Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема периодизация истории социологии




 

Большинство попыток периодизации истории социологии, которые неоднократно предпринимались в зарубежной и отечественной науке, редко учитывали все критерии. В некоторых трудах (даже в учебниках по истории социологии) вообще не дается никакой периодизации и не ставится вопрос о ее критериях, что, конечно, не способствует систематизации громадного и разнообразного материала, накопленного социологической наукой за почти двухвековую историю ее развития. Поэтому на данный момент существует множество концепций периодизации истории социологии. [4]

Чаще всего в работах по истории социологии особо акцентировалось внимание на каких-то одних, временных либо содержательных критериях. При этом в основу каждой периодизации могли быть положены разные критерии.

Французские ученые Ф. Гресль и Ш. - А. Кюэн в своей работе "История социологии" [13] выделяют пять ключевых этапов развития социологической науки:

Первый этап - до 1917 г.;

Второй этап - 1918-1945 гг.;

Третий этап - 1945-1968 гг.;

Четвертый этап - 1969 - начало 1990-х гг.;

Пятый этап - с начала 1990-х гг.

Кравченко А. И выделяет следующие периоды:

) Донаучный период (3 тыс. д. н.э. - 18 в. н.э.) - античные философы, новое время (Макиавелли, Гоббс и др.).

) Классический период (19 век) - французская школа, марксистская школа, немецкая школа. Для него характерна борьба школ, в конце 19 века начинается институционализация.

) Современный период (20 век).

Существует периодизация по Мартину Элброу: [6]

) Первый период. Становление социологии - натуралистический период. Это период О. Конта и Г. Спенсера, О. Конт рассматривал социологию как "социальную физику", а Г. Спенсер как "социальный организм".

) Второй период. Формирование национальных научных школ, а также разработка теорий, ставших сегодня социологической классикой.

А) Социокультурный подход Дюркгейма (Франция).

Б) Рационализм Вебера (Германия).

Г) Генетическая социология Ковалевского (Россия).

) Третий период. Интернационализация социологии. Борьба между школами со временем переросла в обмен научными знаниями.

Две противостоящие системы:

А) Конфликтологи (марксисты). Марксисты особое внимание обращали на социальные противоречия, во многом обусловленные экономической системой

Б) Эволюционисты (структурных функционалистов). Структурные функционалисты (Парсонс, Мертон и др.) акцентировали свое внимание на значимость духовных, социокультурных факторов в консолидации общества.

) Четвертый период. Для него характерно формирования и развития социологического "постмодерна" связан с проникновением социологической культуры Запада в азиатский, южноамериканский и африканский мир, где на тот момент произошла существенная трансформация принципов и приемов социологического познания с учетом культурных традиций и социальной специфики развивающихся стран.

) Пятый период начинается в 1990-ые гг. и связан с осознанием глобализации современного мира. Социология вновь и вновь переживает кризис, корректируя свои представления об "объекте" и "предмете", что вызывает появление новых теорий.

А.Н. Елсуков выделяет три периода в истории социологии

Первый период - предыстория.

Второй период - зарождения социологии как науки.

Заключительный третий период - социология 20 века от Э. Дюркгейма до нынешних социологов нашего времени. [8]

Социология как самостоятельная наука возникла в начале 19 века. В это период начали сформировываться экономические, социально-политические, теоретические предпосылки ее выделения в самостоятельную отрасль знания. В этот период происходила интенсификация экономической жизни, что поспособствовала усилению конфликтности во взаимоотношениях буржуазии и пролетариата, это выражалось в активных выступлениях рабочих. Массовые действия одного класса и с другой стороны противодействие другого класса вели к выработке оформленного классового сознания. Нестабильность производственных отношений привела впоследствии к потребностям в оптимальных, научно обоснованных путях ее преодоления и создания социальной обстановки, в наибольшей степени благоприятствующей развитию экономики.

Социально-политическая жизнь на рубеже XVIII и XIX вв. определялась влиянием Великой Французской революции. Революция, провозгласившая лозунг "Свобода! Равенство! Братство!", обнаружила иллюзорность консолидирующих идей Просвещения и отразилась в социально-политической мысли поляризацией теорий. В начале XIX в. с резкой критикой развивающегося капитализма выступили социалисты-утописты А.К. Сен-Симон (1760-1825 гг.), Ш. Фурье, 1772-1837 гг.), Р. Оуэн (1771 - 1858 гг.). Конструируя идеал социалистического общества, они продолжили разработку принципов организации справедливого общества. [11]

