Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема оценки таланта современниками.




М.Булгаков.(судьба Мастера и его романа), непонимание современниками пушкинского творчества, песни Высоцкого, официально не признанные (за исключением лишь некоторых), распространявшиеся в виде любительских записей, исполнявшиеся автором на полулегальных концертах и просто на вечеринках, «пошли в народ», стали известны всей стране, были разобраны на цитаты, отдельные фразы превратились в пословицы и поговорки.

4. Проблема любви к родине, проблема русского характера.

В центре рассказов, повестей, романов, поэм многих русских писателей и поэтов находится проблема русского национального характера. В произведениях Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке", Б. Васильева "А зори здесь тихие", М. Шолохова "Судьба человека", В, Распутина "Пожар", А. Солженицина "Матренин двор "(В поисках русского национального характера Солженицин заглядывает в "самую нутряную Россию" и находит человека, превосходно сохраняющего себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности - Матрёну Васильевну Григорьеву. По Солженицину, естественны для народного характера независимость, открытость, искренность, доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к чужим. Она "не могла отказать" и даже "покидала свой черёд дел". При этом она не испытывала и оттенка зависти, если видела изобилие и относительное благополучие в хозяйстве, искренне радовалась за людей, понимала бренность, неверность и ненужность материальных благ. Матрёна "не гналась за обзаводом, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни, не гналась за нарядами". Всё это она считала глупостью и не одобряла. Глупы были люди, не понимающие истинную ценность жизни и спорящие из-за избы погибшей Матрёны)

В. Г. Распутин «Последний срок» (1970), «Уроки французского» (1973), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976) По мысли В. Распутина, с любви к малой родине начинается формирование сознания человека - первоосновы всех его поступков и дел. В ряду многих качеств, составляющих внутренний мир человека, патриотизм утверждается писателем как коренное, необходимое свойство личности. Любовь, верность, почитание Родины, по наблюдениям писателя, проявляются в скрупулезном знании подробностей отечественной истории, в уважительном сбережении в памяти примет своей малой родины, в неподдельном чувстве ответственности за прошлое, настоящее и будущее своей земли. Писатель справедливо полагает, что высший смысл своей жизни русский человек видит в служении Отечеству, как ценности имеющей всеобъемлющий характер. В. Распутин выступает защитником духовной сущности патриотизма. Писатель подчеркивает, что это чувство обязательно должно быть деятельным, должно побуждать человека к активным действиям, поступкам на благо своей Родины. Такого рода деятельность является не только непременным условием истинного патриотизма, но и его критерием. Очень важно каждому чувствовать себя не случайным человеком на Земле, а продолжателем и продолжением своего народа. Это чувство не может прийти само по себе, оно рождается в сознании человека, осмысляющего те деяния, которые были совершены его нацией на протяжении всей истории своего развития. Именно такое чувство В. Распутин и называет истинным патриотизмом. По мысли прозаика, характерная черта русского человека - привязанность к России в целом и к родным местам, к языку, к соотечественникам. Русскими людьми владеет, прежде всего, ощущение связи с Отечеством, семьей, национальной средой. Отсюда его самозабвение в общих начинаниях, в делах во имя Родины.В повести «Прощание с Матёрой» ярким воплощением народного характера является образ Дарьи, которая значительно превосходит односельчан силой духа, твердостью характера, независимостью. Но самобытность и мощь характера героини В. Распутина определяются отнюдь не ее, как может показаться, отгороженностью от внешнего мира. Напротив, её человеческий потенциал во многом зависит от её укоренённости в народной жизни. Автор подчеркивает, что она выделяется среди матёринских старух «своим строгим и справедливым характером», прежде всего, потому, что сумела сохранить в себе те качества, которые были свойственны «прежним людям, полным строем ушедшим на покой». Эта обращенность героини к опыту прошлого, к своим предкам свидетельствует о данном ей драгоценном чувстве рода, ощущении того, что лишь «в малой доле живет сейчас на земле». По убеждению В. Распутина, в своем духовном проявлении человек в каждый момент своей жизни связан с движением времени: прошлым, настоящим и будущим.

 

 

Проблема наркомании.

