Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объект испытаний (измерений)




ПРОГРАММА

Испытание соединительных и сборных шин

Напряжением до и выше 1 кВ

ПВИ-14

 

 

 

 

Назначение и область применения

1.1.Настоящая программа устанавливает порядок выполнения испытаний и измерений сборных и соединительных шин электроустановок напряжением до и выше 1000В, до 110 кВ включительно, перед вводом в работу и в процессе эксплуатации.

1.2.Настоящая программа является организационно – методическим документом, обязательным при проведении испытаний и измерений персоналом ПО «ИЭС».

 

Нормативные ссылки

 

2.1.Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТЭУ) (далее «1»)

2.2.Правила устройства электроустановок (ПУЭ) (далее «2»)

2.3.Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП). Москва, Энергосервис, 2003г. (далее «3»)

2.4.Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации. Издание официальное, М. СПО ОРГРЭС, 2003 г. (далее «4»)

2.5.ГОСТ 12.3.019-80. «Система стандартов безопасности труда. Испытания и измерения электрические. Общие требования безопасности». (далее «5»)

2.6.ГОСТ Р 8.563-2009. «Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений». (далее «6»)

2.7.ГОСТ Р 50571.16-2007. «Электроустановки низковольтные. Часть 6 «Испытания». (далее «7»)

2.8.ГОСТ 16504-81. «Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения». (далее «8»)

2.9.ГОСТ Р 1.5-2012. «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения». (далее «9»)

2.10.Методики № 1,5,8. (далее «10»)

2.11.Объем и нормы испытаний электрооборудования. РД 34.45-51.300-97. 6-е изд. с изменениями и дополнениями, М. НЦ ЭНАС 2001г. (далее «11»)

2.12.Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»;

2.13.Федеральный закон № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха».

 

Термины и определения

Испытания – экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик свойств объекта испытаний как результат воздействия на него, при его функционировании, при моделировании объекта и (или) воздействий. Примечание: определение включает оценивание и (или) контроль.

Условия испытаний – совокупность воздействующих факторов и (или) режимов функционирования объекта при испытаниях.

Нормальные условия испытаний – условия испытаний, установленные нормативно-технической документацией (НТД) на данный вид продукции.

Вид испытаний – классификационная группировка испытаний по определённому признаку.

Метод испытаний – правила применения определенных принципов и средств испытаний.

Объем испытаний – характеристика испытаний, определяемая количеством объектов и видов испытаний, а также суммарной продолжительностью испытаний.

Объект испытаний – продукция, подвергаемая испытанию.

Программа испытаний – организационно-методический документ обязательный к выполнению, устанавливающий объект и цели испытаний, вид, последовательность и объем проводимых экспериментов, порядок, условия, место и сроки проведения испытаний, обеспечение и отчетность по ним, а также ответственность за обеспечение и проведение испытаний.

Методика испытаний –организационно-методический документ обязательный к выполнению, включающий метод испытаний, средства и условия испытаний, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик свойств объектов, формы предоставления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды (ТБООС).

Средство испытаний – техническое устройство, вещество и (или) материал для проведения испытаний.

Испытательное оборудование – средства испытаний, представляющие собой техническое устройство для воспроизведения условий испытаний.

Данные испытаний – регистрируемые при испытаниях значения характеристик свойств объекта и (или) условий испытаний, наработок, а также других параметров, являющихся исходными для последующей обработки.

Результат испытаний – оценка характеристик свойств объекта, установление соответствия объекта заданным требованиям по данным испытаний, результаты анализа качества функционирования объекта в процессе испытаний.

Протокол испытаний – документ, содержащий необходимые сведения об объекте испытаний, применяемых методах, средствах и условиях испытаний, результаты испытаний, а также заключение по результатам испытаний, оформленные в установленном порядке.

Испытательная организация – организация, на которую в установленном порядке возложено проведение испытаний определенных видов продукции или проведение испытания.

Испытательное подразделение – подразделение организации, на которое руководством последней возложено проведение испытаний для своих нужд.

