Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и виды нормативных актов




Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
Он занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других разделах учебника).
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов:
1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией;
3) федеральные законы — это акты текущего зако-нодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;
4) законы субъектов Федерации издаются их пред-ставительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.
Виды подзаконных актов:
1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);
2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
3) приказы, инструкции, положения министерств регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
4) решения и постановления местных органов государственной власти;
5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на;
— нормативные акты государственных органов;
— нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, и т.п.);
— нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
— нормативные акты, принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:
— общефедеральные;
— нормативные акты субъектов Российской Федерации;
— нормативные акты органов местного самоуправления;
— локальные нормативные акты.
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как:
— нормативные акты неопределенно-длительного действия;
— временные нормативные акты.

25. Понятие, признаки и сущность права.

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое по­нятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов); во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инстру­мент, связанный с государством.

Право (сугубо юридическом смысле) — это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, выражаю­щих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношении.

Признаки права:

1) волевой характер;2) общеобязательность;3) нормативность;4) связь с государством;5) формальная определенность;6) системность.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое право — есть прежде всего регулятор (формаль­ная сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержа­тельная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

— классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возве­денную в закон государ-ную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обес­печения главным образом интересов господствующего класса);

— общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широ­ких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав че­ловека и гражданина, экономической свободы, демократии).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интере­сы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.Сущность права многоаспектная. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

26. Понятие, признаки и виды законов

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, выражающий волю народа, обладающий высшей юр. силой, регулирующий общественные отношения.
Признаки закона:
1. Принимается только органом законодательной власти или референдумом
2. Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ,
3. В идеале закон выражает волю и интересы народа
4. Обладает высшей юр. силой, все подзаконные акты должны соответствовать ему и не противоречить.
5. Регулирует важные ключевые общественные отношения
Отменить или изменить закон вправе только тот орган, который его принял, и только в строго оговоренном порядке. Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование). Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими органами Г. Они могут быть отменены или изменены только законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр. силу каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.
Виды законов классифицируются:
По юридической силе:
1.Конституция РФ
2.Федеральный Конституционный закон
3.Федеральный закон
4.Закон субъектов РФ.
По субъектам законотворчества:
-принятые в результате референдума
-принятые законодательным органом
По предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д.
По сроку действия: постоянные законы, временные законы
По характеру: текущие, чрезвычайные
По сферам действия: общефедеральные, региональные
По содержанию: экономические, бюджетные, социальные, политические
По степени систематизации: обычные и органические (УК, ГК)
По значимости содержащихся в них норм: конституционные и обыкновенные
По объему регулирования: общие и специальные.

 

27.Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом (кратко): 1) по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона; 2) немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона; 3) по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования. Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; или в связи с прямой отменой: 1) нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти; 2) по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов: 1) территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории; 2) экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции. Действие нормативных актов по кругу лиц. На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев). В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства. Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...