К числу непосредственных предшественников зарождающейся социологии следует отнести Сен-Симона с его концепцией социальной физики, согласно которой социально-исторический процесс представляет собой поступательное движение человечества от низших общественных форм к высшим. А также одного из родоначальников научной статистикиА. Кетле (1796 - 1874 гг.), развившего статистический метод как инструмент количественного анализа социальных процессов и явлений. [11]

К середине 19 века социология начала оформляться как самостоятельная наука, родоначальником социологии принято считать О. Конта (1789-1857 гг.) в своих учениях основными составляющими которого были социальная статика (изучение структур общества, взятых как бы в застывшем виде) и социальная динамика (анализ последовательности социальных изменений), назвал ее "социальной физикой". Но обнаруживши, что этот термин был уже использовано А. Кетле, О. Конт в 1839 г. назвал свое учение социологией. Он определял социологическое знание как знание, основанное на фактах, на эмпирическом и аналитическом исследовании, а также социальных явлений. О. Конт считал, что это позволяло социологии уйти от абстрактных построений, стать наукой, близкой к естествознанию, использующей методы естественных наук и именно поэтому позволяющей ей решать проблемы общественной жизни. Анализируя проблему взаимосвязи личности и общества, О. Конт считал, что только общество и его социальные институты являются полноправными субъектами социальных отношений, а личность лишь продукт воздействия общества. Он утверждал что, семья, а не индивид, составляет ту простейшую целостность, сумма которых образует общество.О. Конта мы по праву можем, считается "отцом" социологии, так как он дал науке название, помог определить ее место среди других наук, а также наметил основные контуры предмета социологии. [5]

Дальнейшее развитие учений О. Конта, получила в социологических концепциях Г. Спенсера (1820-1903) главной идеей которых было изменчивость общества и плавный эволюционизм в его развитии, обусловленные усложнением общества, внутренней дифференциацией социальных отношений и разделением труда. Г. Спенсер считал, что развитое общество - это сложная организация с относительно автономными системами: распределительной, производящей средства для жизни и регулятивной.

Во второй половине XIX - начале XX в. произошел расцвет теоретической социологии и развитие социологической теории, ставших впоследствии классическими. Данный период является своего рода социологическим "осевым временем". Поэтому к нему особенно пристальное внимание. Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение многих проблем в особенности проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерия и их классификации.

На рубеже XIX и XX вв. вполне проявилось своеобразие в анализе общества в рамках таких социологических школ, как немецкая, французская, русская, американская и др. Мы остановимся лишь на ключевых фигурах, не только определивших основные школы, но и ставших классиками мировой социологии в целом. [11]

Все виды периодизаций истории социологии базируются на одном из трех принципов:

) Первый принцип для него характерна периодизация по географическому принципу: французская школа, британская школа, русская социология.

) По временным рамкам.

) Принадлежности к какой-либо парадигме. Так как довольно часто последние две совпадают, так например, конец 19 века - это, как правило, натурализм. Но стоит, заметить, что, как правило, тяжело уложить в рамки какой-то одной теории творчество выдающихся ученых. [6]

При рассмотрении немецкой социологической школы выделим две основные фигуры это К. Маркса (1818 - 1903 гг.) и М. Вебера (1864-1920 гг.), социологические теории, которых оказали большое влияние на развитие социологии. Эти теории создавались не одновременно, и поэтому они находятся как бы в заочном споре. Социологическая теория К. Маркса определяется историками социологии как теория экономического детерминизма, поскольку источник развития общественной жизни в целом он видел в экономических отношениях. В работах К. Маркса вскрыт механизм влияния экономики на общественную жизнь и политику, создана своеобразная системная теоретическая картина жизни общества. В связи с этим теория К. Маркса приобрела огромное количество активных сторонников и сыграла важную роль в развитии социологии.

Совсем иной подход при объяснении причин и логики общественного развития использовал М. Вебер. В его работе "Протестантская этика и дух капитализма" методология анализа социальных явлений получила наиболее отчетливое выражение. Здесь социолог отчетливо демонстрирует логику развития процесса рационализации общества - процесса, определяющего переход от аграрного общества к индустриальному. Рационализация начинается с духовной сферы жизни общества, происходят изменения в духовной сфере. Вебер, таким образом, намечает альтернативный марксову способ анализа общества, при котором экономическая сфера жизнедеятельности утрачивает свою детерминирующую роль. Социология М. Вебера оказала решающее воздействие на формирование основных альтернативных школ современной социологии. Вновь возникшей интерес к М. Веберу на рубеже 70-80-х годов получил название "веберовского ренессанса", до сих пор его теория служит источником полемики и конфронтации. Взаимодействие социологических теорий К. Маркса и М. Вебера определяет все свое своеобразие немецкой социологической школы классического периода.

