Обман при заключении сделки (dolus in contrahendi)) 6 глава
Одновременно с Флорентином провинциальный профессор, известный только по имени — Гай (Gaius), пишет "Institutiones" В этом разделе Сабин рассматривает все те отношения, которые называет Цицерон, говоря о bona fides и dolus malus (Cic, de off., 3,15,61; Top., 17,66), и которые упоминают муниципальные законы I в. до н. э. (Tab Heracl., 111). 58 Возможно, это связано с тем, что зти контракты не являются осно 59 Об этом юристе ничего не известно. В списке классических трудов, Раздел I. Периодизация и источники в 4 книгах — единственное классическое сочинение, дошедшее до нас полностью. Работа написана в конце правления Антонина Пия и издана уже после его смерти. В 1-й (1,53; 1,102) и 2-й (2,151а) книгах Гай называет принцепса "imperator Antoninus", тогда как в конце 2-й книги (2,195) — "divus Pius Antoninus", что указывает на обожествление императора после смерти. Общая структура "Институций" Гая (лица — вещи — иски) стала моделью для Институций Юстиниана и Кодекса Наполеона (Code Civil) 1804 г. и зависящих от него современных гражданских кодексов. Gai., 1,8: Отппе autem ius quo utimur Все право, которым мы пользуем- Эта система не имеет аналогов в предшествующей Гаю юридической литературе; однако, принимая этот план изложения, Институции Юстиниана (I. 1,2,12) дают обоснование: "Nam parum est ius nosse, si personae, quarum causa statutum est, ignorentur" ("Ведь немного стоит познание права, пока неизвестны лица, ради которых оно установлено"), — которого нет у Гая (1,8) и которое может восходить к другому элементарному сочинению, где автор чувствовал необходимость мотивировать нововведение. Но другие сочинения элементарного характера, предшествующие или одновременные Гаю, неизвестны60.
Гай строго держится указанной общей структуры, распределяя материал следующим образом. 1,1-7 — формы позитивного права право лиц: 1,9-47 — рабское состояние (servitus) и формы отпущения на волю (manumissio) 1,48—141 — свободные лица, подчиненные чужой власти (personae alieni iuris) 1,48-107 состояние в отцовской власти (personae in potestate); виды усыновлений (adoptio) 60 Автором обоснования мог быть Флорентин, но он рассматривает право лиц в середине работы. В этом случае вся фраза получает другой смысл, а включение ее в Институции Юстиниана подчеркивает нестандартность структуры модельной работы Гая. Глава 3. Классический период (17 г. до н. э. — 235 г. н. э.) 43 1,108-115 состояние в супружеской власти (personae in ma-nu), переход во власть мужа (conventio in manum) 1,116-123 состояние в распорядительной власти на положении раба (personae in mancipio)61 1,124-131 прекращение состояния во власти 1,132-141 освобождение из-под власти (emancipatio) 1,142-199 опека (tutela) и попечительство (сига) право, относящееся к вещам: 2,1-23 — виды вещей 2,24-96 — право собственности (dominium) и способы приобретения собственности: 2,24-39 уступка перед магистратом (in iure cessio) 2,40-61 приобретение по давности (usucapio, usureceptio) 2,62-64 отчуждение вещи несобственником62 2,65-79 приобретение по естественному основанию (natu-rali ratione): traditio, specificatio, alluvio, occu-patio 2,80-85 отчуждение и приобретение лицами под опекой 2,86-96 приобретение через подвластных 2,97-3,87 — универсальное преемство: 2,100-190 наследование по завещанию: 2,101-122 виды завещаний (testamenta) 2,123-151 назначение наследника (heredis institutio) 2,152-173 принятие наследства (aditio hereditatis) 2,174-190 подназначения (substitutiones) 2,191-245 отказы по завещанию (legata) 2,246-289 фидеикомиссы (fideicommissa) 3,1-76 наследование без завещания (successio ab intes-tato, bonorum possessio sine tabulis) или вопреки завещанию (bonorum possessio contra tabulas) 3,77-81 преемство в результате распродажи имущества неоплатного должника с аукциона (emptio bonorum) 3,82-84 преемство через усыновление (adrogatio) 3,85-87 уступка наследственных прав или наследственной массы (in iure cessio hereditatis) 3,88-223 — обязательства (obligationes):
