Наследование по преторскому праву (Ъопогит possessio)
С проблемой защиты прав наследника связано становление института преторского наследования. С возникновением процесса agere in rem per sponsionem, при котором было существенно различение ролей истца и ответчика, в отношении споров о наследстве возникла проблема установления процесса, так как иногда оба претендента овладевали вещами из одной наследственной массы. В таких случаях претор прибегал к искусственному распределению ролей путем введения во владение (missio in bona) по аналогии с определением временного владельца (vindicias dicere) на время процесса legis actio sacramento in rem. Эта практика получила развитие, заметно изменившее римское наследственное право. С середины I в. до н. э. претор, принимая во внимание возраставшее значение кровного родства (cognatio), стал вводить во владение наследственным имуществом лиц, которые не имели наследственных прав по ius civile. В ответ на запрос к претору (adgnitio, — D.38,15,5 pr; 28,5,23 pr; 38,2,2 pr; 38,6,8) они получали интердикт "quorum bonorum" для истребования наследства у третьих лиц (D.43,2,1 pr). Интердикт относился к типу inderdicta adipiscendae possessionis. Gai., 4,144: Adipiscendae possessionis Интердикт для отыскания владе-causa interdictum accommo- ния предоставляется владельцу на-datur bonorum possessori, следственнъш имуществом, его пер- вые слова: Что из этого имуще- herede aut pro possessore ^ ^ бы eoagpau^t0 moMy,KOMy possideat, id ei cui bonorum дано владение наследственным иму- possessio data est restituatur. ществом. Раздел IX. Наследственное право
Положение лица, управомоченного на bonorum possessio, таким образом, не сводилось к фактическому: он имел возможность потребовать и получить любую вещь из состава наследства и был в этом отношении сильнее любого владельца. Получив bonorum possessio, он становился субъектом всех прав и обязанностей de cuius (D.37,1,1). По словам Лабеона, это было скорее владение правом, чем телом ("iuris magis quam corporis possessio", — D.37,1,3,1). Bonorum possessor приобретал наследственные вещи по давности (D.5,3,11 pr; 41,3,33,1). В I в. до н. а он получил петиторный иск с fictio "si heres esset" и сходные фиктивные иски in personam. Претор, однако, не мог сделать такого наследника heres (Gal, 3,32), и против цивильного наследника, управомоченного на here-ditatis petitio, bonorum possessor был беззащитен в плане ius civile. В ряде случаев, когда преторскии наследник назначался в отсутствие завещания — bonorum possessio sine tabulis — или вопреки завещанию — bonorum possessio contra tabulis, претор давал ему exceptio doli (generalis) против иска цивильного наследника о наследстве (Gai., 2,120). Если процесс велся в форме legis actio, претор просто отказывал цивильному наследнику в иске (VaLMax., 7,7,5). Таким образом, в процессуальном плане bonorum possessor оказывался в ряде случаев сильнее всех третьих лиц, то есть обладал наследством на правах бо-нитарного собственника — in bonis. У цивильного наследника при этом оставался лишь голый титул ("nudum nomen heredis", — D.38, 17,2,8). Такую преторскую собственность prudentes называли bonorum possessio cum re, в отличие от bonorum possessio sine re, когда реальная позиция преторского наследника сводилась к possessio ad usucapionem (GaL, 3,35; 37; Ulp., Reg., 28,13). Gai.,2,148:
<Itaque qui> secundum tabulis testamenti, quae aut statim ab initio поп iure factae sint, aut iure factae postea ruptae vel inritae erunt, bonorum possessionem accipiunt, si modo possunt hereditatem optinere, habebunt bonorum possessionem cum re; si vero ab iis avocari hereditas potest, habebunt bonorum possessionem sine re.
