Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раскройте сущность цены как экономической категории, ее функции роль в экономике.

Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которой продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена – денежная стоимость товара. Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее становится товарной ценой данного товара.

Цена - денежная оценка товара, отражающий его потребительские свойства (полезность), затраты на его производство и другие параметры ценового и неценовой порядке; денежное выражение потребительской стоимости и стоимости товара.

В ней заложены условия производства и потребления. Цена влияет на эффективность и является инструментом, с помощью которого оценивают результаты деятельности хозяйствующих субъектов и их материальное вознаграждение. Она является стимулом труда и экономии расходов при одновременном повышении качества создаваемых благ и услуг.

Одновременно цена является информационным сигналом, хозяйствующие субъекты получают в процессе купли-продажи товаров относительно признания общественной полезности их труда. То есть цена - это информация о связи между стоимостью и потребительской стоимости товара. Она также указывает, от чего необходимо отказаться, чтобы получить желаемые товары и услуги, заставляет покупателей учитывать цену альтернативных благ, когда принимаются решения о способе использования собственного ограниченного дохода.

Цена компенсирует производителям их усилия и затраты; подает сигналы, которые побуждают продавцов выбирать определенный вариант использования ресурсов, влияет на доходность альтернативных благ и услуг.

Роль и значение цены в рыночной экономике определяются ее функциями:

Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продук­ции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, мате­риалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

Таким образом, цена используется для определения эффек­тивности производства, служит ориентиром принятия хозяй­ственных решений, важнейшим инструментом внутрифирмен­ного планирования.

Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

Эта функция реализуется через включение в себестоимость налогов (НДС и акцизов), регулирование цен.

Стимулирующая функция цены проявляется в формировании экономической заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции, улучшении ее упаковки, снижении издержек производства, увеличении выпуска продукции и спроса на нее (для увеличение прибыли). Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этой же причине цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

Функция установления баланса между спросом и предложением состоит в том, что посредством цен связываются между собой спрос и предложение (производство и потребление). Цена представляет собой инструмент для достижения равновесия между спросом и предложением.

Если между предложением и спросом возникает диспропорция, то цена первой сигнализирует об этом.

Цена в случае недостатка товаров поощрительно воздействует на увеличение предложения, так как на дефицитные товары устанавливается высокая цена, стимулируя приток производителей в данную отрасль.

В случае избытка товаров спрос падает, цена понижается, и вслед за ней уменьшается и предложение.

Функция рационального размещения производства состоит в том, что посредством ценового механизма производитель получает информацию о том, в какой отрасли или секторе экономики он может получить более высокую прибыль, и соответственно происходит передвижение капиталов между секторами экономики и в рамках одного сектора туда, где более высокая норма прибыли. Такое передвижение капиталов инициируется непосредственно производителями, которые в своей деятельности подчиняются законам конкуренции и спроса.

 

13. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ВИДЫ ЦЕН.

Цена может выступать как с экономической, так и с юридической точки зрения. Цена с экономической точки зрения – денежное выражение стоимости товара. Цена как юридическая категория – совокупность денежных средств, которыми оплачивается исполнение договора.

1)в зависимости от сферы обслуживания экономики:

А) оптовые цены – цены, по которым субъекты хозяйствования друг у друга приобретают товар большими партиями, не прибегая к услугам посреднических организаций

Б) розничные цены – цены, по которым товар поступает к конечному потребителю

В) закупочные цены – цены, по которым с/х перерабатывающие организации реализуют с/х продукцию предприятиям для переработки

Г) сметная стоимость – цены, которые используются в строительстве. Различают сметную стоимость строительного объекта в целом и усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (например, за
1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ и т. д.).

Д) внешнеэкономические цены – цены внешнеторговых контрактов.

Цены внешнеторговые — цены, по которым, как отмечалось выше, осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Формирование цен этой группы принципиально отличается от формирования национальных цен. При расчете внешнеторговых цен наиболее плодотворен метод использования конкурентных материалов, т. е. информации о ценах фирм, производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-экономическим параметрам продукцию.

Цены экспортные — цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке. Эти цены определяются следующим образом:

выбор на мировом рынке цены-ориентира приведение этой цены к реальным условиям сделки (с учетом качества, транспортировки, платежа, страхования, хранения и т. д.) включение экспортной пошлины перевод в валюту страны-экспортера по курсу центрального банка страны-экспортера на дату заключения сделки.

Цены импортные — цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса и расходов на реализацию данного товара внутри страны. Значительное место в структуре импортных цен занимают косвенные налоги.

Е) Тарифы — цены на товары особого рода — услуги. Особенность услуги заключается в том, что она не имеет конкретной материально-вещественной формы. В связи с этим у покупателя на момент приобретения услуги нет возможности составить полное представление о ее качестве. Покупатель судит о приобретаемой услуге по информации о ее продавце. При оказании услуги момент производства, как правило, совпадает с моментом потребления, т. е. нет необходимости в посреднике. Это обусловливает особенности оценки услуг и объясняет наличие понятия «тарифы на услуги», хотя можно использовать и понятие «цены на услуги». В зависимости от сферы обслуживания различают тарифы оптовые (тарифы грузового транспорта, связи и другие услуги для юридических лиц) и розничные, т. е. тарифы на услуги для населения.

