Экспертная информация — данные, полученные с помощью опросов экспертов
Наряду с опросами населения важнейшим источником социальной информации являются опросы экспертов. Они используются для сбора информации по наиболее сложным проблемам, касающимся направлений трансформации экономики и общества. Такого рода вопросы можно адресовать лишь достаточно компетентным экспертам. В этом и состоит основная особенность экспертных опросов и их отличие от опросов массовых. Однако «добывать» экспертов для опроса очень трудно, поэтому на практике часты случаи, когда социологи задают сложные «экспертные» вопросы «простым людям», которые ответов на подобные вопросы не знают и не могут знать. Например, надо ли спрашивать рабочих о положении в науке, школьников — об итогах приватизации? Очевидно, лучше следовать правилу: при проведении опросов не выходить за рамки информированности опрашиваемых. Экспертные опросы начали использоваться в России с начала 1990-х гг. Тогда реформы только начинались, четких представлений обо всем, что нужно делать не было. Какие-либо ясные всем направления трансформации еще не проявились. В этой ситуации мнения тех, кто по уровню интеллекта и (или) занимаемой должности могли сформулировать хоть какие-то ответы на вопрос «что делать», были бесценными. В 1991—1993 гг. мне довелось руководить экспертным отделом ВЦИОМ, где проводился своего рода эксперимент. Была сформирована «экспертная панель» в составе 200 экспертов: первых лиц из числа тогдашних молодых реформаторов; первых представителей бизнеса; первых создателей ассоциаций малого и среднего бизнеса; руководителей регионов; директоров промышленных предприятий; обозревателей газет, занимавшихся экономикой и политикой; ученые — экономисты, социологи, географы. Им предлагалась специально разработанная анкета, целью которой было выяснение мнения экспертов по двум группам вопросов: 1)об основных направлениях реформ; 2) о возможных социальных последствиях реформ (эта анкета приводится в приложении 1). В последующие годы экспертные опросы получили широкое распространение и заняли заметное место в социологической науке. Формы их очень разнообразны. Опубликовано немало сборников с данными экспертных опросов, в которых немало полезных практических предложений и аналитических наблюдений. Сегодня эксперты стали главными героями любых дискуссий, круглых столов, теледебатов, где выясняются наиболее сложные вопросы современной политической ситуации в стране, они стали публичными политиками.
Экспертная информация весьма разнообразна, что зависит от опрашиваемых экспертов. Наряду с политиками и учеными в качестве экспертов выступают представители самых различных профессионально-должностных групп, информированных по соответствующим проблемам различных отраслей и сфер экономики и общества. Примером экспертной информации могут служить данные, которые с 1995 г. собираются с помощью анкеты директора «Предприятия ВПК» (см. приложение 2). Эта анкета охватывает широкий круг вопросов, касающихся юридического статуса предприятия и его собственников, хода производства, конкурентоспособности продукции, инвестиций, динамики кадров на предприятии, отношения работников к труду, ожиданий и др. Ясно, что информацию такого рода может дать только тот субъект, который причастен к управлению и занимается им вплотную. Данные средств массовой информации
Особенность этого вида информации состоит в том, что она является нецелевой, т.е. собирается не для определенных целей (скажем, науки), а собственно ради информации воплощающейся в газетах, журналах, радио- и телепрограммах и т.п. Но поскольку во всех этих источниках содержится социальная информация, то она может использоваться и для научных целей. Однако это предполагает применение специальных методов извлечения из этих источников 1990-е гг. М., 2001; Неравенство и смертность в России. М.: Московский центр Карнеги, 2000.
Особенность информации, содержащейся в научной литературе по тем или иным социально-экономическим вопросам состоит в том, что она представляет собой научно обработанные, прошедшие анализ и синтез данные по изучаемым проблемам, почерпнутые из разных источников. Отсюда достоинства этого вида информации — систематизированность, обобщенность, глубина, достоверность и др. Вместе с тем фактор субъективности присутствует и в научной информации. Что же получается — что любая информация субъективна? Да, именно так. Поэтому задача пользователя — овладеть искусством интерпретации всех видов информации, т.е. овладеть искусством извлечения «рационального зерна» из данных Госкомстата России, из официальных документов, из опросов общественного мнения, монографий, сборников, статей и других источников. З аключение
Конкретное социологическое исследование (КСИ) - это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов: 1) подготовка исследований; 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ; 4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. Можно сказать, что именно социальная информация составляет основу конкретных исследований в социологии, поскольку именно она является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная тем или иным методом, представляет изучаемые явления и процессы. Это побудило меня включить в курс лекций социологии российских реформ специальный раздел о социальной информации.