Bonorum possessio стала наследников, поскольку обеспечивала более удобную защиту. Уже Глава 1. Универсальное преемство mortis causa в I в. до н. э. преторский эдикт перечислял категории претендентов на наследство, которые могли с успехом испрашивать bonorum possessio (Gai., 2,119): — наследники по завещанию cum tabulae testamenti (которые могли представить таблички завещания, скрепленные печатями семи римских граждан); — цивильные наследники ab intestato. В остальных случаях претор, рассмотрев дело (causa cognita), давал bonorum possessio с помощью разового decretum. Собственно преторские наследники (sine tabulis и contra tabulas) были введены в эдикт только в юлиановой редакции (при Адриане). Эти виды bonorum possessio стали называться bonorum possessio edictalis (D.29,2,30,1), тогда как остальные — разовые случаи — bonorum possessio decretalis (D.38,9,1,7). Рескрипт Антонина Пия предписывал предоставление bonorum possessio cum re, когда титул цивильного наследника опирался на завещание, признанное недействительным из-за отсутствия в нем упоминания ближайших родственников (Gai., 2,120— 126), а также при конкуренции кровных родственников с цивильными наследниками ab intestato (Gai., 2,149 а; 151 а). В постклассическую эпоху с отменой процесса per formulas теряет значение и различие между hereditas и bonorum possessio. Это выражается в упразднении особой adgnitio, так что всякий наследник, выразивший волю принять наследство, автоматически получал и bonorum possessio (С.6,9,8—9 а.339; 6,23,19,3 а.413; Cth.4,1,1 а.426). Этот порядок удержался и при Юстиниане (С.5,70,7,За а.530; 1.3,9,12), причем bonorum possessor сразу приобретал dominium на наследственное имущество, поскольку различие между преторскими и цивильными исками, как и между преторской и цивильной формами собственности, более не имело значения. В Дигестах Юстиниана тексты классиков, приравнивавших режим hereditas к bonorum possessio, получили новое звучание (D.50,16,138; 208; 50,17,117; 37,1,2). В Новеллах Юстиниана термин "bonorum possessio" уже не употребляется.
§5. Наследование по закону (successio legitime) Древнейшим видом наследственного преемства является наследование без завещания (ab intestato), которое регулировалось законом XII таблиц (5,4—5) и поэтому в дальнейшем называлось successio legitima. Раздел IX. Наследственное право Среди свободнорожденных римских граждан (ingenui) наследство домовладыки, не оставившего завещания (или если завещание было недействительным, — D.50,16,64), открывалось в пользу агнатов, а в их отсутствие — в пользу сородичей, gentiles (Cic, de inv., 2,50,148; Ad Herenn., 1,13,23; D.50,16,53 pr). Среди агнатов преимуществом пользовался adgnatus proximus — ближайший к предкам (после de cuius) член семейства. Первоначально таковым обычно являлось лицо из того же поколения, что и de cuius (брат), но с утверждением идеи отцовства (когда социальное сознание утрачивает ретроспективную ориентацию) точкой отсчета при определении степени родства становится актуальный домо-владыка (а не общий прародитель) и ближайшим агнатом оказывается его сын (Pomp., 30 ad Q.Muc, D.38,16,12). Совпадение понятий "suus" (непосредственный нисходящий подвластный) и "adgnatus proximus" (D.38,10,3) позволило понтификам, не меняя текст закона XII таблиц, наполнить его новым содержанием: если наследодатель не назначал в завещании одного из подвластных3, домовладыкой после его смерти становился сын — на основании агнатического родства. Такое понимание надолго законсервировало следующий текст закона (Ulp., Reg.,26,1; Coll., 16,4,1): SI INTESTATO MORITUR ЕСЛИ КТО-ЛИБО УМРЕТ БЕЗ ЗА-CUI SUUS HERES NEC ВЕЩАНИЯ И [ПОЭТОМУ] ЕЮ ESCIT ADGNATUS PROXI- ПОДВЛАСТНЫЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ MUS FAMILIAM НАВЕТО. НАЗНАЧЕННЫМ НАСЛЕДНИКОМ, ПУСТЬ ДОМОВЛАДЫКОЙ СТАНЕТ БЛИЖАЙШИЙ АГНАТ. Эта формула была применима даже к тем случаям, когда — в соответствии с утвердившимся значением личности filius families — домовладыками после смерти главы семейства становились все его ближайшие нисходящие мужского пола. Являясь друг другу братьями, новые домовладыки образовывали коллегию, совместно распоряжаясь семейным достоянием, — consortium fratrum. Эта форма семейства известна как "ercto non cito" (неразделенное и непотревоженное): "ercisco" — "разделять" (термин сохранился также в названии иска о разделе общего наследства — actio fami-liae erciscundae), "cieo" — "приводить в движение" (Serv., ad Aen., 8,642; Fest, p.72 L). Наиболее полные сведения о консорциуме братьев-наследников содержатся во фрагментах Институций Гая (Gai., 3,154 а—Ь), найденных в Египте в 1933 г. Из описания Гая следует, что каждый из братьев обладал интегральной властью