Электроустановка – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразование ее в другой вид энергии.

 

Объект испытаний (измерений)

Объектом испытаний являются сборные и соединительные шины напряжением до 110 кВ включительно.

4.1. П, К. Измерение сопротивления изоляции подвесных и опорных фарфоровых изоляторов.

Измерение производится мегаомметром на напряжение 2500 В только при положительной температуре окружающего воздуха.

При монтаже изоляторов сопротивление изоляции измеряется непосредственно перед установкой изоляторов.

Сопротивление каждого изолятора или каждого элемента многоэлементного изолятора должно быть не менее 300 МОм (РД 34.45-51.300-97 п.17.1).

4.2. П, К. Испытание изоляции шин повышенным напряжением частоты 50 Гц.

– опорных одноэлементных изоляторов. Керамические одноэлементные опорные изоляторы внутренней и наружной установок;

– опорных многоэлементных и подвесных изоляторов. Штыревые подвесные изоляторы.

Значения испытательного напряжения приведены в табл. 1.

Вновь устанавливаемые многоэлементные или подвесные изоляторы должны испытываться повышенным напряжением 50 кВ частоты 50 Гц, прикладываемым к каждому элементу изолятора.

Таблица 1. Испытательные напряжения промышленной частоты электрооборудования классов напряжения до 35 кВ с нормальной и облегченной изоляцией (табл. 6.1 РД 34.45-51.300-97).

Класс напряжения электрообо-рудования, кВ Испытательное напряжение, кВ
Силовые трансформаторы, шунтирующие и дугогасящие реакторы Аппараты, трансформаторы тока и напряжения, токоограничивающие реакторы, изоляторы, вводы, конденсаторы связи, экранированные токопроводы, сборные шины, КРУ и КТП
На заводе- изгото-вителе При вводе в эксплуа- тацию В эксплуа-тации На заводе-изготовителе Перед вводом в эксплуатацию и в эксплуатации
Фарфоровая изоляция Другие виды изоляции
До 0,69 5,0/3,0 4,5/2,7 4,3/2,6 2,0    
  18,0/10,0 16,2/9,0 15,3/8,5 24,0 24,0 21,6
  25,0/16,0 22,5/14,4 21,3/13,6 32,0 (37,0) 32,0 (37,0) 28,8 (33,3)
  35,0/24,0 31,5/21,6 29,8/20,4 42,0 (48,0) 42,0 (48,0) 37,8 (43,2)
  45,0/37,0 40,5/33,3 38,3/31,5 55,0 (63,0) 55,0 (63,0) 49,5 (56,7)
  55,0/50,0 49,5/45,0 46,8/42,5 65,0 (75,0) 65,0 (75,0) 58,5 (67,5)
  85,0 76,5 72,3 95,0 (120,0) 95,0 (120,0) 85,5 (108,0)

Примечания:

1. Испытательные напряжения, указанные в виде дроби, распространяются на электрооборудование: числитель – с нормальной изоляцией, знаменатель – с облегченной изоляцией.

2. Испытательные напряжения для аппаратов и КРУ распространяются как на их изоляцию относительно земли и между полюсами, так и на промежуток между контактами с одним или двумя (цифра в скобках) разрывами на полюс. В случаях если испытательное оборудование не позволяет обеспечить испытательное напряжение выше 100 кВ, допускается проводить испытание при максимально возможном испытательном напряжении, но не менее 100 кВ.

3. Если электрооборудование на заводе-изготовителе было испытано напряжением, отличающимся от указанного, испытательные напряжения при вводе в эксплуатацию и в эксплуатации должны быть соответственно скорректированы.

4.3.Проверка состояния вводов и проходных изоляторов.Согласно ПВИ-8.

4.4.Контроль контактных соединений (РД 34.45-51.300-97 п.31).

4.4.1. П, К. Контроль опрессованых контактных соединений.

Контролируются геометрические размеры и состояние КС проводов и грозозащитных тросов (тросов) ВЛ и шин распределительных устройств.

