Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие духовной культуры и религии в современном мире




В недавнем прошлом - особенно в ходе масштабного празднования 1000-летия Крещения Руси - было немало упований на то, что именно религия приведет к нравственному возрождению разуверившегося в себе общества. И действительно в России вроде бы произошло религиозное возрождение. По крайней мере, в количественном отношении. Значительно увеличилось число духовных учебных заведений, монастырей, действующих храмов. Резко возрос объем религиозной пропаганды. Но произошло ли одновременно нравственное оздоровление общества? Немногие могут ответить на этот вопрос утвердительно. Один только всплеск преступности говорит о духовном, нравственном кризисе общества. Следует отметить и широкое распространение грубости, цинизма, эгоизма и озлобленности.

Чем объяснить данный парадокс? Казалось бы, в лице религиозных организаций мы должны иметь надежную преграду аморализму. Почему же не очень заметно позитивного воздействия религии на умы и сердца? Конечно, не просто и не столь быстро перестраиваются души людей, воспитанных на других мировоззренческих основаниях. К тому же для многих религия - это всего лишь очередная мода. Верно и то, что далеко не все священнослужители оказались готовыми действовать в современных условиях. А некоторые из них ведут отнюдь не аскетический образ жизни, что вряд ли работает на авторитет церкви и религии.

В то же время, как нам кажется, следует более реалистически оценивать сами возможности религиозных активистов. Поступки индивида во все времена определялись не только высокими идеями, мировоззренческими установками, но и во многих случаях насущными нуждами, удовлетворение которых направлено на простое поддержание жизни, на установление приемлемых отношений с окружающими людьми. Еще более сузились возможности религиозных организаций в современную эпоху. Во всем мире просматривается тенденция уменьшения частоты посещения богослужений, ослабления связей между рядовыми верующими и духовными наставниками.

Наконец, следует выделить еще одно важное обстоятельство. Научно-технический прогресс не только значительно увеличил возможности людей в познании и преобразовании мира, но и расширил границы их свободного выбора. Человек, живущий в начале XXI века, все чаще приходит к мысли, что его судьба зависит едва ли не исключительно от него самого или от окружающих индивидов. В итоге формируется почва для секулярных настроений и размываются религиозные установки.

Мир, в котором живет современный человек, характеризуется многомерностью и многоплановостью, появлением глобальных проблем и многочисленных нестандартных ситуаций. Человеческая личность все чаще встает перед проблемой мучительного выбора. Не случайно именно с середины XX века активно подчеркивается творческий характер нравственного поведения.

Но не только значительно изменившиеся условия жизни затрудняют объективную оценку возможности религии воздействовать на нравственный мир, на повседневное поведение наших современников. Нельзя не отметить и того, что и в обыденном, и в «просвещенном» сознании издавна существуют довольно упрощенные представления о характере взаимодействия религии и морали, о сущности этих явлений.

В своем становлении и развитии религия и мораль были теснейшим образом взаимосвязаны, и едва ли не каждый шаг в совершенствовании религии был в то же время прогрессом в нравственной жизни. Следует признать, что изменения, происходящие в современном религиозном сознании, осуществляются явно не без воздействия гуманистических нравственных установок.

Сближает религию и мораль также и то, что не только в религиозной, но и в нравственной жизни большую роль играет вера в конечное торжество добра, справедливости. Без последнего полноценная нравственная жизнь просто невозможна. Кроме того, и в религии, и в морали значительное, преобладающее место занимает эмоционально-чувственная сфера. Наконец, и религия, и мораль вследствие своей устремленности к конечным проблемам человеческого существования отличаются известной консервативностью. Разумеется, эти два явления подвержены определенным изменениям. Так, развивается культ, в различных направлениях движутся религиозные организации. Но в религиях современного типа всегда признается существование высших, таинственных сил, так или иначе определяющих судьбу человека. Точно так же в процессе исторического развития были сформулированы исходные постулаты морали, которые были зафиксированы в священных текстах.

