Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

передать его следующему поколению.




Прогресс в обществе и стал возможен, потому что следующее поколение перенимало опыт предков, обогащало этот опыт, который затем наследовали потомки. Перемены, новое время, третье тысячелетие, события, происходящие в жизни российского общества, стали преобладать гуманистические и демократические идеи, рыночные отношения, нормы жизни правового государства и гражданского общества.

В настоящее время, в XXI веке, диалектически связанные процессы интеграции наук об образовании происходят значительно быстрее, интенсивнее и почти одновременно. Это связано с развитием самой сферы образования, с эволюцией понимания самого человека и расширением спектра научных взглядов на обучение человека. В сфере образования возникли и в настоящее время активно развиваются такие достаточно новые явления, как образование взрослых, непрерывное образование и различные его разновидности (продолженное, постоянное, возобновляющееся образование), открытое образование, дистанционное обучение, неформальное образование. Эра информационного общества принесла с собой информационные потоки и технологии и в сферу образования. Само образование ныне представляет собой не жестко организованную систему образования, а сферу образовательных услуг для различных социально-возрастных слоев и групп населения, подчиняющуюся действию основного закона рыночной экономики – закона спроса и предложения.

 

ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОСТЬ КАК ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Термин "парадигма" впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Т. Куну. В своей книге "Структура научных революций" (1962) он выделяет два основных аспекта парадигмы: эпистемический и социальный. В эпистемическом плане парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет.

Сегодня в науке допускается сосуществование различных парадигмальных установок (полипарадигмальности) в одних и тех же условиях образования при определяющей роли одной из парадигм.

Полипарадигмальность предполагает сосуществование нескольких методологических систем, в рамках которых выстраиваются целостные, законченные модели ОП, выраженные в форме педагогических теорий, технологий, систем, что признается многими учеными (И. Г. Фомичева, И. А. Колесникова, О. Г. Прикот, Г. Б. Корнетов и др.).

Принцип полипарадигмальности характерезуется в педагогике следующими положениями:

* ориентация приоритетов социализации и индивидуализации личности на различные парадигмальные установки;

* использование различных парадигм на стратегическом (идеологическом) и оперативном уровнях одним педагогом;

* зависимость выбора педагогом парадигмы от уровня сформированости мотивации учения школьников (пассивной и активной установки на собственное интеллектуальноеое развитие);

* сочетание элементов различных парадигм в рамках конкретной технологии образования;

* существование внутри каждой парадигмы частных парадигм, каждой из которой присущ свой, специфический набор представлений о целях, содержании и пр.

Сегодня можно говорить о существовании 2х основных парадигм в современном образовании: формирующей (традиционной) и личностно ориентированной (гуманистической), каждой из которых присущ свой, специфический набор частных парадигм, описывающих представления о цели, содержании и процессе воспитания и обучения.

Традиционная парадигма:

Цель ОП: Овладение знаниями, формир. личности с заданными свойствами

Ориентац-е ценности: ЗУН востреб-е "соц. заказом"

Роль обуч-го: пассивная

Роль пед-га: Выполн. Предпис-й, ретрансляция З

Хар-р приобр. знаний: Отчужденный, "непережитый"

Принцыпы О: От внеш. - к внутр-му.

Хар-р д-ти обуч-го: Репродуктивный

Хар-р пед. взаимод-я: Моносубъектное

Способы орг-ии УД: Объяснение, закрепление, контроль

Осн. Форма пед. д-ти: Монолог

Хар-р обр-й среды: Жестко структурированная, закрытая

Оценка результатов: Сравнение с эталоном, со среднестатистическим нормативом

Характер управления: Жесткое, однозначное

Личностно ориентир-я парадигма:

Цел ОП: Разв. личности ч/з актуализацию лич-х качеств

Ориентационные ценности: Личность и культура

Роль обучаемого: Активная

Роль педагога Включение личностных качеств педагога в ОП, ретрансляция культурного опыта

Характер приобретаемых знаний: Присвоенный, личностно-обретенный, "вочеловеченный"

Принципы обучения: От внутр-го - к внешнему

Хар-р деят-ти обуч-го: Продуктивный, творческий

Хар-р пед. взаимодействия Полисубъектное

Способы орг-ии УД: Проектные, исследовательские

Основная форма ПД: Диалог

Хар-р обр-й среды: Псих-ки комфортная, открытая, информационно насыщенная, обеспечивающая безопасность личностных проявлений

Оценка рез-в: Отслеж-е инд-й динамики личн-го разв.

Хар-р управления: Гибкое, вариативное, с опорой на самоуправление

 

Следует отметить факт зависимости выбора педагогической парадигмы от уровня профессиональной подготовки учителя. Хорошо известно, что низкий уровень профессиональной компетенции предполагает ориентацию на авторитаризм, традиционную педагогику с ее жесткой детерминацией образовательного процесса учителем. Гуманистическая педагогика всегда требовала как высокого уровня профессиональных умений, так и сформированных педагогических ценностей.

Т.о., принцип полипарадигмальности можно считать проявлением педагогической мудрости. Сформулированный современной педагогикой в обобщенном виде методологический принцип полипарадигмальности, позволяет снять присущую различным парадигмам оппозиционность и конфликтность и определить ведущие подходы как в теоретической, исследовательской, так и в образовательной практике.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...