передать его следующему поколению.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Прогресс в обществе и стал возможен, потому что следующее поколение перенимало опыт предков, обогащало этот опыт, который затем наследовали потомки. Перемены, новое время, третье тысячелетие, события, происходящие в жизни российского общества, стали преобладать гуманистические и демократические идеи, рыночные отношения, нормы жизни правового государства и гражданского общества. В настоящее время, в XXI веке, диалектически связанные процессы интеграции наук об образовании происходят значительно быстрее, интенсивнее и почти одновременно. Это связано с развитием самой сферы образования, с эволюцией понимания самого человека и расширением спектра научных взглядов на обучение человека. В сфере образования возникли и в настоящее время активно развиваются такие достаточно новые явления, как образование взрослых, непрерывное образование и различные его разновидности (продолженное, постоянное, возобновляющееся образование), открытое образование, дистанционное обучение, неформальное образование. Эра информационного общества принесла с собой информационные потоки и технологии и в сферу образования. Само образование ныне представляет собой не жестко организованную систему образования, а сферу образовательных услуг для различных социально-возрастных слоев и групп населения, подчиняющуюся действию основного закона рыночной экономики – закона спроса и предложения.
ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОСТЬ КАК ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Термин "парадигма" впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Т. Куну. В своей книге "Структура научных революций" (1962) он выделяет два основных аспекта парадигмы: эпистемический и социальный. В эпистемическом плане парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет.
Сегодня в науке допускается сосуществование различных парадигмальных установок (полипарадигмальности) в одних и тех же условиях образования при определяющей роли одной из парадигм. Полипарадигмальность предполагает сосуществование нескольких методологических систем, в рамках которых выстраиваются целостные, законченные модели ОП, выраженные в форме педагогических теорий, технологий, систем, что признается многими учеными (И. Г. Фомичева, И. А. Колесникова, О. Г. Прикот, Г. Б. Корнетов и др.). Принцип полипарадигмальности характерезуется в педагогике следующими положениями: * ориентация приоритетов социализации и индивидуализации личности на различные парадигмальные установки; * использование различных парадигм на стратегическом (идеологическом) и оперативном уровнях одним педагогом; * зависимость выбора педагогом парадигмы от уровня сформированости мотивации учения школьников (пассивной и активной установки на собственное интеллектуальноеое развитие); * сочетание элементов различных парадигм в рамках конкретной технологии образования; * существование внутри каждой парадигмы частных парадигм, каждой из которой присущ свой, специфический набор представлений о целях, содержании и пр. Сегодня можно говорить о существовании 2х основных парадигм в современном образовании: формирующей (традиционной) и личностно ориентированной (гуманистической), каждой из которых присущ свой, специфический набор частных парадигм, описывающих представления о цели, содержании и процессе воспитания и обучения.
Традиционная парадигма: Цель ОП: Овладение знаниями, формир. личности с заданными свойствами Ориентац-е ценности: ЗУН востреб-е "соц. заказом" Роль обуч-го: пассивная Роль пед-га: Выполн. Предпис-й, ретрансляция З Хар-р приобр. знаний: Отчужденный, "непережитый" Принцыпы О: От внеш. - к внутр-му. Хар-р д-ти обуч-го: Репродуктивный Хар-р пед. взаимод-я: Моносубъектное Способы орг-ии УД: Объяснение, закрепление, контроль Осн. Форма пед. д-ти: Монолог Хар-р обр-й среды: Жестко структурированная, закрытая Оценка результатов: Сравнение с эталоном, со среднестатистическим нормативом Характер управления: Жесткое, однозначное Личностно ориентир-я парадигма: Цел ОП: Разв. личности ч/з актуализацию лич-х качеств Ориентационные ценности: Личность и культура Роль обучаемого: Активная Роль педагога Включение личностных качеств педагога в ОП, ретрансляция культурного опыта Характер приобретаемых знаний: Присвоенный, личностно-обретенный, "вочеловеченный" Принципы обучения: От внутр-го - к внешнему Хар-р деят-ти обуч-го: Продуктивный, творческий Хар-р пед. взаимодействия Полисубъектное Способы орг-ии УД: Проектные, исследовательские Основная форма ПД: Диалог Хар-р обр-й среды: Псих-ки комфортная, открытая, информационно насыщенная, обеспечивающая безопасность личностных проявлений Оценка рез-в: Отслеж-е инд-й динамики личн-го разв. Хар-р управления: Гибкое, вариативное, с опорой на самоуправление
Следует отметить факт зависимости выбора педагогической парадигмы от уровня профессиональной подготовки учителя. Хорошо известно, что низкий уровень профессиональной компетенции предполагает ориентацию на авторитаризм, традиционную педагогику с ее жесткой детерминацией образовательного процесса учителем. Гуманистическая педагогика всегда требовала как высокого уровня профессиональных умений, так и сформированных педагогических ценностей. Т.о., принцип полипарадигмальности можно считать проявлением педагогической мудрости. Сформулированный современной педагогикой в обобщенном виде методологический принцип полипарадигмальности, позволяет снять присущую различным парадигмам оппозиционность и конфликтность и определить ведущие подходы как в теоретической, исследовательской, так и в образовательной практике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|