Упомянутые выше моменты сближают религию и мораль. Однако следует отметить и существенные различия между ними, которые порождают известные коллизии. Нельзя не признать, что моральное и религиозное сознание - различные проявления духовных исканий человека. Мораль являет собой путь к добру, к нравственному совершенствованию, а религия - это путь к Богу. Эти два пути могут совпадать, а могут иметь различную направленность. В религиозном сознании имеются специфические понятия, которых нет в морали (Бог, сатана, ад, рай и др.). Кроме того, некоторые понятия получают в религии особую окраску, направленность. Религия имеет свои собственные чувства: любовь к Богу, страх перед Богом, муками ада и др. Но и нравственные переживания верующего получают свои окраску, особенность, которые, кстати сказать, под влиянием происходящих секулярных процессов все более ослабляются, приобретают общечеловеческую, внеконфессиональную тональность. Помимо этого в религии, как известно, имеется культ, который оказывает определенное воздействие на нравственную жизнь верующего. Богослужение, индивидуальная молитва способны катализировать нравственные переживания, обострять интерес к смысложизненным вопросам. Однако встречающееся во все времена и особенно в настоящую эпоху формальное отношение к религиозному культу порождает порой так называемое обрядоверие, т.е. сведение всей религиозной жизни лишь к формальному, без должного переживания и осмысления, выполнению предписаний церкви. В итоге не только снижается накал нравственных исканий, но и в ряде случаев возникают лицемерие, ханжество, нигилистические и релятивистские настроения.

Вторая половина XX века характеризуется распространением большей терпимости, взвешенности в оценках и отходом от идеологически категоричных, односторонних позиций. Это является составным компонентом демократизации, происходящей во многих странах, в различных сферах деятельности. В настоящее время философы, политологи, психологи стремятся выявить как положительные, так и отрицательные стороны воздействия религии на различные стороны жизни, в том числе и на нравственность.

Однако следует признать, что возможность религий оказывать благотворное эффективное воздействие на нравственную жизнь общества и личности в определенной мере зависит и от того, в какой мере она способна преодолевать те трудности, которые встают перед этической мыслью. Особенно значимо это для изощренного сознания современного человека, который «стонет» под грузом необъятной информации, заражен скептицизмом, требует веских доказательств в пользу того или иного суждения и не принимает их слепо на веру, как это было в прошлом.

Весьма трудной для современного религиозного сознания является проблема свободы. На заре христианства вопрос о свободе воли человека жестко рассматривался в споре Пелагия и Августина. И надо признать, что в конечном счете победил все-таки осужденный католической церковью Пелагий, допускавший, что человек по своей воле может творить не только зло, но и добро. Но подобное допущение может иметь далеко идущие и опасные для церкви последствия, ибо человек при этом в состоянии «возгордиться», признать себя самодостаточным. Конечно, можно сказать, что человек свободен в тех границах, которые предопределены Богом. Но не является ли такое заключение фактическим отрицанием человеческой свободы?

В последние десятилетия религиозные идеологии различных конфессий, отдавая дань притязаниям современного человека, все чаще говорят о том, что он продолжает творение мира, начатое Богом, становится соучастником процесса творения. Но здесь неизбежно встает вопрос о соизмеримости божественного и человеческого вклада в данный процесс. Доля человека может оказаться просто ничтожной по сравнению с тем, что сотворено Богом.

Не менее, а может быть, и более остро в XX веке встает проблема зла. Почему всеблагий, всесильный Бог допускает многочисленные страдания людей? Уже не одно тысячелетие религиозные мыслители пытаются «оправдать» Бога (теодицея). Не будем вникать в детали многочисленных построений - это особая тема. Отметим только, что даже самые утонченные из них не принимаются ни умом, ни сердцем современного человека. А это может быть чревато опасными последствиями для нравственного мира человека. Богословы нередко вынуждены признавать, что аргумент «от зла» до сих пор является сильным «оружием» в руках атеистов.

Отмеченные выше и некоторые другие особенности религии - ее учения и культа - не соответствующие ценностям гуманистической этики, нравственным установкам массового сознания на рубеже XX и XXI веков, являются одной из причин современного ослабления авторитета религии, формирования секулярных ориентаций. При этом конечно, нельзя утверждать, что светская этика не сталкивается со значительными трудностями. Однако есть такие, которые порождены именно спецификой религиозного учения: признанием существования всемогущего Бога, загробной жизни и др.

Отмечая трудности, стоящие перед религиозно-нравственной мыслью, все же надо отдавать себе отчет в том, что религия и в настоящее время оказывает заметное влияние (прямое и опосредованное) на нравственную культуру общества, является фактором сохранения и эффективного функционирования морали. Именно в религиозной мысли настойчиво повторяется тезис о нравственной значимости каждой человеческой личности, об универсальной, общечеловеческой природе моральных ценностей.

 


Заключение

 

Проблема сопряженности и взаимосвязи религии и культуры раскрывается в масштабе общественной системы в целом, при анализе их особенностей как составляющих этой системы. Если определить духовную культуру как смысловую систему человеческой жизнедеятельности, то религию можно рассматривать в качестве ее разновидности, системы сакральных смыслов. Религия и культура соотносятся между собой как часть и целое, однако эти их значения могут меняться под влиянием исторических условий (до эпохи Нового времени религия безгранично царила в обществе) и под воздействием мировоззренческих предпочтений (доминирующие в религиозном сознании сакральные смыслы порой не позволяют разглядеть фактическое преобладание секулярной культуры в обществе).

