Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органолептический метод как основной для оценки качества учебника

 

Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.

Существует около 300 методов и приемов анализа учебников. Из них широко известны экспериментальный, социологический, экспертный, органолептический (балльный) и метод структурно-функционального анализа.

Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.

Целью применения данного метода является установление:

· возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;

· глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;

· необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;

· рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.

Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник. Расчет суммы баллов за качество учебника производится по формуле

 

Nj=∑ķipij

 

где  - общая сумма баллов, набранная i-м учебником;

- коэффициент значимости i-го показателя качества (от 2 до 5);

 - оценка степени реализации в j-м учебнике i-го показателя качества.

Для наглядности и удобства результаты оценки качества учебников целесообразно представить в виде таблицы 1.

 

Таблица 1 – Оценка качества учебников

№ п/п

Показатель качества

Коэффициент значимости к;

Оценка степени реализации показателя качества

Учебник 1 Учебник 2 Учебник 3
           

Итого

       

 

В качестве основных дидактических требований, на соответствие которым следует проверять учебники, можно выделить следующие: научность учебного материала, учет возрастных и познавательных возможностей учащихся, систематичность и последовательность изложения материала, достаточное количество иллюстраций, схем, таблиц, наглядность оформления, четкость рубрикации учебника.

Реализацию принципа научности материала целесообразно проверять с учетом следующих показателей и соответствующих коэффициентов значимости:

· соответствия логики построения базовой науки и материала предмета (к=3);

· представления рассматриваемого понятия во всей его многогранности и развитии (к=4);

· соответствия определений, терминов и символов в учебном предмете и базовой науке (к=4).

Для учета возрастных и познавательных возможностей учащихся в качестве основных можно выделить следующие показатели:

· простоту языка и доступность изложения материала (к=5);

· достаточность времени, необходимого для усвоения всего материала учебника и отдельных его тем (количество вводимых в материал понятий (к=3);

· количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в отдельных темах, приходящееся на 1 ч времени, отведенного программой для их изучения (к=4).

Реализацию требования систематичности и последовательности изложения материала можно оценить следующими показателями:

· четкостью рубрикации учебника (к=3);

· соответствием ее программе (к=4);

· соответствием последовательности изложения материала темы в учебнике и программе (к=5);

· равномерностью распределения объема материала между темами учебника (к=4).

Проверить степень выполнения этого показателя качества можно путем сравнения двух коэффициентов:

отношения количества страниц в учебнике к количеству часов, отводимых на изучение курса (К1);

отношения количества страниц по теме к количеству часов, отведенных на ее изучение (К2).

Анализируя выделенные дидактические требования и пути их реализации в учебниках, можно увидеть, что по целому ряду из них трудно дать обобщающую оценку всего учебника. Поэтому целесообразно выделенные показатели разбить на две группы: показатели, характеризующие учебник в целом, и показатели, характеризующие отдельные его разделы.

Первая группа показателей включает в себя оценку внешнего оформления учебника (к=3), четкость структуры (к=3), соответствие его рубрикации программе (к=4), равномерность распределения материала по темам (к=4).

Остальные показатели относятся ко второй группе, и степень их воплощения в учебниках определяется применительно к отдельным, основным темам программы.

Такой подробный и тщательный сравнительный анализ учебников рекомендуется проводить молодым преподавателям, малознакомым с существующей учебной литературой по предмету (Приложение 2).

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования.

Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.

Решая задачи, связанные с анализом содержания учебников, необходимо учитывать следующие:

· выявление связей между понятиями и утверждениями, которые используются в данном изложении;

· определение основных знаний и навыков, на которые ориентировался автор, отбирая и организуя учебный материал;

· определение возможных ошибок со стороны учащихся и продумывание путей их предупреждения;

· определение характера изложения темы, целей выполнения соответствующих упражнений учебника, планирование отдельных этапов методики изучения составляющих данную тему вопросов;

· определение развивающих и воспитательных целей, которые можно реализовать, основываясь на данном учебном материале.

Из всех видов анализа органолептический метод является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.

Целью применения данного метода является установление:

· возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;

· глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;

· необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;

· рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.

Использование преподавателем различных видов учебных методических задач способствует более качественной подготовке будущих учителей

Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник.

Такой подробный и тщательный сравнительный анализ учебников рекомендуется проводить молодым преподавателям, малознакомым с существующей учебной литературой по предмету. По мере накопления опыта происходит свертывание намеченной последовательности анализа, оценка учебников производится по обобщенным качественным характеристикам, включающим оценку содержания материала, его построения и оформления.

Выбор одного из учебников в качестве основного не означает отказ преподавателя от работы с другими учебниками. Основной учебник он рекомендует учащимся для работы, а остальные должен использовать сам при подготовке к занятиям. Из них преподаватель может почерпнуть дополнительный материал по отдельным темам, выбрать наиболее рациональную последовательность изложения материала отдельных разделов, заимствовать домашние задания.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Басовский Л.Е Экономика отрасли: Учебное пособие – М.: Инфра-М., 2009г.

2. Бородина Н.В., Горонович М.В., Фейгина М.И. Подготовка педагогов профессионального обучения к перспективно-тематическому планированию: модульный подход: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. – 260 с.

3. Бурлюкина Е. В.,Васильченко Н. Г. Экономика отрасли: Учебное пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. техн. акад., 2004 г.

4. Жиделев М.А. Современные методы обучения. – М.: Высш. шк.; 1985.

5. Методика определения качества учебников и учебно-методических комплексов./Авторы - составители: К.С. Кудайбергенова Г.М. Нурпеисова./ РИПКСО, 2000.

6. Информационное, педагогическое, научно-методическое издание: Профессионально образование 2002-2004 г.

7. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. пос. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 288 с.

8. Леветес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М., - Воронеж, 1998

9. Ленин В.И., О воспитании и образовании. [Сб. ст.], 3 изд., М., 1973;

10. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.

11. Народное образование в СССР. Сб. документов. 1917–1973, М., 1974;

12. Педагогика / В.А. Сластенин и др. - М., 1997.

13. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996..

14. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.

15. Пед. соч. в 10 тт., Крупская Н. К., т. 3, М., 1959, т. 10, М., 1962;

16. Проблемы школьного учебника. (Сб. ст.], в. 1–4, М., 1974–76;

17. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 160 с.

18. http://www.rustrana.ru/print.php?nid=27253

19. http://www.pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-233.shtml

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

SWOT-анализ учебно-методической деятельности.

Сильные стороны Слабые стороны
1. Развитая внутренняя нормативно-методическая база (документы СМК) 2. Высокий профессионализм преподавателей 3. Наличие различных видов информационных ресурсов и инфраструктуры 4. Развитая система педагогической переподготовки (ФППК) 5. Наличие современных активных обучающих методик (ФППК) 6. Активная работа методического совета и его секций 7. Заинтересованность ППС в качестве издаваемой учебной литературы и признании своих результатов 8. Нацеленность межфункциональных групп (групп по разработке документов СМК) на совершенствование процесса учебно-методической деятельности 9. Наличие квалифицированных специалистов и преподавателей по издательской деятельности 10. Информационная грамотность и подготовленность ППС к работе с программными продуктами 11. Увеличение объемов прикладных научных исследований и научно-технических услуг по отдельным направлениям, которое сказывается на повышении научного уровня учебной литературы в области профессиональных и специальных знаний   1. Отсутствие организационных структур, обеспечивающих издательскую обработку рукописей (набор текста, подготовка оригинал-макета) 2. Низкая пропускная способность структур, обеспечивающих издание учебной литературы 3. Устаревшее полиграфическое оборудование, не позволяющее изготавливать современную качественную полиграфическую продукцию 4. Отсутствие формализованных процедур и критериев формирования планов издания учебной литературы 5. Длительная процедура издания 6. Несогласованность нормативов минимально-необходимого комплекта учебной литературы по дисциплине 7. Отсутствие четких критериев качества издаваемой литературы 8. Формальный подход к рецензированию 9. Консерватизм части преподавателей, сопротивляющихся новациям 10. Проблемы защиты авторских прав 11. Наличие критериев переизбрания ППС на должность, приводящих к низкой мотивации к разработке качественной учебной литературы 12. Слабая нацеленность учебной литературы на использование в самостоятельной работе (содержание проблемных вопросов и ситуационных задач) 13. Несовершенство междисциплинарных связей (между дисциплинами новых специальностей) 14. Частые случаи наличия ссылок на отмененные нормативные документы (законы, стандарты и т.д.) 15. Недостаточное наличие справочно-информационной литературы для студентов 16. Низкая эффективность работы методических комиссий факультетов
Возможности Угрозы
1. Установление четких критериев оценки качества учебной литературы 2. Разработка и издание востребованной другими вузами учебной литературы (в рамках УМО по специальности) 3. Разработка системы признания результатов учебно-методической деятельности, увязка ее с процедурой переизбрания на должность 4. Создание процедуры мониторинга качества издаваемой учебной литературы в соответствии с критериями качества 5. Разработка прозрачной системы планирования издания учебной литературы 6. Разработка мотивационных стимулов для рецензентов учебной литературы 7. Усиление статуса методических комиссий факультетов, распределение полномочий и ответственности в рамках их работы 8. Модернизация полиграфической и издательской базы, создание издательства на базе имеющихся организационных структур 9. Возможность использования потенциала языковых кафедр и студентов, обучающихся по направлению «Документоведение» в издательской деятельности 1. Неудовлетворенность студентов содержанием учебной литературы и проведением практических занятий 2. Низкая мотивация студентов к активной познавательной работе 3. Убыстряющееся отставание за изменениями законодательной базы и рынка труда для выпускников 4. Снижение конкурентоспособности выпускников

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Проанализируем учебную и методическую литературу органолептическим методом (по предмету «Экономика отрасли»), оценим качество учебников (по показателям), установим соответствие с действующей учебной программой, выберем учебник, более точно отвечающий всем требованиям.

Учебники:

1. Бурлюкина Е.В., Васильченко Н.Г. Экономика отрасли: Учебное пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. техн. акад., 2004 г.

2. Басовский Л.Е Экономика отрасли: Учебное пособие – М.: Инфра-М., 2009г.

Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника. Представим результаты оценки качества учебников, т.к. это более удобно и целесообразно, в виде таблицы 1.

 

Таблица 1 - Оценка качества учебников

п/п

Показатель качества

Коэф. Значимости

Оценка степени реализации показателя качества

Учебник 1 Учебник 2
1) Соответствия логики построения базовой науки и материала предмета. К=3 3*3=9 3*3=9
2) Представления рассматриваемого понятия во всей его многогранности и развития. К=4 4*4=16 4*3=12
3) Соответствие определений, терминов и символов в учебном предмете и базовой науке. К=4 4*4=16 4*3=12
4) Простота языка и доступность изложения материала. К=5 5*5=25 5*4=20
5) Достаточность времени, необходимого для усвоения всего материала и отдельных его тем. К=3 3*2=6 3*3=9
6)  Количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в отдельных темах, приходящее на 1 ч. Времени, отведенного программой для их изучения. К=4 4*3=12 4*3=12
7) Четкость рубрикации учебника. К=3  3*3=9  3*2=6
8) Соответствие программе. К=4  4*3=12  4*3=12
9) Соответствие последовательности изложения материала темы в учебнике и программе. К=5 5*4=20 5*3=15
10) Равномерность распределения объема материала между темами учебника. К=4 4*4=16 4*3=12
 

Итого:

 141  119

 

Вывод: По большинству показателей качества выше оценка у учебного пособия под номером 1. В нем наиболее полно, четко и просто изложен материал, рубрикация соответствует программе. Я считаю этот учебник более подходящим для изучения данного предмета.

 

Таблица 2 – Степень соответствия рубрик учебной программы и учебника

Рубрика учебной программы Рубрика учебника
Раздел 1. Отрасль в условиях рынка. Отраслевая структура экономики.
Раздел 2. Производственная структура предприятия. +
Раздел 3. Ресурсы промышленности и эффективность их использования +
Раздел 4. Организационные основы специализации, кооперирования и комбинирования производства. +
Раздел 5. Маркетинговая деятельность предприятия. _
Раздел 6. Показатели и факторы эффективной деятельности предприятия. +
Раздел 7. Товарный рынок. +
Раздел 8. Ценовая стратегия предприятия. Эффективная конкуренция. +
Раздел 9. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. _
Раздел 10. – Стратегии развития отраслей экономики России.

 


Качество внешнего оформления - среднее, обложка мягкая, рисунок видно плохо. Но содержание соответствует программе. Оно раскрыто четко, полно и доступно.

Рассмотрим данное учебное пособие (Бурлюкина Е. В., Васильченко Н. Г. Экономика отрасли: Учебное пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. техн. акад., 2004 г.) более четко.

Возьмем за основу Главу 4. Здесь рассматриваются Организационные основы специализации, кооперирования и комбинирования производства.

Проанализируем одну из тем этого раздела: Сущность специализации и кооперирования производства.

1) В ней обозначены основные понятия специализации и кооперирования производства. Направления, формы и показатели.

2) Материал можно разделить на две части Специализация промышленного производства и Производственное кооперирование.

В первой части раскрыта сущность специализации, выделены основные показатели,формы:

Специализация промышленного производства является эффективной формой общественного разделения труда.

Различают специализацию промышленности, предприятия, специализацию внутри предприятия.

Процесс специализации в промышленности осущ. по след. направлениям:

· создание или выделение отраслей отраслей и предприятий.

· расчленение процесса изготовления продукта на ряд частных процессов.

· выделение и создание самостоятельных предприятий и цехов по выполнению отдельных стадий.

В соответствии с названными направлениями имеется 3 формы специализации: предметная, подетальная, технологическая.

Уровень специализации промышленных предприятий характеризуется такими показателями, как:

· уровень оптимальности объема производства однородной продукции (коэффициент оптимальности) на предприятии.

· удельный вес массовой и крупносерийной продукции в общем объеме производства завода.

· удельный вес стандартных, нормализованных и унифицированных частей в общем числе изготовляемых деталей и узлов.

· удельный вес специального и другого высокопроизводительного оборудования в общем парке оборудования завода.

· количество специализированных цехов, производственных участков, поточных линий и т.д.

· коэффициент серийности по основным производственным подразделениям.

Во второй части также выделены формы и показатели кооперирования, раскрыто само понятие кооперирования, его виды и их отличие.

Производственное кооперирование – планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции.

В промышленности кооперированные связи отличаются по отраслевому и по территориальному признакам.

В соответствии с формами специализации в промышленности различают 3 формы кооперирования:

· Предметное (агрегатное) кооперирование.

· Подетальное кооперирование.

· Технологическое (стадийное) кооперирование.

Уровень производственного кооперирования характеризуется след. пок-лями:

коэффициент кооперирования.

· количество предприятий-смежников.

· соотношение объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых кооперированных поставок.

· доля предметного, подетального и технологического кооперирования.

· средний радиус кооперирования отдельного предприятия и в целом по отрасли.

3)Я считаю, что данная тема раскрыта полностью, основные вопросы выделены и детально изложены, материал выстроен логически правильно и понятно.

План:

1. Специализация промышленного производства (2 стр.)

а) сущность спациализации;

б) направления специализации;

в) формы;

г) показатели уровня специализации и показатели оценки и планирования развития.

2. Производственное кооперирование (2 стр.)

а) сущность кооперирования;

б) признаки различия связей;

в) формы кооперирования;

г) показатели.

На изучение темы необходим 1 час.

Вывод: Проанализировав данный учебник можно заметить, что хотя внешнее оформление и среднего качества, зато содержание полностью отражает суть изучаемого предмета. Материал на 90% соответствует программе, он доступен и понятен, рубрикация учебника четкая, изложение материала систематично и последовательно, определения, термины и символы соответствуют базовой науке.

Этот учебник можно рекомендовать использовать учащимся для работы. А разделы, которых в этом учебном пособии нет – подготовить самостоятельно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...