61 Здесь же, в связи с манципационной формой перехода во власть 62 Эта тема развивается Гаем с §52 как сознательное приобретение Раздел I. Периодизация и источники 3,89-162 из контрактов (ex contractu): 3,90-91 реальные контракты (re): заем (mutuum) 3,92-114 вербальные контракты (verbis) 3,115-127 формы поручительства 3,128-134 литтеральные контракты (litteris) 3,135-162 консенсуальные контракты (consensu) 3,163-167 — приобретение личных прав через подвластных 3,168-181 — прекращение обязательств 3,182-223 — обязательства из деликтов (ex delicto) иски: 4,1-9 — типология исков (actiones) 4,10-31 — legis actiones 4,32-38 — фикции (fictiones) 4,39-47 — части формулы (partes formulae) 4,48-61 — превышение требования (pluris petitio) 4,62-65 — судебные разбирательства по доброй совести (iudicia bonae fidei) 4,66-68 — зачет (compensatio) 4,69-74 — иски к домовладыке по сделкам подвластных (actiones adiectitiae qualitatis) 4,75-79 — ноксальные иски (actiones noxales) 4,80-87 — процессуальное представительство 4,88-102 — ручательство в процессе (satisdatio)63 4,103-109 — судебные разбирательства, основанные на власти магистрата (iudicia imperio continentia) (satisfactio post acceptum iudicium) 4,115-137 — исковые возражения (exceptiones) 4,138-166 — интердикты (interdicta) 4,166а-173 — вторичная тяжба об исполнении ручательства (iudicium secutorium) 4,183-187 — вызов в суд (in ius vocatio) Включение обязательств в категорию вещей оправдано концепцией о res incorporales — бестелесных вещах (Gai., 2,12;14;28— 39), среди, которых и обязательства, и наследство (hereditas). В то 3 В этой связи Гай специально рассматривает формы вещных исков (agere in rem).
Глава 3. Классический период (17 г. до н. э. — 235 г. н. э.) 45 же время о hereditas говорится в связи с наследованием, понимаемым как способ универсального преемства. Перенос в раздел наследственного права отказов по завещанию — способа сингулярного преемства — специально оговаривается в конце раздела о приобретении отдельных вещей (2,97). Примечательно соединение институтов ius civile и ius honorarium даже внутри узких тематических разделов: несмотря на выраженный исторический интерес, автор излагает действующее право во всех его аспектах. Из реальных контрактов у Гая рассмотрен только mutuum, контракты iuris gentium упоминаются в связи с iudicia bonae fidei в разделе об исках. Возможно, эта систематика отражает вторич-ность усвоения этих контрактов (depositum, commodatum, pignus) цивильным правом. Несколько источниковедческих замечаний. Опущение некоторых правовых фигур (реальные контракты iuris gentium, actio de dolo, actio quod metus causa, институт приданого — dos), обрыв изложения отдельных проблем, а также неровность в указании на принадлежность институтов к ius gentium (вопреки обещанию оговорить по отдельности каждый, — Gai., 1,1)64 породили теорию, по которой "Институции" представляют собой студенческое издание отдельных лекций. Этот взгляд опровергается спецификой лексики и постоянными оговорками по плану изложения65, разве что студенты в те времена предпочитали воспроизводить лекции слово в слово, будто расшифровывая диктофонную запись. Другие теории видят в "Институциях" незаконченную работу или посмертное издание, которое не было окончательно отредактировано самим профессором. Эти мнения опровергаются цельностью и тематической полнотой изложения, а также хронологией других сочинений Гая. Скорее, дело в неполноте Веронского списка, что подтверждается папирологическим материалом. Три небольших фрагмента из Оксиринха (Египет) были опубликованы в 1927 г.; десятки страниц обнаружены в 1933 г.66 Последние содержат не только фрагменты, восполняющие утраченные страницы Веронской рукописи67, но и дополнения, продолжающие оборванное изложение