 

2)в зависимости от степени участия государства в регулировании цен:

А) свободные – цены, которые складываются под воздействием спроса и предложения на товар на рынке

Б) регулируемые цены – цены, которые устанавливаются государственными органами (фиксированная цена — регулируемая цена, установленная субъектом ценообразования в твердой выраженной денежной величине; предельная цена — регулируемая цена, величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами. И т.д.)

3)в зависимости от способа организации торговли:

А) биржевые – та цена, по которой товар реализуется на бирже

Б) цены аукционов – цена, по которой товар реализуется на аукционе

В) цены прямых контрактов (контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем) состоят из 3 составляющих:

- цена продавца

- цена покупателя

- цена фактической сделки

3) По способу отражения транспортных расходов:

А) цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;

Б) цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.

4) По стадиям продажи:

А) цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;

Б) цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

В) цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.

5) По степени устойчивости во времени:

А) твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;

Б) подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;

В) скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;

Г) с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.

В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

1. Расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;

2. Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;

3. Цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.

14. ОПИШИТЕ СТРУКТУРУ ОТПУСКНОЙ И РОЗНИЧНОЙ ЦЕНЫ.

Любая цена включает в себя определенные элементы. В зависимости от вида цены состав этих элементов может быть разный.

Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Прибыль является важнейшим элементом цены.

Отпускная цена = с/с(производственная с/с + коммерческие расходы) + прибыль + акциз + ндс.

Розничная цена – это цена, по которой товары продаются населению, а также предприятиям и организациям при закупке товаров через розничную торговую сеть. Розничная цена включает в себя себестоимость продукции, прибыль, акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку. Состав и соотношения между основными элементами розничной цены составляют её структуру.

15. ИЗЛОЖИТЕ ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

Государственное регулирование ценообразования – воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем применения законодательных, административных, финансовых мер для стимулирования и развития экономики.

Государственное регулирование осуществляется в 2 формах:

1)прямое регулирование цен (административное)

2)косвенное регулирование цен – осуществляется путем использования налоговой, кредитной политики государства

К прямому регулированию цен относят:

1)установление фиксированных цен, т.е. выраженных в твердой денежной величине.

2)установление предельных цен, т.е. ограниченных верхними и нижними пределами. (В настоящее время предельные уровни отпускных цен устанавливаются на отдельные социально значимые товары и услуги, оказываемые населению, а также на товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. предельные минимальные цены устанавливаются на основные виды высоколиквидной продукции, поставляемой за пределы республики, Минимальные закупочные цены также устанавливаются на основные виды продукции растениеводства (рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха, зернобобовые, лен, рапс, сахарная свекла) и животноводства (молоко, крупный рогатый скот и свиньи), реализуемой для государственных нужд.)

3)установление предельных торговых надбавок, т.е. ограничений, которые устанавливаются в отношении регулированных цен.

4)установление предельных пределов рентабельности – установленный предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах. (по продукции (товарам, услугам) предприятий-монополистов)

5)декларирование цен – регистрация цен субъектами хозяйствования, которые занимают доминирующее положение на товарном рынке.

Органы, осуществляющие государственное регулирование цен:

1)президент

2)реализуют государственную политику:

А) республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который возложены функции по государственному регулированию цен (Минэкономики)

Б) иные государственные органы, на которые возложены функции по государственному регулированию цен

В) облисполкомы и иные местные органы власти

Компетенция государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования:

1)определяют или вырабатывают предложения об основах государственной политике в сфере ценообразования

2)координируют деятельность государственных органов в области государственного регулирования ценообразования

3)определяют формы и способы государственного регулирования ценообразования

4)осуществляют регулирование цен на товары субъектов ценообразования

5)дают предписания об устранении нарушений законодательства в сфере ценообразования

6)осуществляют иные полномочия

Государственное регулирование цен осуществляется в отношении:

1)отдельных социально значимых товаров, работ, услуг

2)цены на товары субъектов хозяйствования, которые занимают доминирующее положение на товарном рынке

Косвенное регулирование – реализуется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики

Суть их состоит в том, что государство воздействует не на порядок установлении цен, а на поведение субъектов, участвую­щих в ценообразующих процессах. К таким процессам, как правило, относятся во-первых, принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, во-вторых, государственные закупки на основе тендеров, в-третьих, регулирование денежного оборота и кредита, в-чет­вертых, установление норм амортизации и учетной ставки, в-пятых, стимулирование малого предпринимательства, в-шестых, обоснован­ная налоговая политика, в-седьмых, разгосударствление и приватиза­ция, в-восьмых, политика госинвестиций, регулирование госрасходов, уменьшение дефицита государственного бюджета, в-девятых, контроль и регулирование доходов населения и другие меры макроэкономичес­кой сбалансированности.

Косвенное регулирование цен осуществляет­ся также через систему запретов. Данная система, регламентирующая деятельность субъектов хозяйствования в ценовой сфере, устанавливается законодательно.

Кроме системы запретов косвенное регулирование может осущес­твляться путем применения льготного налогообложения, субсидирова­ния и дотирования производителей продукции из бюджета, льготного кредитования и страхования, через регулирование величины таможен­ных пошлин. При этом необходимо иметь в виду, что права и возможности органов исполнительной власти по регулированию цен в значительной степени увязаны с состоянием их бюджетов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...