Схема написания социально-педагогической характеристики семьи
Дневник По социально-педагогической практике студента __________________________________________________________ (ф.и.о.) факультет__________________________________________________________
направление_____________________________________группа_____________
база практики ______________________________________________________ (название учреждения)
Групповой руководитель: ______________________ (Ф.И.О.)
Омск – 20__ Содержание
Цель практики
Основная цель практики на данном этапе профессиональной подготовки специалиста в области социальной педагогики – формирование интереса к психолого-педагогическим исследованиям в условиях общеобразовательной школы, овладение диагностическими методами. Задачи практики Практика в образовательном учреждении также ставит своей целью закрепить полученные специальные, психолого-педагогические знания, профессиональные умения и навыки работы с детьми в условиях учреждения образовательного типа и решает следующие задачи: 1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами в процессе профессиональной подготовки и научить применять эти знания на практике в работе с отдельным ребенком, детским коллективом, педагогами, администрацией. 2. Ознакомиться на практике с основными нормативными документами, регулирующими деятельность социального педагога и психолога в образовательном учреждении. Изучить систему организации и планирования социально-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении. 3. Включиться в процесс деятельности психолого-педагогической службы учреждения, ознакомиться со спецификой и особенностями работы данного структурного подразделения учреждения в практической деятельности. Данные задачи соотносятся со следующими профессиональными задачами бакалавра по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» в социально-педагогической деятельности:
· реализация на практике прав ребенка; · создание условий для взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся; · использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности; · использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности; · соблюдение норм профессиональной этики; · повышение собственного общекультурного уровня; · соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. · выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов. Сведения о базе практики Полное наименование базы практики__________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Адрес ____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Контактные телефоны ______________________________________________ __________________________________________________________________
Директор _________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество)
Социальный педагог_________________________________________________ (фамилия, имя, отчество)
Классный руководитель______________________________________________ (фамилия, имя, отчество)
Индивидуальный план работы на период практики План на первую неделю практики с___________ по ___________
План на вторую неделю практики с___________ по ___________
План на третью неделю практики с___________ по ___________
План на четвертую неделю практики с___________ по ___________
План работы социального педагога на период практики
Краткая характеристика нормативных документов, используемых в деятельности социального педагога в образовательном учреждении
Оценка:__________________________________________________________ (подпись проверяющего) Характеристика специфики деятельности социально-психолого-педагогической службы в данном образовательном учреждении __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Оценка:__________________________________________________________ (подпись проверяющего) Психолого-педагогический инструментарий Для изучения личности ребенка
Оценка:__________________________________________________________ (подпись проверяющего) Методические рекомендации к составлению карты личности При составлении карты личности необходимо опираться на результаты наблюдения за поведением ребёнка, беседы с ребёнком, классным руководителем, социальным педагогом. В каждом параметре необходимо присвоить количество баллов, соответствующее характеристике ребёнка. Затем необходимо суммировать выделенные баллы. Чем выше сумма баллов, тем выше уровень социального благополучия личности: 90 – 73 - высокий уровень 73 – 53 – уровень выше среднего 54 – 35 – средний уровень 36 – 19 – низкий уровень 18 и менее – очень низкий уровень Карта личности 1. Фамилия, имя, отчество _______________________________________________ 2. Год рождения ________________________________________________________ 3. Здоровье (по данным медицинского работника): хорошее (5), удовлетворительное (4), слабое (3), патология (2), хронические болезни (1) _____________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4. Характер занятости: учеба в общеобразовательной школе, ПТУ, негосударственных учебных заведениях, колледжах, гимназиях.