64 Собственно, Гай опускает указание на принадлежность к ius 65 "Hactenus tantisper admonuisse sufficit... videamus itaque nunc..."; 66 Папирус был куплен у торговца в Каире, место его происхожде 67 Оксиринхский фрагмент восполняет лакуну в 4,72; Антинойский — Раздел I. Периодизация и источники (как 3,154 а—Ь). Число возможных утрат довольно значительно: Гай нередко ставит вопросы ("quaeritur"), оставляя их без решения, или предлагает разобраться ("videamus" или "videbimus"), ограничиваясь (и то не всегда) коротким замечанием68. Эти случаи явно противоречат общей согласованности работы и тщательности ее автора. Несомненно также, что упущения не связаны с позднейшей переработкой текста, который пользовался в постклассических правовых школах огромной популярностью. Известные сокращения этого труда, выполненные в IV—V вв., обнимают весь текст целиком, несмотря на то, что многие классические институты к тому времени вышли из употребления. Текст был канонизирован настолько, что он сохранил даже упоминания языческих богов (Gai., 1,53; 112; 2,4), которые были устранены из фрагментов, включенных в Институции Юстиниана (I. 1,8,2; 2,1,8). Веронская рукопись содержит иногда более полный вариант текста, чем в соответствующих фрагментах папирусов. Палимпсест (рукопись, поверх которой при вторичном использовании пергамена записан другой текст) обнаружен в библиотеке Веронского собора Б. Г. Нибуром в 1816 г. Эта рукопись, восходящая к V в., содержала многочисленные сокращения (sigla), неизвестные прежде. Усилиями трех поколений ученых (Гешен — Блюме — Штудемунд) текст был расшифрован, но разночтения, уже не столь многочисленные, остаются. Из изданий, осуществленных после 1885 г., когда Г. Штудемунд опубликовал результаты своей второй интерпретации, заслуживают предпочтения: Studemund G., Krueger P. Collectio librorum iuris anteiustiniani. Vol.1. Lipsiae, 1912. Huschke E. Iurisprudentiae anteiustinianae reliquiae. Vol.1, ed. Seckel E., Kuebler В.: Lipsiae, 1908. Gai Institutiones, ed. Kuebler В.: Lipsiae, 1935 (здесь учтены новые папирологические данные). Остальные, даже новые, издания в лучшем случае просто воспроизводят редакцию Г. Штудемунда и носят прикладной характер. 68 Gai., 2,120; 121; 3,116; 119; 143; 144; 172; 202; 4,125. Следует заметить, что часто Гай словами "quaeritur an..." просто указывает на наличие проблемы, не предполагая дать ее решение (2,94; 95; 3, 145), или на спорность отдельного положения в науке ("quaeri solet" — 2,90; "veteres quaerebant" — 3,189). To, что вопрос, оставленный без ответа, не обязательно связан с утратой части текста, демонстрирует фрагмент 3,172, который папирус из Антинои воспроизводит с той же краткостью.
Глава 3. Классический период (17 г. до н. э. — 235 г. н. э.) 47 Отечественное критическое издание с учетом основных реконструкций и с русским переводом: Институции Гая. Текст и перевод с введениями и примечаниями Ф. Дыдынского. Варшава, 1892. Значительную роль в творчестве классических юристов занимали комментарии к трудам предшественников, авторов общих работ по ius civile или фундаментальных монографий по отдельным вопросам. Гай и его современник Помпоний написали комментарии к труду Квинта Муция-понтифика — "Ad Quintum Mucium". Комментарий Гая, о котором он сам говорит в "Институциях" (1,188), более нигде не упоминается. Комментарий Помпония в 39 книгах носил лемматический характер: после цитаты из Кв. Муция автор высказывал свое мнение, часто цитируя и других юристов прошлого. Даже когда имя Помпония, отделяющее комментарий от леммы, опущено во фрагментах, представленных в Дигестах, выделить цитату нетрудно69. Комментарий такого рода — важнейший источник об основном сочинении, тем более что контекст всегда обогащает представление о взглядах комментируемого автора. В Дигестах Юстиниана представлены также фрагменты из комментариев-сокращений (эпитом с комментарием), в которых комментируется не весь текст оригинала, а лишь отдельные фрагменты. Помимо названных выше эпитом Павла и Яволена из сочинений Лабеона, заслуживает внимания работа Яволена "Ех Cassio" в 15 книгах, которая первоначально также представляла собой лемматический комментарий, где лемма вводилась указанием на имя автора или словом IDEM (= "Cassius"), которое сохранилось (видимо, по недосмотру позднейшего издателя) лишь в одном месте (D. 4,8,39 рг). Поскольку труд Кассия сам представлял собой комментарий (в 40 книгах) к "Ius civile" Сабина, можно усмотреть в факте появления эпитомы Яволена указание на известную независимость позднейших учителей сабинианской школы от доктрины самого Сабина. Комментарии на тему ius civile получают устойчивое наименование "Ad Sabinum" лишь с отмиранием школ, когда юристы (начиная с Аристона и Помпония) соотносят идею цивильного права с наиболее популярным учебником их предшественников так, будто это сочинение отмечает общий для всей римской правовой науки этап в развитии предмета. 