Задачи и источники проверки заемных средств
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Роль и значение проверки заемных средств
Кредит в широком смысле - это система экономических отношений, возникающая при передаче имущества в денежной или натуральной форме от одних организаций или лиц другим на условиях последующего возврата денежных средств или оплаты стоимости переданного имущества и, как правило, с уплатой процентов за временное пользование переданным имуществом. Различают банковский кредит и коммерческий кредит (займы). Банковский кредит - это выданные банком организациям и физическим лицам денежные средства на определенный срок и определенные цели, на возвратной основе и обычно с уплатой процентов. Банк имеет специальное разрешение (лицензию) на проведение банковских операций. Коммерческий кредит предоставляется одними организациями другим обычно в виде отсрочки уплаты денежных средств за проданные товары. Предметом договора займа помимо денег могут быть вещи. [1, с. 51] В отличие от банков коммерческие организации не могут предоставлять заем из чужих денежных средств, временно находящихся у заимодавца. Кроме того, организации, не располагающие банковской лицензией, не могут заниматься кредитной деятельностью систематически. Критерии систематичности законодательством не оговорены, и решение этого вопроса зависит от контролирующего органа или арбитражного суда. Иногда рассматривая документы, связанные с возвращением займа, аудиторы допускают ошибки в части уплаты заимодавцу процентов за пользование займом, хотя такие условия в договоре отсутствуют, они считают, что если в договоре не оговорено об уплате заимодавцу процентов, то платить их не следует. В то же время в Гражданском Кодексе Республики Беларусь указывается, что если в договоре отсутствуют условия о размере процентов, то их размер определяется существующей в месте нахождения заимодавца ставкой процентов банка на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части. Необходимо также помнить, что проценты по займу не начисляются лишь в случаях, когда об этом прямо оговаривается в договоре, т.е. беспроцентный заем, или заемщику в качестве займа передаются не деньги, а другие вещи.
Организации могут получать краткосрочные и долгосрочные займы путем выпуска и продажи акций трудового коллектива, акций и облигаций предприятия, а также под векселя и другие обязательства. [1, с. 53] Учет займов осуществляют на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». В первом случае отражают займы, полученные в срок до 1 года, а во втором - на срок более 1 года. Аудитор обязан убедиться в правильности: ü составления и заключения договора займа; ü организации бухгалтерского учета этих операций на счетах: 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», причем особое внимание уделяется организации аналитического учета этих операций по заимодавцу и срокам погашения; ü отражения в учете погашения займа путем реализации ценных бумаг по ценам, превышающим их стоимость, отражения в учете принимающихся к уплате процентов за использование займа; ü отражения в учете курсовых разниц по предоставленным займам в иностранной валюте; ü отражения в учете займов по направлениям их использования; ü учета займа, полученного под выданный вексель; ü своевременности погашения займов [3, с. 42]. В отличие от договора займа, кредитный договор в соответствии с ГК РБ, может заключаться предприятием только с банком или иной кредиторской организацией. К отношениям по кредитному договору применяются те же правила, что и по договору займа. Методика проведения аудиторских проверок таких операций в основном не отличается от проверок операций займов. Правила выдачи кредитов разрабатываются кредиторскими организациями, а выдача кредита производится на основании заключенного двухстороннего кредитного договора. В отличие от займов, проверка операций по получению и использованию кредитов, осуществляется по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Краткосрочный кредит выдается на нужды текущей деятельности организаций (необходимые для выполнения плана) и предоставляется, как правило, на срок до одного года. Долгосрочный кредит используется на цели производственного и социального развития организации (для строительства и приобретения основных фондов, расширения и совершенствования производства и др.) и выдается на срок свыше одного года [3, с. 47]. Проверяя вопросы получения и использования кредитов, аудитор должен произвести оценку эффективности вложенных средств по тем мероприятиям, на которые они предназначались; какой экономический эффект получило предприятие в целом от их использования, или наоборот, рассчитать убытки, которые может понести предприятие в случае нецелевого использования кредита или несвоевременного возврата кредитору, а также проанализировать источники покрытия невозвращенных сумм кредиторов и сообщить о них руководству проверяемой организации. Предприятиями и организациями могут использоваться различные первичные учетные документы: унифицированные первичные документы и документы, разрабатываемые предприятиями самостоятельно. При аудите кредитов и займов аудитору в качестве первичных документов в бухгалтерии проверяемого предприятия предоставляют: Ø выписки банка, если проценты снимаются с расчетного счета, платежные поручения, если проценты перечисляются в другой банк; Ø мемориальные ордера банка; Ø выписки банка по ссудному счету; Ø кредитные договоры; Ø договоры займа; Ø договоры залога; Ø договоры страхования невозврата кредитов;
Ø дополнительные соглашения к кредитным договорам и др. Аналитический учет по кредитам и займам на предприятии должен быть организован: Ø по видам кредитов и займов (рублевый, валютный); Ø банкам и прочим организациям и физическим лицам, у которых он был получен; Ø целевому назначению кредитов; Ø срокам (просроченные кредиты; кредиты, срок погашения которых еще не наступил); Ø участию в расчете налогооблагаемой прибыли [3, с. 124]. Тщательно продуманный и хорошо поставленный аналитический учет кредитов и займов у экономического субъекта поможет в работе бухгалтеру данного предприятия и проверяющим лицам проверить правильность начисления процентов по этим кредитам.
1.2 Составление плана и программы проверки заемных средств
Термин «планирование» означает разработку общей стратегии и детальности подхода к проверке, обусловленной сроками проведения аудита и объемов аудиторских процедур. Планирование аудита, в общем, и ревизии заемных средств в частности осуществляется в соответствии с правилами аудиторской деятельности «Планирование аудита», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. №81. [11, с. 80] Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией плана аудита с указанием ожидаемого объема, графика и сроков его проведения, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации. Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами: ü принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита;
ü принцип непрерывности планирования аудита предусматривает установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязку этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям); ü принцип оптимальности планирования аудита подразумевает обеспечение вариантности планирования в процессе планирования аудиторской организации для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией. [11, с. 81] Планирование аудита аудиторской организации состоит из следующих основных этапов: ü предварительное планирование аудита; ü подготовка и составление общего плана аудита; ü подготовка и составление программы аудита. На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь следующую информацию: - о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в Республике Беларусь в целом и ее отраслевые особенности; Кроме того, аудитор должен ознакомиться с: - организационно-управленческой структурой экономического субъекта; - видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции; - структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке); - уровнем рентабельности; - основными покупателями и поставщиками экономического субъекта; - порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации; - существованием дочерних и зависимых организаций; - организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля [11, с. 82]. На этапе предварительного планирования оформляется Лист предварительного планирования, в котором аудиторы отражают следующую информацию об операциях с кредиторами и займами (таблица 1.2.1)
Таблица 1.2.1 - Лист предварительного планирования (фрагмент)
Лист предварительного планирования предназначен для оценки объема документации организации, подлежащей проверке, и общих затрат времени на проведение аудита. Заполняется специалистами, направленными на предварительное ознакомление с потенциальным клиентом, по итогам бесед с руководителем, главным бухгалтером (работником бухгалтерии), просмотра документов и др. По ходу оценки и по ее итогам в бланк либо вписывается полученная информация, либо выбирается один из предложенных вариантов и помечается соответствующая ячейка. Если клиент отказывается сообщить какую-либо точную информацию (например, из соображений коммерческой тайны), то допускается записать ее ориентировочное значение (порядок величины) или указать «Сообщить отказались». Аудиторской организации необходимо разработать и документально оформить план аудита с описанием предполагаемого объема, перечня работ и сроков их проведения. Общий план аудита должен быть достаточно детальным. В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта), аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть: - реальные трудозатраты; - расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом; - уровень существенности; - проведенные оценки рисков аудита. В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку. Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть: - формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита; - распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита; - инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита; - контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита; - разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур; - документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.
Таблица 1.2.2 - Общий план аудита по кредитам и займам
Составление программы аудита по кредитам и займам - трудоемкий и долгий процесс. Поэтому следует разработать типовую программу проведения аудита кредитов и займов, где будут приведены классификация всех возможных видов нарушений при отражении в бухгалтерском учете банковских кредитов и займов и описание аудиторских процедур по выявлению этих нарушений. К каждой процедуре следует разработать рабочие таблицы, по результатам проверки которых, ведущий аудитор имеет возможность сделать определенные выводы. Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы иметь возможность в процессе работы ссылаться на них в своих рабочих документах. Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля - это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты средств контроля помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта. Аудиторские процедуры по существу - это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета. [11, с. 84] Следующий этап процесса планирования - оценка системы внутреннего контроля, основная цель которой - создание основы для планирования аудиторской проверки, а также для определения вида, времени проведения, объема аудиторских процедур, которые находят свое отражение в аудиторской программе. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, и выявляет ее. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящей аудиторской проверки. Вопросы, которые необходимо задать аудитору руководству ОДО «Бивитал» в момент планирования программы по проведению аудита кредитов и займов, приведены в таблице 1.2.3. Таблица 1.2.3 - Вопросы для проверки
По данным заполненного справочника (вопросника) можно сделать выводы о хорошей системе внутреннего контроля в Обществе с дополнительной ответственностью «Бивитал», бухгалтерский учет данного раздела отвечает требованиям оперативности, достоверности. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке. [11, с. 85]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|