Поэтому Конституционный Суд РФ признал, что впредь до создания судов присяжных во всех регионах России смертная казнь не может назначаться ни одним судом РФ.
Таким образом, в настоящее время смертная казнь в России не может не только исполняться, но и назначаться судами. Тем не менее, в связи с тем, что смертная казнь как исключительная мера наказания содержится в Конституции РФ, УК РФ и УИК РФ, мы не можем не рассмотреть этот вопрос. Смертная казнь не должна назначаться женщинам, несовершеннолетним и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста. Закон не регламентирует сроков, в течение которых приговор должен быть исполнен. С момента его вступления в силу и до приведения в исполнение может пройти достаточно большой срок, в ряде случаев исчисляемый годами. Условия содержания лиц, осужденных к смертной казни, должны прежде всего обеспечивать их надежную охрану, изоляцию и безопасность персонала. Исходя из этого, осужденные должны содержаться в одиночных камерах под усиленной охраной. Как правило, камеры, где должны содержаться осужденные к исключительной мере наказания, расположены в отдельном корпусе или в крайнем случае - в отдельном блоке места лишения свободы. Камеры осужденных должны ежедневно осматриваться, периодически тщательно обыскиваться. Они оборудованы таким образом, чтобы исключить возможность разобрать стену, сделать подкоп, перепилить решетку окна. Вся площадь камеры должна легко обозреваться через смотровой глазок. Прием пищи организуется в камере. Через открываемое окно передается пища. В камере желательно иметь канализацию и умывальник, что сведет к минимуму вывод осужденного из нее. После вынесения приговора осужденные к смертной казни переодеваются в одежду специального образца. Осужденный может направить Президенту РФ ходатайство о помиловании. Ходатайство о помиловании подается через администрации учреждения или органа, исполняющего наказание. При этом исполнение наказания приостанавливается до принятия решения Президентом РФ. При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрацией исправительного учреждения составляется соответствующий акт с участием прокурора. Однако рассмотрение вопроса о применении помилования к лицам, осужденным к смертной казни, является обязательным вне зависимости от наличия или отсутствия ходатайства.
Администрация учреждения, в котором содержится осужденный, обязана сообщить в аппарат Президента РФ о новых обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения вопроса о помиловании: тяжелая болезнь осужденного, совершение нового преступления и др. Приговор приводится в исполнение только после получения администрацией учреждения, где содержится осужденный, заключения Председателя Верховного Суда РФ и Генерального прокурора РФ об отсутствии оснований для принесения протеста на приговор суда в порядке надзора и указа Президента РФ об отказе в помиловании. Смертная казнь как уголовное наказание выступает в качестве правового ограничения, юридического средства, сдерживающего преступников. Это вытекает из ее природы и является объективным свойством, несмотря ни на какие субъективные оценки и общественное мнение. Смертную казнь можно расценивать как средство защиты общества от наиболее тяжких преступлений. Смертная казнь - явный анахронизм. Эффективность данного вида наказания в целях общей превенции преступлений весьма сомнительна. Да и не отличается современная судебная практика излишней жестокостью. Например, в 2008 г. к пожизненному лишению свободы в России приговорено всего 64 человека. Данную истину осознали в подавляющем большинстве стран Европы, на членство в клубе которых издавна претендуют россияне. Европейцы потребовали от России выполнения целого ряда условий, одним из которых был отказ от смертной казни. Однако большинство россиян по-прежнему за ее сохранение в структуре лестницы наказаний. Как показала практика, убеждать народ, парламентариев, а вместе с ними и судей судов общей юрисдикции - занятие бесполезное. Конституционный Суд РФ 2 февраля 1999 г. предложил судам общей юрисдикции временно воздержаться от применения смертной казни. Был определен и срок моратория: до момента учреждения во всех регионах страны суда с участием присяжных заседателей. С 1 января 2010 г. суды с участием присяжных заседателей действуют во всех субъектах Российской Федерации. Вопрос же об исключении из законодательства России упоминания о смертной казни в силу целого ряда причин утратил свою актуальность, следовательно, у общества может возникнуть соблазн применения смертной казни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|