3 Первоначально назначить наследником по завещанию — heres — можно было только подвластного (suus). Глава 1. Универсальное преемство mortis causa над всем семейным достоянием (так что каждый из них даже мог самостоятельно отпускать на волю общих рабов), будучи ограничен столь же абсолютным правом veto со стороны других. Единство potestas в семействе сохраняется несмотря на множественность домовладык. Этот аспект отражен и в названии иска о разделе консорциума и соответствующей legis actio по закону XII таблиц (5,10 — Gai. D.10,2,1 pr) — actio familiae erciscundae. Разделу подвергается familia — объект potestas, конституирующий статус домовладыки (pater familias). Консорциум распадался и естественным путем: со смертью одного из братьев среди его нисходящих возникал новый consortium fratrum, а участники прежнего оказывались главами самостоятельных семейств. Таким образом, на этом этапе развития форм семейной жизни большая агнатическая семья (возглавляемая коллегией домовладык) сосуществует с малой патриархальной семьей (в которой сохраняется единоначалие — familia proprio iure) и обе формы сменяют друг друга от поколения к поколению. Существенный прогресс на этом переходном этапе связан с тем, что статус домовладыки открыт теперь сразу всем агнатам одного поколения (одной степени родства с прародителем) и каждая большая семья автоматически распадается на самостоятельные патриархальные семейства, которые сохраняют между собой лишь абстрактную агнатическую связь (familia com-muni iure). Последние известия о консорциуме братьев восходят ко II в. до н. э. Значение поколенной близости к общему статичному ориентиру — прародителю или более близкому домовладыке, во власти которого могли бы состоять члены агнатической группы, — сохраняется и в классическом порядке наследования ab intestato, который приходит на смену консорциуму с утверждением familia proprio iure в качестве основной формы патриархальной семьи. В случае отсутствия нисходящего ближайшей степени на его место вступают более отдаленные (например, на место сына — его дети, внуки наследодателя) — successio in locum, получая долю отсутствующего в совместное обладание (реликт консорциума). Этот порядок называется наследование по представительству. Преемство степеней (и трансмиссия наследства) при наследовании подвластных (sui) — successio graduum et ordinum — происходит в соответствии с равенством подвластных одного поколения и призванием к преемству всех лиц, которые со смертью актуального домовладыки становятся personae sui iuris. Наследственная масса при этом делится поколенно — in stirpes (Gai., 3,8; Paul, Sent, 4,8,8 = Coll, 16,3,8; Ulp, Reg, 26,2), так что более отдаленным нисходящим достается лишь доля, предназначавшаяся
Раздел IX. Наследственное право лицу, предшествующему по степени, что связано с иерархической структурой патриархального семейства. Если домовладыка, не оставивший завещания, умирал без подвластных, по ius civile к наследованию призывались члены fa-milia communi iure — другие агнаты покойного. Конкуренция двух форм семейной организации потребовала новой интерпретации закона XII таблиц (ср. Gai., 1,165; 3,40), которая произошла уже в эпоху veteres: республиканские юристы признали за непосредственными подвластными преимущественное право на наследование ab intestato, так что в конце предклассического периода возникло понятие suus heres (наследник из подвластных). Автоматическое наследование sui стало трактоваться как необходимое (successio necessaria), поскольку с точки зрения индивидуальных наследственных прав их положение отличалось тем, что они не могли отказаться от наследования (Gai., 2,152; 157). "Adgnatus proximus" закона XII таблиц — в отсутствие нисходящих — занял место бокового родственника наследодателя (Gai., 3,11; Coll.,16,2,12; 16,3,23;26; Ulp., Reg., 26,1), причем степень родства стала отсчитываться от конкретного лица de cuius. Если de cuius имел родного брата (вторая степень родства), то двоюродный брат — агнат того же поколения — к наследованию не допускался как лицо более отдаленной степени родства (третья). Среди второй очереди наследников по закону — боковых аг-натических родственников de cuius — трансмиссия наследства не допускалась. Если ближайший боковой родственник наследодателя отказывался от наследства (агнаты не являлись необходимыми наследниками) или умирал, не успев принять открывшееся в его пользу наследство, то агнаты дальнейших степеней к наследованию не допускались (Gai., 3,12; 22; Ulp., Reg., 26,5; Paul., Sent., 4,8,21). Доля отсутствующего добавлялась к оставшимся (Ulp., Reg., 26,5), а если других агнатов той же степени не было, наследство отходило к сородичам — gentiles (Gai., 3,17). Недопустимость successio graduum среди цивильных наследников второй очереди представляет собой реликтовое действие древнейшего порядка наследования, основанного на принципах агнатиче-ского семейства, которому была неизвестна идея колена — stirps. Среди агнатов наследство делится, в отличие от наследников первой очереди по ius civile, не поколенно, а поголовно — in capita (Gai., 3,16; Tit. ex Ulp., 26,5; Paul., Sent, 4,8,21). Порядок преемства цивильными наследниками третьей очереди — gentiles — рано вышел из употребления и известен мало. Итак, наследование без завещания по ius civile строилось на агнатической связи, и лица, претерпевшие capitis deminutio minima, к наследованию не допускались (Gai., 3,21). Эта строгость ци- Глава 1. Универсальное преемство mortis causa 5?5 вильного права (ius strictum, — Gai., 3,18) создавала значительные неудобства, поскольку не соответствовала утвердившимся в общественном сознании представлениям о кровном родстве (cognatio, — Gai., 3,23). Поэтому претор стал допускать к наследованию ближайших родственников, несмотря на то, что между ними не было агна-тической связи. Bonorum possessio sine tabulis предоставлялось в зависимости от близости к наследодателю, которая устанавливалась в соответствии с особыми критериями. Претор предусмотрел семь классов (gradus) наследников без завещания. Первый класс, составляли дети покойного (liberi), как sui, так и эманципированные родные дети, а также те, которые получили римское гражданство уже после рождения по решению императора (causae cognitio, — Gai., 1,93; 3,20). Исключались лица, перешедшие в другую familia (усыновленные и женщины in manu). Юристы называют этот порядок "bonorum possessio unde liberi" (D.37,10,7,6; 38,6,2). Испросив в течение года со дня открытия наследства bonorum possessio (D.38,9,1,12), эти лица получали от претора наследственные права и были защищены лучше любого цивильного наследника ab intestato. Преторские наследники первой очереди конкурировали непосредственно с sui heredes, преимущественные права которых на наследование по ius civile понимались как следствие их подвластного положения при жизни наследодателя. Эманципированные дети обладали имущественной самостоятельностью, и их участие в наследовании, наряду с sui, представлялось отчасти несправедливым. Гармония могла быть восстановлена, если бы эманципированные, заявив претензию на соучастие в жизни их бывшей familia, внесли в наследственную массу собственное имущество — collatio bonorum. Претор предписывал, чтобы претендент на bonorum possessio в разряде unde liberi давал в пользу наследника из подвластных гарантию (cautio), обещая передать ему справедливую — обычно по оценке третьего лица (boni viri arbitratu) — часть собственного имущества (D.37,6,1,9). Эта cautio обусловливала предоставление bonorum possessio (D.37,6,3 pr). Более того, замужняя дочь наследодателя, которая, получив от него приданое (dos profecticia), потенциально оказывалась в более выгодном положении перед своими братьями, принуждалась дать гарантию в том, что она в случае развода разделит с ними приданое, вырученное у бывшего супруга (collatio dotis) Такая практика, несомненно, приводила к тому, что эманципированные дети, обладавшие значительным состоянием, отказывались претендовать на малоперспективные наследства. Особая проблема вставала в отношении замужней дочери, которая, не совершив conventio in manum, оставалась наследницей по ius civile, Раздел IX. Наследственное право тогда как наличие приданого (в том числе dos adventicia, — С.6,20,4 а.239) делало ее положение более выгодным, чем у сыновей. По рескрипту Антонина Пия такая наследница принуждалась дать cautio (если она не дала его прежде, отказавшись от bonorum possessio) в ходе процесса о разделе наследства (D.37,7,1 pr). Второй класс преторских наследников именовался "legitimi" и полностью копировал наследование агнатов по ius civile. Правда, существовало мнение, согласно которому в этом случае допускалось преемство степеней (Gai., 3,28). Bonorum possessio unde legitimi можно было испросить в отсутствие претендентов unde