Работа: в государственном учреждении, предприятии, в сфере обслуживания, в частных учреждениях, других местах _____________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5. Поведение в школе или другом заведении: примерное (5), хорошее (4), удовлетворительное (3), неудовлетворительное (2), состоит на учете в милиции (1). 6. Общественная активность: организатор коллективных дел (5), активный участник коллективных дел (4), пассивный участник коллективных дел (3), не участвует в общественной жизни (2), бойкотирует, дезорганизует коллективные мероприятия (1). 7. Отношение к учебе: заинтересованное (5), избирательно-заинтересованное (4), равнодушное (3), отрицательное (2), крайне отрицательное (1). 8. Характеристика дружеского внешкольного общения со сверстниками: — на основе общих полезных интересов, совместных занятий в кружках, секциях, увлечений спортом, коллекционирования, др. (5); — досуговые группы с совместными формами отдыха и общения (4); — общение на основе пустого времяпрепровождения (3); — асоциальные группы: выпивки, сквернословие, драки, мелкое хулиганство (2); — криминогенные группы, состоящие на учете в милиции за различные правонарушения: мелкие кражи, угоны, бродяжничество, др. (1). 9. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений: — профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду (1); — планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности (2); — тайны неопределенные, иногда нереальные (3); — планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии (4); — профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляются ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней (5). 10. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности: — отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия (1); — к урокам готовится нерегулярно под контролем взрослых (2); — отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, ради оценок (3); — отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам (4); — отношение увлеченное, сознательное, добросовестное (5). 11. Уровень развития полезных интересов, званий, навыков, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и та): — индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения (1); — интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера (2); — интересы и полезные занятия не получили самостоятельного углубленного развития, формируются больше под влиянием других (3); — интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знаниях, навыках, умениях (4); — глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, навыков, умений (5). 12. Отношение к педагогическим воздействиям: — резкая, грубая форма неприятия любых педагогических воздействий, замечаний, порицаний (1); — неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства(2); — избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с учителями (3); — к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения правильно воспринимает (4); — чутко реагирует на замечания учителей, болезненно переживает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков (5). 13. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни: — бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению в классе (1); — к общественному осуждению относится равнодушно (2); — внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива (3); — с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением (4); — развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи (5). 14. Способность критически с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих друзей, сверстников, одноклассников: — открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам (1); — в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих (2); — равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений (3); — способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение, осуждать и одобрять их (4); — активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними (5). 15. Самокритичность, наличие навыков самоанализа: — навыков самоанализа и самокритичности не имеет и не стремится их развивать (1); — самоанализ может иногда возникнуть под влиянием осуждения окружающих (2); — самоанализ отсутствует, либо слабо выражено критическое отношение к себе (3); — самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию (4); — самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспитания и самосовершенствования (5). 16. Отношение к окружающим: — проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным (1); — способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других (2); — равнодушие, невнимательность в отношении с одноклассниками, товарищами (3); — сопереживание по отношению к близким, родным (4); — высоко развитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать не только близким, но и окружающим в чужой боли, радости, стремление помочь (5). 17. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении: — использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях (1); — слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения (2); — стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде и т.д. (3); — хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера (4); — сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные общественно полезные действия (5). 18. Внешняя культура поведения: — неряшливость, запущенность одежды, отсутствие культурных навыков общественного поведения (1); — безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой, прической, вульгарность манер (2); — безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения (3); — аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения (4); — эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манере держаться (5). 19. Отношение к алкоголю: — злоупотребление алкоголем либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ (1); — эпизодическое употребление алкоголя либо токсических веществ (2); — нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносит алкоголь, токсические вещества (3); — осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием социальной опасности и вреда алкоголя (4); — активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркоманией (5). 20. Отношение к курению: — закрепившаяся привычка к курению (1); — эпизодическое курение (2); — воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей (3); — осознанный, самостоятельный отказ от курения (4); — активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих товарищей, (друзей) (5). 21. Отношение к сквернословию: — сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых (1); — эпизодическое сквернословие («по случаю») (2); — избегание нецензурных выражений (3); — активное неприятие сквернословия (4); — высокая культура речи, богатый лингвистический запас (5). Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка:__________________________________________________________ (подпись проверяющего) Схема написания социально-педагогической характеристики семьи 1. Данные о родителях (отец, мать, лица, их заменяющие): образование, профессия, место работы. 2. Другие члены семьи __________________________________________________ 3. Материальное положение семьи (уровень доходов семьи, её жилищные условия, предметное окружение, социально-демографические характеристики членов семьи) - Низкий уровень – уровень доходов семьи и качество жилищных условий ниже установленных норм (величины прожиточного минимума и пр.), вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жильё. - Средний уровень – материальное благосостояние семьи соответствует минимальным социальным нормам, семья справляется с удовлетворением базовых потребностей жизнеобеспечения, но испытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других социальных потребностей. - Высокий уровень – уровень доходов и качества жилищных условий в два и более раза выше социальных норм, позволяющий не только удовлетворять основные потребности жизнеобеспечения, но и пользоваться различными видами услуг. 4. Тип семьи: - благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная); - неблагополучная, в том числе: - педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении вне школы); - нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются); - конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы). 5. Характер взаимоотношений родителей с ребенком: - семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка); - чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий); - попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка); - сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.п.). 6. Организация режима труда и отдыха: - какие обязанности ребёнок выполняет в семье; - соблюдает ли режим дня; - кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания; - как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей. 7. Психологический климат в семье (степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, помощи, поддержки, сопереживания и взаимовлияния, место проведения досуга (в семье или вне её), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением). 8. Общая культура семьи (уровень образования взрослых членов семьи, обычаи и традиции семьи, круг интересов, духовные потребности, организация быта и досуга, воспитательная ориентация семьи). 11. Характеристика отношений в семье (семья ведет здоровый образ жизни; один из родителей склонен к выпивкам, скандалам; у родителей эпизодические запои, семейные скандалы; частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей; повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей). 12. Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье (семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей; духовные потребности недооцениваются; для семьи характерна духовная, идейная индифферентность; преобладают стяжательские настроения; в семье допускаются любые средства достижения корыстных целей). 13. Характер эмоциональных отношений в семье (атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки; отношения ровные, но без эмоциональной близости; эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность; эмоционально-холодные, отчужденные отношения; напряжённо-конфликтные отношения).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|