Геометрические размеры (длина и диаметр спрессованной части корпуса зажима) не должны отличаться от требуемых технологическими указаниями по монтажу КС.

Стальной сердечник опрессованого соединительного зажима не должен быть смещен относительно симметрического положения более чем на 15% длины прессуемой части провода.

На поверхности зажима не должно быть трещин, коррозии, механических повреждений.

При приемке в эксплуатацию выборочно контролируется не менее 3% установленных зажимов каждого типоразмера (марки).

4.4.2. П, К. Контроль контактных соединений, выполненных с применением овальных соединительных зажимов.

Проверяются геометрические размеры и состояние КС проводов и грозозащитных тросов.

Геометрические размеры соединительных зажимов после монтажа не должны отличаться от предусмотренных технологическими указаниями по монтажу зажимов.

На поверхности зажима не должно быть трещин, коррозии (на стальных соединительных зажимах), механических повреждений.

Число витков скрутки скручиваемых зажимов на сталеалюминевых, алюминиевых и медных проводах не должно составлять менее 4 и более 4,5, а зажимов типа СОАС-95-3 при соединении проводов марки АЖС 70/39 – менее 5 и более 5,5 витков.

При приемке в эксплуатацию ВЛ контролируется выборочно не менее 2% установленных зажимов каждого типоразмера.

4.4.3.Контроль болтовых контактных соединений.

4.4.3.1. П, К. Контроль затяжки болтов контактных соединений.

Измеряется затяжка болтов КС, выполненных с применением соединительных плашечных, петлевых переходных, соединительных переходных, ответвительных, аппаратных зажимов; проверка производится в соответствии с инструкцией по их монтажу.

4.4.3.2. М. Измерение переходных сопротивлений.

Измеряется переходное сопротивление всех болтовых КС неизолированных проводов ВЛ напряжением 35-750 кВ, шин и токопроводов на номинальный ток 1000 А и более, контактных соединений шин ОРУ 35 кВ и выше.

На ВЛ сопротивление участка провода с соединителем не должно более чем в 2 раза превышать сопротивление участка целого провода такой же длины; для соединителей на подстанциях соотношение измеренных сопротивлений не должно быть более 1,2.

Периодичность контроля – не реже 1 раза в 6 лет.

При удовлетворительных результатах тепловизионного контроля контроль и проверки по настоящему пункту могут не производиться.

4.4.4. П, К. Контроль сварных контактных соединений.

Сварные контактные соединения бракуются, если непосредственно после выполнения сварки будут обнаружены:

– пережог провода наружного навива или нарушение сварки при перегибе соединенных проводов;

– усадочная раковина в месте сварки глубиной более 1/3 диаметра провода.

4.4.4.1.Контроль контактных соединений, выполненных с применением термитных патронов.

Контролируется КС проводов ВЛ и сборных соединительных шин РУ, выполненных с применением термитных патронов.

В сварном соединении не должно быть:

– пережогов наружного навива провода или нарушения сварки при перегибе сваренных концов провода;

– усадочных раковин в месте сварки глубиной более 1/3 диаметра провода из алюминия, сплавов или меди, глубиной более 6 мм – сталеалюминевого провода сечением 150-600 мм2.

4.4.4.2.Контроль контактных соединений жестких сборных и соединительных шин РУ, выполненных сваркой.

Проверяется состояние сварки КС.

В сварном соединении не должно быть трещин, прожогов, кратеров, непроваров сварного шва более 10 % его длины при глубине более 15% толщины свариваемого металла; суммарное значение непроваров, подрезов, газовых пор и вольфрамовых включений в швах свариваемых алюминиевых шин должно быть не более 15% толщины свариваемого металла в каждом рассматриваемом сечении.

4.5.Тепловизионный контроль.

4.5.1.Контактные соединения.

Предельные значения температуры нагрева болтовых контактных соединений не должны превышать данных, приведенных в таблице 2 (РД 34.45-51.300-97 табл. П3.1 п. 5).