liberi, то есть спустя год после открытия наследства. Подвластные дети, не успевшие испросить bonorum possessio в срок, могли претендовать на него в качестве агнатов (D.37,7,2), устраняя всех лиц более отдаленных степеней родства. В соответствии с SC Tertullianum, принятом при Адриане, в этот класс включалась также родная мать покойного, которая получала равную долю с его родными сестрами. SC Orfitianum 178 г. предусматривало, чтобы наследство женщины, не оставившей завещания, отходило ее детям (даже незаконным), а наследство детей — матери. Эти сенатские постановления вводили не только bonorum possessio unde legitimi матерей в отношении наследства их детей и детей в отношении наследства их матерей, но и цивильные права для указанных категорий лиц, которые уступали лишь правам sui heredes: только их отказ от наследства открывал доступ к нему агнатам в соответствии с ius antiquum. Третий класс составляли кровные родственники — cognati — до седьмой степени родства. Unde cognati (среди когнатов) на наследство могли претендовать даже дети, отданные в усыновление в другую семью (Gai., 3,31)4. Признание cognatio не зависело от законности брака (D.38,8,2; 65). Дети могли наследовать матери и наоборот. Однако наследники этого разряда всегда были слабее агнатов, то есть имели bonorum possessio sine re. В этом классе также воспроизводились некоторые черты порядка наследования агнатов по ius civile: родственник более близкой степени устранял дальнейших (преимущество имели дети наследодателя, которые могли наследовать и по этому разряду, — D.38,9,1,11); среди родственников одинаковой близости к наследодателю наследство делилось in capita и наследования по представительству не было. Четвертый класс преторских наследников составляют супруга и дети патрона (даже эманципированные) по отношению к воль- 4 Усыновленные, таким образом, могли наследовать в двух семьях сразу (D.38,8,1,4). Глава 1. Универсальное преемство mortis causa ноотпущеннику — unde familia patroni. Сам патрон призывался к наследству либерта по праву агнатства, уступая лишь его sui heredes. При этом, если либерт имел только искусственных нисходящих (усыновленных, супругу in manu), патрон получал половину наследства (по классу unde liberi). Это решение претора последовательно развивает идею агнатической связи между патроном и либертом на основе интерпретации XII таблиц (Gai., 3,41). Пятый класс также относился к наследству либерта: bonorum possessio получал патрон его патрона, если таковой имелся. Шестой класс (unde vir et uxor) отвечал ожиданиям пережившего супруга (D.38,11,1; Coll., 16,8,1; Ulp., Reg., 28,7). Это признание юридического значения брака в плане поимущественных отношений супругов mortis causa было зачастую эфемерным, поскольку наследственные права пережившего супруга получали силу только при отсутствии у покойного кровных родственников. Седьмой класс преторских наследников составляли родственники патрона (unde cognati manumissoris), которые могли претендовать на выморочное имущество вольноотпущенника. В постклассический период развитие наследования по закону характеризуется постепенным смягчением всех ограничений ius civile, в том числе и тех, которые отразились в преторском праве. Наконец, при Юстиниане преимущество adgnatio перед cognatio упраздняется окончательно, а наследственные права родственников женского пола полностью уравниваются с правами родственников мужского пола. В 543 г. Новелла 118 устанавливает четыре класса наследников ab intestato. Первый класс, согласно данной Новелле, составили дети и их нисходящие. Наследование происходило per stirpes, и представительство было неограниченным по степени родства. Второй класс объединял родителей (с восходящими) и родных братьев и сестер (с внуками от них). Наследство между восходящими делилось in capita внутри отцовской и материнской линий, но наличие одного из родителей исключало восходящих. Среди братьев наследство Делится in stirpes, но представительство ограничено их непосредственными нисходящими. Если боковые родственники конкурируют с восходящими, наследство делится поголовно. Третий класс включал сводных братьев и сестер с их детьми, которые призывались в случае отсутствия своих родителей и наследовали по праву представительства. Четвертый класс состоял из остальных кровных родственников, которые призывались в зависимости от близости в соответствии с successio ordinum et graduum. Наследство между ними делилось in capita и представительство не допускалось. Раздел