Классификационный признак образовательных технологий
Наименование образовательных технологий
Описание образовательных технологий
По уровню
применения
Общепедагогические технологии
Характеризуют целостный педагогический процесс в конкретном учебном заведении для подготовки кадров соответствующих направлений и профилей
Частнометодические (предмет-ные) технологии
Совокупность методов и средств, направленных на реализацию определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета
Локальные
(модульные) технологии
Технологии, направленные на освоение обучающимися отдельных частей/разделов/тем и др. элементов образовательного процесса
По категории
обучающихся
Массовые
технологии
Направлены на обучение достаточно большого количества обучающихся. Контактная работа преподавателя с обучающимися в условиях аудиторных занятий (лекции/практические/лабораторные занятия и т.д.)
Продвинутые
технологии
Технологии для работы с обучаемыми, имеющими высокий уровень интеллектуального развития по конкретной дисциплине (модулю). Вовлечение одаренных студентов в процесс конструирования/проектирования каких-либо исследовательских работ, в деятельность по новым научным направлениям. Развитие интереса будущих специалистов к конкретным вопросам, связанным с наукой и производством
Индивидуальные
технологии
Направлены на формирование и развитие самостоятельности студентов в учебной деятельности: самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины, решение типовых/нестандартных задач, выполнение рефератов и т.д.
По позиции и отношению к обучаемому со стороны обучающих
Традиционные
(классические)
технологии
Цели образования ставятся исходя из интересов общества и государства и видятся, прежде всего, в формировании человека с заданными, необходимыми обществу и государству качествами. Взаимодействие в таких технологиях носит однонаправленный характер и представляет собой воздействие педагога на обучаемого. При этом четко определены цели обучения, воспитания и развития, заданы ориентиры деятельности, предложен широкий спектр педагогических средств, обеспечивающих овладение систематическими знаниями, позволяющими сформировать то или иное социально ценное качество
Личностно-ориентированные технологии
Цель обучения – наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интересов и способностей. Развитие индивидуальности обучающихся происходит с учетом социальных требований и запросов к формированию ее качеств
Технологии сотрудничества
Активизация учебной деятельности студентов. Развитие у обучающихся рационального логического мышления, формирование коммуникативных компетенций (работа в коллективе, аргументированное и этичное отстаивание своих позиций)
По типу организации и управления познавательной деятельностью
Технологии обучения с помощью технических средств
Демонстрация слайдов, презентаций, видеороликов посредством мультимедийного оборудования
Технологии обучения «по книге»
Освоение теоретического курса по учебникам и нормативно-техническим документам
Информационно-коммуника-ционные технологии
Освоение теоретического курса по Интернет-ресурсам и информационно-справочным системам
Модульно-рейтинговые
технологии
Постепенный перевод блоков теоретического материала из циклов познания в циклы деятельности. Применение рейтинговых шкал оценивания
По критерию
«способ-метод-средство»
Репродуктивные
технологии
Организация деятельности репродуктивного характера: алгоритмические действия или действия по точно описанным правилам, инструкциям. Использование словесных, наглядных, практических методов обучения. Основным моментом таких технологий является способность обучающихся самостоятельно решать типовые задачи, выполнять задания по инструкциям/маршрутным картам
Объяснительно-иллюстративные технологии
Одни из наиболее экономных способов передачи обучающимся обобщенной и систематизированной информации по данной дисциплине/модулю. Обучающиеся выполняют деятельность, необходимую для первого уровня усвоения знаний, – смотрят, слушают, читают, наблюдают, запоминают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной. Выдача заданий для самостоятельной работы и объяснение их решения на конкретных примерах
Коммуникативные технологии
Технологии, связанные с общением между обучающим и обучаемыми. Направлены на формирование и развитие умений передавать информацию и организовывать деловые взаимоотношение с окружающими людьми
Технологии, направленные на развитие творчества
Выполнение реферата и выступление с докладом на секции ежегодной студенческой научно-технической конференции. Участие в олимпиадах вуза
Технологии развивающего/са-моразвивающего обучения
Студенту отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой при выполнении плана самостоятельной работы с помощью учебно-методических пособий; самостоятельное освоение теоретического курса по учебникам, учебно-методическим пособиям. Исследовательские методы в обучении. Самостоятельное пополнение студентом своих знаний. Предложение путей решения проблемы, развитие воображения, образного, логического, абстрактного мышления
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Для выполнения самостоятельной работы обучающиеся имеют воз-можность использовать материально-техническую базу университета и учебно-методическое обеспечение дисциплины. Предусмотрены помещения для самостоятельной работы, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду университета.
