Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспертная информация — данные, полученные с помощью опросов экспертов

 

Наряду с опросами населения важнейшим источником социаль­ной информации являются опросы экспертов. Они используются для сбора информации по наиболее сложным проблемам, касающимся направлений трансформации эко­номики и общества. Такого рода вопросы можно адресовать лишь достаточно компетентным экспер­там. В этом и состоит основная особенность экспертных опросов и их отличие от опросов массо­вых. Однако «добывать» экспер­тов для опроса очень трудно, по­этому на практике часты случаи, когда социологи задают сложные «экспертные» вопросы «простым людям», которые ответов на подоб­ные вопросы не знают и не могут знать. Например, надо ли спраши­вать рабочих о положении в науке, школьников — об итогах привати­зации? Очевидно, лучше следовать правилу: при проведении опросов не выходить за рамки информиро­ванности опрашиваемых.

Экспертные опросы начали ис­пользоваться в России с начала 1990-х гг. Тогда реформы только начинались, четких представле­ний обо всем, что нужно делать не было. Какие-либо ясные всем направления трансформации еще не проявились. В этой ситуации мне­ния тех, кто по уровню интеллек­та и (или) занимаемой должности могли сформулировать хоть ка­кие-то ответы на вопрос «что де­лать», были бесценными.

В 1991—1993 гг. мне довелось руководить экспертным отделом ВЦИОМ, где проводился своего ро­да эксперимент. Была сформиро­вана «экспертная панель» в соста­ве 200 экспертов: первых лиц из числа тогдашних молодых рефор­маторов; первых представителей бизнеса; первых создателей ассо­циаций малого и среднего бизнеса; руководителей регионов; директо­ров промышленных предприятий; обозревателей газет, занимавших­ся экономикой и политикой; уче­ные — экономисты, социологи, географы. Им предлагалась специ­ально разработанная анкета, целью которой было выяснение мнения экспертов по двум группам вопро­сов: 1)об основных направлениях реформ; 2) о возможных социаль­ных последствиях реформ (эта ан­кета приводится в приложении 1). В последующие годы эксперт­ные опросы получили широкое распространение и заняли заметное место в социологической нау­ке. Формы их очень разнообразны. Опубликовано немало сборников с данными экспертных опросов, в которых немало полезных практи­ческих предложений и аналити­ческих наблюдений. Сегодня экс­перты стали главными героями любых дискуссий, круглых сто­лов, теледебатов, где выясняются наиболее сложные вопросы совре­менной политической ситуации в стране, они стали публичными по­литиками.

Экспертная информация весь­ма разнообразна, что зависит от опрашиваемых экспертов. Наряду с политиками и учеными в качест­ве экспертов выступают предста­вители самых различных профес­сионально-должностных групп, информированных по соответствующим проблемам различных отраслей и сфер экономики и об­щества. Примером экспертной ин­формации могут служить данные, которые с 1995 г. собираются с по­мощью анкеты директора «Пред­приятия ВПК» (см. приложение 2). Эта анкета охватывает широкий круг вопросов, касающихся юри­дического статуса предприятия и его собственников, хода производ­ства, конкурентоспособности про­дукции, инвестиций, динамики кадров на предприятии, отноше­ния работников к труду, ожиданий и др. Ясно, что информацию тако­го рода может дать только тот субъект, который причастен к уп­равлению и занимается им вплот­ную.

Данные средств массовой информации

 

Особенность этого вида информа­ции состоит в том, что она являет­ся нецелевой, т.е. собирается не для определенных целей (скажем, науки), а собственно ради инфор­мации воплощающейся в газетах, журналах, радио- и телепрограммах и т.п. Но поскольку во всех этих источниках содержится со­циальная информация, то она мо­жет использоваться и для научных целей. Однако это предполагает применение специальных методов извлечения из этих источников 1990-е гг. М., 2001; Неравенство и смертность в России. М.: Мос­ковский центр Карнеги, 2000.

Особенность информации, со­держащейся в научной литературе по тем или иным социально-эконо­мическим вопросам состоит в том, что она представляет собой научно обработанные, прошедшие анализ и синтез данные по изучаемым про­блемам, почерпнутые из разных источников. Отсюда достоинства этого вида информации — систематизированность, обобщенность, глубина, достоверность и др.

Вместе с тем фактор субъек­тивности присутствует и в науч­ной информации. Что же получа­ется — что любая информация субъективна? Да, именно так. Поэтому задача пользователя — овладеть искусством интерпрета­ции всех видов информации, т.е. овладеть искусством извлечения «рационального зерна» из дан­ных Госкомстата России, из офи­циальных документов, из опро­сов общественного мнения, моно­графий, сборников, статей и дру­гих источников.


З аключение

 

Конкретное социологическое исследование (КСИ) - это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов: 1) подготовка исследований; 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ; 4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Можно сказать, что именно социальная информация составляет основу конкретных исследований в со­циологии, поскольку именно она является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная тем или иным мето­дом, представляет изучаемые яв­ления и процессы. Это побудило меня включить в курс лекций со­циологии российских реформ спе­циальный раздел о социальной информации.

Дать определение социальной информации не так уж сложно: это — совокупность сведений о социальных процессах в обще­стве, которые накоплены в раз­ных источниках, — в сборниках статистических материалов и офи­циальных документов (например, указов Президента, постановлений Правительства и др.). в газе­тах и журналах, в архивных до­кументах, в научных изданиях, в анкетах и интервью, записанных на кассеты и электронные носи­тели, и др.

