Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные должности и замещения




Магистратурами в Риме именовались государственные долж­ности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были вы­борность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответст­венность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не рас­пространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, ко­мандовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампа­нии могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистра­туры были коллегиальными - на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика кол­легиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение мог­ло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознагражде­ния магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского пе­риода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по исте­чении срока их полномочий могли быть привлечены к ответствен­ности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие рим­ской магистратуры - иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Дик­татор имел "высочайший империум" (summum imperium), вклю­чавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (impe­rium minus) - без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстра­ординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам отно­сились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими ма­гистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно су­щественными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один пре­тор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граж­дан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления спи­сков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответст­вующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консу­лов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием не­которых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организо­вывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрь­мами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрез­вычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству об­стоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов, серьез­ные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского три­буна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежа­ли обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вво­дились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамка­ми этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магист­ратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не  при­бегали.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").

К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450-451 гг. до н.э.

 Падение республики и переход к империи

Во II—I вв. до н.э. развитие   рабовладельческого  общества в   Риме      приводит     к     обострению     всех     его      классовых    и социальных противоречий. Успешная завоевательная политика,пре­вратившая     Средиземное  море     во     внутреннее     море Римского  госу­дарства, подчинившая   ему почти всю Западную Европу   до  Рейна,   поставила перед   Римом    новые сложные военные  и политические    проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения управле­ния ими.                                               В этих условиях  становится все более очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями.

При   завоевании  Италии в V—IV вв. до н.э. Рим стремился прежде всего   к конфискации земель,  так    как рост населения тре­бовал  расширения    земельных владений. Рабство  приобре­тает "классический",  античный характер.  Значительная масса ра­бов эксплуатируется  в    государственыных и крупных частных      земле­владельческих латифундиях с крайне тяжелыми условиями труда и существования и жестоким террористическим режимом. Естест­венный    протест  рабов  выливается  в  ряд   все    более  широких  и мощ­ных восстаний.

Параллельно с восстаниями рабов и вслед за ними вспыхива­ют    гражданские  и  союзнические  войны, вызванные борьбой  за  власть       между      группировками       господствующего      класса, противоречиями между   низкими производителями и   возросшей ( до  300 000)  массой     люмпен  -  пролетариев, получавших     незначительную       мате­риальную  помощь государства.    Рост числа люмпенов становится  убедительным свидетельством общей деградации свободных.

Экономическое   и политическое    засилье     нобилей вызвало  во   II в.  До     н.э.    широкое      движение     протеста   неимущего населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем   Гракхами.   Гракхи    стреми­лись   ограничить  крупное землевладение    знати  и за  счет   этого со­здать земельный фонд для наделения землей мелких землевла­дельцев, а также ослабить власть  оплота  знати — сената и восста­новить потерявшую былое  значение  власть народного соб -рания и народного трибуна.

Получив   должность   трибуна,  Тиберий   Гракх, опираясь на на­родное движение, сумел, несмотря на   сопротивление сената,    про­вести  в  133  году до н. э.  через народное собрание  Аграрный  закон. Закон ограничил максимальный размер земли   получаемый  от    го­сударства.  За    счет  изымаемых  излишков    создавался земельный  фонд, распределяемый между   безземельными   или малоземельными гра­жданами. Получаемые  ими участки   становились неотчуждаемыми, что должно было   предотвратить      обезземеливание крестьянства. Несмотря   на  то,  что   Тиберий Гракх в  том  же  году был  убит, его  земельная   реформа начала   осуществляться,  и   несколько  десятков   тысяч граждан получили землю.

Реформаторскую    деятельность Тиберия    продолжил его брат Гай Гракх, избранный трибуном. Им были проведены законы, ослаблявшие политическое влияние знати, - введение тайного  голосования в народном собрании, право  народного    трибуна    избираться     на      следующий      срок.     Осуществляя  аграрную  реформу  своего   брата,  Гай вместе с тем в   123 — 122 гг.  до н. э. провел законы о создании в провинциях колоний   римских   граждан с наделением    их    землей    и о     продаже зерна из государственных складов гражданам  по   очень  низким  ценам. Последний закон   ограничил важное право сената —  распоряжаться   государственными       расходами,    так      как финансиро­вание  продажи     зерна      переходило к   народному  собранию, роль ко­торого значительно возросла.

Гай провел и  военную  реформу. Было ограничено число  обязательных     для     римских       граждан    военных     походов,  отменялась     во­енная обязанность для    граждан, достигших  46-летнего   возраста,    воины    стали     получать   жалованье и вооружение    от  государства  и могли  обжаловать приговор о смертной казни в народное собрание.

Наряду  с  этими  мероприятиями  в  интересах  низших слоев римских граждан Гай Гракх провел и мероприятия  в   интересах   всадников.  В  их  пользу   был  изменен  порядок откупа налогов  с провинций.

Наконец, поскольку Гай Гракх был трибуном, возросла роль  этой     магистратуры,    оттеснившей    на     второй     план     даже консулов. Однако, удовлетворив интересы большинст-ва   римских граждан, Гай потерял их поддержку   в    попытке    распространить права   римского   гражданства    на  свободных жителей Италии. Сенатской  аристокра­тии  удалось   провалить  этот непопулярный  среди    римских   граж­дан   законопроект, популярность Гая упала,  он был  вынужден  сло­жить  с  себя  полномочия  трибуна  и   в 122 году до н.э. был убит.

