Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема написания социально-педагогической характеристики семьи

Дневник

По социально-педагогической практике

студента __________________________________________________________

(ф.и.о.)

факультет__________________________________________________________

 

направление_____________________________________группа_____________

 

база практики ______________________________________________________

(название учреждения)

 

Групповой руководитель:

______________________

(Ф.И.О.)

 

 

Омск – 20__

Содержание

Цель и задачи социально-педагогической практики………………..  
Сведения о базе практики…………………………………………….  
Индивидуальный план работы на период практики………………...  
План работы социального педагога на период практики…………...  
Краткая характеристика нормативных документов, используемых в деятельности социального педагога в образовательном учреждении...  
Характеристика специфики деятельности социально-психолого-педагогической службы в образовательном учреждении…………...…...  
Психолого-педагогический инструментарий для изучения личности ребенка ………………………………………….………………  
Методические рекомендации по составлению карты личности…... Карта личности ………...……………………………………………...  
Схема написания социально-педагогической характеристики семьи………………………………………………………………………... Социально-педагогическая характеристика семьи …………………  
Схема написания психолого-педагогической характеристики ребёнка ……………………………………………………………………..  
Психолого-педагогическая характеристика ребёнка………………..  
Рекомендации по активизации или коррекции личностного и социального развития ребенка……………………………………….……  
Разработка группового мероприятия ………………………………..  
Схема аналитического отчёта………………………………………...  
Аналитический отчёт студента о результатах практики……………  
Балльно-рейтинговая оценка успеваемости по психолого-педагогической практике ………………………………………………….  
Табель балльно-рейтинговой оценки студента……………………..  
Литература ………. ……..……………………………………………  

Цель практики

Основная цель практики на данном этапе профессиональной подготовки специалиста в области социальной педагогики – формирование интереса к психолого-педагогическим исследованиям в условиях общеобразовательной школы, овладение диагностическими методами.

Задачи практики

Практика в образовательном учреждении также ставит своей целью закрепить полученные специальные, психолого-педагогические знания, профессиональные умения и навыки работы с детьми в условиях учреждения образовательного типа и решает следующие задачи:

1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами в процессе профессиональной подготовки и научить применять эти знания на практике в работе с отдельным ребенком, детским коллективом, педагогами, администрацией.

2. Ознакомиться на практике с основными нормативными документами, регулирующими деятельность социального педагога и психолога в образовательном учреждении. Изучить систему организации и планирования социально-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении.

3. Включиться в процесс деятельности психолого-педагогической службы учреждения, ознакомиться со спецификой и особенностями работы данного структурного подразделения учреждения в практической деятельности.

Данные задачи соотносятся со следующими профессиональными задачами бакалавра по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» в социально-педагогической деятельности:

· реализация на практике прав ребенка;

· создание условий для взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;

· использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;

· использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;

· соблюдение норм профессиональной этики;

· повышение собственного общекультурного уровня;

· соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

· выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов.

Сведения о базе практики

Полное наименование базы практики__________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Адрес ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Контактные телефоны ______________________________________________

__________________________________________________________________

 

Директор _________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

Социальный педагог_________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

Классный руководитель______________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

Индивидуальный план работы на период практики

План на первую неделю практики с___________ по ___________

Виды работ Сроки выполнения Отметки о выполнении
1. Организационная работа        
2. Социально-педагогическая работа        
3. Диагностическая и аналитическая работа        
4. Дополнительные виды работ        

План на вторую неделю практики с___________ по ___________

Виды работ Сроки выполнения Отметки о выполнении
1. Организационная работа        
2. Социально-педагогическая работа        
3. Диагностическая и аналитическая работа        
4. Дополнительные виды работ        

План на третью неделю практики с___________ по ___________

Виды работ Сроки выполнения Отметки о выполнении
1. Организационная работа        
2. Социально-педагогическая работа        
3. Диагностическая и аналитическая работа        
4. Дополнительные виды работ        

План на четвертую неделю практики с___________ по ___________

Виды работ Сроки выполнения Отметки о выполнении
1. Организационная работа        
2. Социально-педагогическая работа        
3. Диагностическая и аналитическая работа        
4. Дополнительные виды работ        

План работы социального педагога на период практики

Виды работ Сроки выполнения Отметки о выполнении
     

Краткая характеристика нормативных документов, используемых в деятельности социального педагога в образовательном учреждении

Вид документа, название Назначение документа Примечания
       

Оценка:__________________________________________________________

(подпись проверяющего)