IX. Наследственное право §6. Наследование по завещанию (successio testamentaria) Ulp., Reg., 20,1: Testamentum est mentis nost- Завещание — это правомерная после нашей смерти. Институт завещания — одно из наиболее адекватных выражений индивидуальной распорядительной власти лица над своим имуществом. Только с признанием индивидуального характера собственности стало возможным определение судьбы вещей волевым решением не только inter vivos, но и mortis causa. По содержанию завещание нацелено на определение преемника роли наследодателя (heres). Завещатель не просто отчуждает свое имущество на случай смерти другим лицам, но ставит новое лицо на свое место, возмещая свое будущее отсутствие в обществе. Этим, по сути, универсальное преемство отличается от сингулярного. Наследодатель распоряжается своей позицией в гражданском обороте, выступая признанным хозяином не только материальных объектов, усвоенных его индивидуальной волей, но и хозяином своей формально определенной воли в целом — субъективной стороны своих правоотношений. Такая полнота владения самим собой, такая степень индивидуальной свободы соответствует высокому уровню развития права, снимающего различие между субъективной и формально признанной оценками роли личности и обеспечивающего совпадение личных и общественных ценностей и интересов. Эволюция субъекта права на разных стадиях развития римского общества отразилась в развитии содержания наследственного преемства и роли наследника, которым соответствуют и исторические формы римского завещания. Утверждение индивидуальных интересов и постепенное осознание роли собственной личности в архаический период (что выразилось в формировании понятия нисходящей линии родства — stirps — и наследовании sui без завещания) сказалось в стремлении древнего домовладыки оставить место главы семейства своему сыну, устранив ближайшего к предкам агната. Это желание подлежало обнародованию и формальному засвидетельствованию (testamentum) в священном собрании курий (comitia cala-ta): всеобщий уровень обсуждения вопроса позволял преодолеть зависимость отдельного домовладыки от внутренних норм семейной жизни. Возможно, первоначально для того, чтобы получить утвердительное решение собрания, домовладыка должен был на- Глава 1. Универсальное преемство mortis causa звать объективные обстоятельства, определившие его выбор в пользу нисходящего, — подобно тому как при усыновлении в comitia calata (adrogatio) он ссылался на отсутствие других агнатов и связанную с этим опасность для дальнейшего существования familia5. Testamentum calatis comitiis носил характер исключения: священные комиции созывались всего два раза в год (Gai., 2,101; Ulp., 20,2; Gell., 1,12,18; Macrob., Sat, 1,10,14—16). Суррогатом этой формы опосредования индивидуальной воли всеобщим мнением римского народа (формально и сакрально определенного) являлось testamentum in procinctu — завещание в готовом к бою войске. Перед началом сражения каждый домовла-дыка мог объявить свою — возможно последнюю — волю ближайшим соратникам (Gai., 2,101; Gell, 1,34,1; Cic, de orat, 1,53,228; Plut, Coril.,9). Эти два вида завещания совершенно вышли из употребления к концу предклассической эпохи. Третий вид завещания возникает позже, хотя также является весьма древним: он был известен уже во времена XII таблиц, устанавливавших свободу завещания (5,3). Gai., 2,102: Accessit deinde tertium genus Затем добавился третий род заве- testamenti, quod per aes et щания, который совершается по- libram agitur. Qui neque средством меди и весов. Tom, кто calatis comitiis neque in не сделал завещания ни в священ- procinctu testamentum fece- ных комициях, ни в готовом к бою rat, is si subita morte иг- войске, чувствуя приближение guebatur, amico familiam su- смерти, передавал посредством am, id est patrimonium su- манципации свою familia, то есть um, mancipio dabat, eumque свое состояние, другу и объявлял rogabat quid cuique post ему, что и кому он желает дать mortem suam dari vellet. после своей смерти. Это завещание Quod testamentum dicitur называется "посредством меди и per aes et libram, scilicet quia весов", поскольку оно совершается per mancipationem peragitur. посредством манципации. Как и всякий акт per aes et libram6, завещание требовало присутствия пяти свидетелей и весовщика. В данном случае в этом качестве не могли выступать лица, подчиненные власти самого 5 Представляется недопустимым распространенное смешение этих 6 Элий Галл называет эту функцию либральной сделки (наряду с Раздел