Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения на снарядах и специальных конструкциях. При





равном уровне спортивной подготовленности всех участников вы­ступления упражнения на гимнастических снарядах вызывают у зрителя наибольший интерес. Однако на пути широкого внедрения в программу массовых гимнастических выступлений упражнений на снарядах (как они этого заслуживают) стоят серьезные препятствия. Во-первых, дорогостоящий и пока не транспортабельный инвен­тарь. Были попытки замены стандартных гимнастических снарядов специальными конструкциями (1967 год, IV Спартакиада народов СССР, сводная колонна студентов физкультурных вузов; по проек­ту В. М. Абалакова были изготовлены вместо брусьев и бревен портативные конструкции снарядов и шестов). Этот путь, безуслов­но, перспективен, в особенности там, где не предполагается демон­страции сложных упражнений. Во-вторых, на гимнастических сна­рядах затруднено синхронное выполнение сложных маховых уп­ражнений.

Сольные упражнения. Если в программу гимнастических вы­ступлений включаются сольные выступления, то, как правило, солисты бывают уже готовы к ним. На репетициях определяется только их место в программе выступления, иногда проводится не­большая редакция, а главное — уточняется роль основного соста­ва участников во время сольного выступления. Сольное выступле­ние можно усилить за счет ограничения площадки (одного солиста на футбольном поле не каждый зритель может хорошо увидеть) и фонирующих упражнений основной группы участников. Если дви­жения фонирующей группы по содержанию, темпу будут соответст­вовать движениям солиста, то его выступление будет более ярким и богатым.

Массовые построения и пирамиды. Построения фигурами участ­ников выступления плоскостных изображений, например герба СССР или союзных республик, даты годовщины Великого Октября, лозунгов и приветствий, или пирамид, отражающих героический труд, великие победы советского народа, являются идейной осно­вой спортивного праздника, чему, собственно, он и посвящен. По­добные массовые построения, которые несут большую идейную на­грузку и которые зритель обычно глубоко и эмоционально воспри­нимает, не требуют значительных затрат репетиционного времени.

Фоновые действия. Фоновые действия сопровождают и уси­ливают зрелищный эффект массовых гимнастических выступлений. Для этого на трибуне, противоположной главной, размещается спе­циальная группа участников выступления со специальными флаж­ками. По ходу выступления фонирующая группа меняет цвет фо­на, показывает (мозаично) цифры, слова, эмблемы, символы и т. д. по сценарию выступления.

Уходы. Разрабатывая графики движения участников выступле­ния на уходе, следует помнить, что выступление, и в частности его апофеоз, уже состоялось. Поэтому в поиске лучшего варианта нуж­но выбирать такой, в котором уход участников выступления с пло­щадки был бы четким, коротким по времени и мажорным по на­строению.


МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Трудно представить себе гимнастическое выступление без му­зыкального сопровождения. Музыка усиливает и делает более до­ходчивой смысловую сторону гимнастического выступления и вмес­те с этим берет на себя значительную долю эмоциональной нагруз­ки. В связи с этим подбирать музыкальный материал нужно так же тщательно и вдумчиво, как и все содержание гимнастического вы­ступления.

При подборе музыкального материала следует учитывать:

а) соответствие музыкального материала теме праздника, кото­
рому посвящено выступление;

б) качество музыки как произведения искусства. Музыкальные
произведения, не получившие признания у зрителей, или вульгар­
ные, избитые мелодии могут вызвать отрицательные эмоции;

в) соответствие музыкального содержания действиям участников
выступления;

г) темп исполнения. При выборе музыкального произведения
следует согласовывать темп упражнения с нормальным темпом
выбранного музыкального произведения;

д) четкость и равномерность метрического отсчета. Музыкаль­
ные произведения, в которых отдельные части исполняются с изме­
нением метрического отсчета (лига, фермата, синкопа), вряд ли
могут быть использованы для массовых гимнастических выступле­
ний, так как создают условия для нарушения синхронности в дейст­
виях участников;

е) контрастность музыкальной программы по жанру и настрое­
нию. Это особенно важно учесть для тех случаев, когда выступле­
ние состоит из нескольких эпизодов и продолжается более 8—
10 мин.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Художественное оформление помогает восприятию идеи гимнас­тического выступления, создает зрительную иллюзию абсолютной синхронности совместных действий участников, усиливает конт­растность, выделяет и подчеркивает главное в программе выступле­ния.

Основными компонентами художественного оформления явля­ются: покрой, фактура и расцветка костюмов участников, архитек­тура, материал и расцветка реквизита и инвентаря, оформление площадки и примыкающего к ней пространства.

При разработке эскизов художественного оформления выступ­лений необходимо учитывать:

а) зрительное восприятие участников. Если главной задачей массовых гимнастических выступлений является агитация за физи­ческую культуру и спорт, то это и должно лечь в основу поиска наиболее подходящей модели костюма участника. Систематические занятия физическими упражнениями делают человека стройным, гармонично развитым, его тело становится прекрасным. Нужно


 




предоставить возможность зрителю в этом наглядно убедиться;

б) праздничность гимнастического выступления. В расцветке
костюмов участников желательно избегать серовато-темных тонов.
Если это невозможно, тогда попытаться сделать костюм более
праздничным за счет отдельных элементов (вставки, орнаменты,
блестки и т. п.);

в) сочетание расцветки костюмов, реквизита, инвентаря, пло­
щадки и фона. Площадка выступления (травяная, земляная, ас­
фальтовая), дальний фон (трибуна, здание, задник сцены, забор,
лес и т. п.) — факторы постоянные. Чтобы выделить главное —
участников выступления, необходимо подобрать расцветку кос­
тюмов участников, окраску реквизита и инвентаря, гармонирую­
щую с фактурой постоянных факторов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...