Употребление наркотиков (как и когда-то алкоголя) стало фактически повсеместной проблемой. Возможно через какое-то время будут говорить, что и наркомания - наше "исконное утешение". Видимо, кто-то, как и прежде, заинтересован изъять из истории следы того мира, в котором столетиями охранялась и строилась жизнь православного человека. Однако накануне крушения Российской империи в сознании русского общества наркомания воспринималась как что-то скандальное, экзотическое. В "высшем свете" полушепотом обсуждалось пристрастие к наркотикам князя Ф.Ф. Юсупова. В большей степени наклонность к наркотикам проявлялась в бандитских притонах. Свидетельства о наркоманах-одиночках или мальеньких группах мы находим в литературе тех лет: повести "Молох" Куприна, "Роман с кокаином" Агеева, рассказ Булгакова "Морфий". Кокаин и морфий появились в богемно-эзотерических салонах авангардистов - как атрибутика эпатажной революционности новых искусств. Традиционное православное мировоззрение русского народа не позволяло наркомании в России превратиться в общественно значимую проблему.(Айтматов Ч. Плаха. – М., 1987.
Ч.. Айтматов «Плаха». Сильное впечатление в романе производит начало: сцена бойни сайгаков, когда, подобно пожару в Африке, мчатся рядом леопард, антилопа, тигр – все вместе, потому что общая беда гонит. Так и люди должны сплотиться в борьбе с общей бедой – наркоманией.
Айтматов один из первых поднял эту тему в художественной литературе.
Действительно, Ч. Айтматов первый открыто сказал, что наркомания есть, она набирает силу. И мы с вами должны знать природу этого явления, пути распространения, возможности борьбы.

Проблема наркомании в России: статистические данные

В настоящее время на учете в медучреждениях находится только 15-20% от числа людей, употребляющих наркотики. 80% употребляющих наркотики - это люди в возрасте 18-39 лет.

По масштабам и последствиям для человечества наркоманию можно сравнить с геноцидом, причем, из всех способов ограбления и истребления народа самым эффективным является распространение наркоманий. Они, как средство геноцида, имеют 3 великих достоинства.

Во-первых, они устраняют сразу 3 поколения людей, потому что молодые люди от 15 до 25 лет, став наркоманами, умирают через 4-5 лет. Они заражаются гепатитом, ВИЧ и другими болезнями; не оставляют потомства, во всяком случае полноценного, потому что у наркоманов угнетаются сексуальные желания и возможности.

Кроме того, многие наркоманы способствуют распространению наркоманий среди своих друзей, которые также становятся смертниками.
Во-вторых, уничтожение населения происходит без убийств, без крови и насилия. Не нужно трат времени, средств и трудов на нейтронную бомбу и военные действия. Все сделают наркоманы своими собственными руками.
Так же как любители табака и алкоголя. Сами покупают эти заменители нормальных удовольствий. Они умирают как больные, а не умышленно убитые, хотя наперед известно, что от пьянства и курения люди вымирают и вырождаются.

В-третьих, наркоманы очень щедро платят наркомафии за свое собственное самоубийство. Отдадут все свои деньги, продадут ценные вещи и даже квартиры для того чтобы покупать наркотики. Наркотизация - это дьявольский способ отобрать у человека деньги, все, что он имеет, и уничтожить его, не "пачкая" своих рук.

6. Проблема неуважительного отношения юношества к старости и старикам. Проблема одиночества.

Когда-то человека, которому перевалило за семьдесят, считали «зажившимся».

В деревнях верили, что такой старик становится «вампиром», то есть пьет жизненные силы своих близких. И частенько, если становилось невмоготу тянуть такого «зажившегося», его сажали зимой в сани и отвозили в лес, в овраг и там оставляли на верную смерть.

Сейчас картина несколько изменилась. Продолжительность жизни стала выше, и пожить подольше уже не считается зазорным. Только какой будет эта жизнь, никто не знает.

Можно надеяться на детей, мол, помогут, поддержат. Хорошо, если у вас была дружная семья, никто не болел и не умер раньше срока. Ведь человек смертен, а главное смертен внезапно, как говорил Воланд. И если вдруг мы останемся одни - не по нашей вине, а по вине случая - рассчитывать особо не на кого. Государство обещает нам пенсии, которых едва хватает на оплату коммунальных счетов, а как насчет пожить «для себя»? Поездить заграницу? Об этом нашим старикам остается только мечтать, и им проще либо умереть, либо впасть в маразм.

И все те, кто еще молод и может двигаться, с опаской вглядываются в свое будущее. А что-то нас там ждет? Какими мы будем? Конечно, хотелось бы видеть себя и бодрым, и здоровым, а, главное, хоть чем-то занятым. Хоть художественным свистом, только бы не вести растительную жизнь. Но что нам может предложить наше, опять же, многострадальное государство? Ничего. Школ для пожилых людей у нас нет, университет был один, в Самаре, да и его все порываются прикрыть. Если уже не прикрыли.

На Западе, в Европе и США, давно принята система образования для тех, кому за…Одними из первых Университет для пожилых людей открыли французы, в Тулузе. Оказалось, это интересно и нужно людям. А раз есть спрос, есть и предложение.