Номер семестра
Номер недели
Тема (раздел) учебной дисциплины (модуля)
Вид самостоятельной работы студента. Перечень
учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Кол-во часов
По календарному учебному графику заочного факультета
3, 7
Контрольная работа № 1 «Анализ стандартных». Методические указания [7] (см. подразд. 8.2)
Контрольная работа № 2 «Выбор точности зубчатой передачи для обеспечения эффективности машин». Методические указания [8] (см. подразд. 8.2)
Всего часов СР:
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Фонд оценочных средств по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» является неотъемлемой частью настоящей рабочей программы и представлен отдельным документом в приложении к ней.
8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
8.1. Основная литература
№ п/п
Наименование,
кол-во экземпляров
в библиотеке
Автор(ы)
Место издания, издательство, год
Используется при изучении разделов
(из п. 4.3)
Метрология, стандартизация и сертификация [Электронный ресурс]: Рекомендовано Мин. образования и науки РФ: электронный учебник
А. Г. Сергеев, В. В. Терегеря
М.: Юрайт, 2011
1 – 9
Основы стандартизации, метрологии и сертификации. Учебник. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117687
Зубков Ю. П., Берновский Ю. Н., Зекунов А. Г., Мишин В. М., Архипов А. В.
Нефедов В. А., Курилов П. Г., Зекунов А. Г., Архипов А. В.
М.: Юнити-Дана, 2009
8.2. Дополнительная литература
№ п/п
Наименование,
кол-во экземпляров
в библиотеке
Автор(ы)
Место издания, издательство, год
Используется при изучении разделов (из п. 4.3)
Основные положения метрологии: конспект лекций. 205 экз.
В. М. Волков, Ю. А. Иванова
Омск: ОмГУПС, 2012
1, 2, 7
Шероховатость поверхности (параметры, обозначение, нормирование): учебное пособие. 347 экз.
В. М. Волков, Ю. А. Иванова, А. В. Бородин
Омск: ОмГУПС, 2012.
4, 7
Рекомендуемые посадки и поля допусков: методические указания. 252 экз.
В. М. Волков
Омск: ОмГУПС, 2012
3, 7
Метрология, стандартизация и сертификация: в 3 ч.: конспект лекций Ч. 1. 187 экз.
В. М. Волков
Омск: ОмГУПС, 2009.
1 – 9
Метрология, стандартизация и сертификация: в 3 ч.: конспект лекций Ч. 2. 189 экз.
В. М. Волков
Омск: ОмГУПС, 2009.
Метрология, стандартизация и сертификация: в 3 ч.: конспект лекций Ч. 3. 214 экз.
В. М. Волков
Омск: ОмГУПС, 2009.
Выбор стандартных посадок (контрольная работа 1): методические указания к выполнению контрольной работы. 260 экз.
В. М. Волков
Омск: ОмГУПС, 2014.
3, 7
Выбор точности зубчатой передачи для обеспечения эффективности машин (контрольная работа 2): учебно-методическое пособие к выполнению контрольной работы. 85 экз.
В. М. Волков
Омск: ОмГУПС, 2014.
3, 7
Технические измерения диаметральных и угловых величин: методические указания к выполнению лабораторных работ. 182 экз.
В. М. Волков
Омск: ОмГУПС, 2014.
1 – 3, 7
Рекомендуемые посадки и поля допусков: методические указания.252 экз.