69 Прямое указание на цитату сохранилось в следующих фрагментах: D.9,2,39; 19,1,40; 33,1,7; 34,2,10; 34; 40,7,29,1. Раздел I. Периодизация и источники Заметным влиянием пользовалось учение Плавция (Plautius), юриста I в. н. э., стоявшего вне школ. Его сочинение (видимо, проблемного характера) комментировали Яволен (в 5 книгах), Помпо-ний (в 7 книгах) и Павел (в 18 книгах). Лемматический характер последнего комментария отражен в структуре ряда фрагментов70. От комментариев следует отличать примечания (notae). Особенность этого жанра в том, что запись делалась непосредственно в тексте сочинения другого юриста. Причем замечания заносились на поля не только личных, но и архивных копий самых влиятельных произведений. Такое отношение к книгам связано с тем, что их содержанием было действующее право, тогда как автор примечания сам был управомочен на правотворчество, имел значительное влияние и чувствовал ответственность за состояние научного знания в том или ином вопросе, затронутом предшественником. Nota сопровождалась указанием имени ее автора, даже если она делалась на личной копии. В одном из своих сочинений Павел цитирует собственное примечание к "Response" Папиниана: "Ego autem notavi" — "Я же в свое время заметил на полях" (D.27,9,13,1), — не выдавая эту мысль за сиюминутную, но относясь к ней как к объективно существующему (опубликованному) источнику. Эта дистанция между автором и высказанной мыслью позволяет видеть в указанном феномене особый литературный жанр, значение которого для понимания правотворчества римских юристов и нормативного значения юридической науки особенно велико. Отношение к мнению влиятельного в прошлом мастера никогда не переходит в пиетет: каждый из крупных римских юристов обладает редким для людей Нового времени чувством собственной полноценности, ощущением творца, а не эпигона. Римский юрист отдает себе отчет в том значении, которое имеет его деятельность для самого существования правовой системы, и рассматривает авторитет своего имени как функционально необходимый, относясь к другим носителям этой роли как к равным. Работая в высших государственных органах и непосредственно решая вопросы правового развития страны, юристы времени Антонинов и Северов относились к трудам своих коллег (и предшественников) как к нормативным документам, имеющим значение наряду с императорскими конституциями, тексты которых они сами и готовили. Неудивительно, что юстиниановские юристы располагали копиями "Digesta" Юлиана и Марцелла, "Response" и "Quaestiones" Папиниана с аннотациями Цервидия D.3,3,61; 20,4,13; 34,2,8; 35,1,43 рг; 35,1,44,10; 35,2,49 рг; 39,2,22. Глава 3. Классический период (17 г. до н. э. — 235 г. н. э.) 49 Сцеволы (член consilium Марка Аврелия), Трифонина (член consilium Септимия Севера), Марциана71, Павла (член consilium и, возможно, префект претория при Александре Севере), Уль-пиана (член consilium и magister libellorum при Александре Севере, префект претория с 222 г.), которые нередко воспроизведены во фрагментах, включенных в Дигесты Юстиниана. Notae Марцелла (член consilium Антонина Пия и Марка Аврелия) к главному труду Юлиана, в которых он обычно предлагает более обоснованные решения72, привлекали внимание последующих юристов наравне с самостоятельными произведениями. Их цитируют Павел и Ульпиан, извлекая непосредственно из изданий юлиановых "Digesta"73. Компиляторы, даже там, где nota Марцелла представлена как самостоятельный фрагмент (так что текст самого Юлиана вообще опущен), предваряют его следующей надписью (inscriptio): "APUD IULIANUM MARCELLUS... notat" — "На полях сочинения Юлиана Марцелл... замечает" (D.28,5,5). В дальнейшем переписчик сочинения мог сохранить внесенные примечания (что, как правило, и происходило, поскольку юридические произведения имели прикладной характер), а мог и избавить от них текст, воспроизведя только оригинал. Впрочем, примечания знаменитого юриста могли стать причиной переиздания малоизвестных работ. Так, составители Дигест располагали аннотированными изданиями сочинений Урсея Ферокса и Мини-ция, которые они представили как комментарии Юлиана "Ad Urseum Ferocem" (в 4 книгах) и "Ex Minicio" (в 6 книгах) к работам иначе не известных юристов. В этих изданиях текст оригинала сопровождался замечанием великого маэстро, которое вводилось словами: "IULIANUS notat" — "Юлиан делает примечание"74. Компиляторы во многих местах заменили прямую речь Юлиана на косвенную, сопроводив имя юриста глаголом: "Iulianus putat" — "Юлиан полагает" или "respondit" — "отвечает"75. 