Негативная роль оппозиции в правительстве России
Содержание
Введение . Позитивная роль оппозиции в правительстве России . Негативная роль оппозиции в правительстве России Заключение Список литературы
Введение
Оппозиция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике - партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также, политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть. В различных политических системах оппозиция играет разную роль. При тоталитарном правлении власти, уничтожая всякие самоорганизующиеся группы, тем более стремятся подавить в зародыше саму возможность организованной политической оппозиции; при авторитарном правлении оппозиция подвергается преследованиям, так как рассматривается властью как угроза для себя и для стабильности существующего режима и подается пропагандой как некое антигосударственное явление. Институт оппозиции является базовым для демократического государства, так как позволяет своевременно осуществлять ротацию политических элит и контрэлит и обеспечивать функционирование гражданского общества. Без оппозиции усиливаются авторитарные тенденции, начинается загнивание и разложение правящей элиты, выборы становятся формальными и пустыми. В цивилизованном мире в итоге демократических выборов политические элиты сменяются контрэлитами. Российское общество ориентируется на идеалы демократии, свободы и плюрализма, создавая объективные предпосылки для развития института политической оппозиции и гражданского общества, несмотря на острый характер противоборства субэлит во властных структурах, коммунистической и демократической оппозиции.
Рассмотрим роль оппозиции в правительстве России. Позитивная роль оппозиции в правительстве России
В.В. Путин, неоднократно подчеркивал значимость института оппозиции для демократии. В рамках политической системы властные рычаги переходят, как правило, к системной, лояльной, легальной, конструктивной, но обязательно оппозиции. Смена в ходе выборов руководства страны и регионов закономерно влечет за собой смену высшего и среднего руководящего состава государственного аппарата, что естественным образом препятствует моральному разложению госслужащих, их коррумпированию, сращиванию с частнокапиталистическими и мафиозно-криминальными структурами. В условиях отсутствия системы эффективного государственного контроля только демократическая выборная ротация во власти различных политических сил и конкретных политических деятелей призвана нейтрализовать в известной мере недостатки, связанные с затянувшимся становлением правового государства и гражданского общества. Политическая оппозиция - это не только политические институты, имеющие своей целью достижение власти или влияния на власть, но и структуры гражданского общества, проводящие в своей деятельности линию противостояния политической элите. Оппозиция играет принципиально важную роль в регуляции системы политических и общественных отношений в целом. Она осуществляет повседневную критику властных структур, предлагает альтернативные решения назревших проблем, заинтересованно следит за легитимностью режима, мобилизует протестный электорат, формулирует определенные моральные императивы и эстетические идеалы, наконец, создает в обществе совершенно особую атмосферу творческого инакомыслия. Идеальная модель оппозиции включает в себя последовательное, организованное и легальное оппонирование партии, движения или иной группы лиц сложившемуся политическому режиму, освещение в парламенте и СМИ реальной практики осуществления правительством своего политического курса, и самое главное - приход к власти в ходе демократических перевыборов депутатов парламента и главы государства.
Негативная роль оппозиции в правительстве России
Практика политической жизни современной России показывает, что в настоящее время сформировалось особое отношение к оппозиции, которая многими официальными лицами негласно относится к разряду нежелательного явления. Проявление сомнительного отношения к оппозиции негативно отражается на политическом и социально-экономическом состоянии общества и государства. По мнению исследователей, это является одной из причин того, что продолжают углубляться кризисные явления - усиление деструктивных и разрушительных процессов в духовной и социально-политической сферах, снижение экономического потенциала и авторитета страны в мировом сообществе, ущемление интересов широких народных масс и неопределенность в перспективах развития общества. Радикальная оппозиция и деструктивная контрэлита пытаются часто использовать непарламентские методы, включая методы принуждения и насилия вплоть до экстремизма. Цель такой тактики ультраправых и ультралевых, националистических сил заключается, во-первых, в провоцировании беспорядков, в подрыве стабильности в обществе, в создании ситуации напряженности, благоприятной для мятежей и цветных революций; во-вторых, в политическом шантаже власти, в давлении на власть для обеспечения своих интересов и срыва государственных мероприятий. По прогнозам политологов, сегодня власти потребуются оппозиционные партии, как только правительство приступит к болезненным реформам. Оппозиция, единым фронтом выступавшая против Путина, медленно распадается. Массовые митинги идут на спад, список лидеров тоже меняется на глазах. Все это - приметы кризиса оппозиции, ее неспособности предложить новую повестку дня. И вот в этих условиях снова прозвучал призыв к объединению. Сопредседатель Партии народной свободы (ПАРНАС) Михаил Касьянов заявил, что ПАРНАС готов создать демократическую коалицию с «Яблоком» и партией Михаила Прохорова. Касьянов считает, что коалиция может стать серьезной политической силой и получить поддержку значительного числа граждан.