При характеристике французской социологической школы классического периода, стоит выделить концепции двух исследователей - Э. Дюркгейма (1858-1917 гг.) и Г. Тарда (1843-1904 гг.). Между ними развернулся спор по основному вопросу социологии, что является исходной социальной реальностью - индивид или общество?

Г. Тард склонялся в пользу индивида. Коллективное сознание он считал функцией, а не фактором индивидуальных сознаний, в психологии видел ключ к социологии, общественную жизнь и ее процессы объяснял действием простых психических механизмов, главным из которых является подражание. Существование общества он объяснял как взаимодействие двух процессов: первый - индивидуальное творчество, изобретение нового (в результате чего создаются язык, хозяйство, правительство, религия и т.д.), а второй - подражание нововведениям, обеспечивающее их распространение. [11]

Основной задачей социологической науки Г. Тард обозначил изучение законов подражания, с помощью которым общество поддерживает свое целостное существование и развивается по мере возникновения и распространения изобретений.

Социологическая теория Дюркгейма, основывалась на концепции коллективных представлений и была направлена против психологизма Г. Тард.

Согласно концепции Дюркгейма общество - это исходная, первичная реальность, наделенная чертами превосходства над индивидом.

Конечно, развитие социологической науки не может не быть связано с радикальными общественно-политическими трансформациями, но рассматриваемая зависимость не настолько сильная, чтобы использовать ее в качестве основного критерия для выделения основных периодов и этапов процесса этого развития. Во многом более точной представляется такая периодизация истории социологии, в основу которой кладется анализ внутреннего развития этой науки, ее содержания, существенных изменений, происходящих в ней по мере развития социологического знания, в процессе которого и выявляются его стержневые проблемы. Среди них можно выделить такие как понимание общества, его взаимоотношений с социальными группами и личностями и т.д. Поэтому одной из наиболее актуальных и "сквозных" остается проблема соотношения теоретической и эмпирической социологии.

Целесообразно будет выделять два основных этапа в развитии социологической науки. Первый охватывает XIX в. и начало XX в., второй - весь XX в. Первый этап получил название классического (этап возникновения и развития классической социологии), второй - современного (этап развития современной социологии). Первый этап связан с существованием, в большей степени теоретической социологии, а второй этап характеризуется, продолжением этого процесса, а также появлением и развитием эмпирической социологии.

По поводу границ между классическим и современным этапами развития социологии есть иная, также распространенная в мировой и отечественной истории социологии точка зрения. Так, В.П. Култыгин считает, что современный этап охватывает послевоенную (имеется в виду Вторая мировая война) и новейшую социологию. Рубежом между двумя периодами в рамках современного этапа автор считает конец 1960-х гг. [6] Что касается классического этапа, то его протяженность определяется зарождением социологии в середине XIX в. и завершением этапа во время Второй мировой войны. При этом он включает в себя периоды ранней и поздней социологической классики. Рубеж между ними - Первая мировая война и Октябрьская революция в России. [9]

Существует еще один аргумент в пользу того, что рубеж между классическим и современным этапам социологии относится ко времени окончания Первой, а не Второй мировой войны, так как именно в начале 1920-х гг. начался переход общества в новое состояние, которое вызвало необходимость его осмысления с помощью не традиционных социологических теорий, в первую очередь конкретных эмпирических исследований. При этом изменились характер и спектр изучаемых проблем. Они стали смещаться в сторону изучения социальных групп (в том числе малых), локальных вопросов жизни города, производства и т.д. Нужно отметить, что благодаря таким исследованиям начали возникать отрасли социологического знания (социологии труда, города, образования и др.). Еще одной главной чертой в характеристики нового этапа развития социологии стало то, что значительно усилилась ее направленность в сторону изучения субъективных явлений с точки зрения воздействия на них социальных процессов и выявления их социальной природы. Произошедшие в начале 1920-х гг. изменения в характере, содержании и направленности социологии в значительной степени, определили ее "лицо" в последующие восемь десятилетий, которые мы называем современным этапом социологии.

Современный этап напрямую связан со становлением и развитием эмпирической социологии, с отраслевой дифференциацией социологической науки а также с появлением новых школ, направлений, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию и наконец, с поиском путей ухода от классических теорий в сторону "постклассики".

Кратко сформулируем понятия теоретической и эмпирической социологии. Под теоретической социологией понимается область развития социологической науки, содержание которой составляет добывание теоретического знания, конструирование общих и специальных социологических теорий. Эмпирическая социология - это область развития социологической науки, связанная с получением фактографического знания на основе изучения конкретных социальных проблем с помощью соответствующих методов сбора первичной социологической информации (анализ документов, социологическое наблюдение, опрос в его различных типах и видах и др.). [6]

В современном этапе развития социологии можно выделить несколько периодов.