IX. Наследственное право домовладыки или его друга, получавшего familia (Gai., 2,105—107; Ulp., Reg., 20,3—6), поскольку акт непосредственно затрагивал семейные отношения вовлеченных лиц. Это ограничение может говорить о том, что первоначально данный вид распоряжения mortis causa использовался для того, чтобы передать роль домовладыки постороннему для семейства лицу (extraneus), что не допускалось при древнейших видах завещания. При этом лицо, получающее familia, выступает как отдельная личность, вне семейных связей (Гай говорит о недопустимости в этом деле домашнего свидетельства — "reprobatum est in ae re domesticum testimonium", — Gai., 2,105), и потому — в качестве друга (amicus), отношение с которым строится на взаимном признании индивидов как таковых. Символически передавая другу объект, определяющий позицию pater familias, домовладыка достигал того, что после его смерти другие агнаты не могли автоматически занять его место. Друг охранял familia от претендентов, дожидаясь прихода того, кого ему указал наследодатель. Таким способом обеспечивалась передача роли главы семейства лицу, которое в соответствии с древними семейными порядками (mores maiorum) не могло быть непосредственным преемником данного домовладыки (например, эманципированный сын). Следует думать, что лицо, выбранное в преемники, становилось домовладыкой, исполняя эту роль в течение года (usucapio pro herede). При этом никакого приобретения в собственном смысле слова не происходило, напротив, сам наследник входил в семейство в качестве нового pater familias. В частности, его деятельность в роли домовладыки должна была включать отправление семейных религиозных обрядов (sacra) и уплату долгов наследодателя (Gai., 2,54). Фидуциарное завещание претерпело показательную эволюцию. Gai., 2,103: Namque olim familiae emp- Ведь прежде familiae emptor, mo tor, id est qui a testatore fa- есть тот, кто принимал от заве- miliam accipiebat mancipio, щателя семейство посредством heredis locum optinebat, et ob манципации, занимал место на- id ex mandabat testator, quid слеЭяико, и поэтому завещатель cuique post mortem suam поручал ему, что и кому он желает ■. „.,. дать после своей смерти; теперь dan vellet; nunc vero alius a ,.... же одно лицо назначается по заве- heres testamenti instituitur, а щанию наследником> который и quo etiam legata rehnquun- обременяется отказами по завеща- tur, alius dicis gratia propter пито, другое — номинально из-за под- veteris iuris imitationem ражания старому праву выступа- familiae emptor adhibetur. em в роли покупателя семейства. Глава 1. Универсальное преемство mortis causa Старая форма либрального завещания не считается собственно testamentum, так как здесь не назначается heres, и называется mancipatio familiae. Вместо наследника по завещанию посредством этого акта создается заместитель индивидуальных распорядительных полномочий домовладыки, который в этой роли подобен heres, но он не наследует ни права, ни обязанности de cuius и тем более не становится главой семейства. На второй стадии акт становится завещанием — testamentum per aes et libram: домовладыка непосредственно назначает себе преемника (heres), а роль familiae emptor сводится к номинальному участнику манципационного ритуала, который составляет необходимый нормативный контекст, обеспечивающий юридическую силу заявлению наследодателя. Развитие этой формы стало возможным на основе интерпретации закона XII таблиц (6,1), объявлявшего ius любое заявление (nuncupatio) в рамках ритуала per aes et libram. Воля завещателя становилась lex privata, откуда и термин "legare" (от "lex dare" — "издавать частный закон") для указания на распоряжение mortis causa. Таким образом, завещание состояло из двух актов: mancipatio familiae и nuncupatio testamenti (Ulp., Reg., 20,9). Подробное описание процедуры оставил Гай (Gai., 2,104). Составив таблички с текстом завещания, наследодатель совершал манципационный акт с другом. Передавая домовладыке медный брусок, друг (amicus) заявлял: "Familiam pecuniamque tua endo mandatela custodelaque mea, quo tu iure testamentum facere possis secundum legem publicam, hoc aere aeneaque libra, esto mihi empta" — "Пусть твое имущество будет приобретено мною посредством этой меди и медных весов в управление и охрану с тем, чтобы ты мог по праву сделать завещание в соответствии с народным законом". Первоначально речь шла не об имуществе — familia pecu-niaque, а о familia — показателе места в семейной структуре. Этой стадии соответствует устойчивое