Дать определение социальной информации не так уж сложно: это — совокупность сведений о социальных процессах в обществе, которые накоплены в разных источниках, — в сборниках статистических материалов и официальных документов (например, указов Президента, постановлений Правительства и др.). в газетах и журналах, в архивных документах, в научных изданиях, в анкетах и интервью, записанных на кассеты и электронные носители, и др. Говоря о социальной информации, следует отметить, что за годы реформ роль информации в российском обществе заметно возросла. Налицо информационный бум. В СССР об изучении общественного мнения, о возможности измерения рейтингов мало кто знал. Сегодня все это вошло в нашу повседневную жизнь, чему немало способствуют избирательные кампании, которые практически непрерывно идут во всех регионах России. Ведь именно социальная информация является главным орудием борьбы разных претендентов за власть. Более того, технологии «паблик рилейшнз» в последние годы приобрели в России статус нового социального института. В России продолжается рост количества издаваемых газет и журналов. Многие издания создают собственные аналитические центры (например, имеет его «Новая газета»), которые на рынке информационных услуг успешно конкурируют со многими специализированными НИИ и центрами общественного мнения. Через прессу с социальной информацией знакомятся миллионы людей.
Таблица 1 Четыре основных метода социологических исследований
Список литературы
1. Абалкин Л. Логика экономического роста. М.: ИЭ РАН, 2002. 2. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.С. Социологический словарь. Казань: Изд-во Казанского университета, 2002. 3. Авраамова Е. М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения. М.: ИСЭПНРАН, 2004. 4. Алексеев А.Н. Драматическая социология (эксперимент социолога-рабочего). М.: ИС РАН, 2003. 5. Антов А. Понятие «социальная структура» в современной социологии // Социологические исследования 2003 г. №7 с. 36-38. 6. Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций. По материалам этносоциологических исследований М.: Наука, 2005. 7. Бальцерович Л. Социализм, капитализм, информация. Очерки на рубеже эпох. М., 1999. 8. Богомолов О.Т. Анатомия глобальной экономики. М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. 9. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Университетская книга, 2001. 10. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 2004. 11. Властные элиты и номенклатура: Аннотированная библиография российских изданий 1990—2000 гг. СПб.: ИС РАН, 2001. 12. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 2004. – 432 с.
13. Вопросы социологии: Финансовое поведение населения России. М.: Socio-Logos, 2004. 14. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 2005. 15. Заславская Т.И. О социальном механизме постсоветских преобразований в России. М., 2002. 16. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М.: Дело, 2002. 17. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск: Наука, 2003. 18. Зборовский Г.Е. Общая социология. – М.: Гардарики, 2004. 19. Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-политический журнал 2003 г. №2 с.98-106. 20. Общая социология. Учебное пособие. Под общ. ред. Эфендиева А.Г. – М., 2000. 21. Основы общей теории: Учеб. пособие/ Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н.Москвичева. М., 2006. C. 80-84. 22. Рофе А. И. Экономика и социология труда. - М.: Мик, 2001. 23. Слюсорянский М.А. и др. Проблемы стратификации российского общества в переходный к рынку период // ПГТУ П. 2005. 24. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 2001. 25. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов. /А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др., Под общ. ред. А.Н. Елсукова. – Мн.: Тетра-Системс, 2003. 26. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов/ А.Н. Елсуков, Е.Н. Бабосов, А.Н. Данилов.-Изд-е 4-е, стереотип. – Мн.: «Тетра-Системс», 2003. 27. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 28. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил. 29. Спасибенко С.Г. Социология. Человек как объект и предмет социологического изучения // Социально-гуманитарные знания. – 1999. - №6. с.34-56. 30. Тадевосян Э.В. Социология. – М.: Знание, 2004. 31. Тощенко Ж.Т. Социология. – М.: Прометей, 2004 32. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 2003. С. 20 33. Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. М., 2006. C.8-12. 34. Эркки Калеви Асп. Введение в социологию. –Спб.: Алетейя, 1998. 37. Ядов В.Я. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 2005.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|