Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и структура государственного бюджета, бюджетный дефицит и государственный долг.

Финансовый сектор экономики и основы его функционирования.

Финансы как экономическая категория представляют

собой экономические отношения по поводу распределения и использова-

ния фондов денежных средств для обеспечения общественных потребно-

стей.

Становление финансовых отношений происходит одновременно с

развитием товарно-денежных отношений в целях обслуживания потребно-

стей государства в организации экономической и культурной жизни, со-

держании аппарата управления, армии, здравоохранения, образования,

пенсионного обеспечения и т.д.

В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные

с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой

транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с

движением денег при их дарении и наследовании.

Система финансовых отношений:

1) денежные отношения, складывающиеся между предприятиями

как хозяйствующими субъектами.

2) денежные отношения, складывающиеся между государством и

предприятиями.

3) денежные отношения между предприятиями и банковской сис-

темой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов;

4) денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий: во-

первых, между предприятием в целом и его структурными подразделения-

ми; во-вторых, между предприятием и работником по поводу оплаты труда;

5) денежные отношения между государственными органами раз-

личных уровней управления по поводу распределения дифференциальной

ренты, финансирования природоохранных мероприятий и пр.;

6) денежные отношения между государством и населением по поводу

получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.;

Таким образом, субъектами финансовых отношений выступают

государство, предприятия, организации и работники предприятий, гражда-

не. А объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы,

которые включают чистый доход, амортизационные отчисления на рено-

вацию, налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы, часть средств

общественных организаций и пр.

Сущность и роль финансов проявляется в их функциях.

Функции:

Распределительная функция заключается в пер-

вичном и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля за распреде-

лением и использованием финансовых ресурсов. Она реализуется посред-

ством финансовой информации, выражающейся в различных финансовых

показателях (прибыль, рентабельность, выручка, и пр.). Воспроизводственная функция состоит в том, что финансы играют важную роль в процессе производства

товаров и услуг, кругооборота основных фондов, подготовки квалифици-

рованной рабочей силы. Стимулирующая роль финансов способствует расширению и совершенствованию производства, полной занятости, развитию научно-технического сотрудничества, внедрению инноваций.

Основными звеньями финансовой системы выступают:

- бюджеты различных уровней власти;

- фонды социального, имущественного и личного страхования;

- валютные резервы государства;

- финансы предприятий, учреждений, организаций и населения.

Финансовая система состоит из централизованных (государствен-

Ных) и децентрализованных финансов.

Финансовая система состоит из централизованных и децентрализованных финансов: Централизованные финансы, аккумулируемые на государственном уровне, включают бюджеты различных уровней власти и внебюджетные фонды, а так же кредит.

Децентрализованные финансы охватывают:

а) финансы предприятий, которые состоят:

- из фонда накопления, образуемого за счет части прибыли, ос-

тающейся в распоряжении предприятия;

- из амортизационных отчислений, направляемых на обновление и

пополнение производственных фондов;

- из фонда потребления;

- из резервного фонда, необходимого для покрытия временно воз-

никающих потребностей в денежных средствах;

б) финансы организаций и учреждений;

в) бюджеты семей.

Основными принципами построения финансовой системы государ-

ства являются принципы демократического централизма и фискального

федерализма.

В целом структура финансовой системы может быть представлена

следующим образом:

- государственные финансы

- региональные финансы

- финансы предприятий и отраслей

Сущность и структура государственного бюджета, бюджетный дефицит и государственный долг.

Государственный бюджет – это основной финансовый план дохо-

дов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в зако-

нодательном порядке.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший центра-

лизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспреде-

ления национального дохода и расходуемый государством на осущест-

вление своих функций.

Функции бюджета: распределительную, контрольная, регулирующая.

Дефицит государственного бюджета – величина, на которую рас-

ходы государственного бюджета превышают его доходы.

В современных условиях бюджеты большинства стран сводятся с

дефицитом. Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин

объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невоз-

можности мобилизовать необходимые доходы в результате спада произ-

водства, низкой производительности труда, снижения эффективности про-

изводства.

Причина дефицита бюджета кроется также в безудержном росте рас-

ходов без учета финансовых возможностей, в недостаточной их целесооб-

разности и эффективности. Высокие расходы на содержание армии, адми-

нистративного аппарата, покрытие убытков предприятий приводят к про-

еданию бюджетных средств. Отрицательное воздействие на сбалансиро-

ванность бюджета имеет инфляция, нерациональная налоговая и инвести-

ционная политика.

Государственный долг – сумма непогашенных дефицитов госбюд-

жетов, накопленная за все время существования государства. Делится на:

1)Внутренний долг –задолженность государства своим гражданам.

2) Внешний долг –задолженность государства гражданам и организациям других стран.

Содержание и структура бюджетной системы зависят от ряда объек-

тивных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют

преобладающую форму собственности, порядок распределения валового

продукта, природные, экономические, социальные и национальные осо-

бенности страны. Среди субъективных факторов – политика правительст-

ва, приоритеты развития, внешняя экономическая ситуация, государствен-

ное устройство.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...