Таблица 2.Допустимые температуры нагрева

Контролируемые узлы Наибольшее допустимое значение
Температура нагрева, °С Превышение температуры, °С
Болтовые контактные соединения из меди, алюминия и их сплавов:    
- без покрытия, в воздухе/в изоляционном масле 90/100 50/60
- с покрытием оловом, в воздухе/в изоляционном масле 105/100 65/60
- с покрытием серебром или никелем, в воздухе/в изоляционном масле 115/100 75/60

Примечание. Данные, приведенные в таблице, применяют в том случае, если для конкретных видов оборудования не установлены другие нормы.

Оценка состояния нагрева сварных контактных соединений, выполненных методом обжатия, производится согласно РД 34.45-51.300-97 пп. 1.5 и 1.6 прил. 3:

– для контактов и болтовых КС при токах нагрузки (0,3-0,6) I ном оценка их состояния проводится по избыточной температуре. В качестве норматива используется значение температуры, пересчитанное на 0,5 I ном.

Для пересчета используется соотношение:

,

где D Т 0,5 – избыточная температура при токе нагрузки 0,5 I ном.

При оценке состояния контактов и болтовых КС по избыточной температуре и токе нагрузки 0,5 I ном различают следующие области по степени неисправности.

Избыточная температура 5-10°С

Начальная степень неисправности, которую следует держать под контролем и принимать меры по ее устранению во время проведения ремонта, запланированного по графику.

Избыточная температура 10-30°С

Развившийся дефект. Принять меры по устранению неисправности при ближайшем выводе электрооборудования из работы.

Избыточная температура более 30°С

Аварийный дефект. Требует немедленного устранения.

– оценку состояния сварных и выполненных обжатием КС рекомендуется производить по избыточной температуре или коэффициенту дефектности.

4.5.2.Изоляторы шинных мостов.

Тепловизионный контроль изоляторов рекомендуется производить при повышенной влажности воздуха.

По высоте фарфора изолятора не должно быть локальных нагревов.

 

5. Цели испытаний (измерений)

 

5.1.Испытание соединительных и сборных шин напряжением до и выше 1 кВ электроустановок производится для обеспечения требуемой электро- и пожаробезопасности, безопасности населения, обслуживающего персонала, а также для обеспечения надежной работы электроустановок при приемо-сдаточных и периодических испытаниях.

5.2.Приемо-сдаточные испытания соединительных и сборных шин до 1 кВ производится согласно:

5.2.1.Измерение сопротивления изоляции. ПУЭ п.1.8.27 (1).

5.2.2.Проверка качества болтовых контактных соединений шин. ПУЭ п.1.8.27 (3).

5.3.Приемо-сдаточные испытания соединительных и сборных шин свыше 1 кВ производится согласно:

5.3.1.Испытание изоляции повышенным напряжением промышленной частоты. ПУЭ п. 1.8.27 (2) табл. 1.8.24, табл. 6.1 РД 34.45-51.300-97.

5.3.2.Проверка качества болтовых контактных соединений шин. ПУЭ п.1.8.27 (3).

5.3.3.Испытание проходных изоляторов. ПУЭ 1.8.34 (3), табл. 1.8.31.

5.4.Периодические испытания соединительных и сборных шин производят согласно:

5.4.1.Проверка сопротивления изоляции опорных фарфоровых изоляторов. ПТЭЭП приложение 3. п.8.1.

5.4.2.Испытание изоляции повышенным напряжением ПТЭЭП приложение 3 п.8.2, приложение 3.1 табл.5; табл. 6.1 РД 34.45-51.300-97.

5.4.3. Проверка состояния проходных изоляторов. ПТЭЭП приложение 3. п. 8.3, 9.3, приложение 3.1. табл. 5.

5.4.4.Контроль качества болтовых контактных соединений. ПТЭЭП приложение 3 п. 8.4, 1.3; РД 34.45-51.300-97 пп. 1.5 и 1.6 прил. 3

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...