Провал   законопроекта  о  предоставлении    прав   римских граж­дан  свободным  жителям Италии, считавшимся   союзниками   Рима, вызвал  крайнее недовольство  союзников, вылившееся в I в. До н.э. в  союзнические войны, существенно осложнившие положение   Рима  в  условиях массовых восстаний рабов   и   длившихся    десятилетиями  завоевательных  войн  в провинциях.

В  результате  Союзнической  войны 91—88 гг. до н.э.  жителям   Италии  удалось уравняться в правах с римскими гражданами.  Но  это  не   ослабил  политическое     напряжение в  Риме —   обострились    противоречия   между      возникшими в  среде свободных   граждан    группировками   оптиматов, опиравшихся на сенат, и популяров, боров­шихся против сенатской    олигархии.   И те и другие   использовали подкупаемых люмпенов.    Борьба между ними привела в I в. до н.э. к гражданским войнам.

Крайнее     обострение   политической   ситуации    в   Риме, вызван­ное      восстаниями       рабов,     недовольством       мелких землевладельцев,   чьи    хозяйства    приходили    в  упадок,  не выдерживая     конкуренции      с     крупными     латифундиями     в результате  участия     хозяев     в  бесконеч­ных военных походах, союзнических   и   гражданских   войнах,    потре­бовали    усиления  центральной     государственной   власти.    Все   более   очевидной становится неспособность     старых  политических учреж­дений справиться с  осложнившейся     ситуацией.    Предпринимаются  попытки    приспособить   их    к   новым    историческим   условиям.  Наибо­лее важная из них была предпринята в период  диктатуры Суллы (82—79 гг. до н.э.). Опираясь на верные ему легионы, Сулла заста­вил  сенат  назначить   его   диктатором    на неопределенное  время.  Он приказал    составить     проскрипции  -  списки     своих   противников,    которые    подлежали  смерти,  а  их   имущество — конфискации.  Уве­личив   число  сенаторов,   упразднив долж-ность  цензора,  он   попол­нил   сенат    своими    сторонниками   и расширил   его компетенцию. Огра­ничена   была   власть трибуна — его    предложения  должны  предва­рительно     обсуждаться сенатом, — а также    и    компетенция     народ­ного  собрания — из нее были     изъяты   судебные   полномочия   и     кон­троль за финансами, возвращенный сенату.

Установление пожизненной  диктатуры выявило  стремление    нобилей и верхушки  всадников   выйти  из кризисной  ситуации      пу­тем установления    сильной единоличной власти. Оно же показало, что попытки приспособить   старую   государственную   форму  к  но­вым историческим  условиям обречены на неудачу (реформы     Сул­лы    был  и    отменены  Помпеем   и   Крассом). После Союзнической   вой­ны 91 — 88 гг.  до н.э. жители    Италии получили  права  римских гра­ждан.    Если   до нее этими правами пользовались    около 400  000 человек, то   теперь     их     число  возросло  до двух  миллионов. Включе­ние союзников   в  римские трибуны привело к тому, что комиции перестали быть органами   римского      народа.     Их       законодательная        деятельность  приостанавливается,  право  избрания       должностных      лиц     утрачивается. Успешные    завоевательные     войны  превратили Рим из  небольшого государства - города в столицу  огромного государст­ва,   к  управлению    которым   старая  государственная форма полиса была совершенно неприспособлена.                                                                            Необходимость выйти из острого политического  кризиса,  неприспособленность      старой      государственной    формы     к  новым  историческим    условиям   и  переход   к наемной    армии   были    основными  причинами падения полисно- республиканского строя в Риме и установления  военно - диктаторского  режима.

   Через  короткий  промежуток  времени после диктатуры  Сул­лы  власть  захватывает  первый      триумвират   (Помпеи, Красе, Це­зарь).   После     него     устанавливается     диктатура Цезаря, получившего   в  45   году  до н. э.  титул   императора  (до этого дававшийся иногда как награда полководцу).  Затем образуется второй триумвират Анто­ний, Лепид,Октавиан с     неограниченными  полномочиями   " для  уст­роения государства". После  распада   триумвирата и победы над Антонием  Октавиан  получает     звание     императора   и    пожизненные   права   народного  трибуна,  а  в 27 году   до  н.э. —  полномочия    на    управление    государством   и    почетное  наименование Август,     ранее употреблявшееся как обращение   к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства  -  периода империи.

 

 

Заключение

В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала дли­тельная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В ре­зультате побед последних в нем утвердились демокра­тические порядки: равноправие всех свободных граж­дан, возможность каждого быть одновременно земле­владельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоре­чия, повлекшие создание мощной государственной ма­шины и переход от республики к империи.

 

                                                                       

Литература

1. История государства и права зарубежных стран. Часть1.Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1998.

 

2. История государства и права зарубежных стран. Часть2.Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1998.

 

3. Всеобщая история государства и права. Под. Ред. К.И. Батыра. – М.: «Былина»,1995.

 

4. История древнего мира. Античность. М.: - «Владос», 2000.

 

5. Сизиков М.И. «История государства и права». М.: - «Юридическая литература», 1997.

 

6. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. «Всемирная история». М.: - «ЮНИТИ»,1995.

 

7. Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права», М.: - «Юристъ», 1996

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...