Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенция Международного Суда




граница гражданство международный суд

Компетенция Международного Суда определена в главе II (статьи 34-38), а также в главе IV (статьи 65-68) Статута Суда. Эти главы Статута устанавливает границы компетенции Международного Суда.

Во-первых, компетенция Суда распространяется лишь на споры между государствами. Суд не может рассматривать споры между частными лицами и государством и тем более споры между частными лицами. Но и споры между государствами могут рассматриваться лишь с согласия всех сторон. Таким образом, компетенция Суда является для государства не обязательной, а факультативной. Решение о предоставлении Суду лишь факультативной компетенции было принято после весьма напряженной борьбы с достаточно многочисленными сторонниками обязательной компетенции Суда на конференции в Сан-Франциско в первом комитете 4-ой комиссии большинством голосов (31 против 14).

Факультативный характер передачи государствами споров на разрешении суда проявляется, в частности, в том, что, согласно пункту 1 статьи 36 Статута Международного Суда, "к ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами...". Государства - участники Статута могут, однако, признать для себя компетенцию Суда обязательной по определенным категориям дел.

В 70-ых - 80-ых годах на целом ряде сессий Генеральной Ассамблеи ООН дважды с интервалом в несколько лет обсуждался вопрос об усилении роли и влияния Международного Суда посредством расширения его компетенции и введения обязательной юрисдикции. На рубеже 70-ых годов с подобной инициативой выступили западные, на рубеже 80-ых - развивающиеся страны.

В Статуте Международного Суда заложены несколько вариантов признания за ним обязательной юрисдикции. Так, государство может выступить с соответствующим заявлением либо являться участником двустороннего международного соглашения, содержащего положения об обязательной юрисдикции. К числу таких договоров относятся мирные договоры, договоры о мире и сотрудничестве, о совместной эксплуатации природных ресурсов, о разграничении морских пространств и некоторые другие. Клаузулу об обязательной юрисдикции Международного Суда содержат также многочисленная группа многосторонних и прежде всего универсальных международных соглашений. Их участниками являются большинство государств.

Таким образом, обязательная юрисдикция Международного Суда в договорном плане признается государством либо в целом, либо с оговоркой, либо по конкретным категориям международных споров.

Широко применяемая практика оговорок с заявлением о признании обязательной юрисдикции Международного Суда существенно сужает пределы действия последней. На это обращали внимание, в частности, в советской международно-правовой литературе. Так, например, Ф.И. Кожевников и Г.В. Шармазанашвили отмечают: "... Большинство государств, признав обязательную юрисдикцию Международного Суда, сделали такие оговорки, которые значительно ограничивают ее, вызывая осложнения в деятельности Международного Суда".

В юридической литературе обычно выделяются четыре вида оговорок, которые, по сути дела, являются обычными нормами международного права. Речь идет об изъятии из обязательной юрисдикции Суда споров, возникающих по поводу ситуации или фактов, имевших место до принятия заявления; об условии взаимности; о неподсудности споров, по существу входящих во внутреннюю компетенцию государства; о частичном изъятии из обязательной юрисдикции Суда споров, связанных с выполнением и толкованием многосторонних конвенций.

Все остальные действующие оговорки можно подразделить на пять видов. Наибольшее значение имеют оговорки о том, что признание обязательной юрисдикции Международного Суда относится к спорам, по поводу которых стороны согласились или согласятся прибегнуть к иному способу мирного урегулирования. Данный вид оговорок встречается особенно часто. Он включен в текст заявлений подавляющего большинства государств. Положение о приоритетном использовании иных способов мирного урегулирования крайне весомо. Оно ограничивает сферу действия обязательной юрисдикции только такими спорами, в отношении которых не имеется договоренности об использовании других мирных средств, и вводит границы дополнительности, субсидиарности обязательной юрисдикции Международного Суда.

Очень важную группу международных конфликтных отношений исключают из компетенции Суда оговорки, касающиеся событий, связанных с военными действиями, войной, состоянием войны, военной оккупацией, другими актами вооруженного насилия, а равно исполнения решений международной организацией.

Своего рода опосредствованной международным договором является оговорка, включенная в заявление государств-членов Британского содружества наций (Австралия, Великобритания, Гамбия, Индия, Канада, Кения, Мальта, Новая Зеландия), о неподчинении споров, возникающих между ними, юрисдикции Международного Суда.

Имеется несколько оговорок, направленных против подчинения обязательной юрисдикции Международного Суда конкретного спора или споров с отдельными государствами. В частности, Гватемала подчеркнула, что ее спор с Великобританией о Белизе носит неподсудный характер и может быть разрешен Судом только на основах справедливости.

Также хотелось бы привести пример с США. В 1946 году США выступили с заявлением о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, предусматриваемом Статутом Международного Суда ООН. Они сделали оговорку в отношении споров, которые по существу входят в область национальной компетенции, как она определяется самими США. Формально признав обязательную юрисдикцию Суда, они на деле сохранили возможность по своему усмотрению уклоняться от судебного разбирательства в каждом конкретном случае.

Наряду с заявлениями государств обязательная юрисдикция Международного Суда предусматривается целым рядом международных конвенций, регулирующие некоторые специальные области международных отношений. В них, как правило, весьма жестко фиксируются условия и порядок передачи на Суд рассмотрение споров, касающихся толкования или применения этих конвенций.