У нас же человек, доживший до определенного возраста, становится будто бы изгоем, он полностью оторван от общества. Хорошо, если он окружен родственниками, и тихо, спокойно доживает свои деньки. А если нет? И почему, собственно, должно «доживать»? Почему не жить так же полноценно, как и раньше? Иначе чем эта старость отличается от той, которую в овраг, все равно умрет?! Да ничем. У нас, если старик - сиди дома, у телевизора. Ты не нужен уже никому.

Есть пожилые люди, которые занимаются самообучением. У них вторая молодость, они заново узнают мир. Многие осваивают компьютер, чему-то учатся, чтобы не потеряться в современных реалиях, чтобы их не выкинули на помойку, как использованный и ненужный механизм.

И еще это снисходительно-раздраженное отношение к старикам - в магазинах, в метро, даже дома. Мол, мешаешься, ну да ничего, я тебе, конечно, помогу, но эта любезность неуважительна, она презирает старость. А перед внутренним взором все этот овражек - сами такими будете, и вас так же и обхамят в булочной, но хлебушек продадут.

А ведь это наши мамы и папы, наша связь с прошлым и настоящим. Без них нас не было бы, и разве виноват человек в том, что тело стареет? Главное сердцем не стареть, а душа, как известно, не стареет.

Не забывайте своих близких, не оставляйте их в оврагах равнодушия и одиночества.

В.Распутин «Последний срок».Повесть появилась в то время, когда значительная часть населения переселилась из деревни в город. Молодые люди, покидавшие отчий дом, оставляли пожилых родителей, стыдились своего происхождения. У постели умирающей матери собрались дети, приехавшие из города. Перед смертью мать словно выходит на судное место. Она видит, что между нею и детьми нет прежнего взаимопонимания, дети разобщены, забыли о полученных в детстве уроках нравственности. Анна уходит из жизни, трудной и простой, достойно, а её детям ещё жить и жить. Повесть заканчивается трагически. Спеша по каким-то своим делам, дети оставляют мать умирать одну. Не перенеся такого страшного удара, она в ту же ночь умирает. Распутин упрекает детей колхозницы за неискренность, нравственную холодность, забывчивость и суетность.

Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола». Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда.

Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит уроком молоденькой учительнице, недавно приехавшей в деревню: ведь в городе у нее осталась мать, «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».

 

7 .Проблема выбора профессии.

Свобода выбора и осмысленное следование своему призванию — одна из новейших привилегий человечества. Еще сто пятьдесят лет назад все решали традиции: мужчина занимался тем, чем занимались его предки, женщины не работали вовсе. Научно-технический прогресс привел к появлению новых сложных специальностей. Возникли понятия «профессиональное самоопределение» и «профессиональная пригодность».Как правило, наш современник самостоятельно принимает решение, кем быть. Конечно, на выбор влияет множество факторов (мнение родителей и друзей, социальное положение, состояние рынка труда, его величество случай), но последнее слово обычно остается за молодым человеком. Специалисты выделили несколько причин, по которым юноши и девушки выбирают свой путь. Многие, прислушиваясь к голосу сердца, идут в ту сферу, в которую стремились с детства. Чаще всего такие молодые люди уже имеют представление о содержании будущей работы и практический опыт (полученный в тематических кружках или при подработке на каникулах), поэтому последующего разочарования не происходит. Конечно, сейчас по призванию профессию выбирают гораздо реже, чем в советское время. Нынешние старшеклассники черпают знания о рынке труда из средств массовой информации и из жизни (наблюдая за родителями, родственниками, соседями), а при выборе руководствуются более приземленными мотивами. Социологические опросы показали, что юношество отдает предпочтение тем ремеслам, которые, по их мнению, более престижны, хорошо оплачиваются и предполагают комфортные условия труда. Каждая из причин выбора имеет право на существование. Обычно молодые люди имеют ошибочное представление о специфике той или иной профессии. Ребята полагают, что, получив определенную специальность (юридическую, экономическую, медицинскую), они автоматически завоюют общественное признание. Кроме того, массовое сознание однозначно считает некоторые сферы труда высокооплачиваемыми. Иногда профессию выбирают под влиянием взрослых или за компанию. Редко, но случается, что таким образом человек попадает туда, куда надо. А чаще желание не перечить родителям или учиться вместе с одноклассниками приводит в тупик. Выбор жизненного пути в соответствии с интересами и способностями друзей или родственников, а не со своими собственными, не может быть адекватным. На судьбу способна повлиять и случайность. Дмитрия Харатьяна, например, не помышлявшего об актерской карьере, на кинопробы позвала знакомая девочка. И изо всех претендентов именно Харатьяна режиссер Владимир Меньшов выбрал на главную роль в фильме «Розыгрыш». Вывод Выбор профессии также важен для молодого человека, как и еда, отдых, сон и т.д. Делая шаг в сторону подходящей для себя профессии, молодой человек встаёт на новую ступеньку в своей жизни. От его выбора зависит вся его дальнейшая жизнь. И нет ничего страшного в том, что молодой человек выбрал не подходящую для себя профессию. В жизни можно всё исправить, если постараться. Но если человек с первого раза выбирает профессии (что бывает редко) которая ему подходит и поступает в ВУЗ, а потом работает по своей специально, то жизнь человека можно считать успешной.
И главное никогда не падать духом. Из любой ситуации всегда есть выход. Главное верить и знать, что не от успехов в школе зависит, будешь ты успешным или нет, а от самого человека. Поэтому если вы плохо учились в школе, не думайте что из вас ничего хорошего в жизни не получится. Если вы захотите вы сможете добиться большего, нежели ваши одноклассники, которые учились только на пятёрки.