Культура (в том или ином соотношении с религией) образует одну из трех главных функциональных составляющих сторон общества, наряду с взаимообратимым процессом производства-потребления и социумом (системой обществ, связей, институтов, форм общения и совместной деятельности). При этом культура представляет собой своеобразный управляющий центр всей общественной жизни, являясь хранилищем коллективного социального опыта, арсеналом норм, императивов, целей и ценностей, с помощью которых регулируется и контролируется существование общества и направляется его развитие. Культура является парадигмой человеческой жизнедеятельности на данном историческом этапе общественного развития. Она осуществляет свою регулирующую функцию, воздействуя, с одной стороны, на процесс производства-потребления (и тогда появляется «материальная», «производственная», «бытовая» культура, так же как и культура духовного производства и потребления), а с другой стороны, на социум, проявляясь в качестве «политической» культуры.

Воздействие религии как одного из направлений духовной культуры на общество осуществляется двояко: прямо и косвенно. С одной стороны, религиозные ориентации и нормы непосредственно регулируют сферы производства-потребления и социума, с другой - опосредствованно влияют на них через другие направления культуры (морально-этическое сознание, художественно-эстетические ориентации и даже научные воззрения, которые религия стремится примирить со своими представлениями).

Вполне очевидно, что сами люди ясно понимают роль религии в современном обществе и её влияние на культурную и духовную жизнь. Именно поэтому в последние годы наблюдается явный всплеск религиозности в массовом сознании. Однако сама религия подавляющим большинством, в том числе и православных верующих, понимается «не религиозно», а социально-утилитарно, как средство поддержания культуры и морали. Большинство новых верующих называют себя верующими не столько потому, что они действительно верят в Бога и в неотделимые от веры в Бога основные положения религиозного мировоззрения, а потому что считают, что религия - полезна для общества, быть верующим - хорошо.

Такое понимание вполне согласуется с сохраняющимися прочными позициями прогрессизма и гуманизма, но не может быть основой настоящей, глубокой и искренней веры. Мировоззрение современного общества - это мировоззрение эклектическое, сочетающее логически не связанные между собой элементы: сохраняющуюся веру в науку и прогресс с достаточно неопределенной верой в Бога, конфессиональным предпочтением православия, но большой симпатией и к другим религиям, в том числе к совсем далеким от православия - буддизму и индуизму. Очевидны тенденции к сохранению и последующему укреплению религиозных убеждений как в российском обществе, так и в мире в целом, что приводит к всестороннему влиянию религии на духовную жизнь и культуру.


Библиографический список

1) Балагушкин, Е.Г. Религия как социокультурный феномен [Текст]: / Е.Г. Балагушкин. - М: Триумф, 1998. - 275 с.

)   Воронцова, Л.М. Религия в современном массовом сознании [Текст]: / Л.М. Воронцова, С.Б. Филатов, Д.Е. Фурман. - Социс. - 1995. - № 11. - с. 81-91.

)   Гараджа, В.И. Религиеведение [Текст]: / В.И. Гараджа. - М: Центр, 1995. - 312 с.

)   Кимелев, Ю.А. Современная западная философия религии [Текст]: / Ю.А. Кимелев. - М: Мысль, 1989. - 289 с.

)   Крывелев, И.А. История религий [Текст]: / И.А. Крывелев. - М: Полииздат, 1988. - 563 с.

)   Миронова, М.Н. Религия в системе культуры [Текст]: / М.Н. Миронова. - М: Наука, 1992. - 256 с.

)   Митрохин, Л.Н. Философия религии [Текст]: / Л.Н. Митрухин. - М: Триумф, 2003. - 322 с.

)   Мчедлов, М.П. Религия в зеркале общественного мнения [Текст]: / М.П. Мчедлов, А.А. Нуруллаев, Е.С. Элбакян. - Социс. - 1994. - № 5. - с. 9-13.

)   Попов, Л.А. Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях [Текст]: / Л.А. Попов. - Социс. - 1999. - № 3. - с. 171-178.

)   Постнов, М.Э. История христианской церкви [Текст]: / М.Э. Постнов. - Киев: Освiта, 1993. - 368 с.

)   Рожков, В.Н. Очерки по истории римско-католической церкви [Текст]: / В.Н. Рожков. - М: Терра, 1996. - 372 с.

)   Розанов, В.В. Религия. Философия. Культура [Текст]: / В.В. Розанов. - М: Республика, 1991. - 384 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...