Первый период 1920-1930-е гг. для него характерно мощное наступление социологического эмпиризма.

Второй период - 1940-1960-е гг. - определяется значительным усилением теоретико-методологических построений.

Третий период - 1970-е - середина 1980-х гг.; в это время предпринимаются попытки, с одной стороны, соединить теоретическое и эмпирическое исследования, а с другой - вывести науку на новый уровень теоретического осмысления процессов.

Четвертый период он охватывает последние 15 лет и позволяет обнаружить тенденции, имеющие интегративный характер. Новые движения, теории и парадигмы в социологии положили начало периода "постклассических" построений. [1]

Теперь рассмотрим классический этап, который мы связываем с возникновением и развитием социологии в XIX - начале XX в.

Структуру классического этапа истории социологии можно разделить на три критерия (с учетом персонального подхода к каждому направлению, течению):

. Временной критерий (исторические этапы возникновения, утверждения и развития социологической науки в течение 19-20вв.);

. Пространственный критерий (страны, континенты);

. Содержательный критерий (различных направлений, школ, течений, парадигм и наиболее ярких их представителей (персоналистический подход).

Нетрудно обнаружить, что в основу периодизации положены не столько содержательные, пространственные, процессы, происходившие в самой социологической науке на тот момент времени, сколько крупные политические события, имевшие мировое значение, например, такие как революции, войны, общественно-политические движения и выступления, которые в дальнейшем серьезно повлияли на развитие общества.

И в заключении, можно утверждать, что соединенные воедино все критерия периодизации истории социологии дают нам возможность наметить и проследить трактовку основных для этой науки проблем (независимо от направления, течения либо парадигмы): общества, социальной структуры, личности, культуры, социальных институтов, социальной динамики и многих-многих других. Что в итоге позволяет создать целостное представление о социологической науке в ее изменении и развитии.


Заключение

 

Понимание и знание истории социологии является очень важным и необходимым шагом для осмысления сущности социологической науки, тенденций и перспектив ее развития.

Изучение истории социологии позволяет сформировать представление об истоках социологической науки, основных этапах ее развития. В их рамках были поставлены, а отчасти и решены проблемы, имеющие непреходящий для развития науки и общества характер. Многие понятия и положения социологии, которые сегодня вызывают пристальный интерес, впервые были сформулированы гораздо раньше.

Разные социологи имеют разные взгляды на предмет исследования своей науки. Например, основатель социологии О. Конт полагал, что предметом исследования социологов должны являться законы общественного развития.

Под предметом исследования часто понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих большой интерес для данной науки. Но из всего выше указанного можно сделать вывод, что предметом социологии является социальная жизнь общества, а точнее комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей.

Также, немаловажную роль в истории социологии играют ее функции, так как в функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки.

Функции социологии могут быть представлены и сгруппированы следующим образом:

Фундаментальные включают в себя познавательную функцию,

дескриптивную (описательную), диагностическую, прогностическую (попытка предвидеть), а также функцию моделирования социальных объектов.

Прикладные включают в себя, прогнозную функцию, функцию социального проектирования и конструирования, организационно-технологическую, управленческую функцию и инструментальную.

Существует еще большое количество функций истории социологии, но даже наличие этих функций позволяет показать огромную значимость, полезность социологии для общества, ее функциональность.

Один из отличительных признаков истории социологии как науки является набор методов исследования. Методы - это различные способы и приемы получения и анализа эмпирической информации по изучаемой проблеме.

Методологией называют систему принципов научного исследования, которая оказывает влияние на совокупность исследовательских процедур, техники и методов сбора и обработки данных.

В истории социологии различают три уровня методологии:

Первый уровень - это уровень общенаучной методологии.

Второй уровень - методология позволяет использовать некоторые законы и принципы исследования.

А также третий уровень - специальная методология социологического исследования.

Курс истории социологии рассчитан на приобретение системного знания об основных предпосылках и этапах возникновения, функционирования и развития социологической науки, о ведущих тенденциях ее изменения, о наиболее значительных направлениях, течениях и школах, существовавших и существующих по сей день, о крупных ученых, с именами которых связан прогресс этой науки, о тех ее достижениях, которые оказали определяющее воздействие на усиление роли социологии в жизни общества.

Все еще остается открытым вопрос проблемы периодизации истории социологии, так как существует множество концепции периодизации истории социологии.

История социологии показывает нам, что представления об уровнях социологического знания все время меняются. Что на каждом новом этапе развития социологии как науки, в связи с новым пониманием ее предмета, методов, основных принципов изучения общества и его частей, возникают новые подходы к рассмотрению ее структуры.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...