Замена лицензирования страхованием
В инновационном развитии огромная роль отводится малому и среднему бизнесу. Это обусловлено, прежде всего, их ролью в экономике инновационно развитых стран. Для снятия барьеров, мешающих развитию малого и среднего бизнеса, Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев издал указ о разработке ряда законопроектов. Одним из них является указ о создании нормативного акта, предполагающего замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности. [31] Сущность данного законопроекта заключается в том, что предприятия должны будут материально отвечать за ущерб, нанесенный им третьим лицам в ходе осуществления своей деятельности. Ущерб будет возмещаться страховой компанией, с которой предприятие заключило договор страхования ответственности. Необходимость принятия данного закона не вызывает сомнения. Во-первых, замена, лицензирования страхованием поможет избежать бумажной волокиты, с которой сталкиваются предприятия при получении лицензии. Это очень важно для предприятий малого и среднего бизнеса, поскольку бумажная волокита и коррумпированность чиновников являются самыми весомыми факторами, из-за которых предприниматели не решаются заниматься тем или иным видом лицензируемой деятельности. Так же данный законопроект решает проблему коррумпированности чиновников, поскольку они уже не будут решать можно ли предприятию заниматься лицензируемым видом деятельности. Во-вторых, замена лицензирования страхованием поможет улучшить качество работ предприятий, занимающихся лицензируемым видом деятельности. Ведь в отличие от лицензии, которая выдается на длительный срок, и ежегодного подтверждения соблюдения стандартов и правил безопасности, страховка, в большинстве своем, выдается на год и подразумевает постоянное выполнение стандартов и правил безопасности. К тому же, чтобы страховка была дешевле, предприятие должно будет повышать безопасность выполнения работ оказание услуг и т. д. По этому предприятию станет выгодно направлять деньги на развитие качества и безопасности производства.
К тому же общепризнанно, что лицензирование, в ряде случаев, является неэффективным механизмом государственного регулирования экономической деятельности. По сути, это право чиновников разрешать предприятиям заниматься той или иной деятельностью. Это формальность, не оказывающая прямого влияния на бизнес, в отличие от страхования, которое очень хорошо показало себя на примере с туристическим бизнесом. Выдача лицензии превращается, по сути, в “прикармливание” коррумпированных чиновников, выдающих лицензии за взятки. Поэтому, замена лицензирования страхованием не только снижает давление, борется со взяточниством, но и повышает качество работы на предприятии, поскольку предприниматель начинает отвечать перед потребителем своими деньгами. Естественно, нельзя проводить полную замену лицензирования страхованием, особенно в тех случаях, когда от качества работы зависят жизни людей (разработка, производство и ремонт авиационной техники; производство, хранение и утилизация взрывчатых веществ; производство лекарств и т. д.). К видам деятельности, в которых может проводиться реформа относятся: перевозки внутренним водным транспортом грузов; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте; перевозки морским транспортом грузов; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах; деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); оказание услуг почтовой связи.
Но стоит отметить, что даже те немногочисленные предприятия, которые подпадают под действие законопроекта, столкнутся на практике с большими проблемами. В предложенном законопроекте страхование является вмененным (как известно, по Гражданскому кодексу обязательный вид страхования может вводиться только на основании отдельного закона), а это значит, что затраты на страхование ответственности не могут относиться на себестоимость, по тому что налоговый кодекс между тем предусматривает исключение из налогооблагаемой базы только затрат на обязательные виды страхования ответственности. При этом, закон предлагается ввести в действие с 1 июля 2009 г, в то время, как поправки в Налоговый кодекс, если они вдруг будут приняты, могут вступить только с начала календарного года. Таким образом, не исключено, что полгода такое страхование будут осуществляться "бывшими лицензиатами" из чистой прибыли. Вряд ли это вызовет у них восторг. Большие претензии у страховщиков имеются и к самому тексту законопроекта, поскольку он вообще не стыкуется с действующим страховым законодательством. В предложенной форме, по мнению представителей страховых компаний, такое страхование не может быть интересно ядру рынка – компаниям, которые нацелены на устойчивую долгосрочную работу. Ведь, по сути, на страховщиков предлагается переложить ответственность за всю деятельность предпринимателей. Председатель совета директоров "Межотраслевого страхового центра" Николай Галагуза отметил, что в перечень покрываемых таким страхованием рисков вошли даже умышленные действия страхователя, хотя по Гражданскому кодексу этот риск не покрывается страхованием [32]. В итоге, прогнозируют представители компаний, это приведет к тому, что в этот сектор могут кинуться те, кто нацелен только на то, чтобы собрать деньги. Кроме того, на российском страховом рынке до сих пор хватает примеров «псевдострахования», когда невероятно дешевый полис приобретается исключительно для успокоения надзирающих инстанций, хотя всем известно, что выплаты по такому контракту в случае наступления страхового случая либо смехотворно малы, либо практически нереальны. Подобный опыт, разумеется, никак не может применяться в цивилизованной деловой практике. Другой, не менее вероятный сюжет — повторение истории с ОСАГО, когда в погоне за «социальной направленностью» закона были проигнорированы реальные параметры убыточности, что привело некоторых страховщиков к банкротству.
В связи со сложившимися проблемами в законопроект, для его успешной работы, необходимо внести ряд поправок. Для начала предлагается перенести начало действия закона с 01.07.2009 на 01.01.2010. Необходимо это для того, чтобы правительство успело принять и разработать ряд поправок в Налоговый кодекс. Среди них должна быть поправка, позволяющая вычитать расходы на страхование ответственности предприятия перед третьими лицами из налогооблагаемой прибыли. Кроме того, отсрочка позволит провести серию консультаций с ведущими страховыми компаниями, которые помогут правительству улучшить законопроект. Так же следует внимательнее отнестись к списку компаний, которые будут заниматься данным видом страхования. Возможно, целесообразно будет допускать к страхованию только компании, хорошо зарекомендовавшие себя и работающие на рынке не один год.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|