71 Юрист эпохи Северов; его карьера неизвестна, однако он часто ци 72 D.4,6,41; 5,1,75; 19,1,23; 23,3,44; 28,5,5; 30,80; 92; 35,1,20; 35,2,34; 73 Paul, 22 quaest. D.48,10,14,1: "Et inveni Marcellum apud Iulianum 74 Iul., ad Urs.Fer. D.23,3,48,1; 30,104,1; 46,3,36; Iul, ex Min. D.33,3,1. 75 Iul., ad Urs.Fer. D.16,1,16: "Iulianus autem recte putat" ("Юлиан же Раздел I. Периодизация и источники Важнейшую часть литературного наследия prudentes составляют комментарии к преторскому эдикту ("Ad edictum"). Обычно комментировался эдикт городского претора (так Сабин пишет "Ad edictum praetoris urbani"), что после составления окончательной редакции всех эдиктов, выполненной Юлианом при Адриане, стало подразумеваться. Комментарий Гая к провинциальному эдикту ("Ad edictum provinciale" в 30 книгах), также типизированному Юлианом, — исключение76. Гай комментировал и эдикт городского претора, но это произведение не дошло до компиляторов целиком (если оно когда-нибудь было написано полностью), и они использовали комментарий к отдельным титулам эдикта (26—33, 36—37). Крупнейший комментарий к эдикту (до 150 книг)77 написал Помпоний, который цитируется другими авторами, но компиляторами не использовался. В этом величественном произведении рассматривались и сопоставлялись основные мнения, высказанные римскими юристами (начиная с республиканских, от которых Помпония отделяли уже столетия) по всем отраслям права. Помпоний задумал своего рода кодификацию интерпретаций (ius controversum), соответствующую окончательному оформлению самого текста эдикта при Адриане. Этот труд сам стал источником для последующих поколений prudentes, которые, однако, создав более совершенные в практическом плане работы, обрекли колосс Помпония на раннее исчезновение. Эта утрата, говоря словами немецкого романиста XX в. Ф. Шульца, тяжелейшая для нашей науки. Павел написал комментарий в 78 книгах (еще две составил комментарий к эдикту курульных эдилов). Компиляторы Дигест располагали и сокращенным вариантом в 23 книгах: "Brevium" или "Ad edictum de brevibus (scil. libellis)", который использовался и составителем Ватиканских фрагментов (Fragmenta Vaticana) — постклассической коллекции юридических текстов. Поскольку последняя книга содержала комментарии к отдельным законодательным актам (FV., 310 и 311), как и произведения другого жанра — digesta, предполагают, что это был не собственно коммента- 76 Известны и комментарии к эдикту курульных эдилов: Целия Са 77 83-я книга "Ad edictum" Помпония (D.38,5,1,14 и 27) соответство Глава 3. Классический период (17 г. до н. э. — 235 г. н. э.) 51 рий ad edictum, а обобщающее произведение прикладного характера, получившее распространение в постклассическую эпоху78. Возможно также, что некоторые монографии Павла, названия которых соответствуют титулам эдикта и число фрагментов из которых в Дигестах Юстиниана ничтожно, также представляют собой переработанные выдержки из основного комментария "Ad edictum". Комментарий "Ad edictum" Ульпиана (83 книги, включая комментарий к эдикту курульных эдилов) — наиболее полно представленное в Дигестах сочинение классической литературы79. Совершенное по форме, оно стало скелетом этой части кодификации Юстиниана. Структура работы строго следовала схеме юлиа-нова эдикта, титул за титулом воспроизводя установления претора, объясняя их значение, цитируя формулу иска и предлагая интерпретацию, которая аккумулировала опыт всей римской правовой мысли. Комментарий сам стал своеобразным кодексом классического права на последней стадии его существования. Располагая таким источником, ученые прошлого века