Характеристика специфики деятельности социально-психолого-педагогической службы в данном образовательном учреждении

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Оценка:__________________________________________________________

(подпись проверяющего)

Психолого-педагогический инструментарий

Для изучения личности ребенка

Название методики Основная цель Краткое содержание методики
       
Название методики Основная цель Краткое содержание методики
       

Оценка:__________________________________________________________

(подпись проверяющего)

Методические рекомендации к составлению карты личности

При составлении карты личности необходимо опираться на результаты наблюдения за поведением ребёнка, беседы с ребёнком, классным руководителем, социальным педагогом. В каждом параметре необходимо присвоить количество баллов, соответствующее характеристике ребёнка. Затем необходимо суммировать выделенные баллы. Чем выше сумма баллов, тем выше уровень социального благополучия личности:

90 – 73 - высокий уровень

73 – 53 – уровень выше среднего

54 – 35 – средний уровень

36 – 19 – низкий уровень

18 и менее – очень низкий уровень

Карта личности

1. Фамилия, имя, отчество _______________________________________________

2. Год рождения ________________________________________________________

3. Здоровье (по данным медицинского работника): хорошее (5), удовлетворительное (4), слабое (3), патология (2), хронические болезни (1) _____________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Характер занятости: учеба в общеобразовательной школе, ПТУ, негосударственных учебных заведениях, колледжах, гимназиях.

Работа: в государственном учреждении, предприятии, в сфере обслуживания, в частных учреждениях, других местах _____________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Поведение в школе или другом заведении: примерное (5), хорошее (4), удов­летворительное (3), неудовлетворительное (2), состоит на учете в милиции (1).

6. Общественная активность: организатор коллективных дел (5), активный участ­ник коллективных дел (4), пассивный участник коллективных дел (3), не участвует в об­щественной жизни (2), бойкотирует, дезорганизует коллективные мероприятия (1).

7. Отношение к учебе: заинтересованное (5), избирательно-заинтересованное (4), равнодушное (3), отрицательное (2), крайне отрицательное (1).

8. Характеристика дружеского внешкольного общения со сверстниками:

— на основе общих полезных интересов, совместных занятий в кружках, секциях, увлечений спортом, коллекционирования, др. (5);

— досуговые группы с совместными формами отдыха и общения (4);

— общение на основе пустого времяпрепровождения (3);

— асоциальные группы: выпивки, сквернословие, драки, мелкое хулиганство (2);

— криминогенные группы, состоящие на учете в милиции за различные пра­вонарушения: мелкие кражи, угоны, бродяжничество, др. (1).

9. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессио­нальных намерений:

— профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду (1);

— планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности (2);

— тайны неопределенные, иногда нереальные (3);

— планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии (4);

— профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляются ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней (5).

10. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:

— отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия (1);

— к урокам готовится нерегулярно под контролем взрослых (2);

— отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, ради оце­нок (3);

— отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избира­тельно, не ко всем предметам (4);

— отношение увлеченное, сознательное, добросовестное (5).

11. Уровень развития полезных интересов, званий, навыков, умений (спортив­ные, трудовые, технические, художественные и та):

— индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровожде­ния (1);

— интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера (2);

— интересы и полезные занятия не получили самостоятельного углубленного развития, формируются больше под влиянием других (3);

— интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знани­ях, навыках, умениях (4);

— глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреп­лению полезных знаний, навыков, умений (5).

12. Отношение к педагогическим воздействиям:

— резкая, грубая форма неприятия любых педагогических воздействий, за­мечаний, порицаний (1);

— неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивле­ния, игнорирования, упрямства(2);

— избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с учителями (3);

— к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения правильно воспринимает (4);

— чутко реагирует на замечания учителей, болезненно переживает порица­ния, старается не повторять осуждаемых действий, поступков (5).

13. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными инте­ресами, нормами коллективной жизни:

— бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению в классе (1);

— к общественному осуждению относится равнодушно (2);

— внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива (3);

— с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением (4);

— развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаи­мопомощи (5).

14. Способность критически с позиции норм морали и права оценивать поступ­ки окружающих друзей, сверстников, одноклассников:

— открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к цинич­ным антиобщественным поступкам (1);

— в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих (2);

— равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений (3);

— способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение, осуж­дать и одобрять их (4);

— активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними (5).