Говоря о социальной информа­ции, следует отметить, что за го­ды реформ роль информации в российском обществе заметно воз­росла. Налицо информационный бум. В СССР об изучении общест­венного мнения, о возможности измерения рейтингов мало кто знал. Сегодня все это вошло в на­шу повседневную жизнь, чему не­мало способствуют избиратель­ные кампании, которые практи­чески непрерывно идут во всех регионах России. Ведь именно со­циальная информация является главным орудием борьбы разных претендентов за власть. Более то­го, технологии «паблик рилейшнз» в последние годы приобрели в России статус нового социального института.

В России продолжается рост количества издаваемых газет и журналов. Многие издания со­здают собственные аналитиче­ские центры (например, имеет его «Новая газета»), которые на рын­ке информационных услуг успеш­но конкурируют со многими специ­ализированными НИИ и центра­ми общественного мнения. Через прессу с социальной информаци­ей знакомятся миллионы людей.

 

Таблица 1

Четыре основных метода социологических исследований

Метод исследования Сильные стороны Слабые стороны

Полевая работа

1. Обычно дает более богатую и “углубленную” информацию, чем другие методы 1. Может применяться только при изучении относительно небольших групп и сообществ
2. Дает возможность исследователю вести себя гибко — менять стратегию и следовать новым ориентирам, если они возникают 2. Результаты касаются только изученных групп и сообществ; обобщение на основе единичного полевого исследования весьма проблематично

Опросы (обследования)

1. Возможно получение эффективных наборов данных для большого количества индивидов 1. Собранный материал может оказаться поверхностным; если опросники жестко стандартизированы, то важные различия точек зрения респондентов могут быть искусственно сглажены
2. Дают возможность точного сравнения ответов респондентов 2. Ответы могут содержать то, что люди говорят о своих убеждениях, а не то, что они думают на самом деле

Документальное исследование

1. Исследование может оказаться глубоким или охватить большие группы людей в зависимости от типа изучаемых документов 1. Исследование зависит от существующих источников, а они могут быть неполными
2. В особенности важно в том случае, когда работа либо целиком историческая, либо имеет определенную историческую направленность 2. Трудно определить, насколько источники отражают реальные тенденции, например, в случае с некоторыми видами официальной статистики

Эксперименты

1. Можно контролировать степень влияния тех или иных переменных 1. Многие аспекты социальной жизни не могут быть перенесены в лабораторию
2. Эксперимент легче повторить другим исследователям 2. На ответы участников эксперимента может оказать воздействие ситуация эксперимента

Список литературы

 

1. Абалкин Л. Логика экономического роста. М.: ИЭ РАН, 2002.

2. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.С. Социологический словарь. Казань: Изд-во Казанского университета, 2002.

3. Авраамова Е. М. Время перемен: социально-экономическая адаптация на­селения. М.: ИСЭПНРАН, 2004.

4. Алексеев А.Н. Драматическая социология (эксперимент социолога-рабоче­го). М.: ИС РАН, 2003.

5. Антов А. Понятие «социальная структура» в современной социологии // Социологические исследования 2003 г. №7 с. 36-38.

6. Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций. По материалам этносоциологических исследований М.: Наука, 2005.

7. Бальцерович Л. Социализм, капитализм, информация. Очерки на рубе­же эпох. М., 1999.

8. Богомолов О.Т. Анатомия глобальной экономики. М.: ИКЦ «Академкни­га», 2004.

9. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Университетская книга, 2001.

10. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные про­изведения. М.: Прогресс, 2004.

11. Властные элиты и номенклатура: Аннотированная библиография россий­ских изданий 1990—2000 гг. СПб.: ИС РАН, 2001.

12. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 2004. – 432 с.

13. Вопросы социологии: Финансовое поведение населения России. М.: Socio-Logos, 2004.

14. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 2005.

15. Заславская Т.И. О социальном механизме постсоветских преобразований в России. М., 2002.

16. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М.: Дело, 2002.

17. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск: Наука, 2003.

18. Зборовский Г.Е. Общая социология. – М.: Гардарики, 2004.

19. Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-политический журнал 2003 г. №2 с.98-106.

20. Общая социология. Учебное пособие. Под общ. ред. Эфендиева А.Г. – М., 2000.

21. Основы общей теории: Учеб. пособие/ Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н.Москвичева. М., 2006. C. 80-84.

22. Рофе А. И. Экономика и социология труда. - М.: Мик, 2001.

23. Слюсорянский М.А. и др. Проблемы стратификации российского общества в переходный к рынку период // ПГТУ П. 2005.

24. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 2001.

25. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов. /А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др., Под общ. ред. А.Н. Елсукова. – Мн.: Тетра-Системс, 2003.

26. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов/ А.Н. Елсуков, Е.Н. Бабосов, А.Н. Данилов.-Изд-е 4-е, стереотип. – Мн.: «Тетра-Системс», 2003.

27. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512

28. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.

29. Спасибенко С.Г. Социология. Человек как объект и предмет социологического изучения // Социально-гуманитарные знания. – 1999. - №6. с.34-56.

30. Тадевосян Э.В. Социология. – М.: Знание, 2004.

31. Тощенко Ж.Т. Социология. – М.: Прометей, 2004

32. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 2003. С. 20

33. Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. М., 2006. C.8-12.

34. Эркки Калеви Асп. Введение в социологию. –Спб.: Алетейя, 1998.

37. Ядов В.Я. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 2005.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...