А. Ф. Ру-дорф и О. Ленель смогли в деталях восстановить систему преторс-кого эдикта, которая в основном установилась уже в I в. до н. э. Эдикт имел четыре части: первая обсуждала права сторон до начала судебного разбирательства (до litis contestatio), вторая относилась к отдельным искам и содержала их формулы, третья была посвящена исполнению судебного решения, четвертая (аппендикс) приводила особые преторские средства защиты (интердикты, процессуальные возражения и преторские стипуляции). EDICTUM PERPETUUM80 I 1. De his qui in municipio colonia foro iure dicundo praesunt (О тех, кто председательствуют в суде муниципия, колонии или города) [D. 50,1] 2. De iurisdictione (О правосудии) [D. 2,1] Расположение материала в комментарии Павла несколько отличается от эдикта городского претора (как и в комментарии Гая). Это связано с тем, что в юлиановой редакции эдикты обоих преторов были соединены, но не слиты в один универсальный эдикт. 79 Ряд фрагментов содержится во Fragmenta Vaticana (FV., 120, 266, 80 Список основан на 2-й редакции ОЛенеля. Названия некоторых титу Раздел I. Периодизация и источники 3. De edendo (Об объявлении иска ответчику) [D. 2,13] 4. De pactis (О соглашениях тяжущихся сторон) [D. 2,14] 5. De in ius vocando (О вызове в суд) [D. 2,4] 6. De postulando (О выдвижении требования) [D. 3,1] 7. *De vadimoniis (Об обещаниях явиться в суд) [D. 2,8—10] 8. De cognitoribus et procuratoribus et defensoribus (О заместителях в процессе и правозаступниках) [D. 3,3] 9. De calumniatoribus (О сутягах) [D. 3,6] 10. De in integrum restitutionibus (О видах восстановления в первоначальное положение) [D. 4,1] 11. De receptis (О принятии на себя обязанностей) [D. 4,8] 12. De satisdando (Об удовлетворении) [С. 2,56] 13. *Quibus in causis ne praeiudicium fiat (При каких гипотезах пусть не будет предварительного разбирательства) [D. 11,1; 12,2; 9,1; 9,4] Па 14. De iudiciis (О судебных разбирательствах) [D. 5,1] 15. *De his quae cuiusque in bonis sunt (О вещах, которые пребывают в чьем-либо имуществе)81 16. De religiosis et sumptibus funerum (О религиозных вещах и похоронных издержках) [D. 11,7] 17. De rebus creditis (О вверенных вещах) [D. 12,1] 18. *Quod cum magistro navis institore eove qui in aliena potestate est negotium gestum esse dicetur (Если утверждается, что сделка заключена с капитаном корабля, управляющим или с тем, кто пребывает в чужой власти) [D. 14,1; 14,3—5; 15,1—2; 16,1] 19. *De bonae fidei iudiciis (О судебных разбирательствах, основанных на принципе доброй совести) [D. 16,3; 17,1— 2; 19,1—3] 20. De re uxoria (О вещах супруги)82 [D. 24,3; 25,3] 21. *De liberis et de ventre (О детях и о плоде) [D. 25,3—5] 22. De tutelis (О видах опеки) [D.26,1] 23. De furtis (О видах воровства) [D. 47,3—7] 24. De iure patronatus (О праве патроната) [D. 37,14] 81 Этот титул, название которого — чистая конъюнктура, во всяком 82 Название рубрики сохранилось в Fragmenta Vaticana: FV., 94—122. Глава 3. Классический период (17 г. до н. э. — 235 г. н. э.) Lib 25. De bonorum possessionibus (О видах владения наследственным имуществом) [D. 37,1] 26. De testamentis (О видах завещаний)83 [D. 28,7; 29,3—5] 27. De legatis (О видах отказов по завещанию)84 [D. 36,3—4] 28. De operis novi nuntiatione (О заявлении протеста на перестройку)85 [D. 39,1] 29. De damno infecto (О грозящем ущербе)86 [D. 39,2] 30. De aquae pluviae arcendae (Об удержании дождевой воды)87 [D.39,3] 31. De liberali causa (О делах, связанных состоянием в рабстве)88 [D. 40,12] 32. De publicanis (Об откупщиках)89 [D. 39,4] 33. De praediatoribus (О покупателях земель, заложенных в пользу государства)90 34. De vi turba incendio ruina naufragio rate nave expug-nata (О насилии, учиненном при панике, пожаре, землетрясении, кораблекрушении, захвате плота или корабля) [D. 47,8—9] 35. De iniuriis (О правонарушениях) [D. 47,10] III 36. De re iudicata (О судебном решении) [D. 42,1] 36а. *De confessis et indefensis (О признавших долг и об отказавшихся от защиты)91 [D. 42,2] 37. Qui neque sequantur neque ducantur (О тех, кто не подле 83 Название рубрики восстанавливается по заглавию отдельного ком
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|