Ведущий эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров считает, что предложение Касьянова - это демонстрация готовности к консолидации, которая никогда не будет реализована практически, так как в нашей нынешней политической системе партии не играют роли, кроме как декоративной поддержки своих лидеров. Когда на выборах разрешат создавать блоки, когда партии столкнутся с необходимостью закрывать списки в большом количестве регионов, - это потребует объединения усилий. А нынешнее отсутствие консолидации объясняется самой конструкцией системы. Разнородная оппозиция выступала единой силой на протяжении трех месяцев. Но изначально было ясно: это возможно лишь потому, что они выступали против власти, против нечестных выборов. Как только речь заходит о конкретных позитивных идеях, предложениях и программах, - выясняется, что коммунисты, националисты и правые либералы не могут найти общего языка. Трудно было бы ожидать, что они и дальше будут демонстрировать единение, если только это единение не связано с общим внешним врагом. Мы увидели позитивный опыт консолидированных акций. Но выборы прошли, и лозунг «За честные выборы» становится все менее эффективным. Политический протест переходит в другую фазу, связанную с формулированием позитивной повестки дня - и с неизбежным расхождением сил, которые еще недавно выступали слитно. Это нормальный следующий этап. Негативная реакция на действия власти будет и дальше приводить к акциям на основе широкой коалиции. Но если говорить о позитивной повестке, это будут более узкие объединения, более гомогенные по идеологическому признаку. Власть должна быть заинтересована в появлении системных оппозиционных сил, которые бы пользовались доверием, и были бы способны канализовать социальный протест, когда он возникнет. Нынешние системные партии на это не способны, они не могут сыграть роль модератора между властью и обществом. Сегодня они - в целом - поддерживают законопроекты, которые предложил Кремль. Потому что эти проекты законов позволяют нынешним партиям сохранить статус-кво. Но этому приходит конец. По мнению Н. Петрова, скоро мы увидим смену поколений лидеров в системных партиях. Уход старых лидеров и приход новых может привести к самым серьезным последствиям - в том числе, партийным расколам. С другой стороны, усиливается политическая конкуренция. Мы увидим появление партий новых. Это будут настоящие оппозиционные партии, независимо оттого, поддержит ли их Кремль, или нет.
Россия вступила в принципиально новый этап политического развития. Сейчас правительству придется реализовывать серьезную стратегию, включающую болезненные меры, и Кремлю понадобится не пассивный конформизм со стороны граждан, а социальная поддержка. Это значит, понадобятся реальные политические партии, способные структурировать общественное пространство. Это предполагает, что партии не смогут оставаться целиком подконтрольными Кремлю. Можно сказать, монополии Кремля на политический контроль приходит конец. В будущем это обещает, что политическая жизнь в России станет более живой. Заключение политический оппозиция насилие контрэлита Феномен оппозиции как социальное явление присущ самой природе человеческого общества в силу его неоднородности и различия интересов отдельных индивидов, социальных групп и властвующих субъектов. Оппозиция обусловлена групповой природой политики как общественного явления, когда сталкиваются противоположные социальные и политические интересы, связанные с участием во власти, ее завоеванием, противодействием, распространением ресурсов, принятием решений. Оппозиционарность выступает интегративной характеристикой проявления активности оппозиции и является одной из ведущих закономерностей современного демократизирующегося общества. Оппозиционные контрэлиты функционировали в той или иной форме на протяжении всей российской истории. В России функции элиты традиционно выполняла административно-политическая бюрократия, а интеллигенция выполняла функцию контрэлиты. Исторический опыт показывает, что ответственная оппозиция и, соответственно, ответственная контрэлита, как правило, стремятся разрабатывать конструктивные альтернативные предложения, предавать гласности безнравственные поступки членов правительства и добиваться власти исключительно цивилизованными методами. Когда общество находится в нестабильном состоянии, в стадии формирования или реформирования, конструктивная оппозиция, как показывает опыт развития ведущих стран мира, может и должна стать источником и движущей силой и важнейшим оздоравливающим фактором в нем.
Механизм взаимодействия элит и контрэлит, власти и оппозиции должен функционировать на основе разделения властей, создания системы сдержек и противовесов, ограничения власти большинства над меньшинством, принятии федерального закона об оппозиции. При развитом демократическом режиме властная элита и оппозиционная контрэлита являются полноправными политическими партнерами. Список литературы
1. Гаврилов Г.А. Модели политической оппозиции: теоретико-методологический анализ. - М.: Сфера, 2010. - 218 с. . Кривчук И.А. Оппозиции и контрэлиты в современной России // Актуальные проблемы социальной истории и социальной работы. Десятые всероссийские научные чтения. Тез. докл. и сообщ. 23-24 апреля 2011 г. - Новочеркасск; Ростов-н/Д: Логос, 2011. . Полунин А. Кремль теряет партконтроль // Свободная Пресса. - 2012. - 11 марта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|