 

8.Проблема человеческого поступка.

Красота спасет мир…» - говорил Ф. М. Достоевский, имея в виду внутреннее содержание этого качества, некую гармонию, божественную истину. Отсюда и красивый поступок, по мысли писателя, должен отвечать Божьим заповедям, прежде всего, быть добрым.
Кто же из персонажей романа Достоевского поступал действительно красиво?
Главный герой произведения – Родион Раскольников совершил много хороших дел. Он отзывчивый, добрый по натуре человек, который тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям, даже если это ставит под угрозу его дальнейшее существование. Так, рискуя жизнью, Раскольников спасает из огня детей. Свои последние деньги герой отдает Мармеладовым, увидев их бедственное положение. Раскольников пытается защитить пьяную девочку с К-го бульвара от пристающих к ней мужчин. Родион переживает за сестру, Дуню, стремится помешать ее браку с Лужиным, чтобы уберечь от унижения. Герой любит и жалеет мать, Пульхерию Александровну, старается не беспокоить ее своими проблемами. Но беда Раскольникова в том, что он для выполнения столь глобальных целей выбрал совсем неподходящее средство. В отличие от Раскольникова, истинно красивые поступки совершает Соня. Она жертвует собой ради близких людей, потому что любит их. Да, Соня - блудница, но у нее не было возможности быстро заработать деньги честным путем, а семья умирала от голода. Эта женщина губит себя, но душа ее остается чистой, потому что она верит в Бога и всем старается делать добро, любя и сострадая по-христиански.
Самый красивый поступок Сони – спасение Раскольникова. Она вернула Родиона к истине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир в иных цветах. Это и помогло Раскольникову обрести веру, надежду, любовь.
Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь свою греховную суть и воскреснуть. В действиях Сони Мармеладовой выражена вся красота человеческого поступка.

Героям Л.Н. Толстого в высшей степени свойственно ощущение необходимости соответствия своей жизни определённым нравственным критериям, гармонии своих действий и убеждений, отсутствие разлада между поступками и собственной совестью. Несомненно, это позиция автора, который зачастую намеренно проводит своих героев через сложные жизненные испытания, чтобы они могли осознать свои действия и выработать в своей душе стойкие нравственные принципы. Эти убеждения, выстраданные сердцем, в дальнейшем не позволят героям пойти вопреки тому, что они сознательно вынесли из житейских трудностей. Особенно показательным примером единства мысли и поступка становится Пьер Безухов — один из любимых героев писателя. Находясь в разладе с женой, чувствуя отвращение к той жизни в свете, которую они ведут, переживая после своей дуэли с Долоховым. Пьер невольно задаётся вечными, но такими важными для него вопросами: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я?» И когда один из умнейших масонских деятелей призывает его изменить свою жизнь и очистить себя служением добру, приносить пользу своему ближнему, Пьер искренне поверил «в возможность братства людей, соединённых с целью поддерживать друг друга на пути добродетели». И для достижения этой цели Пьер делает всё. что считает необходимым: жертвует деньги братству, устраивает школы, больницы и приюты, пытается облегчить жизнь крестьянок с малыми детьми. Его поступки всегда в ладу с его совестью, а ощущение правоты даёт ему уверенность, в жизни.

 

9. Проблема нравственного долга, нравственного выбора.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (выбор Татьяны, следование ею нравственному долгу);Л.Н.Толстой «Война и мир» (выбор Андрея Болконского, Пьера); Б.Васильев «В списках не значился». Произведения заставляют задуматься над вопросами, на которые стремиться ответить себе каждый: что стоит за высоким нравственным выбором – какие силы человеческого ума, души, судьбы, что помогает человеку сопротивляться, проявлять удивительную, поражающую жизнестойкость, помогает жить и умирать «по-людски»?

 

 

4 2009

В

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...