15. Самокритичность, наличие навыков самоанализа:

— навыков самоанализа и самокритичности не имеет и не стремится их раз­вивать (1);

— самоанализ может иногда возникнуть под влиянием осуждения окружаю­щих (2);

— самоанализ отсутствует, либо слабо выражено критическое отношение к себе (3);

— самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию (4);

— самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспи­тания и самосовершенствования (5).

16. Отношение к окружающим:

— проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным (1);

— способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других (2);

— равнодушие, невнимательность в отношении с одноклассниками, товари­щами (3);

— сопереживание по отношению к близким, родным (4);

— высоко развитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности со­переживать не только близким, но и окружающим в чужой боли, радости, стремление помочь (5).

17. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность са­мостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении:

— использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях (1);

— слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения (2);

— стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, пре­одоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде и т.д. (3);

— хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего харак­тера (4);

— сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегу­ляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направ­лять коллективные общественно полезные действия (5).

18. Внешняя культура поведения:

— неряшливость, запущенность одежды, отсутствие культурных навыков об­щественного поведения (1);

— безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой, приче­ской, вульгарность манер (2);

— безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения (3);

— аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения (4);

— эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манере держаться (5).

19. Отношение к алкоголю:

— злоупотребление алкоголем либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ (1);

— эпизодическое употребление алкоголя либо токсических веществ (2);

— нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, кото­рый приносит алкоголь, токсические вещества (3);

— осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием социальной опасности и вреда алкоголя (4);

— активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркоманией (5).

20. Отношение к курению:

— закрепившаяся привычка к курению (1);

— эпизодическое курение (2);

— воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей (3);

— осознанный, самостоятельный отказ от курения (4);

— активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих товари­щей, (друзей) (5).

21. Отношение к сквернословию:

— сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых (1);

— эпизодическое сквернословие («по случаю») (2);

— избегание нецензурных выражений (3);

— активное неприятие сквернословия (4);

— высокая культура речи, богатый лингвистический запас (5).

Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка:__________________________________________________________

(подпись проверяющего)

Схема написания социально-педагогической характеристики семьи

1. Данные о родителях (отец, мать, лица, их заменяющие): образование, профессия, место работы.

2. Другие члены семьи __________________________________________________

3. Материальное положение семьи (уровень доходов семьи, её жилищные условия, предметное окружение, социально-демографические характеристики членов семьи)

- Низкий уровень – уровень доходов семьи и качество жилищных условий ниже установленных норм (величины прожиточного минимума и пр.), вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жильё.

- Средний уровень – материальное благосостояние семьи соответствует минимальным социальным нормам, семья справляется с удовлетворением базовых потребностей жизнеобеспечения, но испытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других социальных потребностей.

- Высокий уровень – уровень доходов и качества жилищных условий в два и более раза выше социальных норм, позволяющий не только удовлетворять основные потребности жизнеобеспечения, но и пользоваться различными видами услуг.

4. Тип семьи:

- благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой вос­питания, эмоциональная атмосфера в семье положительная);

- неблагополучная, в том числе:

- педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспита­ния: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жес­токо обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении вне школы);

- нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспита­нием детей не занимаются);

- конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, меж­ду родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражи­тельны, жестоки, нетерпимы).

5. Характер взаимоотношений родителей с ребенком:

- семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);

- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ог­раждение от трудностей, забот, усилий);

- попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребен­ка, пассивность, признание полной автономии ребенка);

- сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное пережи­вание радостей, горя и т.п.).

6. Организация режима труда и отдыха:

- какие обязанности ребёнок выполняет в семье;

- соблюдает ли режим дня;

- кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания;

- как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей.

7. Психологический климат в семье (степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, помощи, поддержки, сопереживания и взаимовлияния, место проведения досуга (в семье или вне её), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением).

8. Общая культура семьи (уровень образования взрослых членов семьи, обычаи и традиции семьи, круг интересов, духовные потребности, организация быта и досуга, воспитательная ориентация семьи).

11. Характеристика отношений в семье (семья ведет здоровый образ жизни; один из родителей склонен к выпивкам, скандалам; у родителей эпизодические запои, семейные скандалы; частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей; повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей).

12. Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье (семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей; духовные потребности недооцениваются; для семьи характерна духовная, идейная индифферентность; преобладают стяжательские настроения; в семье допускаются любые средства достижения корыстных целей).

13. Характер эмоциональных отношений в семье (атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки; отношения ровные, но без эмоциональной близости; эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность; эмоционально-холодные, отчужденные отношения; напряжённо-конфликтные отношения).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...