Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виктор Гюго - теоретик романтизма. Манифест романтизма.




 

В 1827 Гюго пишет драму «Кромвель» и в предисловии к ней излагает принципы романтизма. Это предисловие, впоследствии охарактеризованное историком и соратником романтиков Теофилем Готье «скрижалями романтизма», было по существу, литературным манифестом романтиков.

Пять принципов сформулировал Гюго. Первый - «долой традиционные книжные правила. Не надо подражать авторитетам, а надо слушаться лишь голоса природы, правды и своего вдохновения».

Второй принцип - не «персонажи» - воплощение величественного, трагического или безобразного, а живые люди с их контрастами величественного и смешного, трагического и комического, прекрасного и безобразного. «В драме все действия так же увязываются и так же выводятся друг из друга, как в действительности». Надо «рядом с Кромвелем, военным и государственным человеком, нарисовать богослова, педанта, скверного поэта, мечтателя, гаера, отца, мужа, человека, вечно меняющегося, как мифический Протей; одним словом, дать двойного Кромвеля: человека и мужа» (homo et vir). [5]

Третий принцип - долой классические три единства (времени, места и действия). Не надо гонцов, которые в один день сбегаются в одно место и рассказывают о различных событиях. Надо показать сами события.

Отсюда четвёртое требование - не абстрактная, а конкретная обстановка. «Точность места - один из первых элементов реальности». «Нельзя уделять одинакового количества времени всем событиям». Создавая драму, необходимо следовать «не предписаниям Аристотеля, а предписаниям истории». Эти четыре лозунга венчаются пятым, устанавливающим новую литературную традицию: долой классиков, долой Буало, да здравствует Шекспир: «Шекспир - бог театра». Гюго творит по методу, за который борются романтики. Однако требование правды, истины в его устах имело иное значение, чем впоследствии у реалистов.

«Действительность в искусстве, - разъясняет Гюго, - не есть действительность в жизни. Правда искусства никогда не будет абсолютной реальностью». Высказывая эту мысль, Гюго не борется против натурализма за синтетический реализм. В ней, выражаясь термином русских субъективистов, - противопоставление правды-истины - правде-справедливости. Художник должен внимать «природе, правде и своему вдохновению».[4]

Но голос правды должен быть голосом правды-справедливости. Познать её художник может через своё воображение. Основным для поэта является его воображение. «Воображение восстанавливает оборванные ниточки, которыми провидение связывает человеческие марионетки».

Причём воображение поэта не должно быть направлено на повседневное, обыденное. Тривиальное и пошлое - не область поэта. Яркое и выдающееся, гротескное - таков предмет изучения поэта. Индивидуальное и величественное, - вот его действительность.

«Каждая фигура должна быть приведена к своей наиболее выдающейся черте, наиболее индивидуальной, наиболее точной. Даже вульгарное и тривиальное должно быть дано подчёркнуто.

Истинный поэт должен как бы везде присутствовать в своём произведении». Поэт оправдывает своё «присутствие» в вульгарном и тривиальном тем, что оно возводит его в гротеск, иначе вульгарное и тривиальное (commun) недостойно поэта. Отсюда особое значение гротеска в поэтике Гюго, и, вслед за ним, в поэтике романтиков. Гюго издевается над принципами Ла-Гарпа: «изображать - это вспоминать».

Художнику не нужна натура, за которой он верно следил бы. Источник искусства - воображение и пламенное вдохновение, а не воспоминание. Воображение и вдохновение дают возможность художнику дополнить «правду великим и великое - правдой» (предисловие к «Марии Стюарт»). В этом задача поэта. Он даёт действительность не такой, какой она есть, а какой она должна быть. Поэт занят не правдой-истиной, а правдой-справедливостью.[6]

Гюго с презрением артиста и пафосом трибуна 1793 заявлял: писать эту посредственность - убить искусство. Тема посредственности - «грех поэтов недальнозорких и с одышкой». - Великий вдохновенный поэт пишет о ярком, о прекрасном или чудовищном (тогда он создаёт гротеск), но не о посредственности.

Реальная действительность - посредственность; отвернёмся от неё и противопоставим ей действительность поэта, романтическую. Будем «правду дополнять великим и великое правдой».