название контрагента: "familiae emptor" ("покупатель семейства")7. Familia не приобретается, а берется под охрану и в управление (mandatum, от "manum dare" — "давать manus"), но этого достаточно, чтобы 7 Во времена Гая оригинальный смысл термина уже был утрачен, поэтому в соответствии с новой имущественной трактовкой он, впервые упоминая "familia" в значении, отличном от совокупности лиц, спешит пояснить: "id est patrimonium suum" — "то есть свое имущество" (Gai., 2,102). Раздел IX. Наследственное право завещатель мог указать, кому ее следует передать для окончательного усвоения. Вовлечение в оборот основы семейного статуса домовладыки, которое отмечает возрастание в семье роли его личности, способствовало утверждению восприятия всего семейного достояния как подчиненного его индивидуальной воле. Pomp., 5 ad Q.Muc, D. 50,16,120: Verbis legis duodecim tabu- Считается, что этими словами дующих] законов, так и авторитетом устанавливающих право. Первоначальная широта полномочий завещателя отразилась и в тексте nuncupatio testamenti. Очевидно, имитируя древнее заявление в священных комициях, завещатель, держа таблички завещания, провозглашал (Gai., 2,104; Ulp., Reg., 20,9): "Наес ita ut in his tabulis cerisque scripta sunt, ita do ita lego ita testor itaque vos Quirites testimonium mihi perhibetote" — "Так, как это записано на этих глиняных табличках, так даю, так распоряжаюсь, так завещаю, так и вы, квириты, предоставьте мне свидетельство". Завещание получало юридическую силу, хотя его текст обычно не объявлялся. Таблички завещания8 складывались вместе надписью внутрь и скреплялись печатями (signa) свидетелей (Cic, in Verr., 1,45,117). Свидетелей, включая libripens и familiae emptor, было семь, поэтому на документе должно было стоять семь печатей. Именно столько требовал претор для признания документа основанием для bonorum possessio secundum tabulas (Gai., 2,119). Позднее стали требоваться также подписи (adscriptiones, — D.28,1,22,4). 8 Слово "tabulae" удерживалось по традиции: для завещания мог быть использован любой писчий материал (D.37,11,1 pr). Глава 1. Универсальное преемство mortis causa В плане преторского права этот документ имел значение не просто для доказательства (ad probationem), но для эффекта сделки (ad substantiam actus), и без него наследники могли рассчитывать только на bonorum possessio sine tabulis (Gai., 2,151a). Претор, однако, в конце классической эпохи стал предоставлять bonorum possessio secundum tabulas, даже если завещание было выполнено только в устной форме (С.6,11,2,1 а.242; ср. Ulp. D.28,1,21 pr). Эта форма завещания просуществовала на протяжении всей классической эпохи и засвидетельствована документально (FIRA, III, р.129—159). Константин дозволил составлять завещание без манципации: было обязательным лишь присутствие традиционных для манципации пяти свидетелей (С.6,23,15)9. При этом сохраняло силу преторское требование, по которому документ с завещанием должен был содержать печати и подписи семи свидетелей. Наконец, Феодосии II в 439 г. (С.6,23,21) унифицировал требование семи печатей, сохранившееся и при Юстиниане (С.6,23,28 а.530; eod.,29 а.531)10. Главным содержательным элементом завещания было назначение наследника (heredis institutio), которое Гай называет началом и основанием всего завещания ("caput et fundamentum totius testamenti", — Gai., 2,229). Текст завещания начинался с heredis institutio (обычно по формуле "TITIUS HERES ESTO" — "Пусть Тиций будет наследником"), и все написанное до этой фразы рассматривалось как ненаписанное. Если назначение не имело силы, то и все завещание считалось недействительным. Heredis institutio имела глобальное значение. Признавалось невозможным назначить наследника, исключив из состава наследства определенную вещь (heredis institutio detracta certa re). Такое завещание считалось недействительным. Однако юриспруденция, стремясь по возможности сохранить завещание в силе (favor testamenti), изменила ius civile в этом вопросе: по решению Аквилия Галла ("auctoritate Galli Aquilii", — D. 28,5,75 (74)) оговорка, рассматривалась как непоставленная. Сходным образом, нельзя было назначить heres в отношении отдельной вещи 9 Помимо упоминания в указанной конституции Констанция (339 г.), 10 По конституции Валентиниана III 446 г. (Nov.Val., 21,2) призна Раздел IX. Наследственное право (ex certa re), однако, начиная с Сабина, оговорку стали рассматривать как непоставленную, и указанн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|