Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация мышления. Основные формы мышления.




Формы мышления

В психологической науке различают такие логические формы мышления как:

· понятия;

· суждения;

· умозаключения.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:

· общими и единичными;

· конкретными и абстрактными;

· эмпирическими и теоретическими.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Суждения образуются двумя основными способами:

· непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

· опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов. Суждения могут быть:

· истинными;

· ложными;

· общими;

· частными;

· единичными.

Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно". Различают умозаключение:

· индуктивное;

· дедуктивное;

· по аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

I. Предметные классификации - типологии. (Разделение 2-х разных типов по опред-му критерию)

1. Типология, в которой 2 типа мышления исключают друг друга. Здесь основание для выделения типа - предпочитаемые средства мышления: с одной стороны, человек может предпочитать мыслить образно; соответственно тип мышления называется - образный, наглядный, визуальный или конкретный; второй вариант – используются знаки в широком смысле (слова и понятия), т.е., вербальные средства. Соответствующий тип мышления называется речевым, теоретическим или абстрактным. При этом яркое развитие образного типа противостоит вербальной активности.

Речевой тип мышления был описан первым - психологами Вюрцбургской школы; в частности, Отто Кюльпе, исследуя репродуктивное мышление, сделал вывод: мышление не зависит от образов, выходит за рамки чувственных представлений (но там, где сама задача является для испытуемого шаблонной). В противоположность этому, в гештальт-психологии, творческое, продуктивное мышление полностью зависит от образов. Так Рудольф Арнхейм выделяет образное, визуальное мышление, как мышление главным образом творческое, абстрактное (независимое от конкретной ситуации) и как более полноценное, чем логическое. (До этого образ связывался с вещью, с конкретной ситуацией, с наглядностью, поэтому образное мышление считалось примитивным).

 

2. Типология, где различные качества мышления будут сосуществовать.

Люсьен Леви-Брюль впервые ввел понятие "первобытное мышление", или "первобытное сознание". Здесь критерий - способ ориентации в действительности. Основа первобытного мышления = триединство ума, чувства и воли + тождество объективного и субъективного (мистика) + полное безразличие к логике (к фактам, причинности и.т.д.) Оно сохранилось до сих пор, и сегодня это мышление называют мифологическим. Противоположность этому типу мышления - мышление европейское или современное, логическое.

3. Эйкен Блейлер - пытался показать, что у больного человека не просто нарушено мышление, а что это мышление является качественно другим. Здесь основной критерий для выделения типов мысли - это отношение к реальности. Наше обычное мышление - это реалистическое мышление, т.е. у человека с психической нормой есть представление о реальном факте. А паталогия, к примеру, у шизофреника состоит в том, что его мышление действительно иначе ориентировано - оно полностью подчиняется внутренним потребностям и мотивам. Такое мышление Блейлер назвал аутистическим. Здесь аффективная сфера также неотделима от познавательной и даже доминирует над ней. По Блейлеру, у нормальных людей так же есть элементы аутизма - например, в жизненно важной ситуации, человек может отвлекаться от какой-то части реальности.

II. Функциональные классификации

1. Б.М.Теплов - книга "Ум полководца" (раньше ум полководца описал Рибо - как ум практического человека). Как функциональный критерий Теплов выделил тип задачи: т.е. интеллект - один, а различны задачи, которые могут быть или теоретическими, или практическими, соответственно, какие задачи, такое и мышление). По Теплову, практический и теоретический интеллект - принципиально разные виды, но ни в коем случае не разные уровни развития интеллекта, т.е. одно не предшествует другому. Во всяком случае, практическое – это полноценно развитое мышление, где ум, эмоции и воля должны быть также связаны; т.к., от человека требуется немедленное принятие решения, здесь и сейчас.

2. Курт Гольдштейн - построил свою классификацию на больных с мозговыми поражениями. Здесь функциональный критерий - два вида поведения (или два вида установок): конкретное и абстрактное. Так, чтобы больной с мозговыми поражениями существовал, ему необходимо с помощью окружения (медперсонала, например) полностью создать особый искусственный мир, потому что тогда можно точно обнаружить, что такое конкретная установка. Т.о. мышление такого больного конкретно ориентировано, т.е. оно не выходит за пределы данной эмпирической ситуации. А здоровый человек, по Гольдштейну, совмещает в себе конкретную и абстрактную установку, и может применять их по своему выбору. Таким образом, абстрактная установка создает базу для конкретной; эти два вида мышления предполагают друг друга, взаимообогащаются. (как у Выготского: житейские и научные понятия; у Пиаже: спонтанное и неспонтанное поведение - в каждом из этих случаев предполагается постоянное взаимодействие видов мышления, что есть признак функциональной классификации).

 

3. Самый яркий пример функциональной классификации: Осборн – автор метода «мозгового штурма» - выделил творческое и критическое мышление. Задача мозгового штурма - получить нестандартное, возможно, уникальное решение проблемной ситуации. В узком смысле мозговой штурм – ряд сессий, где берется практическая проблема, а задача участников - без всякой критики дать любые возможные предложения по решению данной проблемы. Главное здесь - выдать как можно больше идей. То., в узком смысле мозговой штурм требует только творческого мышления В широком смысле мозговой штурм помимо самих сессий содержит еще: предварительный этап анализа ситуации, всех предварительных решений данной проблемы, чтобы эти решения попытаться отсечь заранее; а в конце сессии наступает очень важный этап критики - верификации идей и оценки их применимости. Т.о., здесь требуется, как творческое, так и критическое мышление (т.е. функционально другая установка - отбор идей и их оценка).

Схема Уоллеса (1920 г.) - описание четырех этапов творческого процесса:

1) Подготовка; 2) "Созревание" (этап бессознательной работы); 3) Озарение (нахождение принципа решения); 4) Проверка истинности.

Эта схема верна и сегодня, потому что здесь описано не как человек действительно мыслит, а как нужно организовать процесс мышления, и она соответствует «мозговому штурму» Осборна в широком смысле: 1 и 4 этапы – критическое мышление, 2 и 3 – генерация идей.

III. Генетические классификации или виды мышления, как уровни его развития.

Существует 3 генетических уровня мышления:

1. Наглядно – действенное мышление = сенсомоторный интеллект (Концепция Поддьякова, аналог с Пиаже): Это ручное мышление, реальное преобразование вещной ситуации, манипулятивные, практические действия с предметом. Так, ребенок отрывает голову кукле – это познавательный акт. Но этот сенсо-моторный акт необратим во времени! (в отличие от главного стремления понятийного интеллекта – повернуть время вспять).

2. Наглядно – образное мышление: (у человека и животного) Здесь материал – образ, но действие сменяется с практического манипулирования на построение внутреннего плана – мы, как бы, мысленно прокручиваем, образно оперируем объектом или ситуацией, пытаясь охватить их целиком, увидеть с разных точек зрения. Здесь единство восприятия нарушается: наглядно-образное восприятие как бы объемно, т.к. оно отчасти абстрагировано.

3. Словесно – логическое мышление: осуществляется в понятиях – в высшей форме мышления, которая абстрагирована и не зависит от свойств объекта. Основа этого мышления языковые значения (как важная часть понятий). Значение – это акт мышления, который объединяет целый класс предметов по общему существенному признаку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...