«Искусство - почти божественно», «поэт - бог, поэт - творец». Его удел вскрыть путь от правды-истины к правде-справедливости, показать путь человека, истории, самой природы от чудовищного к прекрасному, «от тьмы к свету, от гидры к ангелу», от зверя к человеку. [2]

Предисловие к «Кромвелю» формулировало задачи романтики. Сама драма лишь в слабой степени была выражением принципов романтизма.

Афоризмы

 

Конечно же, изучая творчество Виктора Гюго невозможно не рассмотреть и его афоризмы, мудрые изречения, ведь в них он сам.

Высшее счастье в жизни - это уверенность в том, что вас любят; любят ради вас самих, вернее сказать - любят вопреки вам.

Всегда любите друг друга всей душой. В мире нет почти ничего, кроме любви. Бог сотворил кошку для того, чтобы у человека был тигр, которого можно погладить.

Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей - радость и счастье.

Наша жизнь - путешествие, идея - путеводитель. Нет путеводителя, и все остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало.

Право - это все то, что истинно и справедливо.

Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право.

Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, - свою честь.

Живые борются… А живы только те, чье сердце предано возвышенной мечте.

Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра - плоть и кровь.

Бессоница - это издевательство ночи над человеком. [5]

 


Заключение

 

В 1823 Гюго издаёт первый роман «Han d’Island» (Ган Исландец). Статья Шарля Нодье об этомпроизведении положила начало сближению Гюго с её автором и привела к созданию первого литературного кружка романтиков, куда, помимо Гюго и Нодье, вошли Сумэ, Ж. Рессенье, А. де Виньи, Эм. Дешан, Сент-Бёв, А. де Мюссе, организовавшие журнал «La muse française».

Этот журнал просуществовал лишь год, но сыграл значительную роль в оформлении поэтического сознания Гюго как романтика. Когда в следующем году Гюго выпускает свой второй том стихов «Новые оды» (Les odes nouvelles, 1824), он пишет к ним предисловие, которое является первой декларацией Гюго-романтика. В предисловии уже намечен жизненный путь Гюго-гуманиста с его жаждой примирения борющихся сторон, с его верой в силу слова, в возможность заменить классовую борьбу моральным воздействием. После революции 1830 и тем более после революции 1848, как и после Парижской коммуны, Гюго призывает к миру. Его литературная программа - это была программа компромисса, приспособление к режиму реставрации. Призывая к согласованию новаторства с классическими традициями французского языка, Гюго упрекает современную ему литературу в том, что она «скорее выражение языческого и демократического общества, чем общества монархического и христианского». [7] Немудрено, что Гюго в 1825 получил наряду с Ламартином орден Почётного легиона. Но чем ближе революция 1830, тем больше он отходит от монархизма и тем решительнее становится на свои позиции романтика. Он входит во второй, освобождённый от полуклассиков «Литературный кружок» романтиков. Теперь, исследовав его жизненный и творческий путь, можем с уверенностью утверждать, что Гюго являлся великим мыслителем своего времени, без него такое направление в искусстве как романтизм не состоялось бы так, как мы видим его в наше время.


Литература

1. Брахман С. Р. «Отверженные» Виктора Гюго. - М.: Худ. литер., 1968.

. Евнина Е. М. Виктор Гюго. - М.: Наука, 1976. - (Из истории мировой культуры)

. Карельский А. В. Гюго // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.

. Луков В. А. Гюго // Зарубежные писатели: Библиографический словарь. М.: Просвещение, 1997.

. Мешкова И. В. Творчество Виктора Гюго. - Кн. 1 (1815-1824). - Саратов: Изд. Сар. ун-та, 1971.

. Минина Т. Н. Роман «Девяносто третий год»: Пробл. революции в творчестве Виктора Гюго. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.

. Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. - М.: «Правда», 1987. - 576 с.

. Муравьёва Н. И. Гюго. - 2-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1961.

. Сафронова Н. Н. Виктор Гюго. - Биография писателя. Москва «Просвещение». 1989.

. Трескунов М. С. В. Гюго. - Л.: Просвещение, 1969.

. Трескунов М. С. Виктор Гюго: Очерк творчества. - Изд. 2-е, доп. - М.: Гослитиздат, 1961.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...