Сущность и структура государственного бюджета, бюджетный дефицит и государственный долг.
Финансовый сектор экономики и основы его функционирования. Финансы как экономическая категория представляют собой экономические отношения по поводу распределения и использова- ния фондов денежных средств для обеспечения общественных потребно- стей. Становление финансовых отношений происходит одновременно с развитием товарно-денежных отношений в целях обслуживания потребно- стей государства в организации экономической и культурной жизни, со- держании аппарата управления, армии, здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д. В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением денег при их дарении и наследовании. Система финансовых отношений: 1) денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. 2) денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. 3) денежные отношения между предприятиями и банковской сис- темой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов; 4) денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий: во- первых, между предприятием в целом и его структурными подразделения- ми; во-вторых, между предприятием и работником по поводу оплаты труда; 5) денежные отношения между государственными органами раз- личных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий и пр.; 6) денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.;
Таким образом, субъектами финансовых отношений выступают государство, предприятия, организации и работники предприятий, гражда- не. А объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые включают чистый доход, амортизационные отчисления на рено- вацию, налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы, часть средств общественных организаций и пр. Сущность и роль финансов проявляется в их функциях. Функции: Распределительная функция заключается в пер- вичном и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля за распреде- лением и использованием финансовых ресурсов. Она реализуется посред- ством финансовой информации, выражающейся в различных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выручка, и пр.). Воспроизводственная функция состоит в том, что финансы играют важную роль в процессе производства товаров и услуг, кругооборота основных фондов, подготовки квалифици- рованной рабочей силы. Стимулирующая роль финансов способствует расширению и совершенствованию производства, полной занятости, развитию научно-технического сотрудничества, внедрению инноваций. Основными звеньями финансовой системы выступают: - бюджеты различных уровней власти; - фонды социального, имущественного и личного страхования; - валютные резервы государства; - финансы предприятий, учреждений, организаций и населения. Финансовая система состоит из централизованных (государствен- Ных) и децентрализованных финансов. Финансовая система состоит из централизованных и децентрализованных финансов: Централизованные финансы, аккумулируемые на государственном уровне, включают бюджеты различных уровней власти и внебюджетные фонды, а так же кредит. Децентрализованные финансы охватывают: а) финансы предприятий, которые состоят:
- из фонда накопления, образуемого за счет части прибыли, ос- тающейся в распоряжении предприятия; - из амортизационных отчислений, направляемых на обновление и пополнение производственных фондов; - из фонда потребления; - из резервного фонда, необходимого для покрытия временно воз- никающих потребностей в денежных средствах; б) финансы организаций и учреждений; в) бюджеты семей. Основными принципами построения финансовой системы государ- ства являются принципы демократического централизма и фискального федерализма. В целом структура финансовой системы может быть представлена следующим образом: - государственные финансы - региональные финансы - финансы предприятий и отраслей Сущность и структура государственного бюджета, бюджетный дефицит и государственный долг. Государственный бюджет – это основной финансовый план дохо- дов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в зако- нодательном порядке. Государственный бюджет представляет собой крупнейший центра- лизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспреде- ления национального дохода и расходуемый государством на осущест- вление своих функций. Функции бюджета: распределительную, контрольная, регулирующая. Дефицит государственного бюджета – величина, на которую рас- ходы государственного бюджета превышают его доходы. В современных условиях бюджеты большинства стран сводятся с дефицитом. Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невоз- можности мобилизовать необходимые доходы в результате спада произ- водства, низкой производительности труда, снижения эффективности про- изводства. Причина дефицита бюджета кроется также в безудержном росте рас- ходов без учета финансовых возможностей, в недостаточной их целесооб- разности и эффективности. Высокие расходы на содержание армии, адми- нистративного аппарата, покрытие убытков предприятий приводят к про- еданию бюджетных средств. Отрицательное воздействие на сбалансиро- ванность бюджета имеет инфляция, нерациональная налоговая и инвести- ционная политика.
Государственный долг – сумма непогашенных дефицитов госбюд- жетов, накопленная за все время существования государства. Делится на: 1)Внутренний долг –задолженность государства своим гражданам. 2) Внешний долг –задолженность государства гражданам и организациям других стран. Содержание и структура бюджетной системы зависят от ряда объек- тивных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют преобладающую форму собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные и национальные осо- бенности страны. Среди субъективных факторов – политика правительст- ва, приоритеты развития, внешняя экономическая ситуация, государствен- ное устройство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|