Таким образом, несмотря на относительно низкий уровень признания обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, последний все-таки наделяется в ряде случаев довольно широкими полномочиями, которые свидетельствуют о больших потенциальных возможностях Суда в деле разрешения межгосударственных споров.

Общепринятым является положение, в соответствие с которым государство-истец должно обосновать компетенцию Суда в рассмотрении данного спора по существу. Более того, именно на это государство возлагается обязанность доказать факт существование спора и его юридическую природу. Нарушение этого положения делает претензию беспредметной и, таким образом, невозможным применение юрисдикции Международного Суда ООН.

Кроме собственно судебных функций, Суд имеет право давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН или согласно этому Уставу. Это прямо следует из статьи 96 Устава ООН и статьи 65 Статута Международного Суда ООН. В соответствии со статьей 96 Устава право запроса у Международного Суда консультативных заключений по любому юридическому вопросу принадлежит Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности. Другие органы ООН, а также и специализированные учреждения ООН, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, также могут запрашивать консультативные заключения суда по юридическим вопросам, возникающим в связи с их деятельностью. К их числу относятся: Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международная организация труда, ЮНЕСКО и многие др.

Консультативное заключение Международного Суда представляет собой лишь выражение мнения международных судей по тому или иному юридическому вопросу международного права. Оно не носит обязательного характера и не связывает орган, который обратился в Международный Суд за консультативным заключением.


Заключение

 

Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что каждая раскрытая тема, в данной контрольной работе, является уникальной в своей сфере.

Изучив тему «Режим государственных границ» мы выяснили, что: границы устанавливаются, прежде всего, с целью обеспечения безопасности государства. Для обеспечения на государственной границе порядка устанавливаются пограничная полоса и пограничная зона.

Пограничная полоса - расположенная непосредственно на границе полоса местности небольшой ширины, на которой могут быть установлены контрольно-следовая полоса и оборудованы инженерные сооружения, препятствующие неправомерному переходу государственной границы.

Пограничная зона - местность шириной до 5 км вдоль государственной границы.

Для разрешения пограничных инцидентов сопредельными государствами назначаются пограничные представители (комиссары, уполномоченные) и их заместители.

Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, - внутренними законодательными актами прибрежных государств в соответствии с международным правом.

Обозначении государственной границы на местности производится с помощь ясно видимыми пограничными знаками.

Цель охраны государственной границы - недопущение противоправного изменения прохождения границы, обеспечение соблюдения режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу

При изучении темы «Приобретении и утрата гражданства мы узнали, что к основным способам приобретения гражданства относят:

-  приобретение гражданства по рождению (происхождению);

-  приобретение гражданства путем натурализации;

-  приобретение гражданства в результате реинтеграции (восстановления), которая может иметь место в случае отмены решения о незаконном лишении гражданства;

-  приобретение гражданства в результате пожалования, как случая предоставления гражданства за особые заслуги перед государством.

Возможны два способа утраты гражданства выход из гражданства (осуществляется по инициативе лица, которое подает заявление об этом) и лишение гражданства (осуществляется уполномоченными на то органами государства вопреки желанию лица).

Изучив тему «Международный Суд ООН» мы узнали, что:

Международный суд ООН - это один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Международный Суд состоит из пятнадцати человек, образующих коллегию независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств.

Компетенция Международного Суда определена в главе II, а также в главе IV Статута Суда. Консультативное заключение Международного Суда представляет собой лишь выражение мнения международных судей по тому или иному юридическому вопросу международного права.

Таким образом, в современном взаимозависимом и едином мире невозможно не оценить ту роль, которую играет международное право в международных отношениях. В разные периоды истории оно играло неоднозначную роль во внешней политике и дипломатии государств. Невозможным представляется рассмотрение роли международного права в разрыве от внешней политики, дипломатии государств в системе международных отношений. Их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга на столько сильны, что невозможно недооценить роль какой-либо из них в этой системе.


Список литературы

Нормативная литература

1. Конституция РФ. Москва. Издательство «Юрайт», 2010.

2. Федеральный Закон Российской Федерации от 31 мая 2002 года №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" /Собрание законодательства Российской Федерации, 03.06.2002. №22.

Специальная литература

3. Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть. Изд. ''БЕК'' М., 2000г. 384 с.

4. Батырь В.А. Международное гуманитарное право. М, 2006.

.   Никифорова Д.А. Некоторые проблемы территориального суверенитета государств//Социология, экономика, право. №2. 2007.

.   Глебов И.Н. Международное право. Учебник. - М.: Юристъ, 2006. - 368 с.

.   Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право. Учебник. - М.: Эксмо, 2006. - 736 с.

.   Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С.. Международное право. - М.: Международные отношения, Юрайт-Издат, 2007. - 816 с.

.   Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право. Учебник. М. - Норма. - 2008. - 437 с.

10. Барциц И.Н. Международное право и правовая система России//Журнал российского права. 2001. №2. - с. 61-71.

11. Маснянкин В.Н. Место международного права в правовой системе Российской Федерации//Право и политика. 2004. №9. - с. 76-82.

.   Международное публичное право: Учебник/Л.П. Ануфриева, К.А. Бякешев; Отв. Ред. К.А. Бякешев. - М.: ТК Велби, Проспект, 2003.

.   Международное право. Фомичев В.И. Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 547 с.

.   Международное право: учебник/отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма. - 2006. - 364 с.

.   Международное право: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. и доп